Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:39, курсовая работа
Цель работы: определить систему социальной работы с семьями и детьми группы риска и разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьями и детьми группы риска
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1.Определить сущность неблагополучия семей;
2.Выявить особенности социальной работы с неблагополучными семьями и детьми из таких семей;
3.Создать модель деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска;
4.Провести анализ деятельности центра помощи семье и детям г.Саратов
5. Определить организационно функциональную структуру реализации модели
6.Разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьёй и детьми группы риска
Введение……………………………………………………………….................. 3
1.Научно-теоретические основы социальной работы
с семьями и детьми группы риска…................................................................... 7
1.1 Сущность семейного неблагополучия……………………………………. ...7
1.2 Особенности социальной работы с неблагополучными
семьями и детьми из таких семей…………………………............................ ...15
1.3Теоретическая модель деятельности учреждений
социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска………………………………………………………………………………19
2.Технологии социальной работы с семьями и детьми
группы риска на примере центра помощи семье и детям г.Саратова………………………………………………………………………....24
2.1 Анализ деятельности центра помощи семье и детям г.Саратова…………………………………………………………………………242.2 Организационно-функциональная структура реализации модели деятельности учреждений помощи и поддержки семей и детей группы риска………………………………………………………………………………29
2.3 Практические рекомендации специалистам по работе с семьёй и детьми группы риска……………………………………………………………………..34
Заключение ……………………………………………………………………....37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Педагогически несостоятельные семьи нуждаются, в первую очередь, в помощи психолога, который должен помочь родителям проанализировать возникшую ситуацию, корректировать взаимоотношения родителей с ребенком. Но исправлять педагогические ошибки родителей весьма трудно, так как они имеют затяжной характер. Психологические службы помогают разрешить конфликтную ситуацию в семье, понять психологические особенности ребенка.
Итак, социальная помощь семьям оказывается в зависимости от конкретной ситуации и типа семейного неблагополучия. Основными видами социальных услуг оказываемых семьям и детям группы риска являются: социально- бытовые, психологические, социально- медицинские, социально-реабилитационные, педагогические.
1.3 Теоретическая модель деятельности учреждений
социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска
Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.
Цель данной модели: скоординировать наиболее эффективную работу учреждения по работе с детьми и семьями группы риска .
Для начала определим критерии неблагополучия семьи:
1. Алкогольная семья (один или двое родителей
употребляют алкоголь);
2. Криминально - аморальная семья (преобладают
криминальные факторы риска);
3. Аморально - ассоциативная семья (характеризуются
антиобщественными установками и ориентациями);
4. Конфликтная семья (личные взаимоотношения
строятся по принципу конфликта отчуждения);
5. Педагогически несостоятельная семья
(при относительно благоприятных условиях
(здоровая семейная атмосфера, ведущие
правильный образ жизни и проявляющие
заботу о детях родители) неправильно
формулируются взаимоотношения с детьми,
приводящие к различным асоциальным проявлениям
в сознании и поведении детей).
Конкретное содержание социальной работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации.
Таким образом, семейное неблагополучие включает в себя: повышенную конфликтность внутри семьи, алкогольную или наркотическую зависимость, Неоправданную строгость по отношению к детям, отсутствие навыков правильного воспитания, детская девиация, материально-бытовые сложности и т.д
Все эти факторы негативно влияют на семью, разрушая её.
Существует альтернатива к повышению социального статуса семьи.
В центре интересов специалиста по социальной
работе находится ребенок. Но технология
работы обязательно включают три уровня:
профилактический; диагностический; реабилитационный.
1) Профилактический уровень:
Профилактика — это
комплекс превентивных мер, проводимых
путем организации общедоступной медико-психологической
и социально-педагогической поддержки семьи.
На данном уровне деятельность специалистов
строится на принципе предоставления
достоверной информации.
Например, при работе с семьей, в которой
при воспитании ребенка прибегают к насилию,
необходимо объяснить членам семьи пагубные
последствия физических наказаний детей
и разъяснить гуманистические методы
воспитания.
Организация педагогического
просвещения родителей этой категории
направлена на то, чтобы они поняли разницу
между допустимым и недопустимым поведением,
поскольку родители часто не осознают
последствий, к которым может привести
физическое наказание ребенка.
При проведении профилактической деятельности
необходимо уделять внимание таким проблемам,
как роль матери во взаимоотношениях с
ребенком на ранних стадиях его жизни,
значение эмоциональных факторов во взаимоотношениях
в семье; познакомить с понятием возрастных
кризисов; проводить работу по формированию
и развитию умений общаться с детьми, руководить
их деятельностью, развивать речь, положительные
качества.
Эффективность профилактической деятельности
социального педагога напрямую зависит
от правильного выбора способа общения
с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное
или слишком официальное отношение при
встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы.
В противном случае создается психологический
барьер, из-за чего человек не может адекватно
воспринимать даже вполне целесообразные
предложения.
