Подход при работе с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:02, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы можно разделить на две части: теоретическую и практическую. С теоретической точки зрения изучение и структуризация технологии социального общения, служит базой понимания самого процесса коммуникации. С практической же точки зрения изучение темы дает нам знания о том, как конкретно строить разговор с пожилым человеком, а это в свою очередь, позволит наиболее качественно и эффективно решать задачи, возложенные на социального работника.

Содержание

Введение 3-5
Глава 1. Технология разговора с пожилыми людьми в рамках социального обслуживания 6-13
1.1.Общая характеристика методики разговора 6-9
1.2. Основные приемы технологии разговора 10-11
1.3.Основные профессиональные качества социального работника 12-13
Глава 2. Применение разговорного подхода при работе с пожилыми людьми в условиях медицинского стационара
2.1. Особенности общения с пожилыми людьми в условиях медицинского стационара 14-17
2.2. Структура нарративного подхода в условиях стационара 18-25
2.3.Проблемы пожилых людей в контексте нарративного подхода 26-34
Заключение 35
Литература

Работа состоит из  1 файл

нарративный подход курсовая технология работы с пожилыми людьми.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

     Отношение к будущему.

     Будущего не будет, т.к. не будет меня. Будущее будет без меня, и я этого не увижу - Зачем мне что-то предпринимать, делать?- Нет смысла в настоящем (деятельности, жизни).

     Будущее будет иное, и я не знаю какое, и не узнаю - То, что я делаю  сейчас бессмысленно, т.к. может быть бесполезно. В будущем это никому не будет нужно - "Кому это все будет нужно?"

              Отношение к своей социальной принадлежности

         Человеку не свойственно жить, и в действительности человек не живет, в полном одиночестве - смысл жизни видится в том, насколько жизнь данного человека является нужной для поддержания жизни других людей: всей Земли, страны, общества, близкого круга людей, семьи, отдельных значимых лиц. Поэтому собственная жизнь (право на жизнь; признание, что ты существуешь; жизнь имеет смысл) определяется тем, насколько пожилой человек участвует (включен) в жизнедеятельность других лиц. Если при этом он получает от них подтверждение своей нужности, то может чувствовать себя достаточно комфортно. Однако малейшая критика или недовольство в его адрес вызывают ощущение крушения мира - отсюда часто всплеск отрицательных эмоций: обиды, злости, гнева, вины, стыда, вплоть до состояния отчаяния. В поведении это может проявляться в виде отказа от любой деятельности, слез и/или агрессии, ответной критики в адрес "обидчика" (тех, кто, по их мнению, их оскорбил), а также на "всех остальных", "на мир вообще". 
Самоутверждение в пожилом возрасте часто происходит не в результате собственного роста, использования имеющегося жизненного опыта, а за счет обесценивания действий, мнения, умений других людей, а также растет склонность к осуждению и критичности. Проблема потери смысла жизни в этом случае плотно переплетается с ощущением своей ненужности, особенно болезненно - в отношениях с родными и близкими.

     Ощущение  ненужности близким.

Человек живет, окруженный другими людьми, некоторые  из которых связаны с ним наиболее значимыми эмоциональными отношениями. Их обычно называют "близкими" людьми. Чаще ими являются члены семьи, но иногда - друзья или люди, связанные другими социально-значимыми отношениями (соседи, коллеги, ученики, учитель и др.)

     В этих отношениях человек находит  подтверждение своего существования  как личности в целом. Причем в  каждых взаимоотношениях он проявляет  в наибольшей мере какие-то конкретные качества, личностные особенности. Таким образом, если у человека достаточно эмоционально насыщенных связей с другими людьми, он в них постоянно самоутверждается и развивается (получает поддержку) личностно.

     В пожилом возрасте этих связей становится все меньше, как по количеству, так и по эмоциональной насыщенности. Старшего поколения, а также части сверстников уже нет в живых. Общение со своим (привычным) кругом ограничено: реже и короче встречи, на которых обсуждается все меньше общих значимых тем, т.к. новые не появляются, а старые уже многократно проговорены. Особенно это актуально для тех, кто уже не может работать и/или активно участвовать в какой-либо общественной деятельности. Тот, у кого ранее большую часть времени занимала работа, выпадает из регулярного общения с коллегами, т.е. теряет значительную часть социальных связей, а для налаживания новых, в размере их привычного объема, нет заранее сформированных возможностей, да и физических сил может не хватать. 
Уменьшается и общение с детьми, которые стали взрослыми и больше включены в становление собственных социальных отношений (семья, работа, друзья, свои интересы и увлечения и др.). Аналогично отдаляются другие родственники, погруженные в собственный мир.

