Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:04, реферат
В отличие от животного мира, для человеческого общества характерно именно
социальное неравенство, социальная дифференциация, порождаемые социальными
различиями и факторами (общественным разделением труда, образом жизни,
социальной ролью и т.д.). При этом, поскольку в более или менее развитом
современном обществе различная деятельность людей в соответствии с
утвердившейся в нем системой ценностей оценивается неодинаково, поскольку и
статус социальных групп, занятых соответствующей деятельностью, приобретает
неодинаковый, иерархический характер.
предприятия – основу межпрофессиональной стратификации составляют два
параметра: 1) важность занятия (профессии) для выживания и функционирования
организма в целом; 2) уровень интеллекта, необходимый для успешного
выполнения профессиональных обязанностей. П.А. Сорокин считает, что
наиболее социально-значимые профессии это те, которые связаны с функциями
организации и контроля. Недобросовестная работа рядового труженика принесет
вред предприятию. Но этот вред несравним с тем, который будет нанесен
предприятию, если недобросовестно, безответственно будут поступать его
высшие должностные лица, руководители. Таким образом, в любом конкретном
сообществе более профессиональная работа проявляется в более высоком уровне
интеллекта, в функции организации и контроля, в более высоком ранге,
который занимают
люди этих профессий в
подтверждением этому положению, по мнению П. Сорокина, служит постоянно
действующий универсальный порядок, который состоит в том, что
профессиональная группа неквалифицированных рабочих всегда находится внизу
профессиональной пирамиды. Люди, принадлежащие к этой профессиональной
группе, являются самыми низкооплачиваемыми работниками. У них меньше всего
прав и самый низкий уровень жизни, самая низкая функция контроля в
обществе.
Близким по смыслу функционализму является статусное объяснение причин
социального неравенства. С точки зрения представителей этой теории,
социальное неравенство – это неравенство статусов, вытекающее как из
способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например,
быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и
навыками, чтобы быть профессором, изобретателем, адвокатом и т.д.), так и
из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в
обществе (происхождение, владение собственностью, принадлежность к
влиятельным политическим силам и т.д.).
Экономический подход при объяснении причин социального неравенства
связан с интерпретацией отношений собственности. С точки зрения
представителей этого подхода те индивиды и группы, которые обладают
собственностью, прежде всего собственностью на средства производства,
занимают господствующее положение и в сфере управления, и в сфере
распределения и потребления материальных и духовных благ.
Наиболее краткое определение социальной стратификации, часто встречающееся
в социологической литературе, отождествляет ее с социальным неравенством
как универсальным феноменом человеческой цивилизации. При более тщательном
анализе этого явления в нем, как правило, выделяют две главные черты.
Первая связана с дифференциацией населения в иерархически оформленные
группы, т.е. высшие и низшие слои (классы) общества. Второй момент,
характеризующий социальную стратификацию, заключается в неравном
распределении в обществе различных социокультурных благ и ценностей,
перечень которых весьма широк.
В социологической теории социальная стратификация анализируется под
углом зрения взаимодействия трех фундаментальных уровней общественной
жизни: культуры, образующей ценностно-нормативный уровень регуляции
поведения людей, социальной системы (системы социального взаимодействия
людей, в ходе которого образуются различные формы групповой жизни) и,
наконец, уровня поведения самой личности, затрагивающего его мотивационную
сферу.
Если эти общие принципы социологического анализа перенести на сферу
социальной стратификации, то следует признать, что конкретные формы ее
проявления в том или ином обществе будут определяться взаимодействием двух
основных факторов: социальной системы или, точнее говоря, происходящих в
обществе процессов социальной дифференциации с одной стороны, и
господствующих в данном обществе социальных ценностей и культурных
стандартов, с другой.
