Подход при работе с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:02, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы можно разделить на две части: теоретическую и практическую. С теоретической точки зрения изучение и структуризация технологии социального общения, служит базой понимания самого процесса коммуникации. С практической же точки зрения изучение темы дает нам знания о том, как конкретно строить разговор с пожилым человеком, а это в свою очередь, позволит наиболее качественно и эффективно решать задачи, возложенные на социального работника.

Содержание

Введение 3-5
Глава 1. Технология разговора с пожилыми людьми в рамках социального обслуживания 6-13
1.1.Общая характеристика методики разговора 6-9
1.2. Основные приемы технологии разговора 10-11
1.3.Основные профессиональные качества социального работника 12-13
Глава 2. Применение разговорного подхода при работе с пожилыми людьми в условиях медицинского стационара
2.1. Особенности общения с пожилыми людьми в условиях медицинского стационара 14-17
2.2. Структура нарративного подхода в условиях стационара 18-25
2.3.Проблемы пожилых людей в контексте нарративного подхода 26-34
Заключение 35
Литература

Работа состоит из  1 файл

нарративный подход курсовая технология работы с пожилыми людьми.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

     План

     стр.

     Введение                                                                                                       3-5

     Глава 1. Технология разговора с пожилыми  людьми в рамках социального обслуживания                                                                                   6-13

     1.1.Общая  характеристика методики разговора                                         6-9

     1.2. Основные приемы технологии разговора                                         10-11

     1.3.Основные  профессиональные качества социального работника    12-13 

     Глава 2. Применение разговорного подхода при работе с пожилыми людьми в условиях медицинского стационара

     2.1. Особенности общения с пожилыми  людьми в условиях медицинского стационара                                                                                                             14-17

     2.2. Структура нарративного подхода в условиях стационара              18-25

     2.3.Проблемы пожилых людей в контексте нарративного подхода     26-34

     Заключение                                                                                                      35

     Литература                                                                                                  36-38

 

Введение

     Одна  из особенностей социальной работы, в  том числе и с пожилыми людьми, состоит в правильном построении  коммуникации между социальным работником и человеком, находящимся под опекой социальной службы.

     Опуская в данной работе обще теоретические основы процесса коммуникации, отметим лишь то что, одной из важных его частей, является правильное построение разговора. Именно от этого во многом такие важные факторы социальной работы как: установление доверия, эффективный сбор информации, разрешение той или иной проблемной ситуации. А потому, разговор социального работника с человеком является технологией, которой необходимо владеть не только теоретически, но и практически. Поскольку, мы считаем процесс разговора одной из технологий работы, значит, в ней должны быть четкие структура, правила и особенности использования.

     Актуальность  выбранной темы можно разделить  на две части: теоретическую и  практическую. С теоретической точки зрения изучение и структуризация технологии социального общения, служит базой понимания самого процесса коммуникации. С практической же точки зрения изучение темы дает нам знания о том, как конкретно строить разговор с пожилым человеком, а  это в свою очередь, позволит наиболее качественно и эффективно решать задачи, возложенные на социального работника. Кроме того, четкое знание технологии позволит  обучать новых сотрудников, достаточно быстро проходя этапы от осознанной некомпетентности, до неосознанной компетентности.

     В связи с этим, основной целью предлагаемой работы  является выделение внутренней структуры процесса социального общения, а также изучение контекста применения той или иной формы названной технологии.

     Для успешного достижения поставленной цели мы считаем необходимым решить следующие задачи.

        

     
  1. Изучить работы авторов занимавшихся данной проблемой  в рамках социальной психологии.
  2. Изучить и проверить на практике  каждый структурный компонент процесса  социального общения.
  3. На примере, различных авторов рассмотреть контекст применения той или иной формы социальной коммуникации.

     В данной работе технология разговора  социального работника будет

рассмотрена в двух контекстах. С одной стороны  в контексте традиционного общения  социального работника со своим  клиентом, с другой же в контексте нарративной (разговорной) технологии в условиях медицинского стационара.

     Методологическую  основу составили как обще логические, так и собственно психологические методы исследования.

