Проблемы трудоустройства молодежи в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 07:28, реферат

Описание

Происходящие в последнее десятилетие в нашей стране политические и экономические перемены, изменение форм собственности, переход от командно-административной системы управления к рыночной, демократизация общественно-политической жизни поставили на повестку дня не изучавшиеся ранее проблемы рынка труда и безработицы, как его составляющей.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы трудоустройства молодежи в России.docx

— 77.29 Кб (Скачать документ)

общества является оптимизация  рынка труда и системы профессионального

образования.  Старые методы такой оптимизации не годятся,  а новые еще только

формируются. 

 

Не искушенные в законах  современного рынка труда молодые  люди и их родители могут подумать, что разделение на привлекательных  кандидатов и не очень происходит по внешним признакам. То есть красивых и разговорчивых берут охотно, а невзрачных и стеснительных  предпочитают заворачивать с порога. На самом же деле главная причина  такого неодинакового отношения  к выпускникам вузов достаточно рациональна.

 

Как правило, всю проблему можно  свести к отсутствию у отдельных  молодых людей психологической  готовности к работе. Данное качество специалисты по подбору персонала  определяют достаточно легко. Благодаря  этому фактору одни кандидаты  оказываются в состоянии практически  сразу стать полноценными работниками, а других квалифицируют как «проблемный  персонал», который не столько работает, сколько вынуждает менеджеров заниматься их перевоспитанием. 

 

В чем проявляется психологическая  готовность к труду

Общая продуманность кандидатом будущей  профессиональной деятельности. Обычно уже к началу своей трудовой биографии студент старается смоделировать собственное профессиональное поведение во всевозможных типовых ситуациях. В результате такой мысленной работы у него формируются некие поведенческие заготовки, способные стать мгновенными подсказками правильных действий в тех или иных сложных обстоятельствах.  

 

Владение деловой информацией, обычно не попадающей в классические учебники вузов. Создавая свое профповедение, человек начинает нуждаться в дополнительных данных помимо тех сведений, что он получает в студенческой аудитории. Поэтому у него возникает интерес к литературе и периодическим изданиям деловой направленности. В итоге студент становится широко эрудированным в вопросах бизнеса и профессионального поведения. 

 

Четкая продуманность жизненной  позиции в работе и карьере. Молодой  человек, как правило, уже хорошо представляет личные профессиональные цели, стратегию своего дальнейшего развития, у него сформировано четкое отношение к карьере, работе отведено определенное место в жизни. 

 

Все перечисленное способствует тому, что на собеседовании выпускники вузов могут вести о будущей работе содержательный и интересный для кадровиков и начальства разговор, в то время как другие молодые люди, не имеющие сложившейся точки зрения относительно работы и карьеры, говорят ничего не значащие слова и беседу то и дело прерывает тягостное молчание. Понятно, что заблаговременное продумывание начинающим работником профессиональной деятельности содержит в себе некую опасность: он может сформировать неверные стереотипы делового поведения. Но с этим менеджеры способны справиться, корректируя ошибки молодого специалиста по ходу его работы. Главное здесь то, что такой человек сразу начинает проявлять служебную активность. А вот если нового сотрудника надо постоянно «пинать», чтобы заставить сделать что-то полезное для компании, дело обстоит гораздо хуже. Такого пассивного человека из-за его психологической неготовности к труду не сразу удается принудить даже к совершению профессиональных ошибок, над которыми уже было бы можно проводить работу ради его дальнейшего развития.

Лучше поздно, чем никогда?

Почему у одних выпускников готовность к труду присутствует изначально, а у других если и появляется, то со значительным опозданием? Причина кроется в различном отношении к учебе в вузе. Большинство студентов жестко разделяют учебу в высшем учебном заведении и последующую работу. Для них это два никак не связанных между собой мира, где студенчество — некий аналог пенсии: возможность перед началом трудовой деятельности с полным правом отдохнуть и насладиться всеми прелестями молодости. Такие люди гонят мысли о работе прочь, предпочитая жить радостным студенческим настоящим. Они психологически не готовы думать позитивно о предстоящей профессиональной деятельности. Для них студенчество — это скорее отсрочка от работы, чем подготовка к ней. И уже только после получения диплома от безысходности смиряются с необходимостью начать работу, понурив несчастную голову. Естественным следствием подобной жизненной позиции и становится запаздывающее формирование психологической готовности к труду. 

