Проблемы социальной защиты населения в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 03:29, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мной темы, обуславливается следующим:
Россия, перешагнув рубеж нового тысячелетия, начала восхождение в принципиально новую фазу своего развития. Эта фаза отмечена кардинальными изменениями в структуре производительных сил общества: место устаревших индустриальных технологий все более уверенно начинают занимать высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, основанные на новейших достижениях электроники, информатики, кибернетики, автоматизации трудовых процессов. Общество, обладающее таким производством, обнаруживает более высокую экономическую рентабельность, обладает лучшими возможностями в социальной защите населения и неуклонном повышении уровня его благосостояния и культуры.

Содержание

Введение
Раздел 1. Теоретические основы и актуальные проблемы социальной защиты населения, анализ действующих механизмов формирования и реализации социальной защиты населения в России.
Сущность социальной защиты населения______________________6
1.2 Принципы и функции системы социальной защиты населения____9
1.3 Особенности и проблемы системы социальной защиты населения в России____________________________________________________19
1.4Основные государственные программы по совершенствованию системы социальной защиты населения на 2011 год________________26
Раздел 2. Исследование динамики выплат материальных пособий ориентированных на социальную поддержку на ЗАО ПК «Экстра М»_33
Раздел 3. Динамическое моделирование социально – экономическими процессами
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

мкр соц защита(3 курс) (2).docx

— 93.08 Кб (Скачать документ)

Социальное  обслуживание представляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических,  социально-правовых,  социально-бытовых  и иных социальных  услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Приоритетные  направления развития системы  социальной   защиты  населения   в   современных   условиях:

  • активизация разработки теории  социальной   защиты , теоретическое обоснование ее целей и задач, способов деятельности и организационных структур, правовых норм деятельности;
  • усиление  социальной  политики в области СЗН за счет конкретизации политических решений в области помощи и поддержки  социально  уязвимых групп  населения  и, прежде всего, семьи;
  • концентрация материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов для обеспечения конституционных и законодательных  социальных  норм, осуществления  социальных  гарантий на всех уровнях;
  • совершенствование и всемерное укрепление системы  социального  обслуживания как важнейшего направления  социальной   защиты , включая его правовое, финансовое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое, научно-методическое, информационно-аналитическое обеспечение; поддержка развития  социального  обслуживания в нестационарных учреждениях различного вида: центрах комплексного обслуживания, учреждениях  социального  обслуживания семьи и детей, специализированных отделениях  социальной  помощи на дому; содействие расширению номенклатуры и повышению качества  социальных  услуг; технологизация  социальной  работы, формирование законченных  социальных  технологий в работе с  социально  уязвимыми группами  населения ; обеспечение дифференцированного подхода к осуществлению  социальной   защиты  различных категорий нуждающихся; реализация принципа семейного подхода, забота об укреплении потенциала семьи, его максимальной реализации в целях выполнения ею своих основных функций; обеспечение адресности в осуществлении  социальной  помощи; введение дополнительных рёгиональных мер адресной  социальной  помощи  населению  после обеспечения в полном объеме установленных федеральных  социальных  гарантий, финансирования мероприятий, программ и содержания учреждений  социальной   защиты   населения ; активизация участия общественности в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ по  социальной   защите   социально  уязвимых слоев и групп  населения , расширение активных форм  социальной  помощи [3].

1.3 Особенности и проблемы системы социальной защиты населения в России.

I. Политика  в области улучшения жилищных  условий.

В России обеспечение населения жильем и  повышение потребительских качеств  жилой среды как была, так и  остается одной из наиболее острых социальных проблем – достаточно сопоставить количество квадратных метров, приходящихся на каждого гражданина в России и, скажем, в Германии и  Соединенных Штатах: 19,6 м2 против 35 и 70 м2 соответственно, не говоря уже о различии качественных параметров среднестатистического жилья.

Не менее 15% населения страны ютится в жилище, малопригодном для жизни, причем 12% - в принципе не имеют коммунальных удобств. В относительно же благополучных  – по отечественным меркам –  жилищных условиях, то есть в отдельном  доме или квартире со всеми коммунальными  удобствами, из расчета 18 м2 на человека, проживает четверть населения России.

