Основные направления развития социологии труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание

Целью работы является на основании научной литературы раскрыть вклад русских ученых в развитие социологии труда.
Задачи исследования:
Раскрыть социологию труда как научная дисциплина;
Рассмотреть методы и задачи социологии труда;
Проанализировать некоторые идеи П. Сорокина, С.Н. Булгакова, В.В. Берви-Флеровского;
Раскрыть взгляды Гастева, Богданова, Ядова, Кравченко на современном этапе эволюции социологии труда.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы социологии труда
1.1 Социология труда как научная дисциплина
1.2 Методы и задачи социологии труда
2. Основные направления развития социологии труда в России
2.1 Некоторые идеи П. Сорокина, С.Н. Булгакова, В.В. Берви-Флеровского
2.2 Взгляды Гастева, Богданова, Ядова, Кравченко на современном этапе эволюции социологии труда
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

реферат по социологии.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую  и достаточно надежную информацию для  формирования социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического развития трудовых организаций (коллективов), для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой — способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

Основные задачи дисциплины социология труда определены ее целью, которая предусматривает исследование научных основ, теоретических, методологических положений и практического опыта в области управления человеческими ресурсами – формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

Главная задача – изучение сущности и механизмов социальных процессов в сфере  труда в контексте жизнедеятельности  человека и общества. Ее решение  основано на изучении методологических положений экономической трудовой теории, раскрывающей основополагающую роль труда в жизнедеятельности человека и общества, а также экономические и социальные особенности труда в конкретных исторических условиях.

Другая задача – изучение факторов и резервов эффективной занятости, формирования и рационального использования трудового потенциала, повышения эффективности и производительности труда. Определяющими предпосылками для решения этой задачи являются, во-первых, механизм реализации российских законов и социально-экономической политики в регулировании социально-трудовых отношений, а во-вторых, изучение закономерностей, объективных и субъективных факторов, воздействующих на социальные процессы, отношение человека к труду, его поведение в коллективе.

Еще одна задача – выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями  и процессами, протекающими в национальной экономике рыночного типа, ориентированной  на социальное развитие, а также  взаимосвязей рынка труда с рынками  сырья, капитала, фондовыми рынками.1

Так же можно  выделить и другие задачи социологии труда, которые состоят в: изучении и оптимизации социальной структуры  общества, трудовой организации (коллектива); анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов; поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника; оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании отношения к труду в условиях рынка; усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда; изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов; создании системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе, трудовой организации и т.д.

Иными словами, задачи социологии труда сводятся к  выработке методов и приемов  использования социальных факторов в интересах решения важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переориентации экономики. 
 

2. Основные направления развития социологии труда в Росссии 

2.1 Некоторые идеи  П. Сорокина, С.Н.  Булгакова, В.В.  Берви-Флеровского 

Значительный  вклад в развитие русской классической школы социологии труда дореволюционного периода (середина 19 века - 1917г.) внесли выдающиеся русские учёные: Питирим Александрович Сорокин, Василий Васильевич Берви-Флеровский, Сергей Николаевич Булгаков, Борис Николаевич Чичерин, Николай Константинович Михайловский и другие.

Важной заслугой П.А. Сорокина (1889-1968г.) является разработка теории социальной стратификации - дифференциация данной совокупности людей на классы, группы, слои в иерархическом ранге, выражающаяся в существовании высших, средних и низших слоёв населения. Любая организованная социальная группа расслаивается именно из-за своего постоянства и организованности; например, деловая организация, семья, политическая партия, шайка разбойников, научное общество и др. Сорокин выделил 3 формы социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Если экономический статус у членов общества неодинаков, если среди них есть как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется экономическим разделением независимо от того, на каких принципах оно построено, на коммунистических или капиталистических. Профессиональная стратификация проявляется в двух видах: как межпрофессиональная, так и внутрипрофессиональная. Межпрофессиональная стратификация -это иерархия межпрофессиональных групп, а внутрипрофессиональная - внутри каждого профессионального класса. Он выделил социально-значимые профессии, связанные с функциями организации и контроля группы. Это люди, напоминающие машиниста локомотива, от которого зависит судьба пассажиров в поезде. Он отмечал, "что в любом обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, необходимого для её выполнения, в большей привилегированности группы и в более высоком ранге, который она занимает в межпрофессиональной иерархии, и наоборот ".1

Профессиональные  группы неквалифицированных рабочих  всегда находятся внизу профессиональной пирамиды и являются самыми низкооплачиваемыми работниками во все времена и  во всех странах, за исключением России. Группы работников физического труда всегда были менее оплачиваемыми, менее привилегированными, менее влиятельными и ценимыми по сравнению с группами работников умственного труда, и только в России в отношении таких интеллектуальных профессий, как врач и учитель, нарушен этот универсальный и постоянно действующий общепринятый порядок вещей.

Внутрипрофессиональные  группы Сорокин подразделил на следующие  слои:

1) предприниматели,  или хозяева, экономически независимые  в своей деятельности;

2) служащие высшей категории (директора, менеджеры, главные инженеры, члены совета директоров корпораций), профессиональная функция которых заключается не в физическом, а в интеллектуальном труде;

3) наёмные рабочие,  которые заняты в основном  физическим трудом и зависимые в своей деятельности.

Питирим Сорокин  разработал идею социальной мобильности, под которой понимается любой  переход индивида, или социального  объекта, из одной социальной позиции  в другую, и различал два основных типа социальной мобильности - горизонтальную и вертикальную.

