Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:39, курсовая работа
Цель работы: определить систему социальной работы с семьями и детьми группы риска и разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьями и детьми группы риска
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1.Определить сущность неблагополучия семей;
2.Выявить особенности социальной работы с неблагополучными семьями и детьми из таких семей;
3.Создать модель деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска;
4.Провести анализ деятельности центра помощи семье и детям г.Саратов
5. Определить организационно функциональную структуру реализации модели
6.Разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьёй и детьми группы риска
Введение……………………………………………………………….................. 3
1.Научно-теоретические основы социальной работы
с семьями и детьми группы риска…................................................................... 7
1.1 Сущность семейного неблагополучия……………………………………. ...7
1.2 Особенности социальной работы с неблагополучными
семьями и детьми из таких семей…………………………............................ ...15
1.3Теоретическая модель деятельности учреждений
социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска………………………………………………………………………………19
2.Технологии социальной работы с семьями и детьми
группы риска на примере центра помощи семье и детям г.Саратова………………………………………………………………………....24
2.1 Анализ деятельности центра помощи семье и детям г.Саратова…………………………………………………………………………242.2 Организационно-функциональная структура реализации модели деятельности учреждений помощи и поддержки семей и детей группы риска………………………………………………………………………………29
2.3 Практические рекомендации специалистам по работе с семьёй и детьми группы риска……………………………………………………………………..34
Заключение ……………………………………………………………………....37
Список использованной литературы…………………………………………...39
- широкое изучение семьи-системы и каждого ее члена как индивида;
- дифференциация семей
на типы соответственно
- разработка программы (соответственно выделенным в ходе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;
- вхождение в контакт с семьёй с целью реализации программы социальных действий;
- отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.
Изучение неблагополучной семьи и каждого ее члена будет оптимизировано при использовании специальных карт семьи, анкет .Данные этой документации могут быть вынесены на обсуждение во время круглого стола.
Кроме этого, необходима качественная и количественная характеристика показателей семьи для учета причин неблагополучия
Мы считаем важным использование в практике работы с неблагополучными семьями следующих форм работы:
- регулярные педагогические консультации (набор тем консультаций будет зависеть отданных, полученных при диагностике межличностных отношений, среди них: педагогическая запущенность подростков, причины и роль семьи в ее преодолении; типичные трудности школьников в освоении отдельных предметов и их предупреждение; влияние различных факторов на формирование вредных привычек и их преодоление; эмпатические умения, их выработка и роль в преодолении межличностных отношений в семье; выработка экспрессивных умений у родителей как средства предотвращения конфликтов между ними и др.);
- организация деятельности
психолого-педагогических
- постоянно действующие
семинары «В семье трудный
ребенок» (программа может включать
практикумы по составлению
- использование форм
нетрадиционного проведении
Мы считаем важным использовать в работе с семьей следующие темы нетрадиционных родительских собраний: "Законы семьи, законы жизни класса", "Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)", "Детская агрессивность", "Семья и наркотики", "Влияние дисгармоничных семейных отношений на подростковую наркоманию".
Необходимы подробные методические разработки и планирование хода проведения нетрадиционных родительских собраний .
Кроме этого, эффективности работы с родителями неблагополучных семей будет способствовать выпуск брошюр, памяток по воспитанию с целью повышения педагогической грамотности.
Таковы разработанные нами практические рекомендации для специалиста по социальной работе с семьями группы риска и с детьми из таких семей. Применение этих рекомендаций повысит эффективность реализации технологий работы специалиста.
Заключение
Дети растут в неблагоприятной социальной среде, причинами формирования которой являются: Алкоголизм членов семьи, повышенная конфликтность в семье, денежно-материальное неблагополучие, высокая занятость на работе и, следовательно, недостаток внимания к ребёнку, неоправданная строгость по отношению к детям, отсутствие навыков правильного воспитания. Все эти факторы негативно сказываются на ребёнке, являясь причинами различных отклонений. Неблагополучные семьи зачастую стоят на учёте в специализированных учреждениях, где с ними проводят работу специалисты.
В ходе работы, был изучен и обобщен опыт социальной работы с семьями и детьми группы риска.Разработана модель деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска, которая включает в себя основные принципы, методы и формы работы. Модель поможет скоординировать деятельность специалистов в учреждениях помощи и поддержки неблагополучных семей, и будут являться эффективными в решении проблемных моментов. Так же, разработаны практические рекомендации специалистам соблюдение которых будет содействовать боле эффективной деятельности.
Список использованных источников:
Информация о работе Особенности социальной работы с семьями и детьми группы риска