Понятие и виды социальной помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание

Государственная социальная помощь- это предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. Важно отметить, что законодатель впервые даёт определение данного вида помощи, ранее не существовало такого определения.
Целями данной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума установленного в соответствующем субъекте РФ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и цели государственной социальной помощи .………… 6
1.1. Законодательство о государственной социальной помощи ………….. 6
1.2. Понятие государственной социальной помощи .............………………12
1.3. Цели государственной социальной помощи ...................………………21
Глава 2. Виды и размер государственной социальной помощи…………….28
2.1. Виды государственной социальной помощи ……………………………28
2.2. Размер государственной социальной помощи ...............………………...34
2.3. Периоды оказания государственной социальной помощи .……………..46
Глава 3. Получатели государственной социальной помощи .....……………..49
3.1. Получатели государственной социальной помощи ..........……………….49
3.2. Порядок назначения государственной социальной помощи………….56
3.3. Отказ в назначении государственной социальной помощи…………..58
Заключение………………………………………………………………………62
Литература……………………………………………………………………….64

Работа состоит из  1 файл

topref.ru-147667.doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)
  1.   Доход семьи,  получаемый  в иностранной  валюте,  пересчитывается на

рубли  по  курсу  Центрального  банка РФ на  день  получения.

  1. Премии  и  вознаграждения,  предусмотренные  системой  оплаты  труда

И  выплачиваемые  по  месячным  результатам  работы,  включаются  в  доход семьи  по  времени  их  фактического  получения.

     При   иных  установленных  сроках  премирования ( вознаграждения)

суммы  премии  делятся  на  количество начислены, и учитываются  в доходах семьи за каждый месяц  расчётного периода.

8. Суммы   заработной   платы,   сохраняемой   на   период трудоустройства на  период после  увольнения  в связи  с ликвидацией  организации,  осуществлением  мероприятий  по сокращению численности или штата работников, а также выходного   пособия,   выплачиваемого   при   увольнении,   и компенсации при выходе в отставку делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за каждый месяц расчётного периода.

9. Алименты, выплачиваемые  одним из родителей на содержание  несовершеннолетних детей, не  проживающих в данной семье, исключаются из дохода этой семьи.

10. Доходы полученные  в результате деятельности крестьянского  (фермерского ) хозяйства, учитываются  с учётом соглашения между  членами крестьянского ( фермерского  ) хозяйства об использовании  плодов, продукции и доходов, полученных в результате деятельности этого хозяйства.

11. Доходы от личного  подсобного хозяйства ( выращивание  огородной продукции, разведение  скота, птицы, пушных зверей, пчёл ) учитываются в доходе семьи,  исходя из нормативов доходов  утверждаемых субъектами Российской Федерации для оценки уровня жизни населения и оказания необходимой государственной помощи малоимущим гражданам.

12. Доходы от личного  подсобного хозяйства не учитываются  в доходе семьи, если одному  из членов семьи, установлена 1 или 2 группа инвалидности, или категория ребёнок инвалид.

13. Доходы от личного  подсобного хозяйства, которое  ведут две и более семьи,  учитываются раздельно по каждой  семье пропорционально числу  членов семьи, работающих в  этом хозяйстве.

14. При исчислении дохода не учитываются начисленные, но не выплаченные   фактически   заработная   плата   ( денежное вознаграждение, содержание ), денежное довольствие и другие выплаты предусмотренные действующим законодательством.

выплаченные  фактически  заработная плата ( денежное вознаграждение, содержание ),  денежное  довольствие и другие выплаты предусмотренные действующим законодательством.

Можно без особого труда проанализировав  предусмотренный порядок, сделать  вывод о том, что законодатель сделал попытку законодательно закрепить все возможные виды доходов. Дабы упростить процедуру исчисления среднедушевого дохода для назначения государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. На  первый  взгляд, можно  решить, что  законодатель  указывает  слишком  много  доходов,  но  если  человек  получает  средства  от предусмотренных  источников,  то  является  ли  он  нуждающимся  на  самом  деле.  Поэтому, правильно  предусмотрен такой  порядок  исчисления и  учёта  доходов  граждан,  дабы  предоставить  помощь  тем,  кто её  заслуживает.

