Особенности социальной работы с семьями и детьми группы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить систему социальной работы с семьями и детьми группы риска и разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьями и детьми группы риска
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1.Определить сущность неблагополучия семей;
2.Выявить особенности социальной работы с неблагополучными семьями и детьми из таких семей;
3.Создать модель деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска;
4.Провести анализ деятельности центра помощи семье и детям г.Саратов
5. Определить организационно функциональную структуру реализации модели
6.Разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьёй и детьми группы риска

Содержание

Введение……………………………………………………………….................. 3
1.Научно-теоретические основы социальной работы
с семьями и детьми группы риска…................................................................... 7
1.1 Сущность семейного неблагополучия……………………………………. ...7
1.2 Особенности социальной работы с неблагополучными
семьями и детьми из таких семей…………………………............................ ...15
1.3Теоретическая модель деятельности учреждений
социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска………………………………………………………………………………19
2.Технологии социальной работы с семьями и детьми
группы риска на примере центра помощи семье и детям г.Саратова………………………………………………………………………....24
2.1 Анализ деятельности центра помощи семье и детям г.Саратова…………………………………………………………………………242.2 Организационно-функциональная структура реализации модели деятельности учреждений помощи и поддержки семей и детей группы риска………………………………………………………………………………29
2.3 Практические рекомендации специалистам по работе с семьёй и детьми группы риска……………………………………………………………………..34
Заключение ……………………………………………………………………....37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

                                              Содержание:

 

Введение……………………………………………………………….................. 3

1.Научно-теоретические основы социальной работы

 с семьями и детьми  группы риска…................................................................... 7

1.1 Сущность семейного  неблагополучия……………………………………. ...7

1.2 Особенности социальной  работы с неблагополучными

 семьями и детьми  из таких семей…………………………............................ ...15

1.3Теоретическая модель  деятельности учреждений 

социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска………………………………………………………………………………19

2.Технологии социальной  работы с семьями и детьми 

группы риска на примере центра помощи семье и детям г.Саратова………………………………………………………………………....24

2.1 Анализ деятельности центра помощи семье и детям г.Саратова…………………………………………………………………………242.2 Организационно-функциональная структура реализации модели деятельности учреждений помощи и поддержки семей и детей группы риска………………………………………………………………………………29

2.3 Практические рекомендации  специалистам по работе с семьёй и детьми группы риска……………………………………………………………………..34

Заключение ……………………………………………………………………....37

Список использованной литературы…………………………………………...39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Введение

     Семья – это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями, между женами и мужьями.

Во все времена семья  являлась неким показателем состояния государства. Благополучие того или иного общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих в нем. И поэтому общество должно способствовать поддержанию благополучной атмосферы внутри семьи, смягчать возникающие проблемы и решать вопросы.

Одним из предназначений семьи является воспроизводство  нового поколения и воспитание его. Маленький человек в своей  семье усваивает нормы и правила  человеческого поведения, идет его  приобщение к культуре. Семья воспитывает  будущую личность, будущего полноправного участника общественных отношений, который будет вершить историю своей страны и общества, в котором он живет.

Кризисы, возникающие  в обществе, прежде всего, бьют по семье, влияют на выполнение семьей своих  функций. И чаще всего семьи перестают справляться с ними, они попадают в группу так называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы.

Все большее распространение  получают неблагополучные семьи, семьи, в которых нарушено нормальное функционирование и жизнь.

Проблема исследования заключается в том, что благополучие семьи зависит напрямую от благополучия общества, статуса благополучие общества, в свою очередь, – от благополучия семьи.

Специалистам необходимо вовремя выявлять неблагополучие в семье и делать всё возможное для того, чтобы семья вновь обрела статус «благополучная»

 

Степень научной разработанности: В настоящее время проблеме социальной работы с семьями и детьми группы риска посвящено значительное количество работ. Основу нашего исследования составляют работы таких авторов как: Антонов А.И., Деменьтьева И.Ф., Холостова Е.И и др.

Объект исследования: социальная работа с семьями и детьми группы риска

     Предмет исследования: технологии работы с семьями и детьми группы риска.

