Прогнозирование системы занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание

Понятие трудового потенциала населения. Определение роли занятости населения в социально-экономическом развитии государства. Методы и структура прогнозирования занятости населения. Прогнозы показателей занятости. Пути дальнейшего развития субъекта.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения 6
1.1 Понятие трудового потенциала и роль занятости населения в социально-экономическом развитии страны 6
1.2. Факторы, влияющие на занятость населения. Социальные аспекты и последствия безработицы 11
1.3. Государственное регулирование занятости в РФ 14
2. Анализ основных показателей занятости населения в РФ (на примере Брянской области) 16
2.1. Методы прогнозирования занятости населения 16
2.2. Анализ основных тенденций динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере Брянской области) 18
2.3. Влияние структурных преобразований экономики региона на занятость населения 26
3. Стратегические направления развития системы занятости в РФ (на примере Брянской области) 30
3.1. Основные проблемы и направления повышения уровня занятости и совершенствования ее структуры в РФ (на примере Брянской области) 30
3.2. Прогнозирование показателей занятости населения в РФ (на примере Брянской области) 33
Заключение 38
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая 5 курс.doc

— 307.50 Кб (Скачать документ)

     В рамках ближайших лет предстоит не только преодолеть кризис и стабилизировать экономику, но и создать условия для экономического роста, способного дать работу новому поколению трудоспособных граждан.

Однако, достичь социально и экономически приемлемой сбалансированности спроса и предложения рабочих мест, особенно в территориальном разрезе, можно воздействуя только одновременно на спрос населения на труд и на предложение рабочих мест. Пока, как известно, из-за роста инфляции и недостаточности различного рода социальных выплат исключительно высокая потребность населения в работе сохраняется, что может сильно осложнить проблему рабочих мест в ближайшей перспективе. Поэтому понижение спроса населения на рабочие места, преодоление сверхзанятости его отдельных групп на основе совершенствования программы социальной помощи женщинам с детьми, молодежи, совмещающей работу с учебой, пенсионерам надо рассматривать как непременное условие обеспечения полной занятости при ускорении роста эффективности труда.4

 

1.2. Факторы,  влияющие на занятость населения. Социальные аспекты и последствия безработицы

 

     Уровень занятости населения формируется  под влиянием большой совокупности факторов, равнодействующая которых  определяет его динамику. Факторы  занятости в зависимости от их специфики можно объединить в несколько групп: демографические, экономические, социальные и общемировые.

     Демографические факторы занятости связаны с  особенностями воспроизводства  населения. К ним относятся возрастно-половая  структура населения, рождаемость, смертность и миграция.

     Данные  переписей населения показывают, что уровень занятости в народном хозяйстве у мужчин выше, чем у  женщин. Это сопряжено с выполнением  женщинами репродуктивной функции, воспитанием детей, ведением домашнего  хозяйства и т. п.

     Занятость населения по возрастам неодинакова. Увеличение уровня занятости наблюдается, как правило, до 30-35 лет, после чего наступает спад. В этой связи повышение в населении доли возрастных групп, где занятость более высокая, обеспечивает рост занятости всего населения.

     Рождаемость и смертность непосредственно определяют численность и возрастно-половую  структуру населения, что служит основой для формирования занятого населения. Следовательно, естественные процессы, протекающие в населении, прямо сказываются на контингенте лиц, принимающих участие в общественном производстве.

     Миграции  в большей степени подвержено мужское население молодых и  средних возрастов, что в местностях прибытия мигрантов дает дополнительный резерв рабочих рук.

     Экономические факторы занятости связаны с особенностями размещения и развития производительных сил. В их число входят: размещение производительных сил, отраслевая структура народного хозяйства, экономическое стимулирование и др.

     Размещение  производительных сил по территории предопределяет возможности населения в удовлетворении желания трудиться в общественном производстве. Отсутствие работы, соответствующей специальности и наклонностям людей, нередко приводит к более или менее продолжительному их выбытию из состава занятого населения.

     Преимущественное развитие отдельных отраслей народного хозяйства прямо отражается на характере занятости населения. Например, развитие в районах Сибири трудоемких (мужских) отраслей производства привело к тому, что женщины там фактически оказались лишены возможности работать по специальности.

     Экономическое стимулирование, с точки зрения занятости, - это система мероприятий государства (заработная плата, льготы и т. п.), направленных на обеспечение более широкого участия  отдельных групп населения в  общественном производстве, создание условий для пополнения и стабилизации движения занятых в экономике.

     Социальные  факторы занятости связаны с  особенностями формирования системы  условий для трудовой деятельности населения. Среди них выделяют: уровень  развития сферы обслуживания и сети дошкольных учреждений, уровень образования населения, национальные традиции, уровень развития здравоохранения и др.

     Развитые  сферы обслуживания и сеть дошкольных учреждений позволяют населению, особенно женщинам, освободиться от ряда функций по содержанию семьи, воспитанию детей, т. е. большую часть трудоспособного периода жизни использовать для работы на производстве.

     Рост  уровня образования, несомненно, является благоприятной тенденцией. Однако получение  более высокого образования требует и более продолжительного обучения. В результате происходит увеличение разрыва во времени между моментом достижения трудоспособного возраста и моментом начала трудовой деятельности, т. е. собственно занятостью.

     Национальные  традиции, складывающиеся столетиями, оказывают существенное влияние на уровень занятости в ряде регионов страны, потому что предопределяют отрицательное отношение к участию в общественном производстве женщин и выполнению отдельных видов работ мужчинами.

