Проблемы трудоустройства молодежи в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 07:28, реферат

Описание

Происходящие в последнее десятилетие в нашей стране политические и экономические перемены, изменение форм собственности, переход от командно-административной системы управления к рыночной, демократизация общественно-политической жизни поставили на повестку дня не изучавшиеся ранее проблемы рынка труда и безработицы, как его составляющей.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы трудоустройства молодежи в России.docx

— 77.29 Кб (Скачать документ)

Проблемы трудоустройства  молодежи в России 

 

Происходящие  в последнее десятилетие в  нашей стране политические и экономические  перемены, изменение форм собственности, переход от командно-административной системы управления к рыночной, демократизация общественно-политической жизни поставили  на повестку дня не изучавшиеся ранее  проблемы рынка труда и безработицы, как его составляющей.

Наличие определенного уровня и различных  форм безработицы признается практически  во всех странах. При этом можно установить взаимосвязь между степенью изученности  этой проблемы в определенной стране и ее положением в мировом сообществе. Наиболее развитые страны тратят большие  средства на анализ, прогнозирование  безработицы и разработку путей  ее стабилизации, а по возможности  и снижения.

На  сегодняшний день наша страна находится  в кризисной ситуации, не прекращавшийся долгие годы спад производства привел к сокращению спроса на рабочую силу. И соответственно – росту безработицы. Главный экономический показатель – внутренний валовой продукт  в 1999 году сократился по сравнению с 1989 более чем вдвое. Число безработных  в 1999 году по отношению к 1992 увеличилось  более чем в четыре раза и достигло 10,4 млн. человек. С учетом скрытой  безработицы официально признанные цифры необходимо увеличить в  два-три раза.

Только  конкретные шаги правительства по прекращению  спада производства могут стабилизировать  ситуацию на рынке труда. Однако, для  того, чтобы выйти на уровень 1989 года по оценкам специалистов потребуется  не менее десяти лет. Поэтому необходимо искать варианты преодоления сложившейся  ситуации на рынке труда, причем не последовательно, а параллельно  со стабилизацией производства.

Общепризнанные  социальные последствия безработицы, такие как рост правонарушений, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, самоубийств, политического отчуждения, а так же ряда других негативных явлений, обусловливают необходимость  решения этой проблемы.

Все это, в частности, означает особую важность теоретического осмысления феномена безработицы, которое, в свою очередь, предполагает расчленение данной проблемы на отдельные  значимые вопросы. В этой связи вряд ли можно преувеличить значение молодежной тематики, т.к. от того, как общество, а в частности, властные структуры, реагируют на проблемы молодежи, какую  позицию занимают во взаимодействии с ней, зависит экономическое, а  так же и социально-политическое состояние общества.

Наличное  положение дел в области занятости  молодежи является следствием сложной  комбинации субъективных и объективных  факторов. К числу первых относятся  неприспособленность учебных заведений  различных типов к рыночным отношениям, отсутствие государственной поддержки, изъяны молодежной политики и т.п. Кроме  того, в России в настоящий момент сложилось уникальное по своей неблагоприятности сочетание демографической и экономической динамики: спад производства, продолжался на протяжении всех 90-х гг., и имел своим следствием сужение рынка труда, изменения в лучшую сторону, произошедшие в самом конце 90-х и в начале нового века не изменили положение вещей сколько-нибудь радикально; оборотная сторона такой ситуации в экономике – демографический кризис, проявляющийся в стабильном отрицательном приросте населения. При этом, доля трудоспособного населения и его абсолютное количество возрастают, усиливая конкуренцию по поводу рабочих мест.

Положение молодежи на рынке труда характеризуется  тем, что уже к 1996 г. среди официально зарегистрированных безработных эта группа стала одной из самых многочисленных. Таким образом, изучение проблемы занятости молодежи, разработка мер по ее стабилизации несомненно актуальны.

Для более  глубокого осмысления степени разработанности  проблем, связанных с местом молодежи на рынке труда, занятостью и безработицей целесообразно, на наш взгляд, в данном анализе выделить ряд подтем:

1) рынок  труда (занятость и безработица);

2) молодежь  как особая группа;

3) занятость  и безработица молодежи;

4) государственная  политика занятости по отношению  к молодежи.

Рынок  труда  в  качестве  самостоятельной  темы  стал  изучаться

отечественными  исследователями сравнительно недавно. Это связано с тем, что в  советский период он не рассматривался, т.к. рабочая сила не рассматривалась  как товар

В настоящее  время, при переходе к новым формам хозяйствования, проблемы рынка труда  в экономике и социологии выходят  на главенствующие позиции. Об этом свидетельствует  значительное число публикаций на данную тему. Общетеоретические и фундаментальные  разработки присущи в основном экономистам. В социологическом аспекте эта  проблема в последнее время затронута  в ряде коллективных монографий. Именно социологи обычно используют дифференцированный подход к проблеме трудоустройства  населения и расчленяют ее на относительно автономные, специфичные аспекты. Именно в социологических исследованиях  как правило рассматривается  проблема занятости молодежи.