     К обще логическим методам, используемым  в работе, относятся методы анализа, синтеза, а также сравнения. К психологическим – наблюдение  и тестирование.

     Применение  названных методов объясняется тем, что обще логические методы позволяют сравнить между собой и классифицировать основные многообразные приемы манипуляции. Психологические же методы, позволяют наблюдать и фиксировать явления и особенности человеческой психики, которые могут мыть использованы для  манипуляции.

     Среди фундаментальных психологических  исследований положенных в основу данной работы нами были выбраны  работы Филиппа Зимбардо и Майкла Ляйпе «Социальное влияние», Роберта Чалдини «Психология влияния». Среди работ написанных в рамках НЛП следует, прежде всего, назвать работы самих его основателей. К ним можно отнести исследование Фрэнк Пьюселика «Магия нейролингвистического программирования без тайн», Р.Гриндера и Р. Бендлера «Вводный курс НЛП тренинга», «Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий», Р Дилтса «Изменение убеждений с помощью НЛП».

     Среди работ посвященный непосредственно  социальной работе,  на наш взгляд, необходимо назвать труды  Холостовой Е.И. «Социальная работа с пожилыми», «Социальная геронтология» и  др.

     Многие  работы, не названные во введении, но указанные в списке литературы, послужили методологической и обще информационной основой для написания данной курсовой работы.

 

      Глава 1. Технология разговора с пожилыми людьми в рамках социального обслуживания

      1.1   Общая характеристика методики разговора 

           Первая беседа  обычно  имеет   цель  выяснить  право  клиента   получать социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы.  Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как  коммуникация  (общение) или  взаимодействие.  Это  искусство   и   наука.   Начинающим   работникам,сталкивающимся с этой формой деятельности,  необходимо  обладать  знанием  ипониманием явных и тайных причин того или  иного  поведения  человека,  т.е. мотивов  поведения.  Знание  этого  способствует  эффективности   работы   итерпимости к людям. Только внимательное выслушивание и  наблюдение  за  тем,как люди ищут помощи, сможет превратить  объективные  факты  и  субъективныечувства в часть межличностного  общения,  включающего  открытые  и  закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.

           К основным навыкам, необходимым  для ведения беседы,  относятся   такие 10 принципов [13, с.122]. Вначале информировать клиента о продолжительностибеседы; начинать беседу после того  как  клиент  понял  ситуацию;  старатьсябыть доброжелательным, чтобы  создать  свободную  непринужденную  атмосферу;постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать  опасность  вынесения суждений, а не  принятия  человека  таким  как  он  есть;  развивать  навыки социального общения, например, улыбнуться,  чтобы  помочь  общению,  вначале избегать вопросов, на которые можно ответить "да"или "нет"; не говорить,  не домысливать за клиента; не слишком  торопиться,  не  суетиться  и  научиться справляться с паузами и молчанием клиента (обычно это  время,  когда  клиент напряженно думает).

           Каждая беседа обычно фиксируется  на какой-то основной проблеме  такой, как  например,  исследование  финансовых  проблем  клиента,  его   болезнях, обидах,  взаимоотношениях  и  т.д.  Каждая  беседа-знакомство  должна  иметь четкую схему, т.е.  начало,  середину,  конец.  Каждая  последующая  беседа-встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей,  приэтом должны быть использованы письменные или видеозаписи.

           В процессе беседы обращения  к одним  и  тем  же  трудностям  или  даже отрицание их может дать работнику какой-то "ключ".  Надо  обращать  вниманиена несоответствования и умолчания. Например,  подвергшийся  насилию  человек может и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения  или  что клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе ничего не значат.

           Беседа-интервью социального работника  отличается от повседневных бесед-тем, что  они  имеют  тему,  направленную  на  достижение  конкретной  цели, временные рамки обычно бывают определены, предполагается  положительное  или отрицательное развитие взаимоотношений  [13,  с.125].  Рассмотрим  последние аспект подробнее. Первая встреча  социального  работника  и  клиента  помимо чисто информативной функции имеет,  по  меньшей  мере,  три цели:  стремление заключить союз с клиентом  относительно  методов  лечения,  т.е.  социальный работник старается понять мысли  и  чувства  клиента;  старается вселить вклиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы и формы работы [13, с.125]. Если не принимать эти факторы  во  внимание,  то управление  ситуацией  невозможно.  Особенно  это  важно,  если  наблюдается негативная реакция со стороны клиента.

