Проблемы трудоустройства молодежи в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 07:28, реферат

Описание

Происходящие в последнее десятилетие в нашей стране политические и экономические перемены, изменение форм собственности, переход от командно-административной системы управления к рыночной, демократизация общественно-политической жизни поставили на повестку дня не изучавшиеся ранее проблемы рынка труда и безработицы, как его составляющей.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы трудоустройства молодежи в России.docx

— 77.29 Кб (Скачать документ)

 

Трудности реализации профессионального  потенциала молодежи усугубляются отсутствием  четкой и целостной модели трудовой карьеры как системы социальных и экономических стандартов в  России. Сегодня актуализируется  необходимость перехода к принципу содействия долговременному планированию карьеры молодого поколения в  отличие от прежнего принципа подбора  конкретного вида деятельности.

 

В упомянутой выше статье Н. Федотова выделяет пять типологических групп поведенческих стратегий  молодежи на рынке труда: две пассивные  рефлексивно-запаздывающая, умеренно-приспособительная  и три активные - карьерная, инструментальная, криминальная. Представители приведенных  типологических групп формируют  принципиально разные по своей личностной и социальной функции стратегии  адаптивного поведения, по-разному  реализуют профессиональный потенциал, решают проблему занятости. Автором  было проведено прикладное социологическое  исследование, основной задачей которого являлся анализ аттитюдов и поведенческих  стратегий, необходимости профориентационного сопровождения профессиональной карьеры выпускников вузов на стадии перехода из сферы образования в сферу труда.

 

Существующий стереотип  обыденного сознания, связывающий социальный статус личности с уровнем ее благосостояния, материальными возможностями, предопределяет желание иметь пусть не очень  интересную, но зато хорошо оплачиваемую работу. Таково отношение к выбору будущей профессии большинства  молодых людей без различия их «стратегий» вступления на рынок  труда.

 

Думается, что по меньшей  мере ограниченность такого взгляда  очевидна. Ориентация на доходность того или иного занятия без учета  возможностей самореализации в нем  ограничивает в конечном итоге эффективность  данного занятия, а тем самым  и возможность извлекать из него максимальный доход. Заметим и то, что в ситуации стремительного падения  уровня жизни большинства населения  в начале реформ и его очень  медленное и нестабильное восстановление в последние годы расчет на безусловное  материальное благополучие для большинства  окажется неизбежно ошибочным. Попросту говоря, такое восприятие действительности в ее трудовом аспекте является иллюзорным.

 

Причина неадекватности этой стороны социального мировоззрения  не в последнюю очередь состоит  в том, что система профориентационной работы в настоящий момент разрушена. Как и в случае с нехваткой кадров, востребуемых на рынке труда, неопределенность профессиональной ориентации большинства безработных – постоянная головная боль сотрудников службы занятости; по их утверждению, профессиональная ориентация на сегодняшний день одно из главных направлений их работы.

 

Поводя итог этой части  анализа присутствия молодежи на рынке труда, заметим, что базовые  его черты определяют тенденции  долгосрочного характера, в принципе одинаковые на протяжении всего периода  реформ. Это во-первых тенденции  демографического характера: даже и  при отсутствии экономического кризиса  определенную напряженность создавало  бы вступление в трудоспособный возраст  более многочисленного в сравнении  предыдущими поколения в сочетании  с массовой миграцией людей трудоспособного  возраста. Современная же напряженность  на рынке труда нарастает ко всему  прочему в условиях настоящего экономического краха, последствия которого преодолеваются очень медленными темпами.

 

В результате периода реформ в стране возникла принципиально  новая социальная структура. В плане  интересующих нас проявлений она  отличается с одной стороны нивелированием неравенства низших и средних  социальных статусов с точки зрения способов выхода их представителей на рынок труда. С другой же стороны  все в большей степени растет разрыв статусов между низшим (средним) консолидирующимся слоем и высшим классом крупных и средних  собственников и управленцев. Этот процесс стал результатом экономического кризиса, пиковые показатели которого оказались пройденными в конце 90-х; относительное экономическое  улучшение настоящего момента не привело пока что к прекращению  данного процесса и вряд ли в ближайшее  время можно ожидать столь  же стремительной социальной трансформации, которая была бы сравнима по своим  результатам с итогами 90-х. Сегодняшняя  социальная структура будет, вероятно, существовать в неизменном виде в  долгосрочной перспективе.