Не оставил без внимания законодатель и тот вопрос, который  определяет за какой именно период необходимо представить сведения о  доходах для получения государственной  социальной помощи. Данный период устанавливается им в шесть месяцев, что раньше не было определено законом. По моему мнению такой период является наиболее оптимальным, т.к. позволяет реально  выявить  действительно  нуждающихся  граждан,  и направить социальную помощь в нужные дома, отсеивая при этом сознательных иждивенцев рассчитывающих на вольную жизнь за счёт средств государства, ставя себя в один ранг с теми кто в этой помощи действительно нуждается. Не вызывает трудностей для граждан рассчитывающих на помощь со стороны государства  сбор необходимой документации потому, что своё бедственное положение люди всегда подтверждают необходимым набором документов, тем более ответственность возлагается не на самих граждан предоставляющих необходимые сведения, а на те организации, которые эти документы предоставляют. Это должно серьёзным образом  урегулировать быстроту и самое главное достоверность необходимых сведений. Кроме того за органом социальной защиты всегда остаётся право проверки данных сведений, методом комиссионного обследования.

Установил законодатель и сам порядок расчёта среднедушевого дохода семьи. Данное вычисление проводится путём деления общей суммы  дохода семьи или одиноко проживающего гражданина на 6 и на число членов семьи, если такие имеются.

Возникает вопрос почему же законодатель выбрал именно полугодовой период, для исчисления среднедушевого дохода. Ответ прост, именно нуждающийся человек, семья именно в длительный период не могут по независящим от них причинам найти необходимых средств для полноценного существования.

Важное значение для  установления размера оказываемой  помощи гражданам имеет также  Федеральный закон “ О прожиточном  минимуме”  от  27  октября  1997  года.  В соответствии с действующем   законодательством, минимальный прожиточный  минимум состоит из потребительской корзины, а также из обязательных платежей и сборов.

Потребительская корзина - минимальный  набор продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья  человека  и  обеспечения  его  жизнедеятельности.

    В  настоящее  время,  как  отмечается  в  литературе,  потребительская  корзина   складывается  из  минимально  необходимого  уровня  потребления  материальных  благ  и  услуг   с  учётом  наличного  уровня  развития  производительных  сил   и  выражает ( в  денежной  и  натуральной  форме )  минимальные  потребности  человека  ( семьи )  в  продовольственных  и  в  непродовольственных  товарах  и  услугах.

     В  настоящее   время  потребительская  корзина   в  целом  по Российской  Федерации  устанавливается  Федеральным  законом “ О  потребительской корзине  в  целом  по  РФ” от  27  октября 1999  года.  Данный  закон  устанавливает

   корзине  в  целом   по  РФ”  от  27  октября  1999  года.  Данный  закон     устанавливает потребительскую  корзину на продукты питания,  непродовольственные товары  и услуги. Потребительская корзина устанавливается для различных групп населения: трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Как уже указывалось выше данный закон имеет временный характер и действует только до 31 декабря 2000 года.

Институтом    питания   Академии   медицинских    наук разработаны нормативы потребления (набор продуктов питания ), которые  в  целом  соответствуют физическим  потребностям человека по их калорийности и химическому составу и покрывают энергетические затраты организма, необходимые для нормальной жизнедеятельности взрослых и развития детей, сохранения здоровья в преклонном возрасте. Эти продуктовые наборы, предназначенные для различных половозрастных групп, дифференцируются в зависимости от различий потребностей в материальных благах и услугах, с учётом цен, природно-климатических,   демографических,    социально-этнических   и экологических условий.

Потребительская  корзина   является   составной   частью минимального прожиточного минимума, включающего в себя питание,  непродовольственные  товары, услуги.   Соотношение между указанными элементами прожиточного минимума на первую половину 90-х годов в России было таким: 68,3; 19,1;12,6%.  То есть основная статья расходов - питание, что свидетельствует о неблагополучии общества, ясно, что питание является основной статьёй расходов в бедных семьях.   В настоящее время хорошее питание является очень дорогостоящим удовольствием, так стоимость набора на 25 основных продуктов питания в среднем по России в конце января 2000 года составила 574, 3 рубля в расчёте на месяц. По сравнению с концом декабря прошлого года набор; стал дороже на 1,9% ( приложение 3 ). Среди столиц республик, краевых, областных центров и городов федерального  значения  наиболее  существенный  приростстоимости набора из 25 основных продуктов питания в январе нынешнего года был отмечен в Улан-Удэ (8,1%), Владивостоке (7,6%) и Магадане (5,1%). В тоже время в Кирове, Рязани и Нальчике стоимость набора снизилась соответственно на 5,1%, 2,8% и 2,4%(По данным Госкомстата).     К сожалению до сих пор лидирует по стоимости набора необходимых продуктов питания, наш Дальневосточный район. Что   говорит о возможном постоянном увеличении числа нуждающихся граждан.

