Понятие и виды социальной помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание

Государственная социальная помощь- это предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. Важно отметить, что законодатель впервые даёт определение данного вида помощи, ранее не существовало такого определения.
Целями данной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума установленного в соответствующем субъекте РФ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и цели государственной социальной помощи .………… 6
1.1. Законодательство о государственной социальной помощи ………….. 6
1.2. Понятие государственной социальной помощи .............………………12
1.3. Цели государственной социальной помощи ...................………………21
Глава 2. Виды и размер государственной социальной помощи…………….28
2.1. Виды государственной социальной помощи ……………………………28
2.2. Размер государственной социальной помощи ...............………………...34
2.3. Периоды оказания государственной социальной помощи .……………..46
Глава 3. Получатели государственной социальной помощи .....……………..49
3.1. Получатели государственной социальной помощи ..........……………….49
3.2. Порядок назначения государственной социальной помощи………….56
3.3. Отказ в назначении государственной социальной помощи…………..58
Заключение………………………………………………………………………62
Литература……………………………………………………………………….64

Работа состоит из  1 файл

topref.ru-147667.doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)

  По  моему  мнению,  в  данный  закон  необходимо  добавить  такое  положение,  что  помощь  оказывается   на  весь  период  времени,  в   течение  которого  малоимущая  семья  или  малоимущий  одиноко   проживающий  гражданин  нуждается  в  её  получении.

  В  Федеральном   законе “ О  государственной   социальной  помощи”  также   определены  основания  прекращения   этой  помощи,  что  указывает   на  временный  характер  её  получения.  Более  подробно  основания  прекращения  оказания  данной  помощи  будут  рассмотрены  мной  в  последней  главе  настоящей  работы.

 

          Глава 3. Получатели государственной  социальной помощи

3.1. Получатели  государственной социальной помощи

До принятия Федерального закона “ О государственной социальной   помощи”   в   соответствии   с   постановлением Правительства от 19 февраля 1992 года №121 и утверждённым этим постановлением положение о республиканском (федеральном) и территориальных фондах социальной поддержки населения получателями  помощи  из  этих  фондов  являлись   особо нуждающиеся пенсионеры, инвалиды, лица имеющие иждивенцев (детей   и    нетрудоспособных    членов    семьи),    другие нетрудоспособные    граждане,  у   которых    совокупный среднедушевой   доход   не   превышает   установленного   на региональном уровне минимума.

Таким образом, в данный список не была включена часть трудоспособного  населения нашей страны. С одной  стороны это является несомненно правильным, так как государство  должно поддерживать прежде всего наименее защищённых граждан, а именно пенсионеров, инвалидов, лиц, имеющих иждивенцев, и других нетрудоспособных граждан.

Однако в настоящее  время в России складывается ситуация, при которой даже трудоспособные граждане, по независящим от них причинам, имеют доход, ниже прожиточного минимума, что ставит их в наихудшее положение, так как ранее действующем законодательством они не могли надеяться на получение социальной помощи.

По оценкам прессы, на сегодня  одна из наиболее острых социальных проблем - низкий уровень жизни россиян. Например, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума за прошлый год выросла в 1,5 раза и составляет почти 50 миллионов человек. Денежные доходы россиян в реальном исчислении (то есть скорректированные на индекс потребительских цен) в январе - сентябре 1999 года по сравнению с тем же периодом прошлого года сократились на 22,2 процента, в том числе заработная плата на 32,4, пенсии - на 47,1, фактическое конечное потребление домашних хозяйств - на 7,8 процента.16В другой статье отмечается, что среднедушевой доход в целом по  России  запотребительских  цен)  в  январе – сентябре 1999  года  по  сравнению  с  тем  же  периодом  прошлого  года  сократились  на  22,2  процента,  в  том  числе  заработная  плата  на  32,4,  пенсии – на 47,1,  фактическое конечное  потребление домашних  хозяйств – на 7,8  процента.15 В другой статье отмечается,  что среднедушевой доход в целом по  России  за  1998  год составил  970  рублей,  что в 1,5 раза больше расчётного прожиточного минимума на тот период. Но за этим средним относительным благополучием скрывается огромная пропасть в уровне жизни богатых и бедных.

Так, в первом полугодии 1999 года на долю 10 процентов наиболее обеспеченных россиян приходилась  третья часть всех денежных доходов населения. Если же взять 20 процентов, то окажется, что они аккумулировали половину этих доходов.

