Особенности социальной работы с семьями и детьми группы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить систему социальной работы с семьями и детьми группы риска и разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьями и детьми группы риска
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1.Определить сущность неблагополучия семей;
2.Выявить особенности социальной работы с неблагополучными семьями и детьми из таких семей;
3.Создать модель деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска;
4.Провести анализ деятельности центра помощи семье и детям г.Саратов
5. Определить организационно функциональную структуру реализации модели
6.Разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьёй и детьми группы риска

Содержание

Введение……………………………………………………………….................. 3
1.Научно-теоретические основы социальной работы
с семьями и детьми группы риска…................................................................... 7
1.1 Сущность семейного неблагополучия……………………………………. ...7
1.2 Особенности социальной работы с неблагополучными
семьями и детьми из таких семей…………………………............................ ...15
1.3Теоретическая модель деятельности учреждений
социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска………………………………………………………………………………19
2.Технологии социальной работы с семьями и детьми
группы риска на примере центра помощи семье и детям г.Саратова………………………………………………………………………....24
2.1 Анализ деятельности центра помощи семье и детям г.Саратова…………………………………………………………………………242.2 Организационно-функциональная структура реализации модели деятельности учреждений помощи и поддержки семей и детей группы риска………………………………………………………………………………29
2.3 Практические рекомендации специалистам по работе с семьёй и детьми группы риска……………………………………………………………………..34
Заключение ……………………………………………………………………....37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

- широкое изучение  семьи-системы и каждого ее  члена как индивида;

- дифференциация семей  на типы соответственно деформированности  семейных структур 

- разработка программы (соответственно выделенным в ходе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

- вхождение в контакт  с семьёй с целью реализации  программы социальных действий;

- отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

Изучение неблагополучной  семьи и каждого ее члена будет  оптимизировано при использовании  специальных карт семьи, анкет .Данные этой документации могут быть вынесены на обсуждение во время круглого стола.

Кроме этого, необходима качественная и количественная характеристика показателей семьи для учета  причин неблагополучия

Мы считаем важным использование в практике работы с неблагополучными семьями следующих  форм работы:

- регулярные педагогические  консультации (набор тем консультаций  будет зависеть отданных, полученных  при диагностике межличностных отношений, среди них: педагогическая запущенность подростков, причины и роль семьи в ее преодолении; типичные трудности школьников в освоении отдельных предметов и их предупреждение; влияние различных факторов на формирование вредных привычек и их преодоление; эмпатические умения, их выработка и роль в преодолении межличностных отношений в семье; выработка экспрессивных умений у родителей как средства предотвращения конфликтов между ними и др.);

- организация деятельности  психолого-педагогических практикумов  (поведение и нравственное развитие  подростка; отклонения в поведении  подростков и пути их преодоления;  причины отклонений в поведении подростков; организация поведения учащихся; коррекция поведения учащихся и другие);

- постоянно действующие  семинары «В семье трудный  ребенок» (программа может включать  практикумы по составлению психолого-педагогической  характеристики и путям перевоспитания  ребёнка);

- использование форм  нетрадиционного проведении родительских  собраний.

Мы считаем важным использовать в работе с семьей следующие темы нетрадиционных родительских собраний: "Законы семьи, законы жизни класса", "Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)", "Детская агрессивность", "Семья и наркотики", "Влияние дисгармоничных семейных отношений на подростковую наркоманию".

Необходимы подробные методические разработки и планирование хода проведения нетрадиционных родительских собраний .

Кроме этого, эффективности работы с родителями неблагополучных семей будет способствовать выпуск брошюр, памяток по воспитанию с целью повышения педагогической грамотности.

