Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:02, курсовая работа
Актуальность выбранной темы можно разделить на две части: теоретическую и практическую. С теоретической точки зрения изучение и структуризация технологии социального общения, служит базой понимания самого процесса коммуникации. С практической же точки зрения изучение темы дает нам знания о том, как конкретно строить разговор с пожилым человеком, а это в свою очередь, позволит наиболее качественно и эффективно решать задачи, возложенные на социального работника.
Введение 3-5
Глава 1. Технология разговора с пожилыми людьми в рамках социального обслуживания 6-13
1.1.Общая характеристика методики разговора 6-9
1.2. Основные приемы технологии разговора 10-11
1.3.Основные профессиональные качества социального работника 12-13
Глава 2. Применение разговорного подхода при работе с пожилыми людьми в условиях медицинского стационара
2.1. Особенности общения с пожилыми людьми в условиях медицинского стационара 14-17
2.2. Структура нарративного подхода в условиях стационара 18-25
2.3.Проблемы пожилых людей в контексте нарративного подхода 26-34
Заключение 35
Литература
План
стр.
Введение
Глава
1. Технология разговора с пожилыми
людьми в рамках социального обслуживания
1.1.Общая
характеристика методики
1.2.
Основные приемы технологии разговора
1.3.Основные
профессиональные качества
Глава 2. Применение разговорного подхода при работе с пожилыми людьми в условиях медицинского стационара
2.1.
Особенности общения с
2.2. Структура нарративного подхода в условиях стационара 18-25
2.3.Проблемы пожилых людей в контексте нарративного подхода 26-34
Заключение
Литература
Введение
Одна из особенностей социальной работы, в том числе и с пожилыми людьми, состоит в правильном построении коммуникации между социальным работником и человеком, находящимся под опекой социальной службы.
Опуская в данной работе обще теоретические основы процесса коммуникации, отметим лишь то что, одной из важных его частей, является правильное построение разговора. Именно от этого во многом такие важные факторы социальной работы как: установление доверия, эффективный сбор информации, разрешение той или иной проблемной ситуации. А потому, разговор социального работника с человеком является технологией, которой необходимо владеть не только теоретически, но и практически. Поскольку, мы считаем процесс разговора одной из технологий работы, значит, в ней должны быть четкие структура, правила и особенности использования.
Актуальность выбранной темы можно разделить на две части: теоретическую и практическую. С теоретической точки зрения изучение и структуризация технологии социального общения, служит базой понимания самого процесса коммуникации. С практической же точки зрения изучение темы дает нам знания о том, как конкретно строить разговор с пожилым человеком, а это в свою очередь, позволит наиболее качественно и эффективно решать задачи, возложенные на социального работника. Кроме того, четкое знание технологии позволит обучать новых сотрудников, достаточно быстро проходя этапы от осознанной некомпетентности, до неосознанной компетентности.
В связи с этим, основной целью предлагаемой работы является выделение внутренней структуры процесса социального общения, а также изучение контекста применения той или иной формы названной технологии.
Для успешного достижения поставленной цели мы считаем необходимым решить следующие задачи.
В данной работе технология разговора социального работника будет
рассмотрена
в двух контекстах. С одной стороны
в контексте традиционного
Методологическую основу составили как обще логические, так и собственно психологические методы исследования.
К обще логическим методам, используемым в работе, относятся методы анализа, синтеза, а также сравнения. К психологическим – наблюдение и тестирование.
Применение названных методов объясняется тем, что обще логические методы позволяют сравнить между собой и классифицировать основные многообразные приемы манипуляции. Психологические же методы, позволяют наблюдать и фиксировать явления и особенности человеческой психики, которые могут мыть использованы для манипуляции.
Среди
фундаментальных
Среди
работ посвященный
Многие работы, не названные во введении, но указанные в списке литературы, послужили методологической и обще информационной основой для написания данной курсовой работы.
Глава 1. Технология разговора с пожилыми людьми в рамках социального обслуживания
1.1
Общая характеристика
методики разговора
Первая беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или взаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим работникам,сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием ипониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е. мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы итерпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем,как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективныечувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.
К основным навыкам,
Каждая беседа обычно
В процессе беседы обращения к одним и тем же трудностям или даже отрицание их может дать работнику какой-то "ключ". Надо обращать вниманиена несоответствования и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек может и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения или что клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе ничего не значат.
Беседа-интервью социального
Иногда социальные работники переживают, что порой они сталкиваются с необщительными клиентами, которые вместо того, чтобы сказать, какая помощь им нужна, делают все, чтобы заблокировать ее. Одной из причин этого является то, что встреча с незнакомым человеком может вызвать чувство стыда, больших ожиданий, чувства неудачи, ощущение зависимости. Социальный работник не должен выявлять интимные, вызывающие смущение или пугающие факты о клиенте или о себе самом, поскольку это может вызвать негативную реакцию клиента.
Практики часто бывают
Удачные беседы не зависят
только от содержания
Если клиент обладает
Стереотипное отношение к клиенту создает препятствия. Не стоит рассматривать клиента как принадлежащего к определенному классу, так как это искажает представление о нем и приводит к поспешным выводам: люди слишком сложны, чувствительны и склонны к динамике, чтобы делать о них поспешные выводы.
Задавание "хороших"вопросов.
Тема задавания вопросов
как навыка межличностного общения
весьма актуальна [13, с.150].
1.2
Основные приемы технологии
разговора
Нашей задачей является
Задавание большого количества вопросов может выглядеть как допрос, а слишком мало вопросов может помешать выявить важные моменты.
Неопытные люди часто избегают задавать "зондирующие"вопросы, если клиент догадывается к чему клонится разговор.
Другим барьером может служить слишком частое задавание вопроса, начинающегося с "почему", т.к. оно подразумевает, что клиент должен объяснять свое поведение, это приводит к заниманию им оборонительной позиции. Предпочтительнее начинать вопрос со слова "что", т.к. он может выявить информацию, полезную для обоих участников разговора, например, вместо того, чтобы спросить старую женщину почему она боится выходить из дома, лучше спросить: что, по ее мнению, может произойти, если она выйдетиз дома.