 

Но немало среди молодых людей  и тех, кто понимает, что на самом деле вуз — это преддверие работы. А значит, став студентом, надо начинать готовиться к трудовой деятельности уже с первого сентября первого курса. Они оказываются способными уловить очевидную, но практически недоступную для многих истину, что вуз не своеобразный аналог средней школы, но выше рангом, а место ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО обучения. Как ни парадоксально, но большинство людей до самой старости так и не осознают, что средняя школа предназначена для формирования у ребенка общей культуры и универсальной техники грамотности, а вузы и колледжи — для обучения навыкам квалифицированного труда. И уж коли идешь учиться в высшее учебное заведение, то естественно  если непостоянное, то хотя бы регулярное и значительное по времени размышление о своем профессиональном будущем. И те, кто это делает, после получения диплома совершают стартовый рывок в своей карьере. Если провести социологическое исследование результатов деятельности выпускников, скажем, за первые пять лет работы, то обнаружится, что уже после периода «разгона карьеры» группа молодых людей с изначальной готовностью к труду опережает как минимум на два-три года тех, кто ею не обладал. Такова цена неправильного отношения к своему студенчеству.

Когда уже поздно «пить  боржоми»

Что делать, когда дипломы уже  получены и вчерашние студенты оказались перед фактом проблемного трудоустройства?  

 

Коррекция позиции родителей. Родители таких выпускников вузов должны осознать, что пассивное поведение и незрелая жизненная позиция их детей в значительной степени обусловлены ожиданиями продолжения безбедного иждивенчества. Поэтому, чтобы подтолкнуть молодежь к изменению своего образа мыслей, родителям следует четко обозначить резкое снижение (если не полное прекращение) материальной поддержки своих чад. Только такая жесткая реальность способна разрушить инфантильность молодых людей и ускорить их окончательное взросление.  

 

Оперативное формирование готовности к труду. Вчерашнему студенту, упустившему  время психологически подготовиться  к работе, нельзя продолжать плыть по течению приятной жизни на уютном плоту, ему необходимо прыгнуть в воду и попытаться научиться плавать до того, как его перестанет держать вода. То есть жизнь его отныне будет состоять не из одного-двух собеседований в неделю, между которыми продолжается приятное время препровождение с друзьями, а из полного погружения в деловую среду. Если сразу не удается отыскать вакансию, представьте, будто она найдена и вы трудитесь. Тогда на собеседовании с работодателем молодой человек продемонстрирует вполне деловое мышление, словно он уже где-то напряженно работает, что неизбежно вызовет к нему уважительное доверие.  

я.

 

С увеличением пенсионного  возраста рынок труда всего мира столкнулся с ситуацией, когда рабочие места занимают опытные специалисты, "досиживающие" в компаниях до пенсии. Это отражается на безработице, и в первую очередь как раз на молодых специалистах: им не остается мест в компаниях. Важная причина, особенно в России, — несогласованность системы образования, работодателей и государства. Молодежь получает рискованные профессии, не может найти работу на перенасыщенном рынке. Как следствие — куча рабочих вакансий и проблемы в трудоустройстве специалистов.

Работодатель не хочет рисковать и боится брать молодых: их надо учить. Молодые пугают работодателей своими трудовыми привычками, этикой, неумением говорить, писать, работать. У молодых совсем иные навыки, старшие поколения часто не понимают возможностей молодых, видя только недостатки", — говорит Лариса Паутова, директор проектов фонда "Общественное мнение".

Нельзя переоценивать  активность и амбиции самих молодых кандидатов. Часто они не проявляют высокой активности, гибкости и креативности в поиске работы, недовольны предлагаемым функционалом и зарплатой, не рассматривают бесплатные стажировки как возможность получить начальный опыт работы", — добавляет директор по развитию регионального бизнеса HeadHunter Юлия Сахарова.

Неутешителен и прогноз на ближайшие годы. "Это связано также с тем, что молодые люди хотят иметь деньги, но при этом совершенно не хотят работать. В Петербурге пока еще низкий уровень самостоятельных молодых людей, понимающих, что для того, чтобы заработать, нужно трудиться", — уверена Юлия Бочкарева.

Низкий процент безработицы среди менеджеров по продажам практически во всех областях. Это явление обосновано естественной потребностью развития рынка и повышения продаж. Сохраняют свои позиции на рынке многие редкие специалисты в технических и IT-сферах, успевшие получить определенный опыт. Административный персонал, для которого характерна текучесть кадров, также всегда готов встретить молодых специалистов. Неблагоприятна ситуация для строительной и финансовой сфер деятельности. Здесь по-прежнему будут приветствоваться более опытные сотрудники. У творческих специальностей, нестабильных и в лучшие времена, особенно критичное положение.