           Иногда социальные работники  переживают, что порой они   сталкиваются  с необщительными клиентами, которые вместо того, чтобы сказать,  какая  помощь им нужна,  делают  все,  чтобы  заблокировать  ее.  Одной  из  причин  этого является то, что  встреча  с  незнакомым  человеком  может  вызвать  чувство стыда, больших ожиданий, чувства неудачи, ощущение  зависимости.  Социальный работник не должен  выявлять  интимные,  вызывающие  смущение  или  пугающие факты о клиенте или о себе самом, поскольку  это  может  вызвать  негативную реакцию клиента.

           Практики часто бывают расстроены, если те, кто пользуются их  услугами, не являются  на  встречу  после  первой  беседы  [13,  с.142].  Исследования показывают, что около  50%  обратившихся  за  помощью  не  возвращаются  для участия во  второй  встрече.  Причем  даже  если  первая  беседа  привела  к положительным результатам, то существует и множество  других  причин  неявки на  вторую  встречу.  Например,  для   кого-то   первой   беседы оказалось достаточно, кто-то не хочет продолжительного  вмешательства  в  свою  жизнь, кто-то предпочитает обращаться в случае необходимости и т.д.

           Удачные беседы не зависят  только от содержания разговора,  важно,  если к работнику после  этого  интервью  относятся как к человеку,  способному понять чувства клиента, их мысли по поводу их трудностей, и  как  социальный работник реагирует  на  субъективные  чувства  клиента  и  использует  их  в рабочих отношениях. Интервью считается успешным, если  работник  попытается устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

           Если клиент обладает физическими  недостатками, умственными, слуховыми, речевыми  расстройствами,  то  могут  понадобиться   альтернативные   методы общения. Но  даже  и опытные работники порой предвосхищают события или додумывают за клиента, что он  хотел  бы  сказать  или  выразить  нереально. Лучше дать клиенту возможность  говорить  максимально  свободно,  поскольку, если  человеку  дать  возможность  самому  рассказать   свою   историю,   то удивительно  как  скоро  он  сам  приходит   к   решению   своей   проблемы.

     Стереотипное   отношение   к   клиенту   создает   препятствия.   Не   стоит рассматривать клиента как принадлежащего к  определенному  классу, так как это искажает представление о нем и  приводит  к  поспешным  выводам: люди слишком сложны, чувствительны и склонны к динамике, чтобы делать о  них поспешные выводы.

           Задавание  "хороших"вопросов.  Тема  задавания  вопросов  как   навыка межличностного общения весьма актуальна [13, с.150]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Основные приемы технологии разговора 

           Нашей задачей является выделить  моменты, когда этот метод   мешает  или помогает в помощи клиенту. Так, социальный  работник,  задающий  вопросов  в подозрительной  или  обвинительной  манере,  и   не  заинтересованным   или дружелюбным тоном, вызовет у  клиента  чувство  страха  и  недоверия.  Слова здесь менее важны, чем тон и манера говорящего.

           Задавание большого количества  вопросов может выглядеть как   допрос,  а слишком мало вопросов может помешать выявить важные моменты.

           Неопытные люди  часто  избегают  задавать  "зондирующие"вопросы,  если клиент догадывается к чему клонится разговор.

           Другим  барьером  может  служить   слишком  частое  задавание   вопроса, начинающегося  с  "почему",  т.к.  оно подразумевает,  что клиент   должен объяснять  свое  поведение,  это  приводит  к  заниманию  им  оборонительной позиции. Предпочтительнее начинать вопрос со  слова  "что",  т.к.  он  может выявить информацию,  полезную  для  обоих  участников  разговора,  например, вместо того, чтобы спросить старую женщину почему  она  боится  выходить  из дома, лучше спросить: что, по ее мнению, может произойти,  если  она  выйдетиз дома.

Информация о работе Подход при работе с пожилыми людьми