Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:15, доклад
Цель исследования - разработка программы патриотического воспитания детей и подростков в условиях сельской библиотеки.
Итак, начнем с обозначения проблемы. Оказывается, отсутствие или недостаточное развитие патриотизма стало глобальным вопросом в воспитании подрастающего поколения. В Европе, особенно небольших странах, боятся за судьбы наций в связи с экономическим объединением европейских государств. Стирание территориальных, валютных, экономических границ и барьеров может привести к растворению национальных культур в общеевропейской субкультуре.
педагогических достижений человечества. «Достойно удивления, чему могут научиться дети во время игры, если наставники умеют тем воспользоваться, -- писал еще в 1804 г. журнал «Патриот». — Игры дают также случай открывать способности или таланты ребенка и могут служить к усовершенствованию или к исправлению». Библиотекарю необходимо учитывать, что игра -средство многогранное, это культурная форма, которая позволяет быть свободным, раскованным, распоряжаться реальностью, собой, преодолевать ролевую зависимость, превосходить себя. Главное, что выносит ребенок из игры, — эмоциональное переживание. Но игра - это не только показ, переживание поступка, это еще и мысль-действие, мысль-образ. И в том ее воспитывающая сила. Игра с элементами поиска — занятие чрезвычайно увлекательное для ребенка. Дети успешно обучаются в игровой деятельности: они непроизвольно запоминают информацию поскольку в игровых формах присутствует главный фактор обучения — активность учащихся, а также сопутствующий фактор — общение. Причем не просто общение, а общение на изучаемую тему.
Библиотекарю прежде всего, необходимо разобрать что такое интеллектуальная игра, тем более, интеллектуальная краеведческая. Откроем толковый словарь С. И. Ожегова и найдем определение слова «интеллект». Интеллект — это ум, мыслительная способность, умственное начало человека. «Интеллектуальный» - умственный, духовный, с высокоразвитым интеллектом. Значит, интеллектуальные краеведческие игры -это умственные, духовные игры, требующие высокоразвитого интеллекта, любви и знания истории малой родины.
В краеведческой работе библиотекарь
должен помнить неоспоримую истину-
Значение интеллектуальных краеведческих игр невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит их феномен, что, являясь развлечением, своеобразны отдыхом, они способны перерасти в обучение, творчество, терапию, модель человеческих отношений и проявления в труде, воспитать глубокое чувство патриотизма у школьников. Интеллектуальные краеведческие игры побуждают мысль работать, а душу прикасаться к величию родного края.
Особое место в библиотеке занимает организация клубов и кружков.
Клуб - учреждение социальное,
поэтому необходимо иметь в виду
общий интеллектуальный, эмоциональный
уровень подрастающего
Кружковцы проводят уроки по таким темам как «История села», «Мир через культуру», «Культурная жизнь поселка», «Мастера -Умельцы», «Гордость нашего села», «Живи, село родное!» и т. д. Активисты клуба учитывают все поступившие предложения.
Клуб стал местом, где подростку комфортно, где он ощущает душевный покой и полноту социального бытия, свою значимость, развивая уверенность и целеустремленность. Отрадно то, что подростки наши раскрываются творчески, в них обнаруживается много различных талантов.
Библиотекарям, работающим с молодым поколением, очень важно иметь глубокие знания о возрастных особенностях, закономерностях развития и становления, вопросах и проблемах, волнующих подрастающее поколение сегодня.
Проблема сохранения положительных традиций и их сочетание с этнокультурными новациями стоит сегодня остро и требует особого внимания со стороны всех социальных институтов и, конечно, библиотек. Библиотека с ее ресурсами представляет собой обобщенный социальный опыт, накопленный человечеством. Библиотеки - это своеобразные центры по саморазвитию, самообразованию, объединяющие на своих территориях усилия всех социализирующих институтов, стремящиеся общими силами, совместными действиями вести к устойчивому позитивному развитию подрастающее поколение.
Существующая разработка
понятия «культура свободного времени»
убеждает, что овладеть ею возможно
только при целенаправленном, скоординированном,
повседневном педагогическом воздействии
на подрастающее поколение. Следовательно,
восстановление сил организма и
развитие подрастающей личности осуществляется
в свободное время путем
Какое место может, должен занимать и реально занимает сегодня клуб в организации свободного времени подрастающего поколения?
Чтобы школьники разного возраста, разных интересов, запросов пришли в клуб и стали его активными участниками, он прежде всего должен создать максимально приемлемые условия для культурного использования свободного времени. Главным среди них является организация разнообразных, непохожих на учебные видов деятельности. Это создает предпосылки для всестороннего развития разнообразных интересов, способностей, выбора индивидуальных занятий ребят, участвующих в работе клуба.
А. С. Макаренко утверждал, что истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в разговорах с ребенком, не в прямом на него воздействии, а в организации его жизни: «воспитательная работа есть прежде всего работа организатора».
Характер, современной деятельности клуба разнообразен: учебная, познавательная, поисковая, исследовательская, моделирующая и конструирующая, дискуссионная, организаторско- пропагандистская, творческая и др.
Установлено, что в юношеском возрасте предпочтение отдается общению в одновозрастных группах.
В последние годы наметилось стремление старшеклассников встречаться с учащимися ПТУ, техникумов, курсантами, студентами, молодыми рабочими, техниками, инженерами, представителями гуманитарных профессий. Доказано, что подростки, ценящие в партнерах по общению больше всего деловые качества, нуждаются в организации конкретных занятий и встреч по интересам.
