Прогнозирование системы занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание

Понятие трудового потенциала населения. Определение роли занятости населения в социально-экономическом развитии государства. Методы и структура прогнозирования занятости населения. Прогнозы показателей занятости. Пути дальнейшего развития субъекта.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения 6
1.1 Понятие трудового потенциала и роль занятости населения в социально-экономическом развитии страны 6
1.2. Факторы, влияющие на занятость населения. Социальные аспекты и последствия безработицы 11
1.3. Государственное регулирование занятости в РФ 14
2. Анализ основных показателей занятости населения в РФ (на примере Брянской области) 16
2.1. Методы прогнозирования занятости населения 16
2.2. Анализ основных тенденций динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере Брянской области) 18
2.3. Влияние структурных преобразований экономики региона на занятость населения 26
3. Стратегические направления развития системы занятости в РФ (на примере Брянской области) 30
3.1. Основные проблемы и направления повышения уровня занятости и совершенствования ее структуры в РФ (на примере Брянской области) 30
3.2. Прогнозирование показателей занятости населения в РФ (на примере Брянской области) 33
Заключение 38
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая 5 курс.doc

— 307.50 Кб (Скачать документ)

     - трудоустройство 54 инвалидов (кассовые расходы на реализацию мероприятия составили 840 тыс. рублей);

     - содействие 1458 безработным гражданам на открытие собственного дела, а также выделение субсидии на создание 241 дополнительного рабочего места для трудоустройства безработных граждан (кассовые расходы на реализацию мероприятия составили 98842,8 тыс. рублей).

     Прочие  расходы (оплата услуг банка и  информационное сопровождение Программы) составили 1143,5 тыс. рублей.

     Проводится  непрерывное наблюдение и анализ ситуации с выплатой заработной платы в организациях области. В связи с этим регулярно осуществляет свою деятельность областной координационный совет по вопросам обеспечения своевременной и полной выплаты заработной платы, доведения ее до величины прожиточного минимума, установленной в области, полноты поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

     Проводятся  выездные совещания на предприятиях, находящихся в сложной социально-экономической  ситуации. Организована работа телефонной "горячей" линии по приему обращений  граждан и организаций по фактам несвоевременной выплаты заработной платы.

     С начала 2010 года задолженность по выплате  заработной платы в организациях области уменьшилась на 4,5 млн. рублей и по состоянию на 1 октября текущего года составляла 33 млн. рублей.

     Осуществляется  реализация регионального соглашения между администрацией области, федерацией профсоюзов области и объединениями работодателей области на 2008-2010 годы и 83 отраслевых тарифных соглашений.

     На  областном уровне отраслевые тарифные соглашения заключены в здравоохранении, образовании, культуре, агропромышленном комплексе, лесном хозяйстве, потребкооперации, строительстве, учреждениях статистики, печати, телерадиовещания и средств массовой информации, органах внутренних дел, хлебопекарной отрасли.

     В области действуют около 3500 коллективных договоров, которыми охвачено свыше 300 тыс. человек.

3.2. Прогнозирование  показателей занятости  населения в РФ (на примере Брянской области)

 

     В последние годы в области наблюдается  положительная динамика демографических показателей.

     По  итогам 2009 года уровень рождаемости  возрос до 11,1 человек на   1000 населения (2008 год – 10,9), по оценке в 2010 году данный показатель останется на уровне 2009 года. Уровень смертности снизился до 16,9 человек на 1000 населения (17,7), по оценке в 2010 году он составит 16,5 человек на      1000 населения.

     Численность  постоянного населения области  продолжает снижаться, но с определенным замедлением процесса: за 2008 год  – на 0,7 процента; за 2009 год – на 0,6 процента, за 2010 год (оценка) – на 0,6 процента.

     На 1 января 2010 года численность постоянного  населения составила 1292,1 тыс. человек, в среднегодовом исчислении за 2009 год – 1295,9 тыс. человек.  Удельный вес городского населения -  68,6 процента, сельского – 31,4 процента.

       Целью демографического развития области является стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

     Администрацией  области приняты Концепция управления демографическими процессами в Брянской области на период до 2015 года, областная целевая программа "Демографическое развитие Брянской области на 2008-2010 годы". Определенный вклад в стабилизацию демографической ситуации вносит реализация национальных проектов.

     Прогнозируется  рост уровня рождаемости в 2011 году до 11,2 человек на 1000 населения, в 2013 году – до 11,4.

