Особенности социальной работы с семьями и детьми группы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить систему социальной работы с семьями и детьми группы риска и разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьями и детьми группы риска
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1.Определить сущность неблагополучия семей;
2.Выявить особенности социальной работы с неблагополучными семьями и детьми из таких семей;
3.Создать модель деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска;
4.Провести анализ деятельности центра помощи семье и детям г.Саратов
5. Определить организационно функциональную структуру реализации модели
6.Разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьёй и детьми группы риска

Содержание

Введение……………………………………………………………….................. 3
1.Научно-теоретические основы социальной работы
с семьями и детьми группы риска…................................................................... 7
1.1 Сущность семейного неблагополучия……………………………………. ...7
1.2 Особенности социальной работы с неблагополучными
семьями и детьми из таких семей…………………………............................ ...15
1.3Теоретическая модель деятельности учреждений
социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска………………………………………………………………………………19
2.Технологии социальной работы с семьями и детьми
группы риска на примере центра помощи семье и детям г.Саратова………………………………………………………………………....24
2.1 Анализ деятельности центра помощи семье и детям г.Саратова…………………………………………………………………………242.2 Организационно-функциональная структура реализации модели деятельности учреждений помощи и поддержки семей и детей группы риска………………………………………………………………………………29
2.3 Практические рекомендации специалистам по работе с семьёй и детьми группы риска……………………………………………………………………..34
Заключение ……………………………………………………………………....37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

Педагогически несостоятельные  семьи нуждаются, в первую очередь, в помощи психолога, который должен помочь родителям проанализировать возникшую ситуацию, корректировать взаимоотношения родителей с ребенком. Но исправлять педагогические ошибки родителей весьма трудно, так как они имеют затяжной характер. Психологические службы помогают разрешить конфликтную ситуацию в семье, понять психологические особенности ребенка.

Итак, социальная помощь семьям оказывается в зависимости  от конкретной ситуации и типа семейного  неблагополучия. Основными видами   социальных услуг оказываемых семьям и детям группы риска являются: социально- бытовые, психологические, социально- медицинские, социально-реабилитационные,  педагогические.

 

 

 

 

   

 

1.3 Теоретическая модель деятельности учреждений

социальной помощи и  поддержки семей и детей группы риска

Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

Цель данной модели: скоординировать  наиболее эффективную работу учреждения по работе с детьми и семьями группы риска .

Для начала определим  критерии неблагополучия семьи:

1. Алкогольная семья (один или двое родителей употребляют алкоголь); 
2. Криминально - аморальная семья (преобладают криминальные факторы риска);  
3. Аморально - ассоциативная семья (характеризуются антиобщественными установками и ориентациями); 
4. Конфликтная семья (личные взаимоотношения строятся по принципу конфликта отчуждения); 
5. Педагогически несостоятельная семья (при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формулируются взаимоотношения с детьми, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей).

Конкретное содержание социальной работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом  ее неблагополучия, а также индивидуальными  особенностями данной семейной ситуации.

Таким образом, семейное неблагополучие включает в себя: повышенную конфликтность внутри семьи, алкогольную или наркотическую зависимость, Неоправданную строгость по отношению к детям, отсутствие навыков правильного воспитания, детская девиация, материально-бытовые сложности и т.д              

      Все эти факторы негативно влияют на семью, разрушая её.

      Существует альтернатива к повышению социального статуса семьи.

В центре интересов специалиста по социальной работе находится ребенок. Но технология работы обязательно включают три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный. 
1) Профилактический уровень:

Профилактика — это  комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи. 
На данном уровне деятельность специалистов строится на принципе предоставления достоверной информации. 
Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания. 
      Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка.  
При проведении профилактической деятельности необходимо уделять внимание таким проблемам, как роль матери во взаимоотношениях с ребенком на ранних стадиях его жизни, значение эмоциональных факторов во взаимоотношениях в семье; познакомить с понятием возрастных кризисов; проводить работу по формированию и развитию умений общаться с детьми, руководить их деятельностью, развивать речь, положительные качества. 
Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения. 
2)Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности специалиста по социальной работе: при добровольном обращении клиентов — оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;при недобровольном обращении — сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи. 
Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза. 
Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них. 
Методологические принципы:

  • объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному или замковому эффекту;
  • множественность источников информации;
  • достоверность информации;
  • клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).

Этические принципы:

  • конфиденциальность;
  • степень открытости — право клиента;
  • невмешательство в частную жизнь.

На данном этапе обязательно  используются следующие диагностические методы:

  • наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);
  • беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
  • анкета (письменный опрос);
  • тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).