 Цель работы: определить  систему социальной работы с  семьями и детьми группы риска и разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьями и детьми группы риска

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:

1.Определить сущность неблагополучия семей;

2.Выявить особенности  социальной работы с неблагополучными  семьями и детьми из таких  семей;

3.Создать  модель  деятельности учреждений социальной  помощи и поддержки семей и  детей группы риска;

4.Провести анализ деятельности центра помощи семье и детям г.Саратов

5. Определить организационно функциональную структуру реализации модели

6.Разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьёй и детьми группы риска

Теоретическая значимость : Был обобщён материал по данной теме и сделаны выводы, которые могут стать основой для дальнейших исследований

Практическая значимость : разработанная  теоретическая модель и практические рекомендации , при  желании, могут быть реализованы  в центрах, оказывающих социальную помощь и поддержку неблагополучным семьям.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

      Положения, выносимые на защиту:

1.Первая глава содержит в себе теоретические основы социальной работы с семьями и детьми группы риска, а так же характеристику семей данной социальной группы. Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно. Основными проблемами неблагополучных семей, являются: Алкоголизм родителей; повышенная конфликтность в семье; денежно-материальное неблагополучие; высокая занятость на работе и, следовательно, недостаток внимания к ребёнку; неоправданная строгость по отношению к детям, отсутствие навыков правильного воспитания детей. для решения таких проблем нужно вмешательство специалистов. Социальная помощь оказываемая таким семьям делится на : социально-бытовую, социально-правовую, социально-реабилитационную, психологическую, социально-медицинскую и педагогическую. Специфику и работы с неблагополучными семьями и детьми из таких семей специалисты определяют в зависимости от конкретного случая и типа неблагополучия семьи.

2.На основе анализа  особенностей социальной работы  с семьями и детьми группы  риска, была разработана теоретическая  модель деятельности учреждений  социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска. Цель  модели- скоординировать наиболее эффективную работу учреждения по работе с детьми и семьями группы риска Деятельность специалистов в учреждениях осуществляющих социальную работу с неблагополучными семьями протекает по 3 основным направлениям это: профилактическая работа, диагностика семьи и реабилитационная работа с семьёй. Цель первого направления- Организация педагогического просвещения родителей, целью диагностического направления является постановка социального диагноза семьи с помощью таких методов как наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование. Специалист руководствуется Методологическими  и этическими принципами такими как: объективность, множественность источников информации, достоверность информации, клиентоцентризм, конфедициальность, невмешательство в частную жизнь. Важнейшим уровнем является реабилитационный, целью которого является работа с семьёй направленная на устранение семейного неблагополучия . Работа состоит из 3 подуровней: индивидуального, группового и общинного. Индивидуальный включает в себя такие методы как: консультирование, телефонное консультирование, патронаж; групповой строится на методах беседы, лекций, дискуссий, собраний; цели общинного уровня воспитательные, пропагандистские, рекриационные. Разработанная модель будет способствовать успешной работе специалистов.

3.Вторая глава содержит в себе технологии социальной работы с семьями и детьми группы риска. Социальную помощь и поддержку неблагополучным семьям и детям из таких семей оказывают в различных учреждениях. Мы определили  сущность данной работы на примере   ГУ "Центр социальной помощи семье и детям" г. Саратова . Основными направлениями деятельности Центра являются: выявление семей, имеющих признаки острого социального неблагополучия; оказание мер социальной поддержки социально уязвимым категориям семей; предоставление социальной помощи семьям, испытывающим жизненные затруднения; осуществление комплексной социальной реабилитации женщин и детей, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации, в том числе переживающих насилие в семье; профилактика семейного неблагополучия и предупреждение различных форм социальной дезадаптации несовершеннолетних.

На основе изученной  информации по данной проблематике, нами разработаны практические рекомендации специалистам соблюдение которых будет содействовать боле эффективной деятельности.

 

1. Теоретические основы  особенности социальной работы  с семьями и детьми  группы  риска

1.1 Сущность семейного  неблагополучия

Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие - жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи - можно сравнивать со среднестатистическими. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением ее членов, ответом на вопрос «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье: чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.