     Система здравоохранения выполняет такую социально важную функцию, как поддержание и укрепление здоровья населения, что позволяет вырастить более здоровое подрастающее поколение, сократить заболеваемость, выбытие на инвалидность, смертность лиц, занятых в экономике, а следовательно, продлить период их трудовой деятельности.

     Общемировые факторы занятости связаны с  особенностями способа производства материальных благ. В их составе  выделяют такие взаимосвязанные  факторы, как форма собственности  на средства производства, характер соединения средств производства и рабочей силы и др.5

     В условиях рыночной экономики занятость  никогда не носит всеобщий характер. Конкуренция, движение капитала немыслимы  без резервирования части рабочей  силы. В этой связи объективно возникает  проблема безработицы. Безработица – это социально-экономическое явление, при котором определенная часть трудящихся не может устроиться на работу и, становясь относительно избыточным населением, превращается в резервную армию труда. В экономической литературе наиболее часто выделяют следующие основные формы безработицы:

• фрикционная  безработица, связанная с добровольным или принудительным переходом работников с одной работы на другую;

• структурная  безработица, связанная с несоответствием  спроса и предложения рабочей  силы (географическое, профессиональное и т.п. несоответствие характеристик безработных и рабочих мест);

• циклическая  безработица, связанная со спадом экономического цикла и объективным сокращением  занятости;

• сезонная безработица, связанная с сезонным характером отдельных отраслей экономики (сельское хозяйство и т. п.);

• классическая безработица, связанная с высвобождением рабочей силы из-за недостаточного уровня оплаты труда;

• технологическая  безработица, связанная с вытеснением  рабочей силы вследствие автоматизации производства и внедрения новых технологий.6

1.3. Государственное  регулирование занятости  в РФ

 

     Регулирование занятости имеет несколько уровней:

- общегосударственный  уровень, где решаются кардинальные  социально-экономические задачи  общества, причем большинство принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости;

- региональный  уровень, находящийся в пределах  компетенции местных властей  и возможностей соответствующих  бюджетов, где принимаются решения  по вопросам регулирования рынка труда, включая вопросы сдерживания массового высвобождения работников, расширения социальной помощи безработным и другое;

- локальный  уровень, где осуществляются взаимоотношения  субъектов рынка труда, конкретного  человека с работодателем, Центром  занятости, местными органами исполнительной власти.

     Меры  государственного воздействия на рынок  труда должны быть оценены с позиции  учета интересов работников и  предпринимателей. Государственное  регулирование занятости должно осуществляться по следующим основным направлениям:

1. Поддержка  индивидуальных частных предпринимателей  — ремесленничество, надомный труд и т.д., т.е. занятость, не требующая крупных затрат.

2. Создание  в регионах частных бюро содействия занятости (без права признания ищущих работу в качестве безработных) для оказания содействия в трудоустройстве и самостоятельной занятости элитарным клиентам (т.е. той профессионально подготовленной части населения, которая никогда не обратится в бюро по трудоустройству или за пособием). Создание таких бюро должно быть исключительным правом органов государственной власти субъектов Федерации.

3. Создание  специальных предприятий для  организации общественных работ (средства на оплату труда резервируются за счет регионального фонда занятости, средства на материальные затраты — из региональных и местных бюджетов).

4. Организация  переобучения работников, подлежащих сокращению, — без прекращения с ними трудового договора.

5. Использование  администрациями регионов права на передачу части земельного фонда всем желающих инвесторам (в том числе иностранным) под обязательство создать новые предприятия (новые рабочие места), материальная и финансовая поддержка их создания.

6. Принятие  в особых случаях мер по  развитию частной индивидуальной деятельности.

7. Создание  специальных предприятий для обеспечения надомного труда.

8. Создание предприятий для организации общественных работ по благоустройству, обслуживанию престарелых и т.д.

9. Создание  новых казенных предприятий на  базе определенных федеральными  органами несостоятельных предприятий.

10. Обеспечение  специальных программ внутренней  миграции населения из кризисных  районов.7

 

    2. Анализ основных  показателей занятости  населения в РФ (на примере Брянской области)

2.1.  Методы прогнозирования занятости населения

 

       Под методами прогнозирования занятости населения следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей занятости, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития самой занятости населения.

       В настоящее время насчитывается  свыше 150 различных методов прогнозирования, из которых на практике используется 15-20.

       В процессе экономического прогнозирования используются как общие научные методы и подходы к исследованию, так и специфические методы, свойственные социально-экономическому прогнозированию. В числе методов прогнозирования занятости можно выделить следующие:

  • исторический метод, который заключается в рассмотрении каждого явления занятости населения во взаимосвязи его исторических форм;
  • комплексный метод заключается в рассмотрении занятости, безработицы и т.п. в их взаимозависимости, используя для этого методы исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти явления;
  • системный метод предполагает исследование количественных и качественных закономерностей протекания вероятностных процессов в системе занятости;
  • структурный метод позволяет установить причины безработицы, объяснить ее структуру;
  • системно-структурный метод предполагает, с одной стороны, рассмотрение системы в качестве динамически развивающегося целого, а с другой – расчленение системы на составляющие структурные элементы и рассмотрение их во взаимодействии.8

       Типология прогнозов занятости строится в  зависимости от различных критериев  и признаков. В их числе можно  выделить следующие:

Информация о работе Прогнозирование системы занятости населения