Кроме того, рост потребительских  цен ( за год после дефолта они  в России только на продовольствие увеличились в 3 раза) привёл к их резкому обесцениванию. Треть жителей страны оказалась не просто за чертой бедности, она фактически поставлена на грань выживания.16 По данным Госкомстата России около 40,5% семей на сегодняшний день имеют среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума. (Приложение 4).

Вот почему, и по моему  мнению, и по мнению большинства  граждан РФ необходимо в первую очередь  протянуть руку помощи именно тем  людям, которые находятся в настоящее  время за чертой бедности.

Федеральным законом  “ О государственной социальной помощи” впервые предусмотрено, что получателями данной помощи могут быть   малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход соответствующем субъекте Российской Федерации.

соответствующем  субъекте Российской  Федерации.

    Таким образом,  данный закон устанавливает кто  именно может быть получателем  социальной помощи. Закон не ограничивает  круг лиц, которые могут получать  данную помощь в зависимости  от других критериев, например, трудоспособности, старости и др. Единственным критерием, определяющим  получателей  помощи  является  получение дохода, менее прожиточного минимума. Как указывает С.В. Калашников “ на сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищённых слоев населения, одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти 2 тысячи категорий населения. Закон о социальной государственной помощи   не   делит   все   льготы   на   ряд   категорий: профессиональные льготы, льготы за особые заслуги, льготы нуждающимся. До сих пор у нас в стране не было ни одной категории населения, которая соответствующим образом не финансировалась бы: пенсионеры получают пенсию, рабочие зарплату, матери - детские пособия. Но оказывается, что зарплату можно не получать и целый год, пенсию можно получать и два месяца...  Люди попадают в трудную жизненную ситуацию, когда им и есть нечего. Так вот, закон о государственной социальной помощи гласит: если доход в семье на одного человека ниже прожиточного минимума, то государство, местные органы власти имеют право оказать нуждающемуся человеку соответствующую помощь”.17

      Исторически сложилось  так, что на европейском континенте, государство всегда уделяло большое  внимание семьям с детьми. Политика  в отношении семей рассматривалась не только как борьба с бедностью, но и как путь достижения определенной социальной справедливости.18   Теперь в странах семьям  с целью сделать их  более эффективными в условиях недостатка средств.

Важно  обратить  особое  внимание  на  статистически значимые различия между работающими и неработающими пенсионерами. Уровень нуждаемости первых ниже почти на 40% чем вторых. Важно уделять больше внимания одиноким пенсионерам. По отдельным видам услуг их нуждаемость в 2-3 и даже в 5 раз выше среднего уровня. Среди товаров и услуг, которые пенсионерам трудно оплачивать, на первом месте одежда и обувь. Отсюда многочисленные предложения  с создании специальных магазинов, где пенсионеры могли бы эти вещи по доступным ценам приобрести.

     Продовольственное  снабжение остаётся острой проблемой с начала 90-х годов. Всё это требует совершенствования работы по усилению адресной помощи наименее обеспеченным семьям, может быть усилив натуральность помощи, скажем, в заготовке картофеля и овощей на зиму. Администрациям районов и отделам социальной защиты следует всё таки продолжать выявление наиболее нуждающихся, оказывать им материальную поддержку, а также расширять предоставление платных услуг по заготовке сельхозпродукции на зимний период.

      Федеральный  закон “ О государственной социальной помощи” говорит,   что    получателями    помощи  могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Таким образом, в качестве второго критерия закон определяет “независящие от получателя причины”. По моему мнению данная формулировка является слишком размытой, так как в законе и других нормативных источниках точно не указанно, какие причины могут быть   “независящими”. Это может привести к тому, что при оказании  государственной социальной помощи, данные причины могут быть истолкованы слишком широко, что приведёт к существенному ограничению получателей государственной социальной помощи, и нарушит их права на её получение, или слишком узкому толкованию, при котором любая причина может быть “независящей”, что приведёт к тому, что данная помощь выплачиваться каждому, чей доход будет ниже минимально установленного минимума, вне зависимости от того, может ли человек сам себя обеспечить или нет.

Федеральный закон различает  две категории получателей государственной  помощи - малоимущие семьи и малоимущие одинокие граждане.

Под семьёй понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие  совместное хозяйство.

В данном случае возникает вопрос, являются ли лица, совместно   проживающие   и   которые   не   состоят   в зарегистрированном браке семьёй. По моему мнению в данном случае единственным критерием определения семьи является совместное проживание лиц, вне зависимости от того, был ли зарегистрирован брак или нет.

