Понятие каст в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:04, реферат

Описание

В отличие от животного мира, для человеческого общества характерно именно

социальное неравенство, социальная дифференциация, порождаемые социальными

различиями и факторами (общественным разделением труда, образом жизни,

социальной ролью и т.д.). При этом, поскольку в более или менее развитом

современном обществе различная деятельность людей в соответствии с

утвердившейся в нем системой ценностей оценивается неодинаково, поскольку и

статус социальных групп, занятых соответствующей деятельностью, приобретает

неодинаковый, иерархический характер.

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

·  КАСТА

   - замкнутые,  эндогамные страты с аскриптивным (приписанным) членством и полным  отсутствием социальной мобильности,  составляющие основу особой исторической  формы социальной стратификации – кастовой. В чистом виде кастовая система  существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс.лет ). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда,  сформировавшееся на этнической основе, - каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью "ритуальной чистоты", т.е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовых группы и одна внекастовая – неприкасаемые.  С 1947 года кастовое разделение перестало поддерживаться государством,  но его социальная роль  все еще остается очень значительной.

   ·  – ведущее направление в социологии 19 века, основные положения которого были сформулированы О. Контом. Конт провозгласил необходимость отказаться от спекулятивных, умозрительных рассуждений об обществе и создать точную, "позитивную" науку об обществе, построенную по образцу естественных наук, столь же доказательную и общезначимую. Для позитивизма  характерно прямое заимствование методов и теоретических моделей естественных наук (биологии, анатомии и физиологии человека,  механики), опирающееся на понимание  общественных законов как части или продолжения природных законов. Поэтому характерными чертами классического позитивизма были натурализморганицизм  и эволюционизм. Для позитивизма характерно также требование, чтобы наука  имела дело только с наблюдаемыми объектами и явлениями, а законы  выражали отношения между явлениями и были непосредственно проверяемыми.

   Позитивизм  имел и социально-политическое измерение:  "позитивное" знание  об обществе рассматривалось в качестве основы "позитивной политики", реорганизации общества на "научной основе".

   В современной социологии позитивизм критикуется за неспособность к подлинной теоретической интерпретации социальных явлений, за эмпиризм,  за полное невнимание к намерениям и мотивам социальных деятелей. -позитивизма 

·  СОСЛОВИЕ

   – социальные страты, составляющие особую историческую систему социальной стратификации  – сословную, сложившуюся в Европе и России. Для нее, как и для  кастовой системы, характерны аскриптивное (приписанное) членство и ограниченная социальная мобильность.  В отличие от касты, сословная система,  также закрепляющая общественное разделение труда,  поддерживалась не религиозными, а законодательными средствами. Специальными законами определялось место каждого сословия в иерархической системе, его права  и обязанности,  регулировалась допускаемая мобильность  между сословиями. Сословная система, сложившаяся в период феодализма,  разрушалась в ходе буржуазных революций, которые в качестве одного из важнейших требований выдвигали требование юридического равенства всех граждан, ликвидацию сословных привилегий.

   В России до реформы 1861 года существовали следующие  сословия: податные – крестьяне,  мещане и купцы, неподатные – дворянство и духовенство.

·  СОЦИАЛИЗАЦИЯ

   процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация  также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек  обретает социальную природу ("очеловечивается") и способность участвовать в социальной жизни.

   Наиболее  развернутая социологическая теория,  описывающая интеграцию индивида  в социальную систему, была предложена Т.Парсонсом. По Парсонсу, она происходит путем интернализации ( внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (например, в детстве – с фигурой отца или матери, в подростковом возрасте – с фигурой лидера и т.д.) . В процессе интернализации социальные нормы становятся внутренними для индивида, происходит замена внешних санкций (внешней регуляции) внутренним контролем, появляется потребность  соответствовать социальным нормам

   Процесс социализации продолжается всю жизнь,  поскольку человек за свою жизнь осваивает множество социальных ролей. Он делится на различные этапы – начальный ( социализация ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли – супруга, родителя, дедушки и т.п.). Кроме того выделяют первичную социализацию, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей ( а также другими родственниками, друзьями, учителями, врачами и т.д.), и вторичную социализацию, которая осуществляется на более формальном, институциализированном уровне. На этом уровне агентами социализации являются школа, вуз, СМИ и т.д.