     Развитие  и совершенствование систем здравоохранения  и социальной защиты населения будет  способствовать снижению коэффициента смертности населения до 15,9 человек на 1000 населения в 2011 году и до 15,1 - в 2013 году.  Как следствие,  прогнозируется снижение естественной убыли населения в  2013 году до 3,7 человек на 1000 населения (2009 год - 5,8).

     Среднегодовая численность населения области  составит по прогнозу в 2011 году  1282,2 тыс. человек, в 2013 году – 1271,9 тыс. человек.

     Финансово-экономический  кризис негативно отразился на ситуации на рынке труда области.

     Численность трудовых ресурсов в 2009 году снизилась  относительно  2008 года на 10,4 тыс. человек  и составила 776,2 тыс. человек.

     По  данным статистического обследования по итогам 2009 года численность экономически активного населения составила 638 тыс. человек, или 82 процента к трудовым ресурсам. При этом общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, составила 68,1 тыс. человек или 10,7 процента к численности экономически активного населения                 (в 2008 году – 6,5 процента). Уровень официально регистрируемой безработицы в 2009 году в среднегодовом исчислении сложился на уровне 2,6 процента к численности экономически активного населения.

     По  итогам 2009 года номинальная заработная плата выросла на 7,1 процента и составила 10951 рублей. Реальная заработная плата снизилась к уровню 2008 года на 4,9 процента.

     В связи с положительными тенденциями  в экономике области и ростом выпуска товаров и услуг будет постепенно снижаться напряженность на рынке труда. По оценке в 2010 году число безработных, зарегистрированных в службе занятости,  составит в среднегодовом исчислении 14,6 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы снизится до 2,3  процента к численности экономически активного населения. Общая численность безработных в         2010 году снизится до 60 тыс. человек.

     В целом численность лиц, занятых  в экономике области, в 2010 году возрастет на 1 процент и составит 588 тыс. человек. Увеличение числа занятых будет происходить за счет увеличения занятых в частном секторе экономики, а также числа лиц занятых индивидуальным трудом и в домашнем хозяйстве.  Численность работающих на предприятиях и в организациях сократится на    4,1 процента и составит 352,4 тыс. человек.

     Номинальная заработная плата оценивается в 12090 рублей (на 10,4 процента больше уровня 2009 года), при этом реальная заработная  плата возрастет на 2,2 процента к уровню 2009 года.

     Для смягчения проблем в сфере труда и занятости в области успешно реализуется Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Программа включает в себя комплекс мер по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под риском увольнения; по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки безработных граждан, выпускников образовательных учреждений, работников в случае угрозы массового увольнения, по содействию предпринимательской деятельности и самозанятости граждан.

     По  прогнозу в 2011-2013 годах численность  трудовых ресурсов и численность занятых в экономике будет постепенно возрастать: в 2013 году  численность трудовых ресурсов составит 780-782 тыс. человек, при этом численность лиц, занятых в экономике области - 593-598 тыс. человек. Среднесписочная численность работников предприятий и организаций в       2013 году составит 343 тыс. человек. В 2011-2013 годах существенного перераспределения работающих на предприятиях и организациях по формам собственности не произойдет.

     В прогнозируемом периоде регистрируемая безработица будет иметь тенденцию к снижению. В 2013 году она составит по первому варианту           1,9 процента, по второму варианту – 1,8 процента к численности экономически активного населения. Общая численность безработных по прогнозу в 2011 году  составит 58-54 тыс. человек (9-8,3 процента к численности экономически активного населения), в 2013 году  уменьшится до  50-47 тыс. человек (7,8-7,3 процента).

     Среднемесячная  номинальная начисленная заработная плата в 2013 году составит 16300 рублей, увеличится к уровню 2010 года на 34,8 процента.

 

   Заключение

 

       Проблемы  занятости, безработицы, мобильности трудовых ресурсов, приобретают все большую актуальность на современном этапе. Прогнозирование занятости населения и ее структур должно занимать важное место в деятельности федеральных и региональных органов управления. Сегодня эффективно решать задачу программирования перспектив занятости населения можно на основе комплексного рассмотрения воспроизводства рабочей силы и основных макроэкономических процессов, связанных с ним.

       Разработка  программы поддержания и развития занятости, сдерживания безработицы, минимизации ее структурной составляющей предполагает прогнозирование занятости в зависимости как от основных макроэкономических параметров развития, так и с учетом демографических, и, в частности, миграционных процессов, оказывающих влияние (особенно в регионах) на предложение рабочей силы. Следовательно, изучение и косвенное (а в отдельных случаях и административное) регулирование внешней и, безусловно, внутренней миграции и их влияния на региональные рынки и их взаимосвязь с национальным рынком труда является важной составляющей анализа, прогноза и программы поддержания и развития занятости населения РФ. Специфика формирования региональной занятости, и, прежде всего взаимосвязи локальных рынков труда, должна стать неотъемлемой частью анализа общероссийского рынка труда. При исследовании миграционных процессов необходимо также отталкиваться от существующей профессионально-квалификационной и отраслевой структур занятости.