В ситуациях, когда различные  недостатки в семье тщательно  скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим  ребенком. Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка. 
3) Реабилитационный уровень:

 Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация — это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. 
     Цикл социальной помощи неблагополучным семьям, включает в себя все компоненты помощи: знакомство, оценка проблемы; планирование работы; выполнение намеченных действий; подведение результатов. 
Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней — индивидуального, группового и общинного. 
На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий: 
- Консультирование — процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому. Методы, приемы консультирования: беседа; включенное наблюдение; 
убеждение; одобрение или осуждение — находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать; прием активного слушания 
- Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника — телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения. Включает также определенные этапы, но требует и специальной подготовки. 
- Социальный патронаж. Патронаж — одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и д.р.  
Групповой уровень реабилитационной работы. Группа — это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Количество участников группы зависит от объединяющего людей признака. Методы групповой реабилитации: беседа; лекция; диспут; дискуссия; собрание  
Значение этих форм работы в том, что они помогают выявлять 
проблемы, способствуют их решению, развивают коммуникативные навыки клиента.  
     Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы — анимация, оживление жизненного пространства людей. Общинная работа активизирует усилия людей по решению своих общих проблем, позволяет улучшить условия жизни, выявить конструктивных лидеров и устранить деструктивных. 
Методы общинной работы — лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники). Цели — воспитательные, пропагандистские, рекреационные и т.д.

Разработанная модель будет  способствовать успешной работе специалистов.

Временные этапы использования  данной модели не ограничены.

    

 

 

 

 

     2 Технологии социальной работы с семьями и детьми

2.1 Сущность деятельности  центра помощи семье и детям  г.Саратова

Социальную помощь и поддержку неблагополучным семьям и детям из таких семей оказывают в различных учреждениях. Определим сущность данной работы на примере  ГУ "Центр социальной помощи семье и детям" г. Саратова .

ГУ "Центр социальной помощи семье и детям" г. Саратова министерства социального развития Саратовской области оказывает помощь тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации, потерял веру в свои силы, переживает трудности в семье, в отношениях с другими людьми или столкнулся с иными затруднениями и хочет изменить свою жизнь к лучшему.

Основными направлениями  деятельности Центра являются:

  • выявление семей, имеющих признаки острого социального неблагополучия;
  • оказание мер социальной поддержки социально уязвимым категориям семей;
  • предоставление социальной помощи семьям, испытывающим жизненные затруднения;
  • осуществление комплексной социальной реабилитации женщин и детей, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации, в том числе переживающих насилие в семье;
  • профилактика семейного неблагополучия и предупреждение различных форм социальной дезадаптации несовершеннолетних.

 

 В Центре работают 8 структурных подразделений:

  • служба Телефон Доверия;
  • реабилитационно-кризисное отделение помощи женщинам и детям, пострадавшим от насилия;
  • отделение срочной социальной помощи;
  • отделение приёма граждан;
  • отделение психолого-педагогической помощи;
  • отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
  • консультативное отделение;
  • организационно-методическое отделение.

В Центре можно получить консультации специалистов:

  • консультации психолога, который поможет разобраться в себе и своих отношениях с другими людьми.
  • консультации логопеда, оказывающего помощь в развитии и коррекции речи детей;
  • консультации юриста, помогающего в решении правовых вопросов, оказывающего содействие в оформлении документов, составлении исковых заявлений и т.д.;
  • консультации социального педагога,который поможет решить проблемы ребенка, связанные с учебой;
  • консультации специалиста по социальной работе, который оказывает содействие в решении социальных проблем.

На базе Центра действуют:

  • группа временного пребывания детей "Детский сад на час" - здесь родители могут оставить своего ребенка на 1 – 3 часа, в этот период с детьми проводятся групповые и индивидуальные развивающие занятия;
  • коррекционный кукольный театр "Сказочный образ", помогающий детям и подросткам через актерскую игру развить собственную творческую индивидуальность, преодолеть трудности в общении;

молодежный социальный театр "Ветер перемен", где подростки и молодые люди могут проявить себя как сценаристы, режиссеры, художники и актеры. Проживая на сцене социального театра различные жизненные ситуации, участники учатся понимать себя и других, осваивают новые конструктивные модели поведения;

  • семейная и детская кинотека "Под парусами жизни", предполагающая совместный просмотр и обсуждение специально подобранных кинофильмов.
  • творческая мастерская "Креатив" и студия "Дизайн" (занятия по изготовлению мягких игрушек, лепка, вышивание);
  • летняя досуговая группа для подростков с обеспечением трудовой занятости;
  • группа поддержки для семей с детьми-инвалидами "Особенный мир";
  • группа поддержки "Вера. Надежда. Любовь" для одиноких родителей;
  • группа поддержки "Островок надежды. Очарование" для пожилых людей"
  • тренинги для детей, подростков и их родителей.
  • телефон доверия

Программы, реализуемые на базе Центра: 
 Программы "Непоседы", "Друг", "Игры в тигры", направленные на коррекцию эмоциональных и поведенческих проблем у детей (гиперактивности, тревожности, агрессивности).

Групповые занятия для  дошкольников и детей младшего школьного возраста, направленные на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей, по программам "Знайка", "Почемучка", "Ладушки", "Волшебный мир детства", "Малышок".

Психологические тренинги для детей и подростков, направленные на развитие коммуникативных навыков, преодоление трудностей общения со сверстниками, повышение уверенности в себе, профилактику вредных зависимостей по программам "Уроки общения", "Аргументы любви", "Школа социальной успешности", "STOP! Наркотик".

Информация о работе Особенности социальной работы с семьями и детьми группы риска