Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:15, доклад
Цель исследования - разработка программы патриотического воспитания детей и подростков в условиях сельской библиотеки.
Итак, начнем с обозначения проблемы. Оказывается, отсутствие или недостаточное развитие патриотизма стало глобальным вопросом в воспитании подрастающего поколения. В Европе, особенно небольших странах, боятся за судьбы наций в связи с экономическим объединением европейских государств. Стирание территориальных, валютных, экономических границ и барьеров может привести к растворению национальных культур в общеевропейской субкультуре.
Введение.
Итак, начнем с обозначения проблемы. Оказывается, отсутствие или недостаточное развитие патриотизма стало глобальным вопросом в воспитании подрастающего поколения. В Европе, особенно небольших странах, боятся за судьбы наций в связи с экономическим объединением европейских государств. Стирание территориальных, валютных, экономических границ и барьеров может привести к растворению национальных культур в общеевропейской субкультуре. Подрастающее поколение слабо ориентируется не только в народных традициях, но и плохо знает историю своих стран. А молодежь, не усваивающая уроки прошлого, просто не в состоянии оценить в полной мере проблемы дня сегодняшнего, стоящие перед их страной, созидать ее будущее.
У нас в России общая для человечества проблема обостряется ситуацией нестабильности, свойственной для эпохи переходного экономического времени. Многие россияне, ежедневно сталкиваясь с большим количеством разноплановых социально- экономических трудностей, начиная от отсутствия достойной зарплаты и заканчивая негодованием по поводу разбазаривания группкой олигархов российских природных ресурсов, просто потеряли веру в государство, его могущество, способность защитить каждого гражданина. Конфликты, возникающие зачастую на национальной почве, наличие «горячих точек», страшные факты дедовщины в армии — все это сделало проблему патриотического воспитания россиян проблемой возрождения патриотизма у россиян!
Патриотизм. Каково содержание этого понятия?
Прежде всего, надо помнить, что патриотизм — категория нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. Индивид сознательный поступает «по знанию». Знанию того, что к человек должен иметь качество гордости за Родину, за ту часть земли, где он родился, понимать роль государства, принимать его историю, культуру как своего, так и других народов, его населяющих, быть ответственным за судьбу Родины и своего народа. И, конечно же, как нравственное чувство истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие и провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь и т. д.
Кроме содержания патриотизма как нравственного понятия, педагоги должны знать о его психолого- педагогических компонентах, позволяющих донести содержательность патриотизма субъектам, т. е. учащимся.
Именно донести, сделать его качеством, достоянием личности. Здесь большую роль играет эмоциональное воздействие. Ведь любые нравственные убеждения есть синтез знаний о должном, т. е. нравственном поведении, и чувств, т. е. чувственных переживаний и поступков. Именно чувство -центральное связующее звено между знаниями «как надо» и действиями «как надо». Поэтому очень важен эмоциональный фактор, эмоции, оказывающие существенное мотивирующее влияние на результативность. И они в воспитании патриотизма, как и любого другого нравственного качества, — необходимейшее слагаемое эффективности. Чувство гордости за великие достижения российских ученых, путешественников, медиков, спортсменов, чувство восторга перед красотой и неповторимостью страны, чувство благодарности ратным подвигам русского народа, спасшего Европу и от нашествия наполеоновской армии и от фашистской чумы. И тут же - горечь за огромные людские жертвы XX столетия, беспокойство и боль за экономические и социальные проблемы сегодняшней России. А главное-чувство ответственности за настоящее и будущее страны и народа, формирование которого, в принципе, и заключает эффективность проявления патриотизма у подростков.
От мотивационного компонента мы переходим к потребностному, который означает необходимость не только испытывать ту или иную эмоцию, но и предпринять какие-либо действия. Например, подростку уже недостаточно простого присутствия на фольклорном вечере. Он уже сам хочет принять участие в его подготовке, узнать больше о показанных обрядах, найти и прочитать услышанную былину и т. д. Углубление знаний о том или ином аспекте патриотического содержания и составляет потребностный компонент.
А в чем же проявляется устойчивость качества патриотизма у учащихся? Конечно же, в их взглядах и убеждениях. Когда, например, в дискуссии на тему Служба в армии: долг или неволя? ученик не только констатирует факт необходимости службы, но и сумеет его обосновать:
служить Отечеству всегда было самой почетной обязанностью для мужчин, а увиливание от этой миссии сильного пола, с одной стороны, говорит о его слабости, а с другой — просто подрывает обороноспособность государства.
И наконец, сформированное чувство патриотизма, как и любое другое нравственное качество, проявляется на поведенческом уровне. Когда у школьников есть потребность поступать именно так. Участвовать в экологическом субботнике по разбору свалки на пустыре не потому, что заставляет классная руководительница, а потому, что надоела грязь вокруг их родной школы. Пойти и поздравить ветерана Великой Отечественной не для галочки проведения акции «Милосердие» а потому, что но самое милосердие стало качеством личности. Когда сильные эмоции, хорошие знания, умение убедить в правоте своей точки зрения подкреплены конкретными делами.
Все ли наши ребята пройдут проверку действием, смогут показать себя настоящими патриотами, покажет, конечно же, время. И хотелось бы, чтобы оно было мирным. А если вдруг и предстоит встать на защиту Родины, то они выполнят патриотический долг с честью и достоинством.