На  Западе изучение этих проблем имеет  достаточно длительную историю. При  этом, они определяются на сегодняшний  день как одни из ключевых. В фундаментальной  работе, изданной Международной Организацией Труда (МОТ), сделана попытка обобщить проведенные исследования и узаконить  основные понятия, относящиеся к  проблемам занятости, безработицы  и неполной занятости.

Проблемы  трудоустройства и занятости  рассматриваются в наше время  как правило через призму проблемы безработицы, как наиболее важной проблемы в этой области; эти исследования сгруппировать следующим образом: структура безработицы, скрытая  безработица, неполная и вторичная  занятость, долговременная безработица, высвобождение работников и создание новых рабочих мест, роль государства  в рыночной экономике, нормы и  ценности безработных.

Интерес к проблемам молодежи у отечественных  исследователей был и остается стабильно  высоким.

Сегодня в свет выходит достаточно много  работ, в которых молодежь рассматривается  сквозь призму рынка. Эти исследования посвящены следующим сюжетам: структура  занятости, положение на рынке труда, государственная политика занятости  молодежи. Однако, они имеют узкоспециальную  направленность. Кроме того, молодежь как сегмент рынка труда, рассматривается, в большинстве случаев, на страницах  периодической печати, объем которых  не позволяет полностью раскрыть данную проблему в целом и политико-социальный аспект в частности.

Несмотря  на обширность литературы по данной проблеме в ее исследовании есть многочисленные лакуны: слабо представлен социальный аспект молодежной безработицы, недостаточно изучены механизмы содействия занятости  молодежи, государственная политика занятости.

В настоящий  момент – и это наиболее важно  – исследования проблемы трудоустройства  молодежи довольно подробно освещают почти все частные ее стороны, но комплексный анализ проблемы до сих пор не проделан.

Так, описано положение молодежи на рынке  труда в отдельные моменты  проведения экономических реформ 90-х  гг., но история проблемы молодежной занятости в конце ХХ – начале XXI в. еще ожидает своего исследователя.

До  сих пор не предпринята попытка  привести в соответствие теоретический  аппарат социологических и экономических  исследований в соответствие с нуждами  осмысления проблемы трудоустройства  молодежи в ее исторической динамике. Это же касается и проблем занятости  и безработицы в целом.

Интересный  сюжет, так же не нашедший до сих  пор освещения в литературе –  соотношение стратегий власти и  динамики проблем трудоустройства  и безработицы.

Актуальной  в свете сказанного выше представляется попытка системного взгляда на проблемы трудоустройства молодежи. В рамках настоящей работы, в силу ограниченности ее объема, целей и задач, системность, комплексность подхода к проблеме, разумеется, не означает претензии  на ее всесторонний охват. Достаточным  представляется выделение следующих  элементов:

  1. Диахронический срез проблемы трудоустройства молодежи, ее эволюция в постсоветское время.
  2. Синхронический срез: наличное состояние проблемы и его предпосылки.
  3. Соотнесение стратегий власти в области занятости и тенденций развития положения дел на рынке труда.

Исходя  из актуальности, характера и степени  разработанности проблемы можно  сформулировать цель исследования: определение  основных аспектов проблемы занятости  молодежи в современной России.

Для достижения данной цели выдвинуты следующие  задачи:

·         выявить место проблемы трудоустройства молодежи в структуре более общей проблемы занятости населения России в целом и определить основные параметры и характеристики занятости и безработицы молодежи

·         рассмотреть содержание социальных предпосылок настоящего положения вещей в данной области и концепций его изменения.

 

Проблема  трудоустройства молодежи могла  решаться в этой ситуации почти исключительно  за счет успешности ее конкуренции  с прочими социальными группами. Возможности этой конкуренции были и остаются крайне ограниченными. Ключевая причина этого в кризисе системы  профессиональной подготовки. Во-первых, то соотношение специальностей молодых  выпускников, которое было характерно для советского времени не могло, что называется, по определению соответствовать  потребностям новой экономической  и социальной жизни страны. В тоже время, система образования обнаружила свою большую инерционность и  приспосабливалась к запросам времени  неуклюже («перепроизводство» специальностей, связанных с материальным производством  в начале периода реформ и аналогичное  «перепроизводство» экономических  и юридических специальностей позднее). Разрушенной оказалась система  профориентационной работы, которую вскоре пришлось на себя взять уже не учебным заведениям, а учреждениям, призванным бороться с безработицей. Все это не было только лишь результатом просчетов при проведении реформ, сказалась и нерациональная организация образования, его несогласованность с потребностями экономики в дореформенный период. Следствием этого было и невысокое качество профессиональной подготовки молодежи, и принципиальная невостребованность специальностей большой доли молодых выпускников на рынке. Конкурентоспособность в результате снижалась, а трудоустройство для молодого человека становилось наиболее проблематичным.