Рассмотрим этот процесс более подробно. Сразу уточним исходное понятие
социальной дифференциации, которое в нашей литературе истолковывается
довольно узко и обычно отождествляется с разделением общественного труда. В
социологической теории под социальной дифференциацией понимается вычленение
различных подсистем и единиц социальной системы в ходе ее развития, в
качестве которых выступают социальные институты, коллективы, группы и
социальные роли. Однако в теории социальной стратификации внимание в первую
очередь обращается на социально-дифференцирующие признаки, порождающие
неравенство между людьми.
По мнению Т. Парсонса, заложившего основы теоретического анализа
социальной стратификации, многообразие существующих в обществе социально-
дифференцирующих признаков может быть классифицировано по трем основным
группам. Первую образуют «качественные характеристики» людей, которыми они
обладают от рождения, такие, например, как этническая принадлежность,
половозрастные особенности, родственные связи, различные физические и
интеллектуальные особенности личности. Вторая группа включает социально-
дифференцирующие признаки, связанные с «исполнением роли», куда относятся
различные виды профессионально-трудовой деятельности. И, наконец, третью
группу образуют, как их называет Т. Парсонс, «обладания», сюда включаются
собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары и др.
Не трудно заметить, что на различных ступенях общественного развития в
качестве социально-дифференцирующих признаков выдвигались различные
критерии. Так, на ранних ступенях общества социальное неравенство в
значительной мере определялось «качественными характеристиками». В условиях
современного промышленно развитого общества критерии социальной
дифференциации перемещаются в область производственно-трудовой
деятельности, хотя определенную роль продолжают играть и «качественные
признаки», не говоря уже о значении критериев третьей группы, роль которых
в истории всегда была значительной. С точки зрения социологического подхода
принципиально важно зафиксировать, что господствующие в обществе культурные
стандарты и ценности, идеологические нормативы определяют объекты и
критерии
социальной дифференциации, их социальную
значимость.
В социологической теории социальная стратификация увязывается не только с
процессом социальной дифференциации, но в большей мере с оцениванием
занимаемой человеком позиции вообще. По словам Б. Барбера, социальная
стратификация «есть продукт взаимодействия социальной дифференциации и
социальной оценки». Уточняя этот теоретический постулат, С. Айзенштадт
подчеркивает, что «социальная стратификация связана с дифференцированной
оценкой ролей и соответствующим размещением наград». Термин «награда»
следует понимать в данном случае предельно широко, относя сюда не только
материальный доход и привилегии, но и любые другие общественные ценности,
которые стремятся получить индивиды. Термины «оценка» и «оценивание»
используются здесь не в моральном, а более широком смысле слова, как
общественно значимое вознаграждение человеческой деятельности. Хотя следует
признать, что моральная оценка, выносимая общественным мнением,
одобрительная или неодобрительная, как правило, сопровождает почти любое
передвижение по лестнице социальной иерархии. Оценивание эффективности
выполняемой человеком социальной роли и соответствующей ей позиции
составляет ключевой момент в социологической интерпретации социальной
стратификации.
Следовательно, процесс оценивания, как бы автоматически, предопределяет
место индивида или группы в социальной иерархии. Поэтому под социальной
стратификацией следует понимать «структурно регулируемое неравенство, в
котором люди ранжируются «выше» или «ниже» в соответствии с той социальной
значимостью, которой обладают социальные роли и различные виды
деятельности».
Если принять вслед за американским социологом Б. Барбером
процитированное выше положение о социальной стратификации как «структурно
регулируемом неравенстве», то мы невольно приходим к выводу о том, что
социальное неравенство должно выполнять в обществе определенные позитивные
функции. Эта идея звучит диссонансом популярной в нашем обществе
уравнительной морали и она, на первый взгляд, кажется противоречащей
принципам гуманизма и демократии. Но в действительности дело обстоит как
раз наоборот. Старые идеологические догмы и все еще крепко живущие в
общественном сознании иллюзии всеобщего равенства и справедливости мешают
видеть тот несомненный исторический факт, что социальное неравенство при
правильном его регулировании может служить мощным стимулом общественного
прогресса. И напротив, при его искусственном сдерживании и попытках строгой