Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 07:28, реферат
Происходящие в последнее десятилетие в нашей стране политические и экономические перемены, изменение форм собственности, переход от командно-административной системы управления к рыночной, демократизация общественно-политической жизни поставили на повестку дня не изучавшиеся ранее проблемы рынка труда и безработицы, как его составляющей.
общества является оптимизация
рынка труда и системы
образования. Старые методы такой оптимизации не годятся, а новые еще только
формируются.
Не искушенные в законах современного рынка труда молодые люди и их родители могут подумать, что разделение на привлекательных кандидатов и не очень происходит по внешним признакам. То есть красивых и разговорчивых берут охотно, а невзрачных и стеснительных предпочитают заворачивать с порога. На самом же деле главная причина такого неодинакового отношения к выпускникам вузов достаточно рациональна.
Как правило, всю проблему можно
свести к отсутствию у отдельных
молодых людей психологической
готовности к работе. Данное качество
специалисты по подбору персонала
определяют достаточно легко. Благодаря
этому фактору одни кандидаты
оказываются в состоянии
В чем проявляется
Общая продуманность кандидатом будущей профессиональной деятельности. Обычно уже к началу своей трудовой биографии студент старается смоделировать собственное профессиональное поведение во всевозможных типовых ситуациях. В результате такой мысленной работы у него формируются некие поведенческие заготовки, способные стать мгновенными подсказками правильных действий в тех или иных сложных обстоятельствах.
Владение деловой информацией, обычно не попадающей в классические учебники вузов. Создавая свое профповедение, человек начинает нуждаться в дополнительных данных помимо тех сведений, что он получает в студенческой аудитории. Поэтому у него возникает интерес к литературе и периодическим изданиям деловой направленности. В итоге студент становится широко эрудированным в вопросах бизнеса и профессионального поведения.
Четкая продуманность
Все перечисленное способствует тому, что на собеседовании выпускники вузов могут вести о будущей работе содержательный и интересный для кадровиков и начальства разговор, в то время как другие молодые люди, не имеющие сложившейся точки зрения относительно работы и карьеры, говорят ничего не значащие слова и беседу то и дело прерывает тягостное молчание. Понятно, что заблаговременное продумывание начинающим работником профессиональной деятельности содержит в себе некую опасность: он может сформировать неверные стереотипы делового поведения. Но с этим менеджеры способны справиться, корректируя ошибки молодого специалиста по ходу его работы. Главное здесь то, что такой человек сразу начинает проявлять служебную активность. А вот если нового сотрудника надо постоянно «пинать», чтобы заставить сделать что-то полезное для компании, дело обстоит гораздо хуже. Такого пассивного человека из-за его психологической неготовности к труду не сразу удается принудить даже к совершению профессиональных ошибок, над которыми уже было бы можно проводить работу ради его дальнейшего развития.
Лучше поздно, чем никогда?
Почему у одних выпускников готовность к труду присутствует изначально, а у других если и появляется, то со значительным опозданием? Причина кроется в различном отношении к учебе в вузе. Большинство студентов жестко разделяют учебу в высшем учебном заведении и последующую работу. Для них это два никак не связанных между собой мира, где студенчество — некий аналог пенсии: возможность перед началом трудовой деятельности с полным правом отдохнуть и насладиться всеми прелестями молодости. Такие люди гонят мысли о работе прочь, предпочитая жить радостным студенческим настоящим. Они психологически не готовы думать позитивно о предстоящей профессиональной деятельности. Для них студенчество — это скорее отсрочка от работы, чем подготовка к ней. И уже только после получения диплома от безысходности смиряются с необходимостью начать работу, понурив несчастную голову. Естественным следствием подобной жизненной позиции и становится запаздывающее формирование психологической готовности к труду.
Но немало среди молодых людей и тех, кто понимает, что на самом деле вуз — это преддверие работы. А значит, став студентом, надо начинать готовиться к трудовой деятельности уже с первого сентября первого курса. Они оказываются способными уловить очевидную, но практически недоступную для многих истину, что вуз не своеобразный аналог средней школы, но выше рангом, а место ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО обучения. Как ни парадоксально, но большинство людей до самой старости так и не осознают, что средняя школа предназначена для формирования у ребенка общей культуры и универсальной техники грамотности, а вузы и колледжи — для обучения навыкам квалифицированного труда. И уж коли идешь учиться в высшее учебное заведение, то естественно если непостоянное, то хотя бы регулярное и значительное по времени размышление о своем профессиональном будущем. И те, кто это делает, после получения диплома совершают стартовый рывок в своей карьере. Если провести социологическое исследование результатов деятельности выпускников, скажем, за первые пять лет работы, то обнаружится, что уже после периода «разгона карьеры» группа молодых людей с изначальной готовностью к труду опережает как минимум на два-три года тех, кто ею не обладал. Такова цена неправильного отношения к своему студенчеству.
Когда уже поздно «пить боржоми»
Что делать, когда дипломы уже получены и вчерашние студенты оказались перед фактом проблемного трудоустройства?
Коррекция позиции родителей. Родители таких выпускников вузов должны осознать, что пассивное поведение и незрелая жизненная позиция их детей в значительной степени обусловлены ожиданиями продолжения безбедного иждивенчества. Поэтому, чтобы подтолкнуть молодежь к изменению своего образа мыслей, родителям следует четко обозначить резкое снижение (если не полное прекращение) материальной поддержки своих чад. Только такая жесткая реальность способна разрушить инфантильность молодых людей и ускорить их окончательное взросление.
