Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:15, доклад
Цель исследования - разработка программы патриотического воспитания детей и подростков в условиях сельской библиотеки.
Итак, начнем с обозначения проблемы. Оказывается, отсутствие или недостаточное развитие патриотизма стало глобальным вопросом в воспитании подрастающего поколения. В Европе, особенно небольших странах, боятся за судьбы наций в связи с экономическим объединением европейских государств. Стирание территориальных, валютных, экономических границ и барьеров может привести к растворению национальных культур в общеевропейской субкультуре.
этнографических, археологических и др..
- обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов или организация краеведческого музея (уголка);
- использование краеведческих материалов в воспитательном процессе.
Библиотекарь в краеведческой
работе обязан помнить о ее последовательности
и системности. Кроме того, он должен
знать, что в краеведческой
Начинать краеведческую деятельность следует с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, когда общение с природой является естественной потребностью ребенка, а сам он ощущает себя частью окружающего мира. Именно в этом возрасте формируется эмоционально-образное восприятие среды обитания и искусственным и отрыв ребенка от этой среды ведет к неизбежным негативным последствиям в формировании личности. По мере взросления обучаемого характер работы усложняется
Дидактические задачи библиотечного краеведения можно выделить следующие:
1) выбрать из многообразного краеведческого материала доступный детям;
2) расположить этот материал по темам;
3) собрать и обработать краеведческий материал;
4) оформить этот материал;
5) найти наиболее подходящую форму занятий по подготовленному материалу (экскурсия, беседа, чтение и тм.).
Формы работы
Только через свой край,
землю, на которой живешь, через традицию,
историческую и духовную, к которой
принадлежишь на этой земле, от соков
самой земли, от духа своего народа
становишься человеком
Внешкольные краеведческие мероприятия должны быть направлены на воспитание духовных основ патриотизма в пространстве малой Родины. И для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать все многообразие форм педагогического воздействия на ребенка в деле воспитания патриота- гражданина для получения наиболее эффективных результатов воспитания используются следующие формы краеведческой деятельности:
1) пассивные - теоретическое обучение с использованием краеведческого материала: семинары, уроки, кружки, лекции, публикации в печати;
2) полуактивные — практические занятия: прогулки, конкурсы, выставки, музеи;
3) активные - походы, поездки, экскурсии, развивающие игры, соревнования, слеты, работа объединений по интересам.
Краеведческая деятельность подразделяется на массовую, и индивидуальную. К ее массовым формам относятся экскурсии, походы, экспедиции, вечера, викторины, конференции, краеведческие игры. Групповыми формами являются кружок, общество, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории,
Работу с документальными материалами архивов, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов. Однако одна фор-работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке могут выноситься на вечера, конференции и т.д. Индивидуальная работа является необходимым элементом и массовых, и групповых занятий.
Для осуществления патриотического воспитания у школьников средствами краеведения необходимо учитывать следующие их индивидуально - психологические особенности:
-возрастные (особенность восприятия подвига, создание в воображение идеального образа героя, возвышенность осмысления героического и т.д.);
-специфические (повышенная контактивность, стремление взаимодействию со взрослыми, поиски сфер неформального общения)
-направленность интересов (увлечение музыкой, радио- и видеотехникой, компьютером и т.д.).
В процессе патриотического воспитания средствами краеведения должна быть заложена определенная «доза» положительных эмоций, отвечающих актуальным потребностям учащихся. «Интерес + активность + общение + личность педагога + общественная ценность актуальность + успех + торжественность» — именно эти мотивировки у детей являются слагаемыми эмоциональной отзывчивости в организованном библиотекарем процессе патриотического воспитания.
Распределяя формы краеведческой внеклассной работы по возрастам, можно определить:
для 5 — 7 классов — пешеходные экскурсии, встреча с интересными людьми, работа с ветеранами, краеведческие викторины, занятия в краеведческих кружках и объединениях по интересам («Родословие», «География», «Экология», «История края» и тд.), встречи земляками, сумевшими своими делами прославить край, Родину, выставки рисунков «Мой край родной» и т.д.;
Для 8 — 9 классов — выпуск краеведческих стенгазет, исторические часы «Земляки», «Мой город» и другие, просмотр видеофильмов о крае с последующем обсуждением, выставки, телепередача, радиогазета, музей восковых фигур, школа борцов за мир (по этому типу школа краеведческих наук), экскурсии, путешествия и т.д.;
Для 10 —11 классов — дискуссионные клубы, «круглые столы пресс-конференции, диспуты, встречи с земляками, историками, интеллектуальные краеведческие игры, экскурсии, путешествия, научно исследовательская краеведческая работа, анкетирование детей, этнографические экспедиции.
Для того чтобы избежать негативных моментов в краеведческой работе, стоит учитывать необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятий по воспитанию духовных основ патриотизма в пространстве малой Родины средствами краеведения:
1 .Мероприятия должны иметь четкую цель и задачи.
2. Подготовка мероприятия должна быть очень детальной. Информация, преподносимая детям, не может быть формальной,
приблизительной.
3. Мероприятия такого рода должны быть очень эмоциональны, наглядно оформлены.
4. Факты и события должны быть очень емкие, значимые для воспитанников.
5. Форма общения искренняя.
6. Такие мероприятия не должны вызывать у детей скуку, недоверие к библиотекарю.