 

Положение молодежи в трудовых отношениях в этих условиях является двойственным. С одной стороны, продолжают действовать все прежние критические  факторы (напряженность рынка в  результате демографических процессов, разрыв между профессиональным образованием и трудоустройством как следствие  недостаточной гибкости системы  образования и те характеристики, которые делают молодежь группой  социального риска и в бескризисном обществе: низкая конкурентноспособность на рынке труда, отсутствие некоторых социальных навыков и т.п.) Все это делает трудоустройство молодого человека затруднительным. С другой стороны, стабилизация социальной системы делает необходимым создание системы межпоколенной преемственности, а значит молодежь имеет возможность занять стабильное место на рынке труда. О том, что эта тенденция уже реализуется свидетельствуют пропорции соотношения занятости молодежи на частных предприятиях.

 

В 90-е гг. конъюнктура рынка  труда была в целом неблагоприятной  для всего экономически активного  населения. При этом одним из факторов, осложняющих обстановку было вступление в трудоспособный возраст сравнительно многочисленного молодого поколения.

 

Ситуация с трудоустройством молодежи в настоящий момент определяется следующим.

 

В начале 90-х годов традиционные механизмы социализации оказались  в значительной своей части ликвидированы. Это было результатом, естественным в ситуации смены планового хозяйственного уклада рыночным. Сама социальная структура  претерпела революционные изменения, выразившиеся в нивелировании неравенства  средних и низших слоев общественной стратификации, а так же в обособлении  от них групп с более высокими социальными статусами. Новая экономическая, социальная и интеллектуальная реальность (и такая их часть, как почти  неизвестная ранее безработица) находились на протяжении всего прошедшего десятилетия в состоянии интенсивного становления. Этот период стал моментом разрыва межпоколенной преемственности во многих сферах социальной жизни. Все эти проявления социально-исторической трансформации в равной мере затронули все слои общества, в том числе и в аспекте решения вопроса об их занятости.

 

Трудоустройство молодежи: проблемы, тенденции и решения в регионах

 

 

 

Проблема трудоустройства  молодежи, которой в большинстве  регионов ежегодно в летний период уделяется большое внимание, в  нынешнем году из-за неблагоприятной  экономической ситуации прозвучала особенно остро. Эксперты в регионах отмечают возросшее политическое значение данной темы. Проблема перестала быть собственно региональной. По мнению экспертов, ее успешное разрешение сможет послужить  индикатором стабильности в стране в целом.

 

 

 

При этом отмечается, что  экономический спад дал толчок к  снижению у молодежи иждивенческих  настроений. Как отмечают эксперты, даже если не касаться вопросов постоянного  трудоустройства, ситуация с которым  требует отдельного анализа, в создавшихся  условиях спрос на временное трудоустройство  среди несовершеннолетних граждан (начиная с 14 лет) продемонстрировал  скачкообразный рост. В отдельных  регионах, например в Тюменской области,  – до   30%. Это объясняют экстренным ускорением процесса социальной адаптации  среди части молодежи. Возникла настоятельная  необходимость в поддержке семейного  бюджета. У молодежи появилось чувство  собственной ответственности за финансовое благополучие семьи.

«В Год молодежи, на который  вот так нежданно наложился экономический спад, проблема летнего или временного, внеучебного трудоустройства разрослась и перестала быть только плановой, региональной. Теперь решение этого вопроса необходимо ставить под федеральный контроль. Я имею в виду не какое-то давление сверху, спускание плановых цифр и что-то подобное, помощь может быть оказана, например, в виде консультаций для региональных органов власти в законодательном поле. Необходимо сохранить единообразие, хотя бы относительное, в решении этого вопроса, попробовать выработать общеприемлемые схемы для разных регионов. То, насколько успешно пройдет социальная адаптация молодежи в условиях кризиса, едва ли не важнее того, как экономические проблемы решаться для нас в целом. Молодежь показала себя индикатором ситуации: у нас в этом году областная администрация заявила о росте числа желающих работать летом несовершеннолетних порядка 30%. Пока ситуация остается достаточно благоприятной, Тюмень все-таки не из числа депрессивных регионов. Говорят о том, что работа для всех желающих будет. Но то, как областная власть на самом деле сумеет ответить на этот запрос от молодежи, сегодня имеет политическое значение» (журналист делового издания, Тюмень)

«Этим летом столичное  правительство организует работу 228 лагерей труда и отдыха. 12 тысяч  ребят примут участие в работе этих лагерей. В Москве уже создано 23 тысячи рабочих мест для подростков, а в дальнейшем будет организовано еще 70 тыс. рабочих мест для подростков и трудовых объединений молодежи. Проблема молодежного трудоустройства  является одной из важнейших в  городе. Для нас эта проблема является крайне важной, особенно в условиях кризиса» (Ю. Лужков, мэр Москвы на встрече  с депутатами Мосгордумы 3 июня 2009).

