Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:15, доклад
Цель исследования - разработка программы патриотического воспитания детей и подростков в условиях сельской библиотеки.
Итак, начнем с обозначения проблемы. Оказывается, отсутствие или недостаточное развитие патриотизма стало глобальным вопросом в воспитании подрастающего поколения. В Европе, особенно небольших странах, боятся за судьбы наций в связи с экономическим объединением европейских государств. Стирание территориальных, валютных, экономических границ и барьеров может привести к растворению национальных культур в общеевропейской субкультуре.
2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра -благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству".
3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).
«Круглый стол» на тему
«Как воспитать патриота»
1. «Патриотизм не только и не столько государственное сколько общественное, гражданское понятие... Государство должно прежде всего служить обществу, а не учить его жить...Патриотическим воспитанием в школе должно... быть гражданское. Пусть каждый российский школьник, наконец, узнает свои права и получит возможность их защищать».
2. « У нас в России любовь к своей стране всегда была неразрывно связана с любовью к своему народу. Их нельзя разделять. Иначе часть общества придет к кастовым, расистским ценностям. То же самое касается имперского варианта патриотизма с опорой на военную мощь... В России воин — это прежде всего защитник слабых и угнетенных, а потом уж герой. Можно, конечно, соблазнить часть молодежи призраком некоего державного величия, но это чувство даже у них долго не продержится. Идеалы социальной справедливости и взаимопомощи в русской культуре гораздо сильнее... Они и должны стать основой патриотизма».
3. «Патриотическое воспитание — прежде всего процесс формирования человеческого самосознания... Литература в известной степени и есть наше сознание. Она позволяет нам добиться идентичности. Сказать: я - русский, я --представитель определенной страны, носитель оригинальной культуры... В принципе каждый выпускник должен был бы прочесть избранные места из
«России и Европы» Данилевского, из «Писем о русской культуре» Федотова, знать о существовании таких мыслителей, как Иван Ильин или Константин Леонтьев. Это прививка не только против невежества, но и против тупого шовинизма, который сейчас тоже пропагандируется.
Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.
Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только сограждане-непатриоты с низким уровнем или дефектами сознания, или вообще враги Родины. В этой связи очень легко понять, насколько не патриотами являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с соседом, нападки членов одной партии на членов другой, болельщиков одной футбольной команды на болельщиков другой, алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство - все это элементы проявления различных форм не патриотизма в России.
Как патриотизм, так и не патриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, мещанско-обывательская отрешенность, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие отклонения множат число не патриотов, псевдо- и лжепатриотов.
Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.
1.2 Краеведение, как компонент патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание
начинается с познания ценности Отечества.
Посредством включения в
Библиотечное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущем своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности и определенной нации и, как следствие, - гордость за это.
Краеведение помогает реализовывать в библиотечной практике принципы государственной политики и общепринятые принципы:
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
-формирование у детей и молодежи научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
-защита самой национальных культуры и региональных традиций в условиях многонационального государства. Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.
Одной из важнейших задач
современной библиотеки является формирование
понятия «Родина». Оно включает в
себя все многообразие социальных и
природных факторов, которые объединяются
понятиями «семья» или «
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям - сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности- матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест.
Вершиной патриотизма у человека является осознание себя как человека культуры, гражданина и патриота России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно и воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальным условиями жизни народа.
Такое общение при систематической краеведческой деятельности осуществляется непрерывно.
В краеведческой деятельности формируются не только патриотические убеждения — она позволяет осуществлять выработку навыков патриотического поведения. Знания патриотического характера, полученные в процессе военно-исторической, поисковой работы, но не закрепленные конкретными патриотическими делами, оторваны от жизни.
Цели.
Краеведческая деятельность
— это комплексное средство всестороннего
развития личности. Она объединяет
и включает в себя многообразие форм
и методов развития личности. Особенности
краеведческой деятельности способствуют
познанию социальной и природной
среды и самопознанию детей в
окружающем их мире. То есть, если краеведение
направляет детей на активное познание
родного края, его природных богатств,
культуры и истории, то, следовательно,
педагогически правильно
В построении модели средств краеведческой деятельности в аспекте становления патриотизма у детей должен учитываться весь спектр целевых ориентации:
-дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение краеведческих знаний, умений и навыков в практической деятельности, развитие трудовых навыков;
- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, познаний, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации краеведческой деятельности
-социализирующие приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.
С углубленного познания своей
Родины начинается воспитание патриотизма.
Патриотизм не может быть не связанным
корнями с историей нашего народа.
Вполне очевидно, что результаты воспитания,
формирования личности зависят не только
от видов деятельности, в которые
включен ребенок, но и от ее содержания.
Более того, содержание в этом единстве
главенствует. Участие же подрастающего
поколения в историко-
Воспитание патриотизма через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы детей, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии. Изучение родного края, способствуя воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской, экспедиционной работе. Обучение путем открытий - действительно актуальная проблема нашего времени.
Задачи.
В своей работе с детьми патриотизма библиотекарь должен помнить важное методологическое требование - комплексность в краеведческой работе, которое помогает детям и подросткам:
-развивать наблюдательность, мышление, научную любознательность;
-повышать интеллектуальный и культурный уровень личности;
- расширять кругозор, эрудицию;
- приобщаться к творческой деятельности; -психологически готовиться к жизни и труду; -повышать нравственность;
-воспитать в себе любовь к родному краю, а через него -к родине.
Библиотекарю в первую очередь необходимо сформировать у детей следующие представления: Родина как место, где человек родился,
природа Родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Родины; история Родины; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества;
интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству, патриотические чувства; деяния на благо Родины как элемент жизни современного человека; знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы ребенку необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», библиотекарь должен настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, к труду, к окружающим людям; умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать материал по крупицам, работать в архивах, приобретает навыки экскурсовода, умение составить собственную родословную, навыки работы в музее.
В своей работе педагогу необходимо учитывать, что краеведческая работа детей должна проходить в несколько этапов:
-изучение местного материала на библиотечных мероприятиях, которое исходит из требований краеведческой тематики программ;
- изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и тд.;
- изучение архивных документов, памятников истории, культу РЫ ИЛИ природы, сосредоточенных в фондах и экспозициях музеев;
проведение экспедиций (экскурсий) исторических,