Большое значение в работе
с учащимися по воспитанию духовных
основ патриотизма в
Библиотекарю необходимо использовать все многообразие форм краеведческой работы, которые помогут ему в формировании ценностных ориентации и убеждений школьников, поддержании интереса к исторической и военной тематике. Предлагаю сценарии игр, вечеров, митингов и встреч. Это своеобразная азбука, где в назывном порядке проходят всевозможные формы патриотических дел, которые можно провести с детьми.
Пешеходная экскурсия
Очень интересное событие
в жизни ребенка. Но для того чтобы
это событие стало
Организаторы задолго до ее начала должны иметь четкое представление о том, что участник экскурсии будет видеть, слышать и ощущать и к каким выводам он может прийти. Экскурсия имеет свои особенности в организации, методике подготовки и проведении:
-наличие экскурсионной группы;
-наличие квалифицированного экскурсовода;
- показ и непосредственное наблюдение объектов;
- передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
-протяженность во времени;
-целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы
Библиотекарю необходимо помнить, что основой экскурсии является наличие двух основных элементов - показа и рассказа. Экскурсии бывают обзорные и тематические.
Подготовка экскурсии проходит две основные ступени:
1. Предварительная работа. Выбор темы экскурсии, ее названии Подбор материалов для будущей экскурсии, их и то есть весь процесс накопления знаний по данной теме. Одновременно с этим происходит отбор экскурсионных объектов, на которых будет и построена экскурсия.
2. Составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую из них; написание текста; работа над методикой провидения экскурсии; выбор методических приемов проведения экскурсии.
В процессе подготовки экскурсии
можно выделить ряд основных этапов,
которые располагаются в
1. Определение цели.
2. Выбор темы.
3. Отбор литературы.
4. Определение других источников, материалов.
5. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев по теме.
6. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
7. Составление маршрута.
8. Подготовка текст экскурсии.
9. Объезд или обход маршрута.
10. Комплектование «портфеля экскурсовода».
11. Определение методических приемов проведения экскурсии.
Педагогу, ведущему экскурсию, надо знать психологию детей, уметь быстро и легко устанавливать контакт с аудиторией, поддерживать внимание ребят на протяжении всей экскурсии.
Экскурсии для детей младшего
возраста продолжаются 45 минут, для
среднего школьного возраста — 1,5 часа,
для старших школьников - до 2,5 часа.
В экскурсии стоит
Педагогу необходимо помнить, что подготовка детей к экскурсии имеет важное значение. Насколько обстоятельно они будут подготовлены
к ней, настолько глубоко
они буду воспринимать материал и
активно работать на экскурсии. Для
этого ребятам следует
Дети должны быть проинструктированы
о правилах поведения осмотре
памятников истории, культуры и природы,
о правилах дорожного и уличного
движения, что очень важно при
переходе, передвижении группы от одного
объекта к другому. Необходимо сообщить
детям о продолжительности
Деловая игра «Создаем музей».
Это игра позволяет смоделировать основные этапы создания музея. Цель игры: выявить творческий потенциал участников игры, научить работать в коллективе. Темы конкурсов: «Лучший исследователь, музеевед, экскурсовод»; конкурс экспресс -вопросов; «Ты — организатор»; «Лучший фотомонтаж» и др.
Все это позволяет ребятам глубже изучать историю своего края.
Конкурс «По следам окопных песен»
Цель конкурса — познакомить учащихся с искусством, самодеятельной песней времен войны. Критериями оценки такого конкурса могут служить качество вокального исполнения песни, сбор материала об авторе, судьбе этой песни.
Конкурс альбомов (для 5 —7-го классов)
Этот конкурс может подразделяться на различные краеведческие темы, связанные с войной: «дети и война». «Женщины на войне», «Наши ветераны» и др.
«Школа борцов за мир»
В этой школе за обычностью названий уроков (русского языка рисования, математики, истории) скрывается необычность содержания. Это уроки гражданственности уроки борьбы за мир.
Конкурс агитбригад
Выступление каждого коллектива учеников должно быть построено на конкретном материале и носить агитационный характер.
Агиткалендаръ.
Один из вариантов живой газеты, средство пропаганды и агитации. Он состоит из нескольких коротких выступлений (листков календаря) на разные темы, но объединенных по смыслу и содержанию.
Музей восковых фигур
Здесь могут быть представлены следующие залы: «Герои войны», «Наши земляки -люди героических профессий», «Военные преступники».
Конкурс знатоков истории Великой Отечественной войны.
Конкурс может иметь несколько этапов, характер олимпиады, викторины, брейн-ринга, игры «Счастливый случай» и т.д., но он должен охватывать в своем содержании все этапы войны, ее особенности и историографию изучения проблемы.
Операция «Забота» в военном госпитале Вашего города»
Операция «Обелиск» — приведение в порядок территорию у памятников Вашего города.
Творческий конкурс на военную тематику «Письмо из 1942 года»
Конкурс стенгазет «Мой город»
Интеллектуальные
Методика организации и проведения интеллектуальных краеведческих игр (ИКИ), направленных на формирование образа Родины старшеклассников разработана сотрудниками историко- краеведческого отдела МОУ ДЮЦ г.Волгограда.
Библиотекарю стоит помнить, что превращение игры
целенаправленное средство воспитания является одним из первых