Национальный  проект «Доступное и комфортное жилье  – гражданам России» во многом был ориентирован на то, что люди будут брать ипотечные кредиты  и приобретать квартиры. Увы, в  нынешних условиях большинство граждан, которые рассчитывали на ипотеку, взять  ее не смогут. Многие банки прекратили выдавать кредиты или изменили условия  договоров, поскольку наблюдается  нестабильная ситуация на финансовых рынках и существует проблема низкой ликвидности [16].

По подсчетам  специалистов, при самых благоприятных  для развития ипотеки обстоятельствах  реально использовать этот финансово-экономический  инструмент сможет не более 7-8% населения  России. Количество улучшивших свои жилищные условия с 2006 года  стремительно падает  как следствие безудержного роста цен на недвижимость: в 2006 году  этот показатель равнялся 14%, в 2008 году – 10%, в 2009 году – 7%. В очереди на улучшение  жилищных условий стоят 4,43 млн. семей (8,6%); время ожидания в очереди  на получение социального жилья  малоимущими гражданами составляет 15 - 20 лет. Количество желающих улучшить жилищные условия составляет 61% (31,6 млн. семей). Общая потребность в  жилье составляет порядка 1,57 млрд. м2 (55% имеющегося фонда)[17].

Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При  этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии  самостоятельно с использованием кредита  либо с частичной помощью государства  приобрести жилье. Социологические  опросы показывают, что 85% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия. Но только 5-6% могут это сделать сразу  за счет уже накопленных сбережений, не обращаясь за кредитом или займом. Большинство населения из-за недостатка сбережений не могут купить новый  дом или квартиру, и вынуждены  многие годы откладывать такую покупку.

II. Политика  в области регулирования пенсионного  обеспечения.

Доходы  Пенсионного Фонда России в 2010 году выросли по сравнению с 2009 годом  на 40,2 % и составили 4,17 трлн. рублей. Суммарный объем расходов в 2010 году составил 3,3 трлн. рублей. Суммарные  доходы бюджета Фонда в 2011 году прогнозируются в сумме 5,14 трлн. рублей, суммарные  расходы - в сумме 4,82 трлн. рублей [1].

В 2011 г. размер трудовой пенсии будет увеличиваться  дважды с 1 февраля - на 7% и с 1 апреля - на 0,5%; в 2012 г. - с 1 февраля на 6,5% и  с 1 апреля - на 1,4%; в 2013 г. с 1 февраля - на 6% и с 1 апреля - на 2,3%.

Пенсии  по государственному пенсионному обеспечению  будут индексироваться следующим  образом: в 2011 г. с 1 апреля - на 7% и с 1 июля - на 1,3%; в 2012 г. с 1 апреля - на 6,5% и  с 1 июля - на 1,8%; в 2013 г. с 1 апреля - на 6,0% и с 1 июля - на 2,4%.

В результате осуществления данных мероприятий  в 2011 году среднегодовой размер трудовой пенсии составит 8412 рублей. Среднегодовой  размер трудовой пенсии в 2013 г. увеличится в 1,8 раза к уровню 2009 года. Соотношение  размеров трудовой пенсии по старости и средней заработной платы в  РФ в прогнозный период будет поддерживаться на уровне 39%; размер трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера - на уровне 182%; средний размер социальной пенсии - на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера.

Расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан  определены с учётом индексации её размеров в 2011 г. на 6,5%; в 2012 г. - на 6,0%; в 2013 г. - на 5,5%.

III. Политика  в области здравоохранения.

Тем не менее, социальное обслуживание и социальная помощь не оказывают существенного  влияние на общее материальное положение  пенсионеров. Пенсионеров становится всё больше, их количество возрастает на 600-700 тыс. в год, особенно интенсивно увеличивается численность пенсионеров  по инвалидности, что говорит не только о старении населения, но и о качестве жизни в целом. Пенсионеры составляют значительную часть населения, вкладчиков и инвесторов. Государство даже в своих интересах должно уделять внимание их социальному самочувствию [9]. В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. Фармацевтический рынок в настоящее время характеризуется нестабильностью, резкими колебаниями цен на лекарства и их ростом, причем цены растут как на импортные лекарственные средства, так и на отечественные. Изменилась структура продаж в сторону более дешевых лекарственных средств, подешевел средний чек в аптеках, снизился покупательский спрос на изделия медицинского назначения, средства, улучшающие качество жизни, средства ухода и другие. До 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств.

