Отношение молодежи к сексуальным меньшинствам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание

Тема сексуальных меньшинств и нетрадиционной сексуальной ориентации является проблемной в современном обществе. Весной 2002 г. фракция "Народный депутат" официально внесла в Думу законопроект о восстановлении уголовного наказания за мужеложество, по образцу статьи 121 УК РСФСР, инициатором которой был в свое время шеф ГПУ Г.Ягода.

Содержание

Введение …...........................................................................................2
Глава 1. Сексуальные меньшинства и их положение в обществе ..5
1.1. Сексуальность как таковая и отношение к ней со стороны общества........................................................................................................5
1.2 Гомосексуализм и его место, роль, значение в системе общественных отношений..........................................................................12

Глава 2. Молодежь …........................…...............................................27
2.1 Молодежь................................................................................27
2.2. Молодежь и гомосексуальность............................................31

Работа состоит из  1 файл

3Отношение молодежи к сексуальным меньшинствам.(ШАПТАЛИНА СЦс-217).doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

     Другая  точка зрения и теоретическая  перспектива основывается на культурном анализе сексуальности, предложенном французским философом Мишелем Фуко в его работе «История сексуальности».20 Фуко показывает, что западная культура пронизана сексуальностью и стремится обозначить причины разных сексуальных практик и категоризировать их, отыскать «истину секса», а идентичность и даже внутреннюю сущность человека определить через его сексуальную биографию. Фуко обнаруживает, что то, что сегодня называется гомосексуальностью, в разных культурах и в разные эпохи категоризировалось по-разному: так, в некоторых полисах Древней Греции классического времени определенный тип гомосексуальных отношений (между взрослым мужчиной и подростком) был идеализирован в качестве социальной практики, не менее важной, чем институт брака между мужчиной и женщиной, причем подразумевалось, что один и тот же мужчина может участвовать в обоих типах отношений, – а вопрос о личных эротических предпочтениях человека признавался несущественным. Современное понимание гомосексуальности как определенной сексуальной ориентации предстает у Фуко не научной истиной, а всего лишь продуктом своей эпохи и свойственной этой эпохе картины мира (эпистемы). Выводы, близкие выводам Фуко, получили во второй половине XX века и ученые, изучавшие формы сексуальности у народов, не подвергавшихся влиянию западной цивилизации (прежде всего, у племен Новой Гвинеи): проявления гомо- и гетеросексуальности у этих народов значительно отличаются от известных и привычных в Европе. 21

     Новейшие  исследователи, восприняв идеи Фуко, внесли значительный вклад в развитие анти-эссенциалистского подхода, который  рассматривает сексуальность как  социально-исторический конструкт. Сексуальная  идентичность понимается как результат длительного процесса социализации, структурированного культурными традициями, классовыми характеристиками, одобряемыми гендерными ролями или семейной историей. Значения, которыми мы наделяем собственную сексуальность, социально организованы, определены набором дискурсов, которые стараются донести до нас то, что такое сексуальность, какой она может быть и соответственно какой она должна быть .22 

Фрейд и гомосексуальность

     На  рубеже XIX–XX веков принципиальное направление  научным взглядам на гомосексуальность было задано работами Зигмунда Фрейда, полагавшего, что от природы человек бисексуален и что гетеросексуальные предпочтения формируются в раннем детском возрасте при правильном развитии личности, а гомосексуальные возникают при некоторых сбоях в этом развитии. При этом Фрейд был склонен относиться к гомосексуальности весьма терпимо и полагал, что терапия должна быть направлена не на изменение сексуальной ориентации, а на коррекцию возникающего как следствие психического дискомфорта («дисфории сексуальной ориентации») и на принятие пациентом собственного «я».23

      
Социологические подходы к изучению феномена гомосексуальности. 
   
Большинство авторов, пишущих по этим вопросам, особенно за рубежом, констатируют, что в половой морали молодежи происходят определенные перемены. Однако как масштаб этих изменений, так и их значение оцениваются по-разному.24 Одни авторы считают, что налицо прогрессивный процесс освобождения человеческого сознания от религиозных табу, открывающий путь к более свободным и разумным сексуальным отношениям. Другие, наоборот, говорят о катастрофическом падении нравов, исчезновении глубоких чувств, низ-ведении человеческой сексуальности до уровня животных. И те и другие подкрепляют свои утверждения примерами, фактами, статистическими выкладками.

Чтобы избежать бесплодного морализирования, рассмотрим наиболее важные объективные  социальные сдвиги, которые сделали  традиционные моральные нормы сексуального поведения проблематичными. Таких  общих моментов можно назвать  три: увеличение разрыва между половым и социальным созреванием; урбанизация общества и уменьшение удельного веса семьи как фактора социализации молодежи; эмансипация женщин и кризис так называемого «двойного стандарта»: один — для мужчин, другой — для женщин.

Начнем  с проблемы соотношения полового и социального созревания.

