Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:15, доклад
Цель исследования - разработка программы патриотического воспитания детей и подростков в условиях сельской библиотеки.
Итак, начнем с обозначения проблемы. Оказывается, отсутствие или недостаточное развитие патриотизма стало глобальным вопросом в воспитании подрастающего поколения. В Европе, особенно небольших странах, боятся за судьбы наций в связи с экономическим объединением европейских государств. Стирание территориальных, валютных, экономических границ и барьеров может привести к растворению национальных культур в общеевропейской субкультуре.
Комплексный подход включает
органическое единство воспитания и
самовоспитания, педагогического воздействия
самодеятельности, т. е. постоянный переход
личности из объекта воспитания в
субъект деятельности. Выработка
потребности и способности
В каждом виде деятельности
клуб планирует выход к
исторических, военных, происходивших в тех или иных
местах, о трудовой истории фабрик, заводов, совхозов
своего района, города; на сбор сведений о людях — участниках истории. Основными формами работы становятся интервью, изучение газетных и архивных документов, встречи с интересными людьми, походы по местам боевой трудовой славы. Поиск — средство воспитания у ребят определенных черт характера: настойчивости, воли, смелости, предусмотрительности, логического мышления. Приятные итоги
поиска приносят удовлетворение помогает ребятам стать соучастниками событий, пережить их. Результаты поиска участников клубов становятся достоянием широкой общественности.
В клубе коллективно решаются вопросы о названии, эмблеме,символике, традициях. Это те атрибуты, которые принимаются с интересом, помогают сплочению коллектива. В объединениях старшеклассников целесообразно вводить членство. Новый член клуба получает членскую книжку, эмблему клуба, право носить определенный головной убор и т.д.
Клубные объединения имеют
систему разнообразных
Традиции «межличностного общения» рождают сплоченный коллектив. Проводятся празднования дней рождения участников, юбилеев своего коллектива; коллективные прогулки, экскурсии и культпоходы, места отдыха или танцев и т. п. Сюда же относятся мероприятия, связанные с поощрением участников, с награждением с вручением удостоверений об активном участии в жизни клуба.
В клубной педагогике существуют различные вовлечения подросткови юношества в объединение, это массовые мероприятия и индивидуальные беседы. Ведущая роль в воспитании подрастающего поколения во внеучебное время в условиях современного села принадлежит библиотеке. Библиотека — центр культуры, самое престижное воспитательное учреждение для многих жителей села, она объединяет большую часть уважаемой сельской интеллигенции.
Сохраняющееся на селе сильное влияние семьи, привязанность детей к дому, хозяйству, традиционное следование домашним традициям, почитание авторитета родителей, старших родственников, выполнение постоянных разнообразных домашних обязанностей — все это самым непосредственным образом влияет на внеучебную деятельность
школьников, на их досуг.
По сравнению с городом совершенно иную роль в воспитании подрастающего поколения играют организации. Это объясняется спецификой жизни и быта сельского населения. Здесь все друг друга и все друг о друге знают. Все происходит на виду села. Сохраняется сильный социальный контроль за учебой, трудом, поведением. Заслуживший уважение пользуется им у всех.
Участие в клубе предполагает
наличие у подростка
В современных условиях, когда клуб призван прежде всего решать педагогические задачи, наиболее важным и значительным является воспитание и развитие личности участников самодеятельности: подростковый возраст - это период интенсивного формирования нравственного сознания, убеждений системы оценочных суждений.
Решение этих задач педагогика
связывает с развитием
Клуб как социальное учреждение призван решать, прежде всего задачи воспитания этического развития самих ее участников. «В этом суть его существования. И в этом принципиальное ее отличие профессионального искусства, которое развивает и воспитывает не самих артистов, а их слушателей и зрителей.
Успех любой деятельности, а краеведческой в
особенности, зависит от степени заинтересованности каждого, кто ею занимается. Интерес является движущей силой в поиске нужных сведений, а их изучение расширяет круг знаний.
Значимость библиотек
в социализации личности зависит
от того, что она может предложить
подрастающему поколению в
Духовно- нравственное воспитание подростков в традиции русского народа испокон века связано с верой. Вера создавала идеал, просветляла ум, укрепляла веру, делала человека целостным. Вера являлась основанием для таких важных человеческих качеств, как верность, правдивость, честность. « С верой приходит добро».
Традиционная отечественная культура в многонациональной России - это сложный сплав самых разных этнических традиций. Это мощный слой профессиональной, авторской классической культуры, выявляющей в наиболее яркой форме основы народного миропонимания, его базовые ценностные ориентиры. В свою очередь профессиональная культура влияет на дальнейшее развитие национальных духовных ценностей. Составными и фундаментальными частями общенациональной культуры в многонациональной стране являются культуры всех народов России.
Таким образом, традиционная отечественная культура понимается как культура страны, как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, ее населяющих.
Роль объединяющего начала для разных культур выполняют три главные связи, в которых всегда находился и находится всякий человек, явившийся в мир на отмеренное ему судьбой время. Эти связи таковы: «Человек и природа», «Человек и семья, род», «Человек и история». Они универсальны «для всех времен и народов», вбирают в себя более частые связи и проблемы, дают общее основание для того, чтобы сравнить, как эти взаимоотношения осуществляются в конкретной этнической, социокультурной среде, конкретно-исторической ситуации.
При этом очень важно осознать в своей работе еще одну духовную ценность, выработанную народами нашей страны, созидательное, а не разрушающее начало совместной творческой деятельности, взаимное духовное, культурное обогащение всех народов России в ходе общей исторической жизни. Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Какими же основами держится все бытие России? Две коренные основы нашей жизни: быт семейный и быт государственный. От их взаимного соприкосновения и дружелюбного действия зависит Россия во всех отраслях своего развития. Отсюда ясно, что и воспитание имеет быть утверждено на них, дабы принять характер народный. (С.П.Шевырев)