 

 

 

Следует оговориться, что  само проблемное поле в сфере трудоустройства  молодежи по сравнению с предыдущими  годами не претерпело каких-либо заметных изменений в связи с кризисом, можно отметить лишь усиление отдельных  векторов. Так, по некоторым оценкам, снизилась степень участия в  программах летнего трудоустройства  частных предпринимателей, участились факты нарушений при приеме на работу несовершеннолетних (руководители предприятий предпочитают экономить  на «белом» оформлении).

«Проблема летнего заработка  детей становится более актуальной во время кризиса. В Благовещенске  работает программа по организации  временного трудоустройства детей  в возрасте от 14 до 18 лет. Курирует ее лично мэр города Александр Мигуля. Количество предоставляемых мест зависит от работодателей, ведь не все предприятия на данное время могут себе позволить расширять коллектив, даже временно. Откликнулись оздоровительные лагеря «Огонёк» и им.Юрия Гагарина, детские образовательные учреждения № 14 и № 32; ЗАО «Амурплодсемпром», ОАО «Благовещенскстрой», ОАО «Зеленстрой», ГСТК и некоторые другие. А вот из частных предпринимателей в центр занятости населения обратился пока только ЧП Завалий, который предоставил несовершеннолетним места помощников продавцов. В соответствии с поданными работодателями заявками летом 2009 года предполагается трудоустроить 1030 несовершеннолетних» (источник в центре занятости населения Благовещенска).

 

 

 

Проблема усугубляется рядом  существенных ограничений, действующих  при приеме на работу несовершеннолетних. Эксперты считают, что основные из них:

 

 

 

1)      Длительность  рабочего дня. В дни каникул  для учащихся в возрасте 14–15 лет  — не более 4,8 часа в день. Для учащихся в возрасте 16 лет  — не более 7,2 часа в день.

 

 

 

2)      Запреты  устраивать детей 

         на  тяжёлые работы;

         на  работы с вредными или опасными  условиями труда; 

         на  работы в ночное время; 

         на  работы, выполнение которых может  причинить вред их здоровью  и нравственному развитию (игорный  бизнес, работа в ночных клубах);

         на  работы по переноске и передвижению  тяжестей, превышающих установленные  для них предельные нормы (в  14 лет — ручной груз не более  12 кг, в 15 лет — не более 15 кг);

         на  работы, связанные с производством,  хранением и торговлей спиртными  напитками, табачными изделиями,  наркотическими и токсическими  препаратами; 

         на  работы, выполняемые вахтовым методом. 

 

 

 

В то же время, не существует упрощенной (документально) формы официального оформления при трудоустройстве  несовершеннолетних. Наоборот, требуются  дополнительные условия (например, документы  о согласии хотя бы одного из родителей). Необходим и полный, аналогичный  «взрослому» набор документов, часть  из которых у несовершеннолетних отсутствует:

         паспорт  или документ, его заменяющий;

         трудовая  книжка (при её наличии);

         ИНН; 

         страховое  свидетельство государственного  пенсионного страхования.

 

 

 

Обязательным условием является и полное медицинское освидетельствование. Несмотря на то, что органы прокуратуры  в регионах держат на особом контроле процесс трудоустройства несовершеннолетних, на предприятиях и в организациях часто предпочитают обходить столь  трудоемкий механизм оформления. В  результате только за последнюю неделю результаты проверок в Мурманской и  Саратовской областях выявили многочисленные факты нарушений трудового законодательства на предприятиях, использующих труд несовершеннолетних. Со слов наблюдателей можно сделать  вывод о формирующемся запросе  на отдельную, упрощенную форму оформления несовершеннолетних на работу, по крайней  мере, в тех случаях, когда трудоустройство  происходит в рамках региональных или  местных программ.

«Проведены проверки на предприятиях и в организациях различных форм собственности, где используется труд лиц, не достигших 18 летнего возраста. Выявлены нарушения требований Трудового  кодекса РФ, регулирующего особенности  труда несовершеннолетних работников. Всего в ходе настоящей проверки выявлено 57 нарушений трудовых прав несовершеннолетних, опротестовано 6 правовых актов, внесено 12 представлений, к административной ответственности по постановлениям прокуроров привлечено 9 лиц. Изложенные факты свидетельствуют о том, что комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав всех уровней не исполняется ст.11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", достаточные меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере трудовых правоотношений не принимаются, надлежащее межведомственное взаимодействие по вопросам защиты трудовых прав несовершеннолетних не обеспечивается» (источник в прокуратуре Заводского района Саратова, по результатам проверки районного Центра занятости населения).

Информация о работе Проблемы трудоустройства молодежи в России