Оперативное формирование готовности к труду. Вчерашнему студенту, упустившему время психологически подготовиться к работе, нельзя продолжать плыть по течению приятной жизни на уютном плоту, ему необходимо прыгнуть в воду и попытаться научиться плавать до того, как его перестанет держать вода. То есть жизнь его отныне будет состоять не из одного-двух собеседований в неделю, между которыми продолжается приятное время препровождение с друзьями, а из полного погружения в деловую среду. Если сразу не удается отыскать вакансию, представьте, будто она найдена и вы трудитесь. Тогда на собеседовании с работодателем молодой человек продемонстрирует вполне деловое мышление, словно он уже где-то напряженно работает, что неизбежно вызовет к нему уважительное доверие.
я.
С увеличением пенсионного возраста рынок труда всего мира столкнулся с ситуацией, когда рабочие места занимают опытные специалисты, "досиживающие" в компаниях до пенсии. Это отражается на безработице, и в первую очередь как раз на молодых специалистах: им не остается мест в компаниях. Важная причина, особенно в России, — несогласованность системы образования, работодателей и государства. Молодежь получает рискованные профессии, не может найти работу на перенасыщенном рынке. Как следствие — куча рабочих вакансий и проблемы в трудоустройстве специалистов.
Работодатель не хочет рисковать и боится брать молодых: их надо учить. Молодые пугают работодателей своими трудовыми привычками, этикой, неумением говорить, писать, работать. У молодых совсем иные навыки, старшие поколения часто не понимают возможностей молодых, видя только недостатки", — говорит Лариса Паутова, директор проектов фонда "Общественное мнение".
Нельзя переоценивать активность и амбиции самих молодых кандидатов. Часто они не проявляют высокой активности, гибкости и креативности в поиске работы, недовольны предлагаемым функционалом и зарплатой, не рассматривают бесплатные стажировки как возможность получить начальный опыт работы", — добавляет директор по развитию регионального бизнеса HeadHunter Юлия Сахарова.
Неутешителен и прогноз на ближайшие годы. "Это связано также с тем, что молодые люди хотят иметь деньги, но при этом совершенно не хотят работать. В Петербурге пока еще низкий уровень самостоятельных молодых людей, понимающих, что для того, чтобы заработать, нужно трудиться", — уверена Юлия Бочкарева.
Низкий процент безработицы сре
"Самые низкие шансы вне зависимости от образования и профессии — у избалованных единственных детей, которые не будут искать и не пойдут на работу, а будут существовать на родительские деньги. Западная тенденция, когда молодые люди сами зарабатывают на образование и карманные расходы и достаточно рано покидают родительский дом и бюджет, у нас еще пока только прививается", — говорит Юлия Сахарова.
Что делать молодым выпускникам, чтобы не остаться после вуза без работы? Все эксперты сходятся во мнении: еще во время учебы искать любую возможность работы по специальности, накапливая опыт и навыки.
Лариса Паутова советует ориент
"Нужно начинать работать на 3-4-м курсе. Пусть даже без оплаты, — говорит Лариса Паутова. — Многие работодатели сейчас предлагают программы включения студентов с последующим трудоустройством. Одной специальности мало. Нужен еще какой-то выгодный навык. Специалист подобен флюсу. Конечно, была бы шея — хомут найдется. Но на хорошую шею хомут найдется быстрее".
"Современный рынок труда очень гибкий. У молодежи много ниш, где они зарабатывают деньги, но при этом официально считаются безработными. Например, торговля наркотиками, работа в различных молодежных клубах, частные уроки по уличным экстремальным видам спорта — скейту, паркуру", — говорит Александр Пронин, сотрудник Центра молодежных исследований ГУ ВШЭ в СПб.
Из года в год, проблема, которая не теряет своей значимости, это трудоустройство молодежи. Она остается одной из острейших проблем в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством.
Рынок труда молодежи является
особым социально-демографическим
сегментом российской экономики, подчиняющимся
собственным закономерностям, которые
необходимо учитывать в политике
занятости. Молодые люди характеризуются
неустойчивостью, отсутствием производственного
стажа и опыта работы и, как
следствие, относительно низким профессиональным
статусом. Из-за перенасыщенности рынка
труда более
Сегодня работа для студента
- получение практического
Пути решения:
- сбор статистических
данных о количестве
- организация дней открытых дверей на предприятиях;
- работа молодежных бирж труда;
- проведение дней интенсивного консультирования для молодежи;
- информирование об услугах,
оказываемых безработным
Рынок труда: основные понятия и концепции
Феномен рынка труда в основном изучается экономистами. В этой области на сегодняшний день сделаны капитальные разработки и сформированы некоторые классические подходы, ставшие вполне хрестоматийными.
Схема, описывающая структуру рынка труда, выглядит приблизительно следующим образом.
Ключевое понятие
Данное понятие обобщает
реалии развитой экономики западных
стран и подразумевает
Большое количество фирм, конкурирующих друг с другом за наем определенного вида труда на одинаковые рабочие места.
Большое количество работников, имеющих одинаковую квалификацию и независимо друг от друга предлагающих свои услуги труда.
Ни работники, ни фирмы не могут контролировать рыночную заработную плату.
Совершенная информация, получение которой не связано с издержками, и совершенная мобильность.
Другая сторона понятия
конкурентного рынка – гибкость
рынка и его способность к
«подстройке», т.е. приведению в соответствие
предложение труда и
Гибкость рынка труда рассматривается обычно в четырех основных аспектах.
Гибкость общего уровня реальных издержек на труд.
Относительная гибкость реальных издержек на труд по отраслям.
Трудовая мобильность.
Степень гибкости рабочего времени и режимов труда.
Соответственно затруднять подстройку могут факторы, ограничивающие гибкость рынка труда: жесткость заработной платы, ограничения в мобильности рабочей силы, жесткость режимов рабочего времени.
Информация о работе Проблемы трудоустройства молодежи в России