2)Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности
специалиста по социальной работе: при
добровольном обращении клиентов — оценка
ситуации и в случае необходимости организация
консультации психолога;при недобровольном
обращении — сбор достоверной информации
о семье, организация встречи с ней, обеспечение
обратной связи.
Обязательными этапами диагностики являются:
сбор информации; анализ информации; постановка
социального диагноза.
Проведение диагностики предполагает
соблюдение определенных принципов. Выделим
наиболее важные из них.
Методологические принципы:
Этические принципы:
На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
В ситуациях, когда различные
недостатки в семье тщательно
скрываются, может помочь опрос соседей,
школьных учителей, разговор с самим
ребенком. Определить, есть ли проблема физических наказаний
в семье (если родители скрывают ее наличие),
можно по состоянию ребенка.
3) Реабилитационный уровень:
Этот уровень является важнейшим в системе
работы с семьей, так как проводится на
всех этапах общения. Реабилитация — это
система мероприятий, имеющих целью быстрейшее
и наиболее полное восстановление полноценного
функционирования различных категорий
населения.
Цикл социальной помощи
неблагополучным семьям, включает в себя
все компоненты помощи: знакомство, оценка
проблемы; планирование работы; выполнение
намеченных действий; подведение результатов.
Реабилитационный уровень состоит из
трех подуровней — индивидуального, группового
и общинного.
На индивидуальном уровне реабилитационной
работы с родителями или с ребенком используются
несколько технологий:
- Консультирование — процесс взаимодействия
между двумя или несколькими людьми, в
ходе которого определенные знания консультанта
используются для оказания помощи консультируемому.
Методы, приемы консультирования: беседа;
включенное наблюдение;
убеждение; одобрение или осуждение —
находить компромисс, осуждать действия,
выяснять причины, стараться не осуждать;
прием активного слушания
- Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит
в том, что общение происходит через посредника
— телефонный аппарат, отсутствует визуальный
контакт, нельзя использовать невербальные
средства общения. Включает также определенные
этапы, но требует и специальной подготовки.
- Социальный патронаж. Патронаж — одна из универсальных форм
работы с клиентом, представляющая собой
оказание различной помощи на дому. В ходе
патронажа можно осуществлять разные
виды помощи — материальную, психологическую,
образовательную и д.р.
Групповой уровень реабилитационной
работы. Группа — это объединение людей, связанных
общими интересами, деятельностью, местом
жительства и др. Количество участников
группы зависит от объединяющего людей
признака. Методы групповой реабилитации:
беседа; лекция; диспут; дискуссия; собрание
Значение этих форм работы в том, что они
помогают выявлять
проблемы, способствуют их решению, развивают
коммуникативные навыки клиента.
Общинный
уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы — анимация, оживление
жизненного пространства людей. Общинная
работа активизирует усилия людей по решению
своих общих проблем, позволяет улучшить
условия жизни, выявить конструктивных
лидеров и устранить деструктивных.
Методы общинной работы — лекции, дискуссии,
беседы, организация массовых акций (субботники,
праздники). Цели — воспитательные, пропагандистские,
рекреационные и т.д.
Разработанная модель будет способствовать успешной работе специалистов.
Временные этапы использования данной модели не ограничены.
2 Технологии социальной работы с семьями и детьми
2.1 Сущность деятельности центра помощи семье и детям г.Саратова
Социальную помощь и поддержку неблагополучным семьям и детям из таких семей оказывают в различных учреждениях. Определим сущность данной работы на примере ГУ "Центр социальной помощи семье и детям" г. Саратова .
ГУ "Центр социальной помощи семье и детям" г. Саратова министерства социального развития Саратовской области оказывает помощь тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации, потерял веру в свои силы, переживает трудности в семье, в отношениях с другими людьми или столкнулся с иными затруднениями и хочет изменить свою жизнь к лучшему.
Основными направлениями деятельности Центра являются:
В Центре работают 8 структурных подразделений:
В Центре можно получить консультации специалистов:
На базе Центра действуют:
молодежный социальный театр "Ветер перемен", где подростки и молодые люди могут проявить себя как сценаристы, режиссеры, художники и актеры. Проживая на сцене социального театра различные жизненные ситуации, участники учатся понимать себя и других, осваивают новые конструктивные модели поведения;
Программы, реализуемые на базе Центра:
Программы "Непоседы", "Друг",
"Игры в тигры", направленные на коррекцию
эмоциональных и поведенческих проблем
у детей (гиперактивности, тревожности,
агрессивности).
Групповые занятия для дошкольников и детей младшего школьного возраста, направленные на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей, по программам "Знайка", "Почемучка", "Ладушки", "Волшебный мир детства", "Малышок".
Психологические тренинги для детей и подростков, направленные на развитие коммуникативных навыков, преодоление трудностей общения со сверстниками, повышение уверенности в себе, профилактику вредных зависимостей по программам "Уроки общения", "Аргументы любви", "Школа социальной успешности", "STOP! Наркотик".
Информация о работе Особенности социальной работы с семьями и детьми группы риска