В соответствии с Федеральным  законом “ О прожиточном минимуме”  и Законом Приморского края “  О прожиточном минимуме  в  Приморском  крае”  семья  или  одинокий гражданин, среднедушевой  доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Среднедушевой доход  рассчитывается исходя из суммы всех доходов семьи. Это позволяет   сузить количество получателей помощи. Так, если в семье, состоящей из двух человек   жена   получает   доход,   ниже   установленного прожиточного минимума, это не даёт ей оснований для получения    социальной      помощи.     Только     в   том       случае,         еслисреднедушевой доход на семью является ниже установленного прожиточного минимума она и её семья приобретают это право.

    Как уже отмечалось  в предыдущих главах данной  работы, вся социальная политика  государства перестраивается именно на адресное предоставление помощи нуждающимся гражданам. В этой связи нельзя не заметить о том положительном опыте именно адресной поддержки, который имел место в ряде регионов нашей страны.

    Так   например   в Чувашской  Республике   постоянно проводится   мониторинг   уровня   жизни,   просчитывается прожиточный  минимум.   Исходя   из   этого   оказывается дополнительная поддержка малоимущим гражданам. Органами социальной защиты постоянно осуществляются различные акции в районах и городах в целях содействовать тем людям у кого низкие доходы.

     В республике  создан банк данных малообеспеченных  категорий населения. И когда  человек обращается за помощью,  органам социальной защиты не  составляет сложности оценить  его материальное положение (одинок он или живёт в семье и т.д.). Это позволяет усилить адресность оказываемой поддержки.19

Для улучшения положения  в республике разработаны республиканские  программы, такие как: “Дети-сироты”, “Дети-инвалиды”, “Старшее поколение”, “Планирование семьи” и др.

В  планах  увеличение  числа  мест  в  учреждениях  социального  обслуживания,  а  также    расширение  сети социальных учреждений в городах, посёлках и  сельской местности.   За   последние   четыре   года   создано   30 территориальных    центров    комплексного    социального обслуживания, открыты 61 дом для пожилых на 15-30 мест, 22 отделения направление в социальном обслуживании пожилых людей - строительство специальных жилых домов для ветеранов, инвалидов и одиноких престарелых граждан со службами комплексного социального обслуживания. Сегодня заселено уже пять таких домов.

      Основным показателям  эффективности социальной политики  является прежде   всего   жизненный   уровень   населения.  Социальные вопросы всегда решаются  непросто. Тем более это сложно, когда финансово-экономическое положение в стране и в регионах нестабильное. Но именно поэтому требуютснаправление  в  социальном  обслуживании  пожилых  людей – строительство  специальных  жилых  домов  для  ветеранов,  инвалидов и одиноких  престарелых граждан со  службами  комплексного  социального обслуживания.  Сегодня заселено  уже пять  таких домов.                      Основным  показателем эффективности социальной  политики является  прежде  всего жизненный уровень  населения.  Социальные  вопросы всегда  решаются  непросто.  Тем  более  это  сложно,  когда  финансово-экономическое  положение  в  стране  и  регионах  нестабильное.  Но  именно  поэтому  требуются   постоянные усилия, особое внимание и ответственность органов исполнительной власти за положение в социальной сфере.

Не является исключением  при решении всех этих вопросов и   Московская   область. В данном   регионе   динамично развивается   социальная   сфера.   Существенную   роль   в улучшении этих показателей играет проводимая в данном регионе семейная политика. Принципиальная её установка: при сохранении определённого уровня минимальных социальных гарантий способствовать реализации семьёй всех её функций, постепенно создавая условия, стимулирующие экономическую активность и повышения жизненного уровня семьи. При этом цель формировать в общественном сознании убеждённость в необходимости повышения личной ответственности граждан за материальное благополучие семьи.

Необходимо учитывать  и тот момент, что многочисленные льготы и компенсации, социальные пособия, вводившиеся без учёта материального положения семей, порождают у людей иждивенческие настроения, но с другой стороны мизерные размеры этих пособий и льгот не оказывают существенной помощи тем, кто не в состоянии обеспечить себя и свою семью.

Из-за резкого расслоения общества, падения уровня жизни отдельных  категорий населения в условиях перехода к рынку социальные льготы и пособия следует предоставлять  адресно, исходя из нуждаемости. Но переориентация на адресность должна осуществляться постепенно. Вместе с тем, есть ряд льгот, которые предоставляются гражданам за заслуги перед обществом.  Их необходимо  сохранить,  чётко  обозначив источники финансирования. Такие льготы нужно предусмотреть на всей территории Российской Федерации и предоставлять за счёт федерального бюджета. Поэтому необходимо упорядочить действующую  систему  льгот  и  компенсаций повысить обоснованность их предоставления, чётко   разграничить источники финансирования.

Информация о работе Понятие и виды социальной помощи