Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:10, курсовая работа
Понятие трудового потенциала населения. Определение роли занятости населения в социально-экономическом развитии государства. Методы и структура прогнозирования занятости населения. Прогнозы показателей занятости. Пути дальнейшего развития субъекта.
Введение 3
1. Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения 6
1.1 Понятие трудового потенциала и роль занятости населения в социально-экономическом развитии страны 6
1.2. Факторы, влияющие на занятость населения. Социальные аспекты и последствия безработицы 11
1.3. Государственное регулирование занятости в РФ 14
2. Анализ основных показателей занятости населения в РФ (на примере Брянской области) 16
2.1. Методы прогнозирования занятости населения 16
2.2. Анализ основных тенденций динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере Брянской области) 18
2.3. Влияние структурных преобразований экономики региона на занятость населения 26
3. Стратегические направления развития системы занятости в РФ (на примере Брянской области) 30
3.1. Основные проблемы и направления повышения уровня занятости и совершенствования ее структуры в РФ (на примере Брянской области) 30
3.2. Прогнозирование показателей занятости населения в РФ (на примере Брянской области) 33
Заключение 38
Список литературы 40
В рамках ближайших лет предстоит не только преодолеть кризис и стабилизировать экономику, но и создать условия для экономического роста, способного дать работу новому поколению трудоспособных граждан.
Однако,
достичь социально и
Уровень
занятости населения
Демографические
факторы занятости связаны с
особенностями воспроизводства
населения. К ним относятся возрастно-
Данные
переписей населения
Занятость населения по возрастам неодинакова. Увеличение уровня занятости наблюдается, как правило, до 30-35 лет, после чего наступает спад. В этой связи повышение в населении доли возрастных групп, где занятость более высокая, обеспечивает рост занятости всего населения.
Рождаемость
и смертность непосредственно определяют
численность и возрастно-
Миграции в большей степени подвержено мужское население молодых и средних возрастов, что в местностях прибытия мигрантов дает дополнительный резерв рабочих рук.
Экономические факторы занятости связаны с особенностями размещения и развития производительных сил. В их число входят: размещение производительных сил, отраслевая структура народного хозяйства, экономическое стимулирование и др.
Размещение производительных сил по территории предопределяет возможности населения в удовлетворении желания трудиться в общественном производстве. Отсутствие работы, соответствующей специальности и наклонностям людей, нередко приводит к более или менее продолжительному их выбытию из состава занятого населения.
Преимущественное развитие отдельных отраслей народного хозяйства прямо отражается на характере занятости населения. Например, развитие в районах Сибири трудоемких (мужских) отраслей производства привело к тому, что женщины там фактически оказались лишены возможности работать по специальности.
Экономическое
стимулирование, с точки зрения занятости,
- это система мероприятий
Социальные факторы занятости связаны с особенностями формирования системы условий для трудовой деятельности населения. Среди них выделяют: уровень развития сферы обслуживания и сети дошкольных учреждений, уровень образования населения, национальные традиции, уровень развития здравоохранения и др.
Развитые сферы обслуживания и сеть дошкольных учреждений позволяют населению, особенно женщинам, освободиться от ряда функций по содержанию семьи, воспитанию детей, т. е. большую часть трудоспособного периода жизни использовать для работы на производстве.
Рост уровня образования, несомненно, является благоприятной тенденцией. Однако получение более высокого образования требует и более продолжительного обучения. В результате происходит увеличение разрыва во времени между моментом достижения трудоспособного возраста и моментом начала трудовой деятельности, т. е. собственно занятостью.
Национальные традиции, складывающиеся столетиями, оказывают существенное влияние на уровень занятости в ряде регионов страны, потому что предопределяют отрицательное отношение к участию в общественном производстве женщин и выполнению отдельных видов работ мужчинами.
Система здравоохранения выполняет такую социально важную функцию, как поддержание и укрепление здоровья населения, что позволяет вырастить более здоровое подрастающее поколение, сократить заболеваемость, выбытие на инвалидность, смертность лиц, занятых в экономике, а следовательно, продлить период их трудовой деятельности.
Общемировые
факторы занятости связаны с
особенностями способа
В условиях рыночной экономики занятость никогда не носит всеобщий характер. Конкуренция, движение капитала немыслимы без резервирования части рабочей силы. В этой связи объективно возникает проблема безработицы. Безработица – это социально-экономическое явление, при котором определенная часть трудящихся не может устроиться на работу и, становясь относительно избыточным населением, превращается в резервную армию труда. В экономической литературе наиболее часто выделяют следующие основные формы безработицы:
• фрикционная безработица, связанная с добровольным или принудительным переходом работников с одной работы на другую;
• структурная безработица, связанная с несоответствием спроса и предложения рабочей силы (географическое, профессиональное и т.п. несоответствие характеристик безработных и рабочих мест);
• циклическая
безработица, связанная со спадом экономического
цикла и объективным
• сезонная безработица, связанная с сезонным характером отдельных отраслей экономики (сельское хозяйство и т. п.);
• классическая безработица, связанная с высвобождением рабочей силы из-за недостаточного уровня оплаты труда;
• технологическая безработица, связанная с вытеснением рабочей силы вследствие автоматизации производства и внедрения новых технологий.6
Регулирование
занятости имеет несколько
- общегосударственный
уровень, где решаются
- региональный
уровень, находящийся в
- локальный
уровень, где осуществляются
Меры государственного воздействия на рынок труда должны быть оценены с позиции учета интересов работников и предпринимателей. Государственное регулирование занятости должно осуществляться по следующим основным направлениям:
1. Поддержка
индивидуальных частных
2. Создание
в регионах частных бюро содейс
3. Создание специальных предприятий для организации общественных работ (средства на оплату труда резервируются за счет регионального фонда занятости, средства на материальные затраты — из региональных и местных бюджетов).
4. Организация переобучения работников, подлежащих сокращению, — без прекращения с ними трудового договора.
5. Использование администрациями регионов права на передачу части земельного фонда всем желающих инвесторам (в том числе иностранным) под обязательство создать новые предприятия (новые рабочие места), материальная и финансовая поддержка их создания.
6. Принятие
в особых случаях мер по
развитию частной индивидуально
7. Создание специальных предприятий для обеспечения надомного труда.
8. Создание предприятий для организации общественных работ по благоустройству, обслуживанию престарелых и т.д.
9. Создание
новых казенных предприятий на
базе определенных
10. Обеспечение
специальных программ
Под методами прогнозирования занятости населения следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей занятости, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития самой занятости населения.
В
настоящее время насчитывается
свыше 150 различных методов
В процессе экономического прогнозирования используются как общие научные методы и подходы к исследованию, так и специфические методы, свойственные социально-экономическому прогнозированию. В числе методов прогнозирования занятости можно выделить следующие:
Типология прогнозов занятости строится в зависимости от различных критериев и признаков. В их числе можно выделить следующие:
Информация о работе Прогнозирование системы занятости населения