     Появляется  и постепенно формируется в жесткую концепцию мысль, что стал ненужным в жизни тех, кто тебе близок и значим, а значит жизнь кончена, т.к. оказался за ее пределами.Наиболее тяжело это состояние переживается, если человек оказывается (зависим) в плену болезней, воспринимая это как предательство собственного тела.

     Предательство собственного тела.

У каждого  человека имеется собственное отношение  к болезни как к конкретному  диагнозу и как к ситуации, которая  коснулась лично его. 
В пожилом возрасте особенность состоит в том, что у организма как биологической системы, все меньше ресурсов для полного излечения после вновь возникшего нового заболевания или обострения уже имеющегося хронического. Поэтому часто развиваются осложнения. Период выздоровления для достижения благополучия, достаточного для дальнейшего жизнеобеспечения, удлиняется. Картина болезни становится все более сложной.

       Для поддержания здоровья требуются дополнительные усилия, а сил с возрастом становится все меньше, их трудно направлять на поддержание специальной физической активности, особенно если она не была привычной раньше и теперь ведет к изменению образа жизни в соответствии с имеющимися изменениями в организме. Получается парадокс: телу нужна дополнительная, специально организованная активность, а оно отказывается подчиняться, "хочет покоя".

     Неспособность поддерживать привычный  образ жизни.

     Слабеющее тело является лишь частью проблемы, которую  пожилые люди называют неспособностью поддерживать привычный образ жизни. 
Ограничения в возможности перемещаться в пространстве, подвижности, уменьшение времени продуктивной активности (физической и психической) в течение дня часто дополняются невостребованностью, а иногда и отвержением, даже отпихиванием со стороны близкого окружения. 
В большинстве случаев «запуском» для формирования этой проблемы являются две причины: 1) интернальная: например, тяжелое заболевание, развившееся у самого человека. Переходя в хроническую форму, оно требует изменения образа жизни в отношении (часто снижения) физической и социальной активности; 2) экстернальная: например, выход на пенсию, потеря работы (добровольно или в результате увольнения) с невозможностью найти другую, аналогичную.

     Надо  отметить, что среди пожилых пациентов, обремененных данной проблемой, много  женщин, которые (рано) став бабушками, уволились с работы добровольно, чтобы растить внуков. Многие годы их жизнь была насыщена и подчинена только потребностям семей их детей. Но вот внуки выросли и не нуждаются больше в опеке, постоянном уходе. Женщины-бабушки еще полны сил и энергии, но им, чтобы поддерживать привычный образ жизни и себя как значимой личности, необходимы другие люди, а в них теперь не нуждается ни их привычный круг приложения жизненных сил (семья), ни общество в широком смысле. Их профессиональные, да и коммуникационные, навыки, в значительной мере утеряны и ограничены той деятельностью, которой они занимались в последнее время (домашняя работа, воспитание внуков).

     Зависимость от окружающих.

     Особую  проблему составляет все усиливающаяся  с возрастом зависимость от окружающих.

       Особенно ранимыми в этом положении оказываются пожилые люди, которые всю жизнь были активными, самостоятельными и\или помогающими другим. Они не могут принять свою личность в целом, т.к. по их мнению, она стала в старости нарушенной в основных сферах своего проявления: собственной деятельности и своей роли в отношениях с окружающими. Им характерны проявления аутоагрессии, попреки в адрес своего «предательского тела», мысли о бессмысленности и бесполезности дальнейшей жизни. Особенно обостряются эти переживания, когда явной становится невозможность поддерживать привычный ранее образ жизни. Им трудно просить и принимать помощь от окружающих, как близких, так и специалистов различных служб, т.к. в их интерпретации это подтверждает их беспомощность и несостоятельность. Они ждут, что о них будут заботиться «те, кто должны», как и они сами «всю жизнь выполняли свой долг».

     Иные  переживания выходят на первый план у пожилых лиц, которые в своей  системе взаимоотношений с миром  занимали пассивную, подчиняющуюся  роль. Они требуют к себе все больше заботы, выдвигают новые и новые требования, но т.к. неизбежно продолжающийся процесс старения не останавливается, всегда оценивают действия своих помощников как недостаточные. Таким образом, им характерно проявление гетероагрессии, ощущение ненужности близким. Они страдают, считая себя полностью беспомощными: в физическом, психологическом и социальном плане, что часто сопровождается острым переживанием страха смерти. Особенно усложняется их состояние, если они имеют к старости значительное сужение круга контактов с окружающим миром.

     Сужение круга социальных контактов.

     Преимущественная  ориентация с увеличением возраста человека на поддержание своего физического  существования ведет к актуализации таких экзистенциальных (значимых для человека как биологического вида) проблем как одиночество, изоляция. Оказываясь все большее количество времени самим с собой, пожилой человек переживает ощущения пустоты, потерянности, непричастности к миру. Осознание того, что дряхлеющее тело не позволяет поддерживать жизнедеятельность в привычном качестве и объеме, толкает его на привлечение к себе возможно большего числа лиц, используя их «как орудие защиты от изоляции…В этом случае отношения вообще не будут истинными отношениями, но лишь расстройствами, неудачами, искажениями того, что могло бы быть» [9, с. 408].