   Социализация  – двусторонний процесс, в котором  активную роль  играют индивиды, редко всецело формируемые культурой своего общества.

·  РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

   - В специфическом  социологическом смысле этот термин  предложен Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность  утверждается в качестве основного принципа  во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие  вытесняет иррациональные ( аффективное и традиционное) (См. действие социальное  ) Современное капиталистическое общество  характеризуется рациональной религией (протестантизм), рациональным правом  и управлением  (рациональная бюрократия) , рациональным денежным обращением,  максимально рациональным поведением  в хозяйственной сфере, позволяющим добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (музыку, живопись) и рассматривается Вебером как неизбежная "судьба Запада" . Рациональность "западного типа" Вебер связывал с особенностями иудаистски-христианской формой религиозности, задаваемой ею "картиной мира". По мере углубления процесса рационализации происходит "разволшебствление" мира, разрушение религиозной "картины мира", этой фундаментальной предпосылки западного типа рациональности.

КЛАСС

   понятие,  которое употребляется в социологии в нескольких смыслах:

   1. для обозначения  социальных страт, составляющих  особую, "открытую" систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества. Для нее, в отличие от "закрытых" кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно достижительский статус,  "открытые" социальные границы и высокий уровень социальной мобильности;

   2. как самый  общий термин  в теориях  социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий ( высший, низший и средний классы) ;

   3. как теоретическое  (аналитическое) понятие, лежащее  в основе классовых теорий  общества. В классической и современной  социологии имеются две наиболее  влиятельные классовые теории – марксистская и веберовская.

АНОМИЯ

   (букв. –  безнормность) – состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия,  индивидуальное поведение

   Понятие введено  в социологию Э.Дюркгеймом. По Дюркгейму, у человека  отсутствуют какие-либо "естественные" ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный  характер, т.е. устанавливаются обществом  посредством социальных норм. Аномия  возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус  относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида

   Социология - Наука о закономерностях развития и функционирования общества

Глобализация  
Р.Н.Абрамов

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ  – один из наиболее модных концептов  современного социального  теоретизирования, обсуждение которого вышло далеко за пределы научного дискурса. Исторически данное понятие связано с понятием империализма (Дж.Э.Гобсон, В.И.Ленин), а также со многими теориями зависимости. Современные представления о глобализации во многом опираются на теорию миро-системы, разработанную И. Уоллерстайном.

Стигма  
И.Ф.Девятко

СТИГМА  – результат категоризации  отдельных черт личности или личной идентичности в целом как  девиантной, отклоняющейся от нормы. Наибольший вклад в социологическую концептуализацию стигмы внес И.Гофман в одноименной работе (1963). В древнегреческом термин С. относился к татуировкам на теле, маркировавшим зависимый или социально не одобряемый статус носителя татуировки (раб, преступник). В социологии С.

Науковедение  (гл. 14) — термин, введенный И.А.Боричевским (1926) для обозначения теории науки, включающей теорию познания и социологию науки. Утвердился в советской литературе в 60-е гг. Доминирующей стала трактовка науко-ведения как комплексного изучения науки, преимущественно ее социальных аспектов, но в единстве с когнитивной (познавательной) составляющей. Считалось, что логика, философия, методология, история науки остаются самостоятельными направлениями, тесно связанными с науковедческим комплексом, включающим в себя социологию, психологию, экономику, управление и организацию науки.

Нравственность - внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек (группа людей, нации), этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Общество - в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений .

Cекта - братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь ( В.Даль)

Этнос это социальная общность, которой присущи специфические  культурные модели, обуславливающие  характер активности человека в мире, и которая функционирует в  соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержания определенного уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течении длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений.  
 

Информация о работе Понятие каст в социологии