Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:39, курсовая работа
Цель работы: определить систему социальной работы с семьями и детьми группы риска и разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьями и детьми группы риска
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1.Определить сущность неблагополучия семей;
2.Выявить особенности социальной работы с неблагополучными семьями и детьми из таких семей;
3.Создать модель деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска;
4.Провести анализ деятельности центра помощи семье и детям г.Саратов
5. Определить организационно функциональную структуру реализации модели
6.Разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьёй и детьми группы риска
Введение……………………………………………………………….................. 3
1.Научно-теоретические основы социальной работы
с семьями и детьми группы риска…................................................................... 7
1.1 Сущность семейного неблагополучия……………………………………. ...7
1.2 Особенности социальной работы с неблагополучными
семьями и детьми из таких семей…………………………............................ ...15
1.3Теоретическая модель деятельности учреждений
социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска………………………………………………………………………………19
2.Технологии социальной работы с семьями и детьми
группы риска на примере центра помощи семье и детям г.Саратова………………………………………………………………………....24
2.1 Анализ деятельности центра помощи семье и детям г.Саратова…………………………………………………………………………242.2 Организационно-функциональная структура реализации модели деятельности учреждений помощи и поддержки семей и детей группы риска………………………………………………………………………………29
2.3 Практические рекомендации специалистам по работе с семьёй и детьми группы риска……………………………………………………………………..34
Заключение ……………………………………………………………………....37
Список использованной литературы…………………………………………...39
"Чемоданчик некурящего школьника",программа направлена на развитие у детей ответственности за свое здоровье, формирование умения противостоять негативному социальному влиянию.
"Жизнь без насилия" - программа направлена на профилактику насильственных отношений в подростковой среде.
"Приручи свой гнев" – программа профилактика межличностной агрессивности среди несовершеннолетних.
Программы "В кругу друзей", "Я и другие", имеющие своей целью расширение коммуникативных навыков, повышение межличностной толерантности, развитие способности к пониманию себя и других.
Групповые социально-педагогических занятий с детьми с использованием методов танце-двигательной терапии по программе "Аполлон и Афродита", направленные на повышение уровня самопринятия подростков, коррекцию телесного образа "Я", повышение межличностной компетентности.
Программа "Я и Телефон Доверия", направленная на информирование подростков о возможности получения психологической помощи и преодоление внутренних барьеров обращения за помощью.
Программа работы летней досуговой группы для подростков с обеспечением трудовой занятости "Путь к успеху".
Психологический тренинг "Я + Ты = Семья" - предназначен для тех, кто планирует создать семью и для молодых супругов, которые уже столкнулись с первыми трудностями семейной жизни.
Программа групповой работы с клиентами"Порядки любви", направленная на помощь членам семьи в преодолении нарушений семейных отношений путем анализа внутрисемейного взаимодействия с использованием метода психодрамы.
Программа социально-правового сопровождения молодых людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"Навстречу своим правам и возможностям".
Психологические тренинги для родителей по программам "Контакт", "Эффективное взаимодействие с ребёнком", помогающие преодолевать трудности в отношениях с детьми.
Психологический тренинг "Как найти общий язык с противоположным полом" - предназначен для молодых, которые хотят быть всесторонне подготовленными к самостоятельной жизни.
Психологический тренинг "Мужчина и женщина: деловые отношения", помогающий узнать об особенностях деловых отношений и взаимодействия в коллективе и тем самым обрести спокойствие и уверенность в своих силах.
Релаксационная программа "Шаги к гармонии"помогает снизить эмоциональное напряжение, восстановить внутренние ресурсы.
Тренинг личностного роста "Как разбудить в себе спящую красавицу", помогающий обрести уверенность в себе и своей привлекательности, понять собственные ошибки в отношениях с молодыми людьми.
Психологический тренинг "Как реализовать мечту о супружеском счастье", предназначенный для супругов, желающих построить гармоничные отношения.
Итак, специалисты центра помощи семье и детям осуществляют качественную, много аспектную работу, направленную на разрешение проблем неблагополучных семей. Своими усилиями работники данного учреждения помогают семьям справиться с трудной жизненной ситуацией и обрести положительный социальный статус. С помощью различных программ, реализуемых на базе центра, а так же при помощи различных методик работы с данной социальной категорией специалисты осуществляют профилактическую, диагностическую и реабилитационную деятельность.
2.2 Организационно-функциональная структура реализации модели
В штат центра социальной помощи семье и детям группы риска г. Саратова входят опытные специалисты : социальные психологи, социальные педагоги, социальные работники и юристы, которые совместно осуществляют комплексную социальную помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Специалисты систематически обучаются, имеют возможность развиваться. Все сотрудники ознакомлены с государственным стандартом социального обслуживания семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка и этическими нормами, принятыми в учреждении.
