Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:04, реферат
В отличие  от животного мира, для человеческого  общества  характерно  именно
социальное  неравенство, социальная дифференциация,  порождаемые  социальными
различиями  и  факторами  (общественным  разделением  труда,  образом  жизни,
социальной  ролью и т.д.). При этом, поскольку  в  более  или  менее  развитом
современном  обществе  различная  деятельность  людей   в   соответствии   с
утвердившейся в нем системой ценностей оценивается  неодинаково, поскольку  и
статус социальных групп, занятых соответствующей  деятельностью,  приобретает
неодинаковый, иерархический характер.
· КАСТА
   - замкнутые, 
эндогамные страты с 
· – ведущее направление в социологии 19 века, основные положения которого были сформулированы О. Контом. Конт провозгласил необходимость отказаться от спекулятивных, умозрительных рассуждений об обществе и создать точную, "позитивную" науку об обществе, построенную по образцу естественных наук, столь же доказательную и общезначимую. Для позитивизма характерно прямое заимствование методов и теоретических моделей естественных наук (биологии, анатомии и физиологии человека, механики), опирающееся на понимание общественных законов как части или продолжения природных законов. Поэтому характерными чертами классического позитивизма были натурализм, органицизм и эволюционизм. Для позитивизма характерно также требование, чтобы наука имела дело только с наблюдаемыми объектами и явлениями, а законы выражали отношения между явлениями и были непосредственно проверяемыми.
Позитивизм имел и социально-политическое измерение: "позитивное" знание об обществе рассматривалось в качестве основы "позитивной политики", реорганизации общества на "научной основе".
   В современной 
социологии позитивизм критикуется за 
неспособность к подлинной теоретической 
интерпретации социальных явлений, за эмпиризм,  за полное невнимание к намерениям 
и мотивам социальных деятелей. -позитивизма 
· СОСЛОВИЕ
   – социальные 
страты, составляющие особую историческую 
систему социальной стратификации 
– сословную, сложившуюся в Европе 
и России. Для нее, как и для 
кастовой системы, характерны аскриптивное 
(приписанное) членство и ограниченная социальная мобильность.  В отличие от касты, сословная система,  также закрепляющая общественное разделение труда,
В России до реформы 1861 года существовали следующие сословия: податные – крестьяне, мещане и купцы, неподатные – дворянство и духовенство.
· СОЦИАЛИЗАЦИЯ
– процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу ("очеловечивается") и способность участвовать в социальной жизни.
   Наиболее 
развернутая социологическая 
Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за свою жизнь осваивает множество социальных ролей. Он делится на различные этапы – начальный ( социализация ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли – супруга, родителя, дедушки и т.п.). Кроме того выделяют первичную социализацию, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей ( а также другими родственниками, друзьями, учителями, врачами и т.д.), и вторичную социализацию, которая осуществляется на более формальном, институциализированном уровне. На этом уровне агентами социализации являются школа, вуз, СМИ и т.д.
Социализация – двусторонний процесс, в котором активную роль играют индивиды, редко всецело формируемые культурой своего общества.
· РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
- В специфическом социологическом смысле этот термин предложен Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность утверждается в качестве основного принципа во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие вытесняет иррациональные ( аффективное и традиционное) (См. действие социальное ) Современное капиталистическое общество характеризуется рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия) , рациональным денежным обращением, максимально рациональным поведением в хозяйственной сфере, позволяющим добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (музыку, живопись) и рассматривается Вебером как неизбежная "судьба Запада" . Рациональность "западного типа" Вебер связывал с особенностями иудаистски-христианской формой религиозности, задаваемой ею "картиной мира". По мере углубления процесса рационализации происходит "разволшебствление" мира, разрушение религиозной "картины мира", этой фундаментальной предпосылки западного типа рациональности.
КЛАСС
– понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах:
   1. для обозначения 
социальных страт, 
2. как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий ( высший, низший и средний классы) ;
   3. как теоретическое 
(аналитическое) понятие, 
АНОМИЯ
   (букв. – 
безнормность) – состояние общества, 
характеризующееся распадом 
Понятие введено в социологию Э.Дюркгеймом. По Дюркгейму, у человека отсутствуют какие-либо "естественные" ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т.е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида.
Социология - Наука о закономерностях развития и функционирования общества
Глобализация 
 
Р.Н.Абрамов 
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – один из наиболее модных концептов современного социального теоретизирования, обсуждение которого вышло далеко за пределы научного дискурса. Исторически данное понятие связано с понятием империализма (Дж.Э.Гобсон, В.И.Ленин), а также со многими теориями зависимости. Современные представления о глобализации во многом опираются на теорию миро-системы, разработанную И. Уоллерстайном.
Стигма 
 
И.Ф.Девятко 
СТИГМА – результат категоризации отдельных черт личности или личной идентичности в целом как девиантной, отклоняющейся от нормы. Наибольший вклад в социологическую концептуализацию стигмы внес И.Гофман в одноименной работе (1963). В древнегреческом термин С. относился к татуировкам на теле, маркировавшим зависимый или социально не одобряемый статус носителя татуировки (раб, преступник). В социологии С.
Науковедение (гл. 14) — термин, введенный И.А.Боричевским (1926) для обозначения теории науки, включающей теорию познания и социологию науки. Утвердился в советской литературе в 60-е гг. Доминирующей стала трактовка науко-ведения как комплексного изучения науки, преимущественно ее социальных аспектов, но в единстве с когнитивной (познавательной) составляющей. Считалось, что логика, философия, методология, история науки остаются самостоятельными направлениями, тесно связанными с науковедческим комплексом, включающим в себя социологию, психологию, экономику, управление и организацию науки.
Нравственность - внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек (группа людей, нации), этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Общество - в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений .
Cекта - братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь ( В.Даль)
Этнос это социальная 
общность, которой присущи специфические 
культурные модели, обуславливающие 
характер активности человека в мире, 
и которая функционирует в 
соответствии с особыми закономерностями, 
направленными на поддержания определенного 
уникального для каждого общества соотношения 
культурных моделей внутри общества в 
течении длительного времени, включая 
периоды крупных социокультурных изменений.