Наряду  с этим действовало и большое  количество факторов, условно говоря, субъективного характера – трансформации  мировоззрения потенциальных соискателей  рабочих мест и политические установки  правящих элит.

Группа  объективных факторов – демографическая  динамика, прогнозируемые в средне- и долго – срочной перспективе  экономические процессы будут - исходя из перечисленных выше доводов – действовать на протяжении еще довольно долгого времени.

В отсутствие средств для активного воздействия  на них, реальным способом изменения  ситуации является воздействие на обстоятельства субъективного характера.

Перспектива нормализации положения на рынке  труда связана с корректировкой работы служб занятости, совершенствованием системы их правительственного финансирования, продуманной разработкой государственных  социальных программ и приведением  системы образования в соответствие с нуждами современной экономики. Все это неоднократно отмечалось социологами и экономистами 90-х  гг.

Политика  правительства на рынке труда  на протяжении периода 1992-2003 эволюционирует в направлении осознания этого  обстоятельства, свидетельство тому – Концепция действий на рынке  труда. Это дает основания для  прогноза благоприятного развития ситуации в вопросе трудоустройства молодежи.

 

 

Численность экономически активного  населения (тыс. чел.) 

 

Год

Всего

Занятые

Безработные

1992

74946

71068

3877

1995

70861

64149

6712

1997

68079

60021

8058

1998

67339

58437

8902

1999

72175

63082

9094

2000

71464

64463

6999

2001

70968

64664

6303

2002

71919

65766

6153


 

 

В анализе проблем  трудоустройства молодежи можно  выделить два основных

подхода.  Суть первого  состоит в узкоотраслевой трактовке  трудоустройства.

Трудоустройство сводится в основном к приему на работу и  мерам по снижению

уровня безработицы.  Второй подход рассматривает трудоустройство  значительно

шире,  как комплексную  и системную социальную проблему.  Ее решение преследует

более широкие социальные задачи,  а именно:  дать возможность  молодым людям

полностью развить свои способности, найти место в жизни, свое призвание.

Рассматривая трудоустройство  молодежи как комплексную социальную

систему, возникает необходимость  выделения в ней основных структурных  элементов.

К числу таких элементов,  по нашему мнению,  относятся следующие:  во-первых,  это

подготовка молодежи к осознанному выбору будущей  профессии; во-вторых, освоение

соответствующей профессии;  в-третьих,  поиск места работы и сама процедура

трудоустройства;  в-четвертых,  адаптация и трудовая социализация молодежи на

производстве.

Перечисленные элементы трудоустройства есть одновременно и необходимые

этапы трудоустройства  как социального процесса.

Ограниченный объем  тезисов не позволяет подробно раскрыть социальные

проблемы всех этапов трудоустройства. Выделим только некоторые  из них.

Социологические исследования,  проведенные Прикамским социальными

институтом под руководством автора тезисов и статистические данные служб

занятости Пермского  края,  включая федеральную,  свидетельствуют,  что

профессиональные предпочтения выпускников школ резко расходятся с реальными

потребностями экономики,  что подтверждает отсутствие целенаправленной

профориентационной работы с ними.

Молодежь в наибольшей степени оказалась подверженной воздействию

негативных проявлений новой социальной реальности.  Сегодня  у нее среди

социальных ценностей  труд оказался на одном из последних  мест широко

распространено мнение, что труд не является источником жизненного успеха. (Следует заметить,  что подобная оценка труда характерна сегодня не только для российской

молодежи. Она имеет  место в развитых странах мира, в том числе ФРГ, США, Японии).

Происшедшая резкая социальная дифференциация молодежи по уровню

материальной обеспеченности,  привела к неравенству шансов молодежи в получении

более престижных и финансово  обеспеченных видов труда.  Государство,  призванное

обеспечить равенство  этих шансов у подрастающего поколения, к сожалению, пока не

занимается этой проблемой.

Изменить ситуацию в  этом вопросе невозможно без кардинального  изменения

всей экономической,  социальной и правовой политики государства.  Пока же она

является главной  питательной почвой,  формирующей  негативное отношение к

добросовестному труду,  к труду как важнейшей социальной ценности,

способствующей развитию личности.  В этой связи примечателен такой факт:  в

государственной молодежной политике среди основных приоритетов  отсутствует

направление, связанное с вопросами труда .

Актуальной и сложной  социальной проблемой социально  российского

Информация о работе Проблемы трудоустройства молодежи в России