Особенности социальной работы с семьями и детьми группы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить систему социальной работы с семьями и детьми группы риска и разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьями и детьми группы риска
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1.Определить сущность неблагополучия семей;
2.Выявить особенности социальной работы с неблагополучными семьями и детьми из таких семей;
3.Создать модель деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска;
4.Провести анализ деятельности центра помощи семье и детям г.Саратов
5. Определить организационно функциональную структуру реализации модели
6.Разработать практические рекомендации специалистам по работе с семьёй и детьми группы риска

Содержание

Введение……………………………………………………………….................. 3
1.Научно-теоретические основы социальной работы
с семьями и детьми группы риска…................................................................... 7
1.1 Сущность семейного неблагополучия……………………………………. ...7
1.2 Особенности социальной работы с неблагополучными
семьями и детьми из таких семей…………………………............................ ...15
1.3Теоретическая модель деятельности учреждений
социальной помощи и поддержки семей и детей группы риска………………………………………………………………………………19
2.Технологии социальной работы с семьями и детьми
группы риска на примере центра помощи семье и детям г.Саратова………………………………………………………………………....24
2.1 Анализ деятельности центра помощи семье и детям г.Саратова…………………………………………………………………………242.2 Организационно-функциональная структура реализации модели деятельности учреждений помощи и поддержки семей и детей группы риска………………………………………………………………………………29
2.3 Практические рекомендации специалистам по работе с семьёй и детьми группы риска……………………………………………………………………..34
Заключение ……………………………………………………………………....37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

Когда наступает угроза лишения родительских прав, семья, как правило, уже находится за гранью распада. Если родители не работают 4-5 лет, дети постоянно голодают, отстают в развитии, хронически больны, семья возвращается к нормальной жизни лишь при очень активной психологической и материальной помощи со стороны. Помощь перестает поступать - и обратный путь занимает считанные дни. Поэтому социальные службы в один голос твердят о необходимости профилактической работы с семьями, которые из проблемных еще не превратились в неблагополучные[8]. Ранняя помощь более эффективна, потому что семья сама стремится избавиться от проблемы, да и с экономической точки зрения такая работа менее затратна, чем постоянная поддержка неблагополучной семьи. Впрочем, повсеместно средств не хватает ни на то, ни на другое, поскольку деньги на подобную социальную работу выделяются из скудных муниципальных бюджетов.

Семьи, в которых есть алкоголики, как правило, бедны - пьянство требует денег, работа отходит на второй план. Если она и приносит доход, он не покрывает всех потребностей ребенка. Бедность - спутник алкоголизма, однако алкоголизм - не всегда спутник бедности. Резкие экономические перемены в России поставили многие семьи на грань нищеты. Практически каждый учитель рядовой общеобразовательной школы может назвать детей из своего класса, которые недоедают дома, не имеют необходимых канцелярских принадлежностей. Родители многих из них не смогли найти себя в новых экономических условиях. Это люди с низким образовательным уровнем, чьи услуги невысоко котируются на современном рынке труда, и оказавшиеся в таком же положении специалисты оборонной, космической, электронной промышленности, наконец, жители небольших городов с высоким уровнем безработицы. В семье, где нет денег на самое необходимое, где ребенку стыдно идти в школу, потому что он «не как все», психологический климат быстро становится напряженным. Ссоры, скандалы, депрессии - ребенок бежит от них на улицу, или туда, где, по его мнению, жизнь весела и приятна, а заработок легок[14].

Другой вариант «экономического» развития сюжета - выбор между ребенком и заработком в пользу заработка. Зарабатывание денег порой отнимает у родителей все силы, для общения с ребенком не остается времени. Занятые родители теряют с ним связь, перестают участвовать в его развитии, целиком перекладывают воспитание на школу. От ребенка, которому не хватает ласки и внимания, откупаются дорогими вещами. Можно говорить о внешнем благополучии, однако в психологическом плане такая семья оставляет желать лучшего.

Экономические корни  имеет и криминализация общества: люди выбирают преступление как быстрый и легкий способ получить деньги. Жизнь в семье вора или торговца наркотиками чревата тяжелыми для ребенка последствиями не только потому, что с их подачи он воспринимает аморальное поведение как вполне нормальное. В милицейских сводках регулярно встречаются случаи, когда дети проституток подвергаются сексуальным домогательствам, дети членов бандитских группировок попадают в заложники.

Зависимость количества благополучных семей от экономического состояния общества очевидна. Неумение или невозможность обеспечить себя и детей может довести родителей до крайних форм асоциального поведения.

Как правило, семья становится неблагополучной под влиянием многих факторов, дополняющих и усугубляющих друг друга. Целая группа причин семейного неблагополучия является производной от психологических проблем родителей. Ребенок, по своему статусу зависимый от родителей, вынужден страдать от их психологических изъянов.

Распространены случаи, когда родители вообще не владеют  гуманными и разумными методами общения. Неоправданная строгость по отношению к детям, частые наказания и угрозы, эмоциональная холодность или гиперопека могут сделать жизнь ребенка невыносимой. Родители же продолжают свою линию поведения, руководствуясь при этом исключительно благой целью - воспитать свое чадо хорошим человеком. И если при рождении ребенка можно было говорить об их педагогической необразованности, то со временем времени она перерастает в педагогическую несостоятельность: контакты с ребенком рвутся, влияние на него теряется. В такой ситуации подростки, спасаясь от психологического прессинга родителей, уходят из дома. Подобное стечение обстоятельств теоретически легко предотвратить, все зависит от психологической культуры общества в целом. Если в средствах массовой информации достаточно часто встречаются материалы о воспитании детей, из печати выходит много популярной педагогической литературы, развита и доступна сеть семейного консультирования - рано или поздно взрослый человек догадается о своих ошибках и обратится к помощи специалистов. Лучше, естественно, рано, чем поздно. Но даже в случаях, когда «уже поздно», когда семейные отношения испорчены, вмешательство квалифицированных психологов и педагогов может нормализовать ситуацию[17].

Конфликты матери и отца всегда отражаются на ребенке. Ссорятся, изменяют, разводятся и страдают родители, но дети мучаются не меньше их. Чувствуя кровное родство с обеими родителями, ребенок остро переживает их разлад. Это порождает массу его собственных проблем - в учебе, в общении. Частые семейные ссоры, развод родителей, на фоне невнимания к внутреннему миру ребенка (когда мать поглощена собственными переживаниями), могут привести к самым нежелательным последствиям. Ребенок предпочитает «войне» в семье «мир» в компаниях сверстников. Начало разрыву с домом положено. Такой ребенок легко поддается влиянию обстоятельств, не всегда благотворных для развития личности.

Разрыв контактов с  родителями, будь то потеря психологической  близости, или прекращение совместного  проживания, травмирует ребенка в любом плане. Протест неизбежен, когда привычный для него расклад «мама-папа» силой обстоятельств заменяется на «мама-отчим». В этой ситуации нужно быть особенно внимательными к переживаниям ребенка, иначе протест может принять самые крайние формы, вплоть до побегов из дома[12]. Тоской по кровной семье объясняются и психологические проблемы, с которыми могут столкнуться усыновители или приемные родители. Поэтому семьи, образованные повторными браками, и замещающие семьи входят в группу риска - ребенку в них должно уделяться удвоенное внимание. Сознательные родители несут в таких случаях огромную нагрузку и счастливы, когда могут воспользоваться помощью педагогов из консультационных или досуговых центров. Понятно, что отсутствие поддержки со стороны и беспомощность родителей значительно увеличивают вероятность разного рода психологических стрессов у ребенка. Он может чувствовать себя «лишним», «ненужным», «неприкаянным», «ущемленным в своих правах», «мешающим взрослым». Это оценивается как повод для ухода из семьи.

Вопреки такому количеству факторов, угрожающих семейному благополучию, большинство российских детей все  же вырастают психологически и физически  готовыми к взрослой жизни. Основная нагрузка приходится на родителей, помогают школа и система внешкольного образования. Практически незаметна роль сети психологической помощи и психологического консультирования[26]. О ее возможностях часто не знают ни родители, ни муниципальные власти. По сути, семья в современной России предоставлена сама себе. Федеральные и региональные законы не охватывает весь комплекс проблем семьи, кроме того, не все из них действуют из-за нехватки бюджетных средств. Работающие матери не имеют никаких существенных льгот. Пособие, выплачиваемое на ребенка (на февраль 2006 года это 700 рублей), не обеспечивает даже минимальные его потребности. И при этом лишь каждая сотая семья относится к разряду неблагополучных[4]. Зато проблемных семей во много раз больше. И те, и другие нуждаются в грамотной социальной поддержке.

 Таким образом,  основными проблемами неблагополучных  семей, являются:

-Алкоголизм родителей;

-Повышенная конфликтность  в семье;

-Денежно-материальное  неблагополучие;

-Высокая занятость  на работе и, следовательно,  недостаток внимания к ребёнку;

-Неоправданная строгость по отношению к детям, отсутствие навыков правильного воспитания;

-Развод родителей,  который болезненно воспринимается  детьми.

Все эти факторы негативно  сказываются на ребёнке, являясь  причинами различных видов девиаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности социальной работы с неблагополучными семьями и детьми из таких семей.

       В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года говорится, что трудная жизненная ситуация - это ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность индивида, которую индивид не может преодолеть самостоятельно [ 1].

Причины, вызывающие такую  ситуацию, весьма разнообразны. Например,

В.Д. Альперович в учебном  пособие «Социальная работа»  выделяет следующие причины:

экономические (возникает  у большинства семей: многодетные, семьи, у которых в составе  есть инвалиды, семьи безработных);

асоциальные причины (алкоголизм, наркомания, проституция, противоправное поведение);

психологические причины (жестокость, супружеская неверность, эгоизм, конфликтность);

медицинские (инфекционные, психические и венерические заболевания);

неполнота семьи [3].

По этому для решения  таких проблем нужно вмешательство  специалистов. Задачей, которых является укрепить семью, а в некоторых случаях и возродить ее, оказывая им поддержку в решении возникших трудных жизненных ситуациях. Такая помощь называется «социальной поддержкой». «Социальная поддержка - это формальная и неформальная деятельность и взаимоотношения, обеспечивающие потребности людей в процессе проживания в обществе» [6]. Объектами такой поддержки являются не все семьи, а только те, которые действительно нуждаются в ней, не могущие самостоятельно справится с возникшими проблемами или справляющиеся, но с огромным трудом.

Со стороны государство  осуществляется социальное обслуживание семьи. Р. Баркер в своей работе «Словарь социальной работы» определяет социальное обслуживание как «предоставление  конкретных социальных услуг людям  для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (которые не могут сами о себе позаботиться)».

Эту деятельность по отношению  к семье и ребенку осуществляет система, которая имеет много  уровневую и сложную систему. Она состоит из органов управления, государственных и муниципальных учреждений, а также из общественных, благотворительных, религиозных и прочих организаций.

Сейчас в нашей стране большое распространение приобретают  центры социально-психологической  помощи семье и детям.

Н.В. Кузнецова в учебном пособие под редакцией Холостовой Е.И. «Социальная работа: теория и практика» выделяет основные виды социальных услуг, оказываемых в таких центрах:

1) Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:

a) оказание срочной  материальной помощи;

b) содействие в трудоустройстве  и получении профессии;

c) организация мероприятий  по привлечению средств для  оказания адресной социальной  помощи;

d) создание при учреждениях  вещевых фондов для нуждающихся;

e) содействие в посещении  детьми культурных мероприятий;

f) содействие в организации  летнего отдыха, санаторно-курортного  лечения детей;

g) содействие в организации  быта и питания остронуждающихся.

2) Социально-правовые  услуги:

a) помощь в написании  и оформлении документов, связанных  с защитой прав и интересов клиентов;

b) содействие в предоставление  социальных выплат;

c) правовая защита  личных интересов детей;

d) правовое просвещение.

3) Социально-реабилитационные  услуги:

a) организация психолого-медицинско-педагогического  обследования;

b) социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;

c) составление индивидуальных  коррекционных программ.

4) Психологические услуги:

a) психодиагностика и  обследование личности клиента;

b) психопрофилактика  и психогигиена;

c) психологическое вмешательство  в кризисных ситуациях;

d) коррекция отношений  и поведения;

e) развития навыков  эмоциональной саморегуляции;

f) организация посреднических  услуг.

5) Педагогические услуги:

a) консультативная помощь  родителям и детям;

b) содействие культурно-досуговой  деятельности детей;

c) обучение родителей  приемам организации игровой  и учебной деятельности.

6) Социально-медицинские  услуги:

a) содействие в направлении  в стационарные медицинские наркологические  учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;

b) организация консультирования  по проблемам планирования семьи  и воспитания здорового образа  жизни.

Социальный работник должен правильно подобрать метод  работы с неблагополучной семьей.

Социальную работу с  криминально-аморальными семьями из-за острого социального неблагополучия и криминагенности лучше всего возложить на сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, которые должны взять на себя социальный патронаж и социально-правовую защиту детей из криминально-аморальных семей.

Для работы с асоциально-аморальными  семьями требуются другие методы. По отношению к таким родителям  и детям более всего применимы  коррекционные методы, основанные на принципах “обратной социализации”, когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций.

В работе с конфликтными семьями, в которых отношения  супругов хронически осложнены и  находятся на грани распада, учитель, социальный работник, психолог, социальный педагог должны выполнять психотерапевтические функции. То есть в беседе с родителями необходимо, внимательно выслушать обе стороны, попытаться по возможности, погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов прежде всего на основе интересов ребенка.

Информация о работе Особенности социальной работы с семьями и детьми группы риска