"Самые низкие шансы вне зависимости от образования и профессии — у избалованных единственных детей, которые не будут искать и не пойдут на работу, а будут существовать на родительские деньги. Западная тенденция, когда молодые люди сами зарабатывают на образование и карманные расходы и достаточно рано покидают родительский дом и бюджет, у нас еще пока только прививается", — говорит Юлия Сахарова.

Что делать молодым выпускникам, чтобы не остаться после вуза без работы? Все эксперты сходятся во мнении: еще во время учебы искать любую возможность работы по специальности, накапливая опыт и навыки.

Лариса Паутова советует ориентироваться на спрос профессий, а не на моду и престиж. Профессия технолога не престижна. Однако технологов увольняют в последнюю очередь. Именно у них ключ к секретам производств.

"Нужно начинать работать на 3-4-м курсе. Пусть даже без оплаты, — говорит Лариса Паутова. — Многие работодатели сейчас предлагают программы включения студентов с последующим трудоустройством. Одной специальности мало. Нужен еще какой-то выгодный навык. Специалист подобен флюсу. Конечно, была бы шея — хомут найдется. Но на хорошую шею хомут найдется быстрее".

"Современный рынок  труда очень гибкий. У молодежи много ниш, где они зарабатывают деньги, но при этом официально считаются безработными. Например, торговля наркотиками, работа в различных молодежных клубах, частные уроки по уличным экстремальным видам спорта — скейту, паркуру", — говорит Александр Пронин, сотрудник Центра молодежных исследований ГУ ВШЭ в СПб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из года в год, проблема, которая не теряет своей значимости, это трудоустройство молодежи. Она  остается одной из острейших проблем  в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы, найти  пути оказания эффективной помощи молодым  людям, испытывающим затруднения с  трудоустройством.

 

Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим  сегментом российской экономики, подчиняющимся  собственным закономерностям, которые  необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются  неустойчивостью, отсутствием производственного  стажа и опыта работы и, как  следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка  труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой  риска. В то же время, в отличие  от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект  трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет  способность к постоянной смене  трудовых функций, огромные возможности  профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей  трудовой деятельности.

 

Сегодня работа для студента - получение практического профессионального  опыта, новых знаний и ускоряющих процесс их профессионального становления  и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных  организациях, что помогает студентам  формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания  учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов  работа - возможность самостоятельно зарабатывать деньги.

 

Пути решения:

 

- сбор статистических  данных о количестве выпускников  по различным специальностям, особое  внимание уделяется неперспективным  в плане трудоустройства профессиям;

 

- организация дней открытых  дверей на предприятиях;

 

- работа молодежных бирж  труда;

 

- проведение дней интенсивного  консультирования для молодежи;

 

- информирование об услугах,  оказываемых безработным гражданам  службой занятости.

Рынок труда: основные понятия и  концепции

 

Феномен рынка труда в  основном изучается экономистами. В  этой области на сегодняшний день сделаны капитальные разработки и сформированы некоторые классические подходы, ставшие вполне хрестоматийными.

 

Схема, описывающая структуру  рынка труда, выглядит приблизительно следующим образом.

 

Ключевое понятие экономической  теории рынка труда – понятие  конкурентного рынка.

 

Данное понятие обобщает реалии развитой экономики западных стран и подразумевает соответствующую  этим реалиям социальную жизнь. Конкурентный рынок труда определяется следующими характеристиками.

 

Большое количество фирм, конкурирующих  друг с другом за наем определенного  вида труда на одинаковые рабочие  места.

 

Большое количество работников, имеющих одинаковую квалификацию и  независимо друг от друга предлагающих свои услуги труда.

 

Ни работники, ни фирмы  не могут контролировать рыночную заработную плату.

 

Совершенная информация, получение  которой не связано с издержками, и совершенная мобильность.

 

Другая сторона понятия  конкурентного рынка – гибкость рынка и его способность к  «подстройке», т.е. приведению в соответствие предложение труда и предложение  заработной платы.

 

Гибкость рынка труда  рассматривается обычно в четырех  основных аспектах.

 

Гибкость общего уровня реальных издержек на труд.

 

Относительная гибкость реальных издержек на труд по отраслям.

 

Трудовая мобильность.

 

Степень гибкости рабочего времени  и режимов труда.

 

Соответственно затруднять подстройку могут факторы, ограничивающие гибкость рынка труда: жесткость  заработной платы, ограничения в  мобильности рабочей силы, жесткость  режимов рабочего времени.

Информация о работе Проблемы трудоустройства молодежи в России