В первобытных обществах, с их сравнительно простой социальной структурой, индивид  довольно легко усваивает социальные навыки, необходимые взрослому человеку. Кроме того, низкая продолжительность  жизни и высокая детская смертность не позволяют обществу особенно затягивать «подготовительный период». Разрыв между наступлением половой и социальной зрелости там минимальный; ребенок обучается в процессе повседневного взаимодействия со взрослыми. Обряды, фиксирующие в большинстве первобытных обществ факт наступления половой зрелости, одновременно символизируют наступление социальной зрелости, «посвящение» подростка во взрослое состояние.

Следы этого обряда «инициации» сохраняются  еще в некоторых религиозных  ритуалах (например, конфирмации) и народных праздниках. Этой цели торжественной фиксации совершеннолетия служат и некоторые обряды (например, торжественное вручение паспорта или собрание молодых избирателей, впервые участвующих в выборах). Однако в целом грани перехода к зрелости в современном обществе неопределенны.25 Это видно даже из законодательства. Паспорт человек получает в 16 лет, избирательное право — в 18, брачный возраст в РСФСР тоже установлен в 18 лет. Еще менее определенны эти грани в общественном мнении, которое зачастую и двадцатилетнего человека не считает за взрослого. И дело не в том, что кто-то чего-то не додумал и требуется издать соответствующую инструкцию. Правовая и моральная неопределенность юности отражает сдвиги в реальном положении вещей, и прежде всего удлинение самого периода юности за счёт, с одной стороны, более раннего полового, а с другой стороны — более позднего социального созревания.

Как показывают медико-статистические исследования, половое созревание подростков в  большинстве развитых стран происходит сейчас значительно раньше, чем в прошлом столетии, в среднем на два-три года. При этом в городе половое созревание наступает раньше, чем в деревне. На темпах полового созревания сказывается общее ускорение (акцелерация) физического развития детей благодаря улучшившемуся питанию, медицинскому обслуживанию и т. п. В СССР, как и в других развитых странах, наблюдается неуклонное (за вычетом военных лет) повышение показателей роста, веса и объема грудной клетки как у детей, так и у подростков. Так, в 1958 г. 17-летние юноши в г. Горьком достигли в показателе роста уровня 22-летних, обследованных там же в 1934—1935 гг., а по весу и окружности груди юноши 18—19 лет достигли показателей 20-летних. Кроме того, здесь влияют социально-психологические факторы — более быстрый темп городской жизни ускоряет развитие нервной системы, включая и сексуальные реакции. Интерес к этим вопросам стимулируется художественной литературой, искусством и т. д.

В то же время социальная зрелость, личная самостоятельность наступают в большинстве случаев позже (больше времени требуется для получения необходимого образования и т. п.). Факт увеличивающегося разрыва между временем полового созревания и наступлением социальной зрелости является, по-видимому, общим для всех индустриально развитых стран.

Значение  этого разрыва очень велико. В  докапиталистическом обществе браки  обычно заключались, как только дети достигали половой зрелости (согласно иудейско-христианской традиции этот возраст произвольно устанавливался в 12 лет для женщин и 13 или 14 лет для мужчин), а то и раньше (детские браки в Индии). Активная половая жизнь здесь начиналась (если не для всех, то для значительной части молодежи) непосредственно в браке. В новое время брачный возраст заметно повысился. Увеличился период, когда подростки или юноши уже имеют сексуальные потребности, но еще не могут—социально и юридически—вступить в брак. Это ставит как общество, так и личность перед целым рядом проблем. По мнению некоторых сексологов, кульминация сексуальной активности у мужчин достигается уже в 17—19 лет, у женщин половое созревание происходит раньше, в среднем на 2 года, но кульминация сексуальной деятельности наступает много позже. Половая энергия ищет соответствующего выхода, рождает в юношеской психике внутреннюю напряженность. Дело не только и не столько в физиологических потребностях, сколько в том, что начало активной половой жизни является для юноши важнейшим доказательством вожделенной «взрослости», существенным средством самоутверждения. Именно это плюс вполне понятное любопытство, которое взрослые лицемерно называют нездоровым любопытством, стимулирует молодых людей к вступлению в добрачные связи.

Этот  трудный период можно было бы сократить  в случае более раннего вступления молодежи в брак. Такая тенденция  наблюдается во многих странах, например в США, где в последние годы около 40% девушек выходили замуж 20 лет или моложе, и почти половина из них имела детей, еще не достигнув 20 лет. Средний возраст вступающих в брак с 1890 по 1959 г. здесь снизился с 26,1 до 22,3 лет для мужчин и с 22 до 20,2 для женщин. Однако это затрудняется материальными соображениями и недостаточной общей зрелостью людей этого возраста. Брак, особенно когда появляется ребенок, существенно ограничивает свободу молодых людей, накладывает на них серьезную ответственность.26

Сильнее всего сказывается это на возможностях женщины, несущей львиную долю домашних обязанностей, что заставляет молодых  людей задумываться. В СССР, где  женщина участвует в гораздо  более широкой сфере общественных отношений, получает большее образование, чем в США, тенденции брачного возраста гораздо менее определенны. К тому же поспешные ранние браки часто оказываются неудачными.