       В настоящее время среди многообразия задач, возникающих в сфере занятости населения и рынка труда, приоритетными, как для федеральных, так и для региональных, властных структур, являются следующие:

       смягчение и компенсация краткосрочных  и среднесрочных колебаний в уровне занятости, расширение занятости, согласование спроса и предложения рабочей силы, сокращение общей и структурной безработицы; повышение стимулов к активному поиску работы безработными;

       согласование  тенденций изменения оплаты и  производительности труда, повышение реального наполнения и роли оплаты труда как источника дохода и важнейшего мотива к труду;

       согласование  динамики спроса на рабочую силу (в  том числе по основным профессиям) и тенденций развития системы  профессиональной подготовки кадров (в т.ч. рабочих).

       Создание  условий для развития реального  сектора российской экономики, и, прежде всего, отраслей, нацеленных на удовлетворение потребностей российского населения, расширение капитальных вложений, сопровождающееся необходимой профессиональной подготовкой и переподготовкой рабочей силы, дающей гарантированную работу и современную профессию, — таковы основные приоритеты социально ориентированной экономической политики, актуальной для России. Конечными целями такой экономической политики являются: смягчение проблемы безработицы и смежных социальных проблем (падения доходов и уровня жизни, социального неравенства). Преодоление негативных тенденций в динамике занятости и на рынке труда — условие для перспективного развития трудового потенциала РФ.

Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и  мировой рыночной цивилизации, на нем  формируются трудовые ресурсы творческого  типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Государственная политика в области занятости населения направлена на:

-обеспечение равных  возможностей всем гражданам  в реализации права на труд  и свободный выбор формы занятости;

- поддержку трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан. Содействие развитию  их способностей к производительному  труду путем координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономики и социальной политики;

-соблюдение принципа  добровольности труда, свободного  выбора вида занятости путем  поощрения работодателей, создающих  новые рабочие места;

-обеспечение социальной защиты населения в области занятости на основе координации деятельности государственных органов, профсоюзов, предпринимателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.

Таким образом, обобщая  вышесказанное, можно сделать вывод, что главная цель политики занятости на рынке труда в настоящее время - это обеспечение эффективной структуры занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, смягчение последствий долговременной безработицы

 

    Список литературы

 
 
  1. Алиев И.М. Горелов Н.А. Политика доходов и заработной платы: Учебник. – М.: Высшее образование, 2008.
  2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2003.
  3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. — 448 с.
  4. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. / Под общ. ред. Г.Н. Власова и А.М. Желтова. – Нижний Новгород, 1998
  5. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учеб. Пособ. – М.: Высшая школа, 2003
  6. Долгова И. Н. Взаимосвязь номинальной заработной платы и безработицы: региональные особенности. // Проблемы прогнозирования. – 2003. – №6.
  7. Елисеева И.И. Демография и статистика населения. – М.:ЮНИТИ, 2006.
  8. Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами. – М.: Феникс, 2008. – 415 с.
  9. Коровкин А. Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. – М.: МАКС-Пресс, 2001.
  10. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебник / Под. ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ ,2003.
  11. Социология труда: Теоретико-прикладной толковый словарь. – М.: Наука, 2006.
  12. Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование – М.: Академия, 2001. – 192 с.
  13. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) Россия в цифрах. 2008: Краткий статистический сборник / Федеральная служба гос. статистики. – М.: Б.и., 2009.
  14. Экономика труда. / Под ред. Н. Горелова, М. Винокурова. – СПб: Питер, 2003. - 656 с.
  15. Экономика труда: социально-трудовые отношения: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М., 2002.
  16. Прогнозирование и стратегическое планирование социально- экономического развития/Б.Н. Кузык, В.И.Кушлин, Ю.В. Яковец.- М.:ЗАО "Издательство "Экономика", 2006г.
  17. Государственное регулирование рыночной экономики/Под общ. ред. В.И. Кушлина.- М.: Изд- во РАГС, 2008
  18. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка.- М.:ИНФРА-М, 2007г.
  19. http://www.econom.brk.ru/?p=48 Департамент экономического развития Брянской области.
  20. http://bryansk.gks.ru/default.aspx

Информация о работе Прогнозирование системы занятости населения