Педагоги психологи осуществляют профилактическую, диагностическую и реабилитационную работу.
формы и методы работы социального психолога:
1.Социально-психологическое
и психологическое
2.Психологическая коррекция :
3.Экстренная психологическая помощь : безотлагательное психологическое консультирование (в том числе дистантное), содействующее в мобилизации физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов клиентов для выхода из кризисного состояния
4.Психологическая диагностика
и обследование личности : соци
5.Психологические тренинги : активное психологическое воздействие, направленное на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок и навыков, необходимых для эффективной социальной адаптации
6.Занятие в группе
взаимоподдержки, в клубах
7.Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса .
8.Социально-психологический
патронаж : систематическое наблюдение за ситуацией
в семье с целью обеспечения своевременного
выявления психического дискомфорта,
личностного или межличностного конфликта
и других факторов, могущих усугубить
трудную жизненную ситуацию семьи, и оказание
семье необходимой в данный момент социально-психологической
помощи
Формы и методы работы юриста-консультанта
1.Консультирование по социально-правовым вопросам : предоставление клиенту информации, дающей полное представление об интересующих законодательных актах, правах в затрагиваемых вопросах, предоставление рекомендаций о конкретных действиях, необходимых для решения социально-правовых проблем
2.Оказание помощи в подготовке письменных обращений, для решения социальных проблем. подготовка и подача жалоб на действия (бездействия) работников учреждений и организаций, нарушающие или ущемляющие законные права граждан , помощь в юридически грамотном изложении в жалобах сути обжалуемых действий, требований устранить допущенные нарушения и содействие в отправлении жалобы адресату
3.Оказание содействия
в оформлении документов : разъ
4.Содействие в получении
юридически значимых
5.Проведение бесед,
направленных на повышение
6.Содействие находящимся на нестационарном социальном обслуживании в получении юридических услуг на дому : оказание клиенту на дому юридической помощи, направленной на защиту его законных прав и интересов
Формы и методы работы социального педагога:
1.Социально- педагогическое консультирование : предоставле
2.Проведение социально-педагогической диагностики и обследования личности : проведение всестороннего социально-педагогического исследования личности (взрослого или ребенка), семьи, диагностика интеллектуального и эмоционального развития ребенка, изучение его склонностей, установление форм и степени социальной дезадаптации с использованием специальной аппаратуры, тестов, в том числе компьютерного психодиагностического инструментария
3.Проведение социально-
4.Анимационные услуги
(экскурсии, посещения театров,
5.Проведение лекций, бесед,
направленных на повышение
6.Организация обучения навыкам самообслуживания или их поддержание : проведение индивидуальных и групповых занятий по обучению несовершеннолетних доступным социально-средовым, бытовым навыкам
7.Проведение спортивно-
8.Социально- педагогический патронаж : систематическое наблюдение за ситуацией в семье с целью обеспечения своевременного выявления неблагоприятных социально-педагогических условий воспитания несовершеннолетних и других факторов, способных усугубить трудную жизненную ситуацию семьи, и оказание семье необходимой в данный момент социально-педагогической помощи
9.Организация
Так же в учреждении предоставляются социально-медицинские
услуги ,которые заключаются в Содействии
в предоставлении услуг отдыха, оздоровления
и направлении на санаторно-курортное
лечение (в том числе на льготных условиях) .
Реализация разработанной модели не является сложной. Данные формы и методы работы, направлены на своевременную профилактику отклонений в семьях, диагностику проблемных моментов и реабилитацию семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и в комплексном их использовании будут способствовать более быстрому достижению положительных результатов и эффективно деятельности специалистов.
2.3 Практические рекомендации
специалистам по работе с
Существующие проблемы в функционировании семьи, особенно таких уязвимых категорий, как неблагополучные семьи, на современном этапе развития обуславливают необходимость оказания семье помощи со стороны общества, государства. Анализ теоретических положений по проблеме, показывают, что это возможно посредством реализации технологий работы специалистов с неблагополучными семьями в условиях учреждений помощи неблагополучным семьям и детям из таких семей. Несмотря на широкую, много аспектную работу с данной категорией семей, необходима разработка практических рекомендаций для специалистов с целью повышения эффективности технологий работы с многодетной семьей.
Практические рекомендации были разработаны нами по двум направлениям: 1) работа с семьёй; 2) работа с детьми из семей "группы риска" по профилактике и преодолению девиантных форм поведения.
В работе с неблагополучной семьей важно использование структуры деятельности, построенной на дифференцированном педагогическом подходе к содержанию и технологиям социальной работы с семьей, которая включает в себя:
- наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, а также о форме ее оказания;
Информация о работе Особенности социальной работы с семьями и детьми группы риска