Проблемы социальной защиты населения в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 03:29, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мной темы, обуславливается следующим:
Россия, перешагнув рубеж нового тысячелетия, начала восхождение в принципиально новую фазу своего развития. Эта фаза отмечена кардинальными изменениями в структуре производительных сил общества: место устаревших индустриальных технологий все более уверенно начинают занимать высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, основанные на новейших достижениях электроники, информатики, кибернетики, автоматизации трудовых процессов. Общество, обладающее таким производством, обнаруживает более высокую экономическую рентабельность, обладает лучшими возможностями в социальной защите населения и неуклонном повышении уровня его благосостояния и культуры.

Содержание

Введение
Раздел 1. Теоретические основы и актуальные проблемы социальной защиты населения, анализ действующих механизмов формирования и реализации социальной защиты населения в России.
Сущность социальной защиты населения______________________6
1.2 Принципы и функции системы социальной защиты населения____9
1.3 Особенности и проблемы системы социальной защиты населения в России____________________________________________________19
1.4Основные государственные программы по совершенствованию системы социальной защиты населения на 2011 год________________26
Раздел 2. Исследование динамики выплат материальных пособий ориентированных на социальную поддержку на ЗАО ПК «Экстра М»_33
Раздел 3. Динамическое моделирование социально – экономическими процессами
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

мкр соц защита(3 курс) (2).docx

— 93.08 Кб (Скачать документ)

2.    Принцип экономической эффективности. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных расход» и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.

3.   Принцип экономической справедливости. Он выражается в экономической защите как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности.

4.   Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения.

Согласно  этому принципу, в нашей стране именно государство выступает главным  гарантом экономического обеспечения  социально приемлемого уровня жизни  тем, кто не может достичь этого  самостоятельно в силу объективных  причин.

5.   Принцип экономической самостоятельности местных органов.

Он реализуется  на основе разграничения экономических  полномочий субъектов федерального и местного уровней. Социальные пособия и другие выплаты на федеральном уровне должны гарантироваться в минимальных размерах, а все выплаты сверх того — производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования.

Итак, на перечисленных выше принципах строится социальная защита населения как  система, пронизывающая все уровни государства: от федерального до местного.

Для эффективной  реализации данных социально-экономических  принципов необходимо определение  экономических методов социальной защиты, как способов достижения социальных целей на основе экономических принципов.

К основным экономическим методам можно  отнести следующие:

1. Введение  системы минимальных социальных  гарантий. Определяющим здесь является  законодательное установление минимального  размера оплаты труда и прожиточного  минимума.

2. Индексация  доходов как заранее установленный  законодательно или решением  исполнительной власти механизм  автоматической корректировки доходов  в соответствии с ростом стоимости жизни.

3. Компенсация  расходов — возмещение расходов  представителей различных социальных  групп населения органами власти  в связи с ожидаемым или  наступившим ростом цен.[11]

Социальную  защиту, по моему мнению, необходимо рассматривать в трех аспектах:

1)   социальный институт;

2)   государственную организационно-управленческую систему;

3) деятельность  по достижению социальной защищенности. 
Социальная защита при этом отвечает всем признакам социального института:

• это  устойчивая воспроизводящая форма  социального взаимодействия, благодаря  чему каждое общество практикует свои формы социальной защиты в зависимости  от уровня его развития;

•   она имеет свою развитую нормативность, т. е. систему законодательных актов, а также моральные нормы и сложившиеся в обществе представления;

•   в ней имеется профессиональная и кадровая определенность: в системе социальной защиты работают люди, специально обученные для этого, имеются учреждения специальной подготовки и т. д.

•   определена интернализация социальных норм и ожиданий: как люди, осуществляющие социальную защиту, так и те, на кого она направлена, имеют сложившиеся установки и стереотипы по поводу этого социального явления.[5]

Также важнейшими принципами  социальной   защиты  являются гуманизм и  социальная  справедливость.

Быть  гуманным и справедливым при осуществлении   социальной   защиты  – значит признавать самоценность человеческой личности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или  социальных  особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и доброте.

Быть  справедливым и гуманным в  социальной   защите  – это уметь правильно оценивать личностный потенциал человека, его внутренние ресурсы, осознавать основные причины жизненных затруднений и определять пути выхода их них. Это и оценка человека с точки зрения способности осуществить конкретную деятельность по самозащите, проявлять инициативу, предприимчивость.

Справедливость  и гуманизм в  социальной   защите  – это обеспечение на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам  населения  равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада. Система  социальной   защиты  основывается на принципах системности и комплексности. С системностью в организации и содержании  социальной   защиты  тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического,  социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня  социальной   защиты.[11]

Комплексность обеспечивается:

  • единством целей, принципов и направлений деятельности;
  • сочетанием исторического опыта и традиций с  современной  практикой помощи человеку;
  • всесторонним изучением объекта  социальной   защиты  (индивидуума,  социальной  группы, территориальной общности, трудового коллектива);
  • координацией и согласованностью действий субъектов  социальной   защиты;
  • контролем над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.