Второй  момент, способствующий изменению половой  морали, это ослабление влияния родительской семьи. Современная семья является продуктом длительного исторического развития. Ее не было в первобытном обществе, где социализация детей осуществлялась непосредственно в масштабах всей родовой общины. Затем долгое время семья была едва ли не главной социально-экономической ячейкой общества, выполняя помимо регулирования половых отношений и воспитания детей еще целый ряд социальных функций. Во-первых, семья была первичной производственной ячейкой (вспомним крестьянское хозяйство); эту функцию она постепенно утратила. Во-вторых, семья была первичной имущественной и потребительской ячейкой; эту функцию она частично сохраняет, но развитие системы общественного обслуживания, питания и т. д. делает ее все менее существенной. Наконец, семья была не только важнейшей, но и почти единственной (за исключением церкви) ячейкой воспитания детей; эту функцию она сохраняет, но в суженном масштабе. Уже всеобщее школьное образование до известной степени эмансипирует детей от семьи, ослабляет ее влияние.

Условия городской жизни дают детям небывало высокую степень автономии от родителей, которая сказывается и в сфере сексуальных отношений. Родители не только не могут решать за выросших детей, но часто даже не в состоянии контролировать их поведение. Это касается и выбора друзей другого пола. Социологические данные показывают, что большинство знакомств, ведущих к браку, заключается вне родительской семьи.27 По данным Жирара (Франция), 29% супругов старшего возраста и только 16% молодых ответили, что они познакомились в семье. 40% молодежи (и только 20% старших) познакомились с будущим супругом на танцах или в других местах развлечений. В Варшаве в конце 50-х годов только 7% молодых супругов познакомились в своей семье или у друзей семьи, 22% познакомились через своих друзей, 18% —на танцах, 32% —на работе или учебе. По данным А. Г. Харчева (500 анкет в Ленинграде), 9% опрошенных пар знали друг друга с детства, 21% —познакомились на работе, 17,5% —на учебе, 27,2% —в местах проведения досуга, 5,7%—на домашних вечеринках, 5%—в местах летнего отдыха, 5,2% —через других знакомых, 3,3% —через родственников, 0,7% —в общежитии, 1,6% —на улице, 3,8% —в других местах.28 В условиях этой выросшей автономии молодежи все большее значение приобретают те нормы и установки к браку и сексуальной жизни вообще, которые складываются в ее собственной среде, согласуются ли они с требованиями старших или нет.

Наконец, существенную роль в подрыве библейского  морального кодекса играет эмансипация  женщин. Как известно, старая семья  была основана на полном подавлении и  неравенстве женщин. Моральный кодекс христианства весьма снисходительно относился к «прегрешениям» мужчин и крайне сурово—к женщинам. В частности, добрачные половые связи считались вполне естественными для мужчин, (По данным переписи М. А. Членова. 10—12 среди студентов Московского университета в начале 900-х годов 65,6% юношей имели добрачные связи в возрасте от 12 до 23 лет)29, но совершенно недопустимыми для женщин. Социальная эмансипация, меняющая традиционное определение женской роли, не могла не затронуть и сферу половых отношений. «Двойной стандарт» был поставлен под вопрос как теоретически, так и практически. Хотя моральные установки в отношении сексуального поведения мужчин и женщин и сейчас не совпадают (к женщинам предъявляются большие требования), они заметно сближаются.30

 
Психологические исследования

     Психологические исследования гомосексуалистов и лесбиянок  показывают, что они отличаются по характеристикам личности от гетеросексуальных  людей. Исследования показывают, что  гомосексуалисты по характеру напоминают женщин, они могут быть кокетливы, капризны, а лесбиянки мужественны (то есть похожи на мужчин).31

 
Проблемы гомосексуалов

     Гомосексуалисты и общество

     Гомосексуалисты малочисленны по сравнению с гетеросексуальными мужчинами, но, тем не менее, играют значительную роль в обществе выступая как социальная группа. Так как гомосексуалисты являются сексуальным меньшинством, возникают проблемы, связанные с их дискриминацией.

     По  мере смягчения отношения к гомосексуалистам в обществе, возникло гей-движение, пропагандирующее приемлемость гомосексуализма и требующее законодательных мер, которые гарантировали бы им равноправие во всех сферах общественной жизни.32 

     Движение  за права сексуальных и гендерных  меньшинств.

     ЛГБТ-движение ( ЛГБТ – сокращение от первых букв слов лесбиянка, гей, бисексуал и транссексуал) стремится добиться изменений в законодательстве, направленных на обеспечение прав сексуальных и гендерных меньшинств.

     Концепция прав сексуальных и гендерных  меньшинств не предполагает наличия  у геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров каких-либо особых потребностей, отличающихся от потребностей гетеросексуального большинства. Речь идет о правах, закрепленных в современном обществе за любым человеком или социальной группой, – таких, как свобода собраний, возможность объединяться в общественные организации, свобода выбора33 профессии и рода занятий, свобода получения и распространения информации и т.п. Противниками движения за права сексуальных и гендерных меньшинств являются разнообразные политические и религиозные организации и движения, совокупно обозначаемые как антигомосексуальное движение.34 

Информация о работе Отношение молодежи к сексуальным меньшинствам