       В работе с пожилыми людьми важно обсуждать качество их настоящих межличностных отношений, переводя фокус с недовольства ими на аспекты отношений, поддерживающие их личность. Кроме того, большую тему представляет то, как он распоряжается собственным одиночеством: что он в нем получает, как его организует, т.е. как и чем живет. Это тем более актуально в пожилом возрасте, т.к. осознание того, что мы все смертны, приводит к замкнутости мышления на страхе смерти.

     Страх смерти.

     «Мысль  о переплетенности жизни и  смерти столь же стара, как письменная история. Всему на свете приходит конец – это одна из наиболее самоочевидных истин, так же как  и то, что мы боимся этого конца  и тем не менее должны жить с сознанием его неизбежности и своего страха перед ним».

     Из  опыта своей клинической работы, когда на фоне болезни, вновь развившейся  или обострившейся хронической, появляются мысли о смерти. Осознание конечности жизни принимается людьми гораздо чаще, чем то, что этот конец является смертью. Это появление нового(отдельного, собственного) имени у конца единого процесса, который называется жизнью, пугает человека, с одной стороны, именно тем, тем, что, раз имеется свое имя у этого момента жизни, значит, это что-то иное, чем жизнь, а с другой стороны, своей неизвестностью из-за отсутствия у человечества описания (нарратива) практического опыта пребывания в состоянии смерти (из умерших еще никто реально не вернулся в жизнь и не рассказал о смерти). Поэтому страх смерти можно в значительной мере рассматривать как страх неизвестностного. Как показывает опыт, беседы о смерти помогают пациентам справиться с имеющимся у них беспокойством, вернуть себе уверенность в завтрашнем дне, способность строить планы по поддержанию и реконструкции образа своей жизни в более удовлетворяющем их ключе, в частности, снижая их тревогу по поводу неизбежно предстоящей физической смерти.

     Зато  имеется множество рассказов  об умирании, как различных вариантах  процесса приближения смерти. Однако, человеку не дано точно знать свое будущее, поэтому реально каждый из нас не знает, как именнобудет происходить процесс расставания с жизнью (умирание). Поэтому часто за страхом смерти стоят страхи процесса умирания. Наиболее часто у пожилых проявляются страхи умереть в одиночестве, сойти с ума, полной зависимости от окружающих, болезни и физического старения (дряхления), беспомощности перед жизненными ситуациями и др. При этом у пожилых лиц часто наблюдаются изолированные, внезапные, приступы страха. В этом случае беседы о развившемся в этот момент состоянии, о предшествовавших жизненных событиях, социальной ситуации и перспективах жизни пациентв помогают ему как справиться с последствиями перенесенного приступа страха, так и обрести контроль над своим состоянием и жизнью в последующем. 
Страх смерти часто актуализируется на фоне обострения хронического заболевания. В этот момент он нередко толкает больного человека на поиск подтверждения неизбежности трагического исхода своего нынешнего состояния путем воспоминания и проведения аналогий с приведшими к смерти болезнями своих родственников и других знаяимых для них лиц. У пожилого человека таких воспоминаний становится все больше: умерло не только более старшее поколение, но также уходят из жизни сверстники и даже более молодые люди. Значительное влияние на пожилых людей оказывает любая смерть.

     Таким образом, применение нарративного подхода  в условиях медицинского стационара, имеет ряд отличий от применения той же технологии в рамках социального  общения с пожилыми людьми.

     Одной из ключевых особенностей применения данной технологии является учитывание контекста ситуации, а также следование четкой технологической структуре, позволяющей наиболее полно подстроится  под внутренний  мир пожилого человека. Успешная же подстройка с помощью описанной технологии позволяет наиболее эффективно понять те проблемы и тревоги, которые волнуют пожилых людей и помочь успешно их принять или изменить к ним отношение.

     В целом же на наш взгляд, технология разговора социального работника с пожилым человеком, при умелом ее использовании,  является одним из самых эффективных методов работы.

 

     Заключение

     Таким образом, подводя итог данной работе,  можно говорить,  что социальные работники должны уметь слушать, наблюдать и реагировать.  Обретение  навыков посещения  клиентов,  понимания  специфики  их   жизни,   навыки   задавания вопросов, решения  проблем,  планирования  действий  -  все  это  далеко  не просто. Чтобы стать опытным советчиком (консультантом) мало быть  заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике многочисленные  приемы  технологии социального общения и разговора.

Информация о работе Подход при работе с пожилыми людьми