Огромное  значение имеет принцип превентивности мер по  социальной   защите, который означает, что следует предупреждать причины  социального  неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность – это прежде всего создание таких  условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения  социальных  рисков: старости, болезни, безработицы. Предупреждение  социальных  рисков осуществляется посредством:

  • помощи в нахождении работы пенсионеру, инвалиду; развития надомного труда;
  • поддержки негосударственных систем  социального  страхования;
  • формирования частного сектора на основе добровольных взносов граждан и других средств;
  • развития различных форм участия  населения  в финансировании  социальных  программ, например на основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельности страховых медицинских компаний (помощь семье или отдельному человеку в выборе медицинского учреждения, врача, необходимых видов медицинских услуг);
  • сочетания платных и бесплатных услуг, что способствует обеспечению воспроизводственных возможностей субъектов  социальной   защиты , создает дополнительные системы для накопления  населением  денежных сбережений. А это означает появление новых возможностей для реализации методов самозащиты и удовлетворения  социальных  потребностей в образовании и воспитании детей, укреплении их здоровья, улучшении жилищных  условий  и др.;
  • поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума, что обеспечивается сочетанием различных форм  социальной  помощи, участием в формировании рынка труда, использованием общественных работ и др. [2]

Важнейший принцип  социальной   защиты  – ее адресность, т.е. осуществление комплекса мер по поддержке достойных  условий  существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. Следует отметить, что  в   современных   условиях  предоставление средств существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь, назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень  социальных  услуг и др.

Адресная  помощь должна предоставляться прежде всего следующим группам  населения :

  1. инвалидам 1-й и 2-й групп;
  2. одиноким пенсионерам и одиноким супружеским парам, не способным к самообеспечению;
  3. престарелым гражданам в возрасте 80 лет и старше;
  4. детям-сиротам, выпускникам детских домов, школ-интернатов;
  5. семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;
  6. многодетным и неполным семьям;
  7. семьям безработного;
  8. лицам, попавшим в экстремальные ситуации (беженцам, бомжам, вынужденным переселенцам, лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, и т.д.);
  9. лицам, которые не могут получить трудовой доход в достаточном размере по объективным причинам (уход за нетрудоспособным членом семьи, инвалидность и др.);
  10. лицам, которые не имеют родственников, обязанных по закону содержать граждан, неспособных к самообслуживанию, и др. [12]

Принцип адаптивности системы СЗН означает, что она должна предусматривать упреждающий пересмотр  социальных  нормативов  условиях  инфляции и экономической нестабильности, снижения занятости; своевременное развитие правовой базы организационных структур; обновление методов осуществления и др. Адаптивность системы СЗН означает ее способность к самосовершенствованию, развитию защитной активности и инициативы самих  социальных  субъектов.

Принципом  социальной   защиты  является ее многосубъектность. Важнейший субъект СЗН – государство,  социальная   защита   населения  является одной из его основных функций. Реализуя свои важнейшие функции – целеполагания и организационного воздействия на  социальные  процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля  социальной  сферы, – государство обеспечивает минимальный уровень  социальных  гарантий, создает  социально  гарантированные  условия  для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части  населения  и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий,  социальных  пособий и величиной прожиточного минимума, создает  условия  для укрепления здоровья  населения , роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем.

Государство влияет на функционирование системы  СЗН, утверждая государственный  бюджет, а также бюджеты других находящихся в государственной  собственности источников финансирования (в России к ним относятся внебюджетные  социальные  фонды – пенсионный,  социального  страхования, обязательного медицинского страхования и занятости).

Еще один субъект  социальной   защиты  – работодатели. Они обеспечивают обязательные  условия   социальной  помощи и поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по установленным нормативам пенсионное,  социальное, медицинское, по безработице,  социальные  выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и др.). Возможности работодателей в качестве активных субъектов  социальной   защиты  используются далеко не в полную меру. Располагая значительными финансовыми ресурсами, многие из них могут создавать на своих предприятиях рабочие места, развивать  социальную  инфраструктуру, предоставлять различные  социальные  блага – бесплатные путевки, обеды, выдачу долгосрочных беспроцентных кредитов и т. д.

Современная  концепция  социальной   защиты  исходит из того, что  социальная   защита  не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Ее суть должна заключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человёке чувство хозяина, формировать мотивы к высокопроизводительному труду и вовлекать его в такой труд, создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов[13]. Вот почему важнейшим субъектом  социальной   защиты  является сам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненные потребности и интересы.

Функции – это относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой  виды деятельности по  социальной   защите  человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Важнейшими из них являются:

  • экономическая;
  • хозяйственно-бытовая;
  • психолого-педагогическая;  
  • социально-медицинская ;
  • юридическая;
  • организации труда и отдыха и др.

В процессе развития системы СЗН функции  меняются, наполняются новым содержанием  за счет инновационных технологических  приемов, комплексности оказываемых  услуг и расширения сфер их применения, повышения профессионализма специалистов. В этом находит отражение процесс  освоения нового содержания деятельности по  социальной  защите [7, c. 42-50].

Информация о работе Проблемы социальной защиты населения в современных условиях