Следует также отметить, что в статью расходов на непродовольственные   товары   до   принятия   закона “ О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” были  включены  только  предметы  первой  необходимости, санитарии и гигиены, лекарства, а услуги предполагают лишь затраты на жильё и транспорт. Покупку предметов длительного пользования ( одежда, обувь, мебель и т.д. ) прожиточный минимум не предусматривал.

В настоящее время  потребительская корзина включает в себя не   только   расходы   на   питание   и   предметы   первой необходимости, но также и расходы на одежду, бельё, обувь, школьные принадлежности и др. виды товаров. Однако, до сих пор потребительская корзина не включает в себя расходы на мебель и другие предметы длительного пользования. По моему мнению   данный   факт   свидетельствует   не   только   об экономической ситуации в России, но и в целом отражает его социальную политику.

В соответствии с Федеральным  законом “ О прожиточном минимуме”  потребительская корзина для  основных социально -демографических  групп населения в целом по Российской Федерации и в её субъектах определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке устанавливаемом Правительством России.

Второй составной частью прожиточного минимума являются обязательные   платежи   и   сборы.   В   соответствии   с законодательством  Российской Федерации каждый гражданин  обязан платить  законно  установленные  налоги и  сборы. Малоимущие семьи  и малоимущие одинокие граждане не являются исключением из этого правила, и наравне с другими гражданами обязаны платить обязательные платежи и сборы в бюджет со своих доходов. Однако для малообеспеченных граждан уплата налогов и сборов очень часто является непосильным бременем. Поэтому естественной представляется необходимостьРоссийской  Федерации  каждый  гражданин  обязан  платить  законно  установленные  налоги  и  сборы.  Малоимущие  семьи  и  малоимущие  одинокие граждане обязаны  платить  обязательные  платежи и сборы в бюджет  со  своих доходов.  Однако  для малообеспеченных  граждан уплата  налогов и сборов  очень   часто является  непосильным бременем.  Поэтому естественной  представляется необходимость включения в минимальный прожиточный минимум кроме потребительской корзины обязательных платежей и сборов.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально - демографическим  группам населения в целом  по Российской Федерации устанавливается  Правительством России,   в   субъектах - органами   исполнительной   власти соответствующего субъекта. По последним данным средств массовой информации, прожиточный минимум подрос и средняя величина прожиточного минимума в России за 1999 год выросла на 176 рублей и составила 963 рубля на одного человека в месяц.

Учитывая всё вышесказанное  можно сделать вывод, что теперь существует законодательное определение  размера государственной социальной помощи. В соответствии с Федеральным  законом “ О государственной  социальной помощи” размер такой  помощи определяется субъектами Российской Федерации в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

2.3 Периоды  оказания государственной социальной  помощи

В  соответствии  со  ст.  6  Федерального  закона  “ О государственной социальной помощи” социальная помощь может оказываться единовременно   или на период не менее трёх месяцев.

Данное положение имеет  очень важное значение, так как  не всегда государство может оказать государственную социальную помощь, нуждающимся в ней людям, но помочь малоимущей семье или малоимущим одиноко проживающим гражданам, хотя бы временно он обязано.

Кроме того, в отличие  от других социальных выплат государственная  помощь должна оказываться гражданам именно в наиболее трудные моменты их жизни.

Единовременный характер оказания данной помощи, может быть оказан как в виде денежных выплат, так и в виде натуральной помощи. По моему мнению, в данном Законе есть существенная недоработка, так как размер единовременной социальной помощи должен устанавливать или давать указание об установлении минимального размера государственной социальной помощи при единовременном её оказании.

Данная помощь может  оказываться и на определённый период времени. Законом установлен минимальный срок, на который  оказывается  социальная  помощь – не менее  трёх  месяцев.  В  данном  случае  устанавливается  минимальный  период  оказания  государственной  помощи,  что  гарантирует,  что  в  течение  этого времени  им  будет  выплачиваться  установленная помощь.

Однако,  в  данном  случае  есть  и  негативная  сторона.  По  моему  мнению,  государственная  социальная  помощь,  должна  оказываться  на  тот  период  времени,  пока  человек  не  сможет  самостоятельно улучшить  своё  положение.  Данный  период  времени  может  продлиться  как  три  месяца,  год  или  даже  несколько  лет.  Установление  минимального  периода  оказания  помощи  не  может  гарантировать  её  получателям  поддержку  государства  на  весь  период  нуждаемости  их  в  данной  помощи.  Так  в  реальной  действительности  данное  положение  может  привести  к  тому,  что  нуждающемуся  человеку  будет  установлена  социальная  помощь  только  на  минимальный  период ( т.е.  в  течение  3-х  месяцев ),  что может нарушать  права её  получателей.

Информация о работе Понятие и виды социальной помощи