Государство ввело льготы для бесплатного  приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это  право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между  официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской  помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации  всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. Доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» предполагал реорганизацию за 2 года системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся. К сожалению, длинные очереди пациентов у дверей городских поликлиник, собирающиеся теперь задолго до их открытия, свидетельствуют о том, что за 2 года осуществить эту идею не удалось. Для большинства медицинских работников мало что изменилось. В этой связи сложилась практика, когда пациент фактически вынужден платить врачу за возможность получения доступа к бесплатной медицинской помощи. А если учесть, что около 20% россиян находятся за чертой бедности, то это означает, что значительная часть населения, фактически лишена возможности получить медицинскую помощь по своему страховому медицинскому полису.

Показатель  младенческой смертности в России за период январь – февраль 2010 года составил 8,2 на 1000 родившихся живыми. При этом снижение младенческой смертности произошло  во всех федеральных округах. Все  это стало результатом действия программы «Родовый сертификат», которой  в настоящее время охвачено 92,7% женщин и новорожденных. В 2005 году, до введения сертификатов, показатель младенческой смертности составлял 11 на 1000 родившихся живыми .

По данным Минздравсоцразвития, в данной области  налицо существенные успехи, причем, по словам директора Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития  России Валентины Широковой,  успехи в педиатрии существеннее и заметнее, чем в других областях здравоохранения. Государство вложило в родовспоможение в 2010 году — 17,5 млрд. только по родовым сертификатам, а в 2011 году выделено— 18 млрд руб. 188 роддомов получили прибавки к зарплатам специалистов и 8 тысяч единиц оборудования. Построено было 22 перинатальных центра в регионах России [23].

IV. Политика в области регулирования уровня безработицы и занятости.

Общая безработица в РФ в 2010 году составила  в среднем 5,6 миллиона человек, или 7,5% экономически активного населения  страны, в 2009 году она составляла в  среднем 6,3 миллиона человек или 8,4%, сообщил в среду Росстат. 
"Уровень экономически активного населения страны составил в среднем за 2010 год 67,7%. Уровень занятого населения составил 62,7%. Уровень безработицы в среднем в 2010 году составил 7,5%", - говорится в докладе Росстата. 
В 2010 году в России экономически активное население страны в возрасте от 15 до 72 лет составляло 75,4 миллиона человек, в том числе занятые - 69,8 миллиона человек, безработные - 5,6 миллиона человек.

В 2010 году численность занятого населения  сократилась на 144 тыс. человек, или  на 0,2%, численность безработных увеличилась  на 151 тыс. человек, или на 2,9%. Общая  численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,0 раза превышает численность  безработных, зарегистрированных в  государственных учреждениях службы занятости населения. В конце  2010 г. в государственных учреждениях  службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1790 тыс. человек. 
 
Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения. Безработными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ. Средний возраст безработных в  2010 году составил 33,5 лет.  Молодежь до 25 лет составляет среди безработных одну треть, в том числе в возрасте 15-19 лет - 9,3%, 20-24 года - 23,7%. По сравнению с началом 2010 года  численность безработных в возрасте 15-19 лет увеличилась на 117,4 тыс. человек (или на 30,8%), в возрасте 20-24 лет - на 204,4 тыс. человек (или на 19,2%), 25-29 лет - на 53,1 тыс. человек (или на 7,1%). 
 
Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,0%) и 20-24 лет (15,4%). 
 
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в конце  2010 года  составил 18,0%, в том числе среди городского населения - 17,0%, среди сельского населения - 20,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,4 раза, в том числе среди городского населения - 4,0 раза, сельского населения - 2,5 раза. 
Среди безработных 37,0% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,0% безработных (застойная безработица). 
Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в конце 2010 года составила, соответственно, 33,4% и 23,3%. 
Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Информация о работе Проблемы социальной защиты населения в современных условиях