Таковы разработанные  нами практические рекомендации для  специалиста по социальной работе с  семьями группы риска и с детьми из таких семей. Применение этих рекомендаций повысит эффективность реализации технологий работы специалиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Заключение

Наиболее  острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом  расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин ; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Дети растут в неблагоприятной  социальной среде, причинами формирования которой являются: Алкоголизм членов семьи, повышенная конфликтность в семье, денежно-материальное неблагополучие, высокая занятость на работе и, следовательно, недостаток внимания к ребёнку, неоправданная строгость по отношению к детям, отсутствие навыков правильного воспитания. Все эти факторы негативно сказываются на ребёнке, являясь причинами различных отклонений. Неблагополучные семьи зачастую стоят на учёте в специализированных учреждениях, где с ними проводят работу специалисты.

В ходе работы, был изучен и обобщен опыт социальной работы с семьями и детьми группы риска.Разработана модель деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска, которая включает в себя основные принципы, методы и формы работы. Модель поможет скоординировать деятельность специалистов в учреждениях помощи и поддержки неблагополучных семей, и будут являться эффективными в решении проблемных моментов. Так же, разработаны практические рекомендации специалистам соблюдение которых будет содействовать боле эффективной деятельности.

Большого  внимания требует разрешение проблемы воспитания нашего будущего поколения. Социальные работники должны ясно видеть и понимать, какие члены семьи  представляют угрозу для ребенка, уметь  раскрывать творческий потенциал самого ребенка и взращивать силу и сопротивляемость социальным проблемам. Важно иметь в виду благополучие детей в длительной перспективе, а не только в ситуации жестокого обращения и единовременного вмешательства социальных служб. Это требует особой внимательности как к потребностям детей, так и к оказанию помощи родителям в надзоре и присмотре за детьми - либо через организацию доступа к таким услугам, либо через конкретные формы помощи и поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованных источников:

  1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995г.

  1. Азаров Ю «Семейная педагогика», М.: 1993.(15)

  1.  Альперович В.Д. «социальная работа»
  2. Антонов А.И. «Микросоциология семьи», М.: 1998г(12)
  3. Артюхов А.В «Государственная семейная политика и ее особенности в России» Жур. Социс № 7, 2002.(17)
  4. Баркер Р. Словарь социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1994. С. 108
  5. Беличева С.А «Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска»-М.: «социальное здоровье России» 2006 г
  6. Буянов С.А. «ребёнок из неблагополучной семьи»-М.: Просвящение,1988г
  7. Дементьева И.Ф. «Негативные факторы воспитания детей в неполной семье» Жур. Социс № 11, 2001.(16)
  8. Ежов И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребёнка // психологические основы духовной педагогики. М, 1997 - 56 с.
  9. Журавлёва Е.А.,Филиппова Е.Б.,Беляева А.А. «Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка» М.,2003г
  10. Игнатьев В.«Реабилитация подростков в семейной воспитательной группе» Журнал: Социальная работа, № 1, 2002г. (27)
  11. Кондратьев М.Ю. «социальная психология закрытых образовательных учреждений.» - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.
  12. Курбатов В.И. «Социальная работа», Ростов н/Д: Феникс, 2003 - 480с
  13. Павленок П.Д.«Введение в профессию: Социальная работа» - М.: 1998г.
  14. Павленюк П.Д. «Технология социальной работы» - М.: 2002г.
  15. Панченко Е.Н. «Наставничество– индивидуальная форма сопровождения подростков группы риска» метод. сборник-с41
  16. Пивоварова Н. «Комплексная помощь семьям с детьми» Журнал: Социальная работа, № 3, 2003г.(26)
  17. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. «Организация работы органов социальной защиты» М.: 2001г.(24)
  18. Сатир В. «Как построить себя и свою семью» - М.: Педагогика - Пресс, 1992 - 192с.(22)
  19. Фирсов М.В. «История социальной работы в России» ,М.: Владос, 1999г(23)
  20. Фирсов М.В., Студенова Е.Г.«Теория социальной работы», М.: Владос, 2001- 438с.(14)
  21. Ханжина Е.В. «Основы социальной работы» - М: академия, 2001 -144с.(21)
  22. Холостова Е.И. «Технология социальной работы», М.: Инфра 1998г.
  23. Холостова Е.И. «Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям», М., 1997г.



Информация о работе Особенности социальной работы с семьями и детьми группы риска