Таким образом, патриотизм — это система отношений человека к:
- истории страны: историческому прошлому, героическому прошлому и настоящему, истории и традициям русской армии;
-национальной культуре: обычаям и традициям, литературе, науке, музыке и т. д.;
-стране на карте мира: ее природе, экономике, месту собственного жительства, малой» Родине;
-государству: как правовому институту, гаранту законности и порядка, гражданскому долгу перед государством, народом, готовности укреплять, защищать его мощь, независимость; ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбы народа в целом, формирование потребности в ведении здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье будущих поколений.
Рассмотрев содержание понятия «патриотизма» как нравственной категории, психологические аспекты его формирования, отражающие по сути этапы развития патриотизма у ребят, мы тем самым подошли к вопросу о механизме реализации поставленной цели: создать в образовательном пространстве условия для развития, становления высоконравственного человека-патриота.
Речь идет о комплексно-целевых программах. Главной нормативной базой для всех образовательных учреждений является государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской Феде рации на 2006—2010 годы» и на основе главных положений, разделов, комплекса мероприятий, предложенных в ней, каждое образовательное и культурное учреждение разрабатывает локальные воспитательные программы, исходя из приоритетных задач и направлений воспитательной деятельности по развитию патриотизма у детей. Не стала исключением и библиотека поселка Майский.
Цель исследования - разработка
программы патриотического
Объект исследования - патриотическое воспитание детей и подростков.
Методы исследования- теоретические, эмпирические.
Предмет исследования - педагогический потенциал сельской библиотеки в патриотическом воспитании детей и подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать сущностную характеристику понятия патриотического воспитания на современном этапе.
3. Охарактеризовать и выявить условия, обеспечивающих эффективность патриотического воспитания детей и подростков в условиях сельской библиотеки.
Теоретическую базу исследования
составили труды специалистов научно-методического
отдела Республиканской
Практическая значимость
исследования заключается в разработанной
программе патриотического
Базой исследования послужила централизованной библиотечной системы Прокопьевского района Кемеровской области.
Структура выпускной квалификационной работы:
Дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Шатриотическое воспитание детей и подростков в условиях сельской
библиотеки.
1.1 Патриотическое воспитание, сущность и специфика.
Оглянемся на историю Отечества своего -
и повсюду увидим мы следы воинской доблести
и гражданского мужества, оставленные нашими
предками, из поколения в поколение
складывающими могучее здание
русской государственности.
Митрополит Санкт-
Владимир Соловьев сказал, что в основе нравственности лежат три составляющие:
• чувство стыда за то, что ниже человеческого достоинства (его собственная звериная сущность);
• чувство сострадания к тому, что равно человеку: к другому человеку, всему живому;
• благоговение перед тем, что выше человека (то, что для него свято).
В любой системе воспитания,
у любого народа есть свои святыни.
Святыми для российского
Сегодня мы многое переосмысливаем.
Но дается нам это непросто по вполне
понятным причинам - на протяжении прошлого
века мы дважды отрекались от своей
истории: в 1917г. ив 1989. В 1917г. мы отказались
от Отечества как носителя православных
ценностей и самодержавной
Мы снова пытаемся воссоздать национальную идею, возвращаем в систему воспитания понятие «патриотизм» как ключевое. Ведь в последние 10- 15 лет «отношение к Родине» не входило даже в перечень критериев нравственного воспитания.
Если говорить о патриотизме как понятии, то необходимо обратиться: истории его возникновения. Наиболее давнее представление о нем дает еще Нестор- летописец около 1113 года в «Повести временных лет». Она связана с идеальным образом русского князя, готового жертвовать своей жизнью не только за свою честь, но и за честь родной Земли; выступала одной из самых высоких добродетелей в представлении предков.
Именно патриотизм, как стремление отстоять, защитить свою страну от внешнего врага даже ценой собственной жизни, служил условием всех побед российской армии. Особенно отмечается связь между патриотизмом и сильной державной властью. С другой стороны, наоборот, там, где ' уровень патриотизма, наступало поражение.
Так, в 1915 году министр просвещения граф П.Н.. Игнатьев произнес в Госдуме слово о причинах поражения русской армии в 1 мировой войне. Он сказал, что «поражение это связано с отрицательным вниманием ко всему русскому». По его словам, в последние два столетия у россиян выработалось убеждение, что только все чужое, иностранное достойно подражания. «Естественные и роковые последствия такого воспитания выразилась в отсутствии веры в свои силы, обидно пренебрежительном отношении к русскому языку, русской природе, культуре и недостаточно развитом чувстве патриотизма».
После Октябрьской революции
1917 года понятие патриотизма
В настоящее постсоветское
время данная классификация и
определение патриотизма
Сегодня в нашей стране делается попытка сформировать новую общественную идеологию, в основу которой положены патриотические ценности. Стали появляться новые, современные определения патриотизма, отражающие явление, не зависящее от времени, страны, социально экономической и политической ситуации.
Дадим понятие патриотизм и патриот на современном этапе. Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие патриотизм, Владимира Даля, трактовавшего его как любовь к Отчизне. Патриот по Далю - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя патриотизм как любовь к родине. Более современные понятия патриотизма связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.
Дадим понятиям патриотизм и патриот более четкие определения:
1. Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: "Моя хата с краю, ничего не знаю".