Разумеется, в каждой семье есть проблемы, нередко они, накапливаясь, мешают спокойному течению  жизни. Пьянство одного из членов семьи, частые ссоры по поводу и без, отсутствие работы и нехватка денег на элементарные нужды - что-то одно или все вместе - отравляют существование многим нашим согражданам, и, прежде всего, детям. И вполне может наступить момент, когда по этим причинам на вопрос «Хорошо ли живется в семье?», нельзя будет дать положительный ответ. Возникает, по терминологии социальных работников, «проблемная семья». Семья существует, ребенок приходит после уроков домой, а не к друзьям и не в подворотню, за ним присматривают, создают условия для учебы. «Качество жизни» не соответствует некоторым стандартам, однако у ребенка есть свой дом, и он не хочет из него уходить. Запас прочности проблемной семьи невелик, и ситуация рано или поздно изменится. Чтобы она развивалась в пользу ребенка, родителям нужно проявлять инициативу, а не ждать, когда проблема рассосется сама[15]. Тут очень важна работа разного рода служб помощи семье, где можно получить консультации педагога и психолога, вместе со специалистами решить, что делать. Конечно, семья может самостоятельно предпринять какие-то шаги. Например, заставить пролечиться отца-алкоголика или разменять квартиру и разъехаться с ним. Помимо основной проблемы (алкоголизм, бедность, безработица), как правило, существуют и другие «слабые участки» в семейных отношениях, так что помощь психолога или педагога для правильной постановки диагноза и для «лечения» будет полезна.

Семья, замкнутая на своих  проблемах, постепенно утрачивает влияние  на ребенка и отторгает его. Ему  недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома - это неблагополучная семья. Специалисты по социальной работе выделяют два основных фактора, которые делают семью неблагополучной - алкоголизм и бедность[21].

Примерно в двух третях неблагополучных семей есть алкоголики - один из родителей или оба, бабушка  или дедушка. В условиях, когда  алкоголь дешевле еды, он становится самым удобным способом заглушить  боль своей несостоятельности. Алкоголь помогает забыться, когда нет сил (и возможностей) для достижения желаемого в личной жизни и в работе или когда цели вообще отсутствуют. Постепенно выпивка становится важнее всего остального. Ребенок исчезает из сферы внимания, становится безнадзорным, проводит время по своему усмотрению, «наставить на путь истинный» его некому. Крайняя стадия деградации родителей-алкоголиков - использование ребенка. С него требуют денег, заставляя воровать, попрошайничать, заниматься проституцией. Это уже те случаи, когда совместное проживание с родителями вредит интересам ребенка, и для защиты его прав требуется постороннее вмешательство.

Согласно Семейному  кодексу РФ (статья 69), если родители больны хроническим алкоголизмом, лишаются родительских прав. Однако в последнее  время к этой крайней мере органы опеки и попечительства стараются прибегать реже, ведь родных родителей в полной мере не заменит ребенку никто. Разработан целый ряд мер для восстановления семьи. Как правило, органы опеки и попечительства временно изымают ребенка из семьи алкоголиков и помещают его в приют, в приемную или патронатную семью. Ребенок оказывается в надлежащих социально-бытовых условиях, одновременно начинается работа с родителями. Сам факт отобрания ребенка может встряхнуть их, отрезвить в прямом и переносном смысле, заставить изменить поведение. Подключаются психологи и педагоги профильных муниципальных учреждений и общественных организаций (приютов, кризисных центров и т.д.). Они помогают родителям разобраться в причинах наступившего кризиса и найти возможные пути выхода из него. Работники приютов знают случаи, когда мать ребенка, несколько месяцев находившегося на государственном попечении, забирала его домой, и жизнь в семье приходила в норму[23]. Однако, процент детей, вернувшихся после полного объема социальной работы в семью, в России мал. Впрочем, невелик он и в европейских странах - в среднем 13% от общего числа изъятых из неблагополучных семей. Общей статистики по России нет, есть лишь отдельные примеры. В московском экспериментальном детском доме №19, создающим патронатные семьи, за 3 года работы в родные семьи удалось вернуть 7 детей (всего в патронатные семьи было помещено более 110 человек)[24]. Социальные работники очень дорожат возможностью восстановления семьи, но при алкоголизме родителей оно удается только в 10% случаев. В остальных родители со временем лишаются родительских прав, их дети помещаются на воспитание в замещающие семьи, либо в государственные или общественные воспитательные учреждения.

Информация о работе Особенности социальной работы с семьями и детьми группы риска