Прогнозирование системы занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание

Понятие трудового потенциала населения. Определение роли занятости населения в социально-экономическом развитии государства. Методы и структура прогнозирования занятости населения. Прогнозы показателей занятости. Пути дальнейшего развития субъекта.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения 6
1.1 Понятие трудового потенциала и роль занятости населения в социально-экономическом развитии страны 6
1.2. Факторы, влияющие на занятость населения. Социальные аспекты и последствия безработицы 11
1.3. Государственное регулирование занятости в РФ 14
2. Анализ основных показателей занятости населения в РФ (на примере Брянской области) 16
2.1. Методы прогнозирования занятости населения 16
2.2. Анализ основных тенденций динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере Брянской области) 18
2.3. Влияние структурных преобразований экономики региона на занятость населения 26
3. Стратегические направления развития системы занятости в РФ (на примере Брянской области) 30
3.1. Основные проблемы и направления повышения уровня занятости и совершенствования ее структуры в РФ (на примере Брянской области) 30
3.2. Прогнозирование показателей занятости населения в РФ (на примере Брянской области) 33
Заключение 38
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая 5 курс.doc

— 307.50 Кб (Скачать документ)

      

     После падения объемов производства, обусловленного влиянием финансово-экономического кризиса, в 2010 году в  экономике области наметилась тенденция к стабилизации основных показателей деятельности.

     Реализация  в 2009 году антикризисных мер позволила  улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, стабилизировать работу в агропромышленном комплексе, существенно замедлить падение промышленного производства.

     Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за январь-август 2010 года возросла на 10,2 процента к уровню января-августа 2009 года, составив 12056 рублей.

     Просроченная  задолженность по выдаче средств  на заработную плату  на 1 сентября 2010 года составила 33,4  млн. рублей (на 1 января 2010 года -      37,5 млн. рублей). Основная сумма задолженности сосредоточена на предприятиях  обрабатывающих производств. Просроченная задолженность из-за бюджетного финансирования отсутствует.

     Численность не занятых трудовой деятельностью  граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, на 1 сентября 2010 года составила 13 тыс. человек. При этом численность официально зарегистрированных безработных составила 12,2 тыс. человек (на 1 сентября 2009 года – 17,3  тыс. человек). Уровень официально регистрируемой безработицы составил 1,9  процента к экономически активному населению      (на 1 сентября 2009 года – 2,7  процента).

     В развитии демографической ситуации сохраняются положительные тенденции, естественная убыль населения сложилась ниже уровня января-июня 2009 года на 4,4  процента. Численность постоянного населения области на        1 июля 2010 года составила 1287,4  тыс. человек.

2.3. Влияние структурных  преобразований экономики  региона на занятость  населения

 

     Каждому этапу развития экономики соответствует  определенная модель (или концепция) занятости, характеристики которой  раскрывают суть процессов функционирования общества. Концепция занятости – это система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости на определенном этапе социально-экономического развития общества. В основе такого понимания стоит формирование занятости с учетом объективных процессов ее развития, которые характерны для конкретного типа хозяйства, при этом не ограничиваются реальные возможности достижения поставленных целей в тот или иной период времени.

       Наличие квалифицированной, мобильной рабочей силы может стать тем ключевым фактором, который позволит наилучшим образом реализовать экономический потенциал региона. С приходом инвестиционной политики меняются объем и направленность межрегиональных потоков населения и трудовых ресурсов, что, безусловно, оказывает влияние на состояние локальных рынков труда и приводит к накоплению определенных структурных дисбалансов в динамике спроса на рабочую силу и ее предложения, и являющейся результатом их взаимодействия занятости населения. Необходимость совершенствования управления миграцией в нынешних условиях возрастает, поскольку существующая система управления не позволяет эффективно реагировать на объективно складывающиеся условия: источники, масштабы и качественный состав перераспределения рабочей силы остаются вне сферы управления.

       Процесс согласования спроса и предложения  на региональных рынках труда проходит в условиях обострения проблемы структурной  безработицы, особенно в ее региональном аспекте. На уровне отдельных регионов и на конкретных локальных рынках труда предъявляемый спрос зачастую неадекватен имеющемуся предложению рабочей силы. Степень этой неадекватности усиливается вследствие значительной обособленности региональных рынков труда, низкой мобильностью трудовых ресурсов и нередко, фактическим отсутствием системы стимулирования, поддержания и развития необходимого уровня мобильности трудовых ресурсов. В результате как на национальном, так и на региональных рынках труда структурная безработица серьезно осложняет социальную ситуацию, принимая длительные и застойные формы.

       Отдельного  внимания заслуживает проблема изменений  в отраслевой структуре занятости. Накопленная за предыдущие годы занятость  в отраслях промышленности, следуя за падением спроса на продукцию этих отраслей, начала интенсивно высвобождаться как во вновь создаваемые, так и в ранее существовавшие сектора. Учитывая сравнительно небольшой срок жизни отечественного рынка труда, серьезные перекосы в структуре занятости стали причиной накопления дисбалансов, сформировавших структурную безработицу.10

         Ограничения конкретного отраслевого рынка диктуются, прежде всего, информационной инфраструктурой, содержащей данные о спросе и предложении на данном рынке, а также о других характеристиках: о требуемой квