Отношение молодежи к сексуальным меньшинствам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание

Тема сексуальных меньшинств и нетрадиционной сексуальной ориентации является проблемной в современном обществе. Весной 2002 г. фракция "Народный депутат" официально внесла в Думу законопроект о восстановлении уголовного наказания за мужеложество, по образцу статьи 121 УК РСФСР, инициатором которой был в свое время шеф ГПУ Г.Ягода.

Содержание

Введение …...........................................................................................2
Глава 1. Сексуальные меньшинства и их положение в обществе ..5
1.1. Сексуальность как таковая и отношение к ней со стороны общества........................................................................................................5
1.2 Гомосексуализм и его место, роль, значение в системе общественных отношений..........................................................................12

Глава 2. Молодежь …........................…...............................................27
2.1 Молодежь................................................................................27
2.2. Молодежь и гомосексуальность............................................31

Работа состоит из  1 файл

3Отношение молодежи к сексуальным меньшинствам.(ШАПТАЛИНА СЦс-217).doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

     Некоторые конфессии (прежде всего, ряд течений  протестантизма) считают запрет на гомосексуальность устаревшим и подлежащим отмене. Другие конфессии удерживают этот запрет и настаивают на его актуальности. Однако, в любом случае, запреты, накладываемые той или иной религией, в современном обществе могут распространяться только на тех, кто причисляет себя к этой религии.9 

     Гомосексуальность как патология

     В XVIII веке, когда процессы секуляризации в европейской культуре еще усилились и прогресс естественных наук привел к попыткам полностью объяснить человеческую жизнь природными факторами, возникло представление о гомосексуальных наклонностях как о некоей природной аномалии, болезни (эта концепция представляла собой частный случай более общей идеи Ломброзо о том, что вообще грех и преступление суть проявления особой природы отдельных людей, то есть преступником человек рождается). С развитием в XIX веке клинической психопатологии и психиатрии гомосексуальность стали понимать как умственное расстройство. Наконец, в XX веке разновидностью концептуализации гомосексуальности как болезни стало разрабатывавшееся в гитлеровской Германии понимание гомосексуальности как неустранимого генетического дефекта, природной неполноценности индивида.

     В отличие от всех предыдущих способов концептуализации гомосексуальности, медико-биологический подход к ней делает акцент не на тех или иных конкретных поступках или формах поведения субъекта, а на некотором постоянном или временном свойстве человека, которое наличествует в нем даже в том случае, если этот человек никак не проявляет своих склонностей. 

     Гомосексуальность как свойство личности

     Публицисты-правозащитники конца XIX века – Карой Кертбени, Карл Ульрихс, Магнус Хиршфельд и другие – поставили под сомнение отношение к гомосексуальности как к патологии: по их мнению, нет оснований понимать гомосексуальность как болезнь, если своему носителю она не причиняет ущерба.

     Социальный  вред гомосексуальности также был  поставлен исследователями рубежа XIX–XX вв. под сомнение. На протяжении XX века в ходе общего распространения либеральных ценностей широко распространилась и концептуализация гомосексуального влечения как свойства личности (скорее всего, врожденного), не требующего ни медицинского, ни юридического вмешательства.10

     Гомосексуальность вредна с демографической точки зрения, она приводит к падению рождаемости. 

     Падение рождаемости, в самом деле, начиная  с середины XX века представляет все  более серьезную проблему для  европейской цивилизации. Характерно, однако, что эта проблема появилась  за несколько десятилетий до широкомасштабной либерализации отношения общества к гомосексуальности. Распад традиционной семьи с большим количеством детей стал результатом сложного комплекса факторов, среди которых декриминализация гомосексуальности вряд ли играет значительную роль. Основной вклад в демографический спад в Европе вносят гетеросексуальные семьи без детей или с единственным ребенком.

     Гомосексуальность вредна с медицинской точки зрения, поскольку анальный секс более травматичен и связан с большим риском заражения СПИДом

     Действительно, травматическая и инфекционная опасность анального секса относительно высока, хотя и другие формы сексуального контакта сопряжены с определенными опасностями для здоровья. Строгое соблюдение гигиены и следование правилам безопасного секса существенно снижает риск, но, как и в других случаях, не сводит его к нулю. Анальный секс не является ни исключительно гомосексуальной практикой (эта форма контакта используется и гетеросексуальными партнерами), ни всеобщей гомосексуальной практикой (используется не во всяком гомосексуальном контакте и не всеми лицами гомосексуальной ориентации), а потому, переносить негативное отношение к анальному сексу на гомосексуальность неправомерно.

     В жизни и деятельности современного человека есть множество явлений, сопряженных с повышенной медицинской опасностью. Травмами, в том числе со смертельным исходом, чревато использование самой разной техники начиная с автомобиля. Многие, в том числе широко распространенные, виды пищи вредны для здоровья. Со значительными рисками для организма связаны занятия многими видами спорта на профессиональном уровне. Наконец, вред от курения и употребления алкоголя не подвергается сомнению современной наукой.11

     Однако человечество в целом не отказывается от этих и многих других вещей: верх берут соображения пользы, удобства, удовольствия. Забота о своем организме не является главным регулятором жизни большинства людей – и это распространяется в том числе на сексуальную сферу. Выбор человеком образа жизни, в котором присутствует та или иная доля риска для его собственного здоровья, будь то злоупотребление кофе, занятия альпинизмом или анальный секс, вряд ли может быть поводом для морального осуждения.12

                                                                                                                                

     1.2 Гомосексуализм и его место, роль, значение в системе общественных отношений. 

История гомосексуализма

       Гомосексуальность существует ровно столько, сколько существует человечество. Жители тогда еще не открытых Америк, точно так же, как и чернокожие обитатели Африканского континента, находили особый изыск в мужских ласках. От греков гомосексуальность перекочевала к римлянам на западе и к скифам и сарматам на востоке. Древние славяне, в силу географического положения и тяжести климатических условий, не располагающих к любовным игрищам на свежем воздухе, несколько позже познакомились с содомским грехом, но гомосексуальность существовала в их среде в качестве обычного полового действия между согласными на то партнерами.

     На  различных этапах развития цивилизаций  отношение к сексуальным меньшинствам было далеко неоднозначным. Модель поведения зависела, прежде всего, от господствующей идеологии, уровня культуры и наличия определенной традиции. Среди аборигенов Новой Гвинеи и Меланезии был популярен обряд инициации (осеменения).13

     Подразумевалось, что мальчик сможет стать настоящим  мужчиной только в том случае, если будет «осеменен» взрослым соплеменником, передающего лучшие черты: мужественность, храбрость, отвагу. Схожий ритуал имел место у племен Бразилии (яноамо, бороро), Аргентины, и Чили (арауианы) и Амазонии. Среди народов русского Севера, Сибири и Дальнего Востока (чукчи, алеуты) укоренился институт бердачества (от исп. bardajo – мальчик на содержании). Бердачи носили женскую одежду и исполняли функции женщин (вели домашнее хозяйство). У японцев, считавшихся до XIX в. самым терпимым народом, наличествовала эстетизация мужского тела. А самурайская гомоэротическая дружба являлась типичным феодальным институтом.

     С установлением в Европе доминирующих позиций христианской догматики содомиты были объявлены вне закона, и были введены меры по «пресечению» тяжкого греха. В частности, наряду с ведьмами и еретиками, гомосексуалистов подвергала пыткам священная инквизиция, сжигая неверных на кострах.14

     В допетровской России, в отличие от Западной Европы, серьезных наказаний относительно содомитов не практиковали. Русская православная церковь осуждала «смертный грех», но, между тем, именно монастыри являлись источником распространения однополых отношений. Петр I  попытался ужесточить политику, касающуюся сексуальных меньшинств, и в 1706 г. ввел смертную казнь через сожжение на костре для военных за «противоестественный блуд» (по шведскому образцу). А в 1716 г. заменил сожжение телесным наказанием и ссылкой. На гражданских же лиц эти нормы не распространялись. То есть, до прихода большевиков к власти в 1917 г., мы вполне вписывались в современную модель политкорректности и толерантности, опережая по этому параметру Европу.

     После же Октябрьского переворота положение  кардинально меняется.15 
 
 
Завинчивание гаек государственного аппарата и приобретение партией роли руководящей и управляющей ячейки общества загнало геев и лесбиянок нашей страны в подполье.

       В 1934 г. в силу вступила статья 121 Уголовного кодекса Советского Союза – лишение свободы за мужеложство сроком до 5 лет, а в случае физического насилия – до 8. Мнительность, фобии, боязнь за собственную безопасность провоцировали людей на наушничество, доносительство. С легкой руки КГБ целые группы моряков, военных, чиновников и представителей творческой интеллигенции отправлялись в концентрационные лагеря. Уголовная наказуемость гомосексуализма породила в кругах советских геев чувство страха перед расправой. А среди простых граждан – презрительное отношение ко всяческому «инакомыслию».

     Параллельно с криминализацией гомосексуализма  в СССР, в Европе и на Западе разворачиваются  обратные процессы. До прихода Гитлера  к власти в Германии шла борьба между руководством страны и гей-сообществом, ратовавшего за отмену § 175 Уголовного законодательства (уголовное наказание лиц нетрадиционной сексуальной ориентации), которая случилась только в 1969 г., спустя сто лет после первых попыток.

     В Европе в 1970-е был принят официальный  символ гомосексуалов – «радуга» и выработана концепция с основными  политическими требованиями: легализация однополых отношений и право на вступление в брак. В последнее время добавилось еще требование – право на усыновление. Первой страной, узаконившей в 1989 г. союзы (зарегистрированное партнерство) между гомогенными парами стала Дания. Вслед за ней последовали Нидерланды (где с сентября 2000 г. существует еще и институт непосредственно брака), Чехия, страны Скандинавии. В апреле 2005 г. Новая Зеландия разрешила однополые гражданские союзы. В декабре 2005 г. очередной страной, вступившей на путь легализации гомосексуальных отношений, стала консервативная Великобритания.16  

     Существуют  страны, которые имеют в своих  конституциях пункты, официально запрещающие  дискриминацию по признаку сексуальной  ориентации.

     Что касается России, то первые попытки инкорпорирования гей-институтов на родную почву не увенчались успехом. В 1984 году 30 молодых ленинградцев объединились в сообщество геев и лесбиянок – «Гей-лабораторию». Они занимались тем, что переправляли на Запад информацию о бедственном положении советских «голубых». Им удалось установить связь с финскими коллегами, с помощью которых лаборатория разработала программу по профилактике СПИДа. Однако КГБ предъявил организации политические и идеологические обвинения и подверг членов группы репрессиям. В 1985 году генеральным секретарем КПСС становится член Политбюро М.С. Горбачев, приступивший к либерализации режима. Политика гласности во многом способствовала поднятию гомосексуального самосознания. На волне распада СССР оформляется и ряд организаций сексуальных меньшинств – «Ассоциация сексменьшинств», «Московский союз геев и лесбиянок», «Ассоциация за равноправные права гомосексуалистов» (АРГО). Под их эгидой издаются тематические периодические издания – газеты «Тема» (при поддержке демократичного Моссовета), РИСК («Равноправие-Искренность-Свобода-Компромисс»), «1/10»; журналы – АРГО, «Ты», «Гей-славяне» и др.

     Воодушевленные  геи и лесбиянки, мобилизуясь, начали добиваться от власти отмены 121 статьи. Фактически, вся их деятельность в  тот период сводилась именно к этому (за исключением вопросов, относящихся к профилактике и предупреждения СПИДа). Когда же в мае 1993 г. требование гомосексуалистов новой России было удовлетворено, в большинстве их организаций наметился серьезный кризис с последующим расколом. Вдруг обнаружилось, что дальнейшей стратегии развития и плана действий просто не существует. Иностранные фонды, поддерживающие в начале 90-х гг. гей-движение России, быстро свернули свою деятельность, понимая бесперспективность вложений.17 Стало ясно, что новая власть не собирается покровительствовать гомосексуалам.

     Массовости  гей-движение в России так и не достигло. После раскола оно так  и не смогло вновь выступить единым фронтом. На сегодняшний день мы имеем  лишь разбросанные по стране локальные организации.

     В 2003 г. несколько депутатов нижней палаты российского парламента вынесли на обсуждение 2 антигомосексуальных законопроекта. Первый из них предполагал уголовную ответственность «За пропаганду гомосексуализма» (наводнившего телевидение) путем лишения возможности занимать определенные должности или отстранение от деятельности на срок от 2 до 5 лет. Второй предлагал реинкарнировать статью за мужеложство, и ввести тюремное заключение от 1 года до 5 лет. Однако эти инициативы не были поддержаны необходимым большинством депутатов.

     Характерные черты русских гомосексуалов  – индифферентность и аморфность. Есть и еще один нюанс – фактически, законодательство РФ не запрещает деятельность ассоциаций геев и лесбиянок на федеральном  уровне. Дискриминирующих статей в этом аспекте нет ни в Уголовном, ни в Трудовом кодексах. Но, на практике власти делают все возможное, чтобы отказать группе геев или лесбиянок в юридической регистрации .18

      
Подходы к гомосексуальности

     Эссенциализм  и конструктивизм в исследованиях гомосексуальности

     Единого мнения относительно того, является ли человеческая гомосексуальность нормой или отклонением, до сих пор не существует.

     Осмысление  проблем сексуальности вообще и  гомосексуальности в частности  в науке и публицистике проходит, главным образом, через полемику двух фундаментальных подходов – эссенциалистского и конструктивистского.

     Гомосексуальность при эссенциалистском подходе понимается как сущностная противоположность  гетеросексуальности – в новейшее время аргументы для такого понимания ищутся не в библейских моральных запретах, а в биологической (генетической) предопределенности того или иного типа сексуального поведения: от природы каждый человек —  то или иное, и социокультурные воздействия не способны изменить это положение дел. Парадоксальным образом эссенциализм является основой взглядов и радикальных противников гомосексуальности (настаивающих на изначальной ущербности всех, кому она свойственна), и ее защитников, утверждающих, что за неотчуждаемые, природные свойства человека карать нельзя.19

Информация о работе Отношение молодежи к сексуальным меньшинствам