Под горизонтальной мобильностью, или перемещением, подразумевался переход индивида, или социального  объекта, из одной социальной группы в другую, расположенную на одном  и том же уровне, например, переход  из одного гражданства в другое, переход из одной семьи в другую, с одного предприятия на другое при сохранении своего профессионального статуса. Под вертикальной социальной мобильностью понимается перемещение индивида из одного социального слоя в другой, при этом существует два типа социальной мобильности: восходящая, т.е. социальный подъём, и нисходящая, т.е. социальный спуск. Сорокин использует разные исторические примеры в качестве иллюстрации. Он отмечает, что большевики в России до революции не имели высокого положения, но затем эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение, которое раньше занимала царская аристократия. Аналогичные явления наблюдаются в политической и профессиональной стратификации.

Своего пика социология труда достигла в 1912 г., когда появилась очень своеобразная концепция отца Сергея Булгакова (1871-1944), благодаря которой отечественная социология труда заявила о себе как о серьезном мировом явлении.1

Его оригинальные и светлые социологические идеи были высказаны в трудах "Философия  хозяйства " и " Христианская социология ", в которых рассматриваются  проблемы труда и хозяйства.

К сожалению, идеи этого замечательного русского философа забыты, но в настоящее время их актуальность не вызывает сомнений, и возвращение к ним жизненно необходимо.

В работе " Христианская социология " С.Н. Булгаков считал, что  экономические науки имеют очень  ограниченный кругозор и только христианство объясняет всё. Хозяйственная деятельность связана с человеческим трудом, направленным на удовлетворение человеческих нужд. Человек есть микрокосмос в макрокосмосе, или мир малый в большом мире. Всё в мире сопряжено в человеке, который имеет хозяйственное отношение к миру.

Труд есть деятельность человека. По мнению социалистов и Адама Смита, "экономический человек" не имеет души и сердца, а является лишь счётной машиной. Маркс считает, что человек имеет право на существование только постольку, поскольку он олицетворяет капитал, но в действительности всё не так; в действительности существуют люди, одарённые Богом и обладающие или не обладающие чувством долга и совестью. Человек остаётся целостным во всех сторонах своей жизни, в частности и в хозяйственной деятельности. Нельзя отделить от духовной жизни какую-нибудь сторону вообще, хозяйственную или другую. Существует не один лишь экономический человек вообще; каждая эпоха имеет своего экономического человека; и религиозная личность имеет и в хозяйственной жизни определённое значение. Каждая религия имеет свою практическую этику, которую она включает и в хозяйственную жизнь.

С.Н. Булгаков считал, что основа нашего хозяйства должна быть христианской. Восстановление утраченного  хозяйственного порядка невозможно без духовного возрождения, ибо  хозяйственная дисциплина укрепляется лишь в связи с преодолением естественной инерции и распущенности человека. Труд необходим каждому для оправдания его существования. Плохо приходится, если отделить социальную жизнь от духовной; надо исполнять социальное дело для Господа.

Одним из первых представителей русской школы социологии труда был Василий Васильевич Берви-Флеровский(1829-1918). В своей знаменитой книге " Положение рабочего класса в России " он на основе широкой статистической информации и личных наблюдений проанализировал различные типы хозяйств практически по всей бескрайней территории земледельческой и промышленной России, описал нравственное настроение работников, их условия труда и быта, уровень и образ жизни в различных губерниях, отдавая при этом свои предпочтения и симпатии крестьянству и земельной общине. Он призывал избавить народ от тяжкого хождения на доработки, " которое бьёт и уходящего работника и оставшееся семейство ", к избавлению работников от малопроизводительного ручного труда и к развитию машинного и усовершенствованного производства, поскольку одной фабрики достаточно для снабжения целого края, а также к созданию учреждений для оказания помощи всем рабочим, " обременённым большими семействами ".1 Он обращал внимание на то, что интеллектуальный труд получает очень маленькое вознаграждение.

Важной заслугой В.В. Берви-Флеровского являются его  идеи о русской земельной общине, которую он считает высшей формой самоуправления народа и спасением народа.

Становление социологии труда как особой социологической  дисциплины произошло не одновременно. Вся общая социология находилась ещё в процессе своего оформления: уточнялись предметы и методы исследования, вырабатывался понятийный аппарат, накапливался фактологический материал.

Перед социологией  труда встала задача синтезировать  разрозненные знания обществоведческих  дисциплин в единое целое, что  удалось достичь только к концу 20 века. 

2.2 Взгляды Гастева,  Богданова, Ядова, Кравченко на  современном этапе эволюции социологии труда 

После 20-х годов 20 века начался современный этап эволюции социологии труда, который  продолжается и сейчас. Для этого  этапа характерна ориентация на разработку общетеоретических вопросов и на прикладную социологию, а также стремление адаптировать сложившийся в русской социологии и марксизме понятийный аппарат к новым общественным условиям и идеологическим стандартам. В то время " машина красного террора " работала безостановочно. Из страны высылались лучшие философы и социологи на знаменитом " философском пароходе ", учёные, не принявшие разрушительные социалистические идеи. Началось формирование учёных -ортодоксальных марксистов.

Одним из лидеров  нового поколения стал А.К. Гастев (1882-1941), видный революционер, писатель, создавший в 1921 г. Центральный институт труда (ЦИТ),разработал концепцию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места, методику рационального производственного обучения и теорию управленческих процессов. 1Данная концепция получила название " технобиосоциальной "и охватила сферы техники и технологии, биологии, психофизиологии, экономики, истории и педагогики, а также содержала основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики и праксеологии.

Оригинальность  Гастева — в тесном соединении внедрения новых форм организации  труда и системы обучения рабочих  новым трудовым приемам. Главное, рассуждал  Гастев, дать каждому рабочему не "застывшую  норму" или стандарт, как это делал Тейлор, а психологическую и общебиологическую установку — нацеленность на постоянное, каждодневное совершенствование и приемов, и организации труда.2

Информация о работе Основные направления развития социологии труда в России