Философы утверждают, что обязательным условием, при котором свободное время может стать сферой свободного развития, является избирательность. Клуб может отвечать такому условию, если созданы реальные возможности выбора видов деятельности по содержанию и характеру, методам и формам организации. Однако изучение планов работы клубов со старшеклассниками свидетельствует, что широкий простор для выбора занятий клуб предоставляет не часто: свыше 90% предложений планов мероприятия, где школьники могут быть лишь зрителями или слушателями. Это сразу ставит их в положение пассивного участника и часто вызывает отрицательное или равнодушное отношение к клубу.
Избирательность предполагает и изменение интереса, если есть желание попробовать себя в другой области клубной деятельности или больше нравится педагог иного кружка, где ярче жизнь коллектива, и пр. Но абсолютная неприемлемость перемены вида занятий превращает клуб из добровольного учреждения в обязательное типа школы. Примеры отдельных клубов свидетельствуют, что данная проблема разрешима. В клубах по месту жительства ежедневно в одно и то же время работают разные кружки, которые можно посещать одновременно, а можно переходить из одного в другой. Существует лишь условие: если ты начал что-то мастерить или стал участником общего дела, ты должен довести его до конца.
Если созданы условия для выбора интересующей деятельности, необходимо помогать пришедшему в клуб определиться в соответствии со способностями, воспитывать умение правильно оценивать свои желания и возможности их реализации в творческом деле. Разносторонностью функционирования клуб может своевременно откликаться на появляющиеся интересы и потребности подростка в его свободное время. Но это возможно при постоянном контакте руководителей-воспитателей клубов с подростками, их родителями, при неослабном изучении запросов и их психологической обоснованности.
Самая разнообразная многоплановая
деятельность не может быть отвлеченной,
так как в центре внимания клуба
всегда конкретные подростки определенного
микрорайона, школы, ребята, которых
клубный работник знает по именам.
Каждый клубный организатор
Абсолютно неприемлемо сегодня решение любой педагогической проблемы в клубе при уравнении понятий «общий» и «средний» уровень культуры. Представления об этом у клубных работников очень разные. И если идти по пути отгадывания этого среднего уровня и следования ему, то можно отпугнуть хорошо успевающих, более знающих ребят, которые и в школе ведут за собой остальных. Потеряв эту часть ребят клуб превращается в «серенькое» учреждение, которое постепенно перестают посещать и те «средние» ученики школы, чьи возможности на первом этапе развивались клубом. Такой «усредненный» подход к организации свободного времени детей отрицательно сказывается на трудных подростках, которым необходимо повышенное внимание. Никто не «подтягивает» этих ребят к более высокому уровню, специально ими не занимается.
Массовая работа клуба
предполагает четкие и глубокие знания
социально-психологических
Изучение культурных запросов, интересов подростков в свободное время — важнейшая задача современного воспитания в клубе. Такому изучению помогают своеобразные опросы-беседы, традиционные встречи с интересными людьми или специалистами определенной области, в сфере которой проводятся занятия и в клубе (под руководством опытного педагога).
Клуб одновременно решает
двуединую задачу, помогает формировать
культуру свободного времени тех
школьников, которые стали его
членами (условно эта деятельность
осуществляется как бы внутри клуба),
и создавать в районе, совместно
с другими воспитательными
Таким образом, клуб строит свою работу на основе максимального разнообразия содержания и характера своей деятельности, создавая условия для свободного общения школьников, его посещающих, формируя возможности для выбора ими занятий по интересам.
Для осуществления этого необходимо систематическое изучение условий жизни и воспитания конкретных детей, подростков, юношей, а также социально-педагогических особенностей своего района.
Клуб становится одним из учреждений, влияющих на создание социально-культурной среды.
Влияние на развитие эмоциональной сферы, в котором клуб как учреждение досуга может и должен занимать определенное место, имеет принципиальное значение, так как, оставшись недостаточно развитой прежде всего в дошкольном и раннем школьном, в подростковом возрасте, эмоциональная сфера человека впоследствии развивается крайне затрудненно. А это приводит к значительным сложностям в общении с окружающими. В реальных для современного клуба условиях жизни важнейшей задачей становится максимальное насыщение каждой акции клуба эмоциональными элементами; установка на создание эмоциональной атмосферы ее восприятия, способной вызвать у ребят внутреннее волнение, переживания фактов, событий и т. п.
Для углубления эмоционального воздействия клуба необходимы: а) широкое введение театрализации;
б) организация деятельности на основе создания игровых ситуаций;
в) масштабное использование
всех видов и жанров искусств —
поэзии, прозы, кино, театра, музыки, изобразительных
средств, танца, обеспечивающих эмоциональный
настрой аудитории, помогающих углубить
эмоциональное воздействие
г) создание в клубе
атмосферы неформального
д) развитие эмоциональности.
Главное - это педагогическое
единство воспитательной деятельности
клуба: целей, принципов, задач, содержания,
методов, средств и форм работы. Вот
почему комплексный подход воспитанию
как целостный процесс повышает
эффектность воспитательной деятельности,
ее качественный уровень. Комплексный
подход — это воздействие, направленное
на формирование личности в целом, на
объединение в целостную
Историографический взгляд на проблему свидетельствует, что вопрос о комплексности в различных аспектах клубной работы всегда заострялся тогда, когда по тем или иным причинам субъективное начинало превалировать над объективным подходом в решении педагогических задач.
Принцип самодеятельности в
детском клубе был
организационной и творческой самодеятельности ребят. Важнейшим проявлением ее стало широкое самоуправление участников как в отдельных мероприятиях, занятиях, жизни групп, коллективов клуба, гак и в целом, в организации всей клубной деятельности на основе развернутого самоуправления.