Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она признана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др. функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы функционирования налоговой системы РФ.…6
1.1 Понятие и сущность налоговой системы……………………………..6
1.2 Функции налогов и структура налоговой системы РФ…………….10
1.3 Политика налогообложения в экономике России: содержание и особенности………………………………………………………………………14
2 Анализ поступления федеральных налогов в бюджет Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1 Федеральные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджетной системы…………………………………………………...20
2.2 Анализ динамики и структуры поступления федеральных налогов на примере НДФЛ в региональные и местные бюджеты за 2007-2009 гг…..25
3 Основные перспективные направления налоговой системы РФ……32
3.1 Перспективы развития налоговой системы…………………………32
3.2 Изменения в законодательной базе по основным налогам и сборам…………………………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………..43
Библиографический список………………………………………………45
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы функционирования налоговой системы РФ.…6
1.1 Понятие и сущность налоговой системы……………………………..6
1.2 Функции налогов и структура налоговой системы РФ…………….10
1.3 Политика налогообложения в экономике России: содержание и особенности…………………………………………………
2 Анализ поступления федеральных налогов в бюджет Российской Федерации………………………………………………………
2.1 Федеральные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджетной системы…………………………………………………...
2.2 Анализ динамики и структуры поступления федеральных налогов на примере НДФЛ в региональные и местные бюджеты за 2007-2009 гг…..25
3 Основные перспективные направления налоговой системы РФ……32
3.1 Перспективы развития налоговой системы…………………………32
3.2 Изменения в законодательной базе по основным налогам и сборам………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………45
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследуемой темы, заключается в том, что налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она признана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др. функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.
Каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей территории. Концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям условий перехода к рыночным отношениям, должны быть законодательно закреплены в Бюджетном Кодексе, устанавливающем права и взаимные обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных органов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.
Налоговые отношение – отношения перераспределительного характера, поэтому от их развития также зависит общественный прогресс. В то же время они, основываясь на первичных распределительных (денежных) отношениях, зависят от их совершенства, их адекватности состоянию экономического базиса. Вся совокупность производственных отношений (экономических, финансовых, бюджетных ценовых, кредитных, налоговых) зависит от уровня производительных сил, самым непосредственным образом определяет этот уровень. Таким образом, совершенствование экономики – создание органичного единства между всеми фазами воспроизводства: производством, распределением, обменом и потреблением.
Изъятие государством в пользу общества определённой части ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через доходы и расходы государства производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Степень изученности в литературе. Исследования современных моделей налогообложения нашли отражение в работах А. Брызгалина, А.Козырина, В.Князева, С.Пепеляева, В.Пушкаревой, Д.Черника, С.Шаталова. Существенный вклад в исследование проблемы бюджетного федерализма и регионального реформирования налогообложения внесли работы Л.Абалкина, С.Глазьева, Б. Златкис, В. Кирпичникова, А. Колесова, Л.Лаврова, В.Лексина, Р.Новоселова, С.Павленко, В.Мокрого, Л.Прониной, Т.Поляк, В.Родионовой, М.Яндиева.
Целью курсовой работы является изучение основных направлений развития налоговой системы РФ.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- изучить теоретические основы функционирования налоговой системы РФ;
- провести анализ поступления федеральных налогов в бюджет Российской Федерации;
- рассмотреть основные перспективные направления налоговой системы РФ.
Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации и современные тенденции ее развития.
Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений между федеральными, региональными органами управления по поводу формирования и распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней.
В процессе исследования были использованы такие методы, как анализ и синтез, методы сравнения и группировки, графических изображений, системный подход и др.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные научные труды и статьи в области финансов, бюджета, налоговых и неналоговых доходов регионального уровня, законодательные акты Российской Федерации, Указы Президента РФ и Постановления Правительства России.
Информационной базой исследования послужили материалы Федеральной службы статистики, Министерства финансов РФ, Министерства экономики, статистические данные о социально-экономическом развитии субъектов РФ. В работе использовались данные, опубликованные в периодической печати, средствах массовой информации.
Структура работы отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1 Теоретические основы функционирования налоговой системы РФ
1.1 Понятие и сущность налоговой системы
Налоги – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.
Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.
Налоговая система появилась с возникновением государства, а проблемы теории налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети XVIII в. Французский ученый Ф.Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народно-хозяйственного процесса. Ключевую роль налогов в экономической системе общества А. Смит выразил следующим образом (1755 г.): «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей»[1].
В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.
Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.
Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.
Термин «политика» определяется в словаре русского языка как «деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями».
Налоговая политика — это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятии государства в области налогов.[2] При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:
- фискальная — формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов;
- экономическая — регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной
активности, регулирования спроса и предложения;
- социальная — снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан;
- экологическая — рациональное использование ресурсов и защита
окружающей среды за счет усиления роли соответствующих на
логов и штрафов;
- контрольная — проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике;
- международная — заключение с другими странами соглашений об избежание двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.
Принято считать, что современная налоговая система должна выполнять следующие основные функции:
- фискальную (обеспечение собираемости налогов);
- стимулирующую (стимулирование развития экономики и роста производства);
- социальную.
Пока же, как представляется, российская налоговая система вышеперечисленные функции выполняет неудовлетворительно: конкретные стимулы и льготы направлены не в сторону материального производства. Более того, в Основных направлениях налоговой политики на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов совершенствование налоговой системы сводится к решению частных проблем или улучшению «общего налогового администрирования» и снижению «общей налоговой нагрузки». В результате темпы роста промышленного производства, по данным Росстата, снижаются год от года (2003 — 8,9%, 2004 — 8,3%, 2005 — 4%, 2006 — 3,9%); недопустимо высок (более 50%) уровень «теневых» доходов3, растет имущественное расслоение населения (в 2006 году доходы 10 % «богатых» в 15,3 раза превысили доходы 10 % «бедных», в 2005 году — в 14 раз); структура произведенного ВВП говорит о дальнейшем росте сырьевой зависимости России[3].
«Борьба» с инфляцией сегодня ведется путем «сдерживания» расходов бюджета и «стерилизации» «избыточных доходов» в Стабилизационном фонде, накапливаемом на счетах в зарубежных банках. На самом деле эти монетаристские меры ничего не решают. Динамика бюджетных расходов и доходов не всегда и необязательно влияет на темпы инфляции. Главными причинами инфляции являются отставание внутреннего, «рублевого» производства товаров от роста «рублевого» же платежеспособного спроса и несоответствие роста средней зарплаты росту производительности труда. Для устранения этих несоответствий есть только одно средство — увеличение темпов роста внутреннего производства товаров, пользующихся спросом, и ускоренное перевооружение материальной базы этого производства — машиностроительного комплекса страны. Введение новых налоговых льгот нефтяникам и утверждение на 2009—2011 гг. ускоренного роста тарифов на услуги естественных монополий (на электроэнергию и газ — вдвое, на услуги железнодорожников — в полтора раза) фактически «подхлестывают» инфляцию.
1.2 Функции налогов и структура налоговой системы РФ
Налоги являются основным инструментом государственного регулирования экономики. Кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке.
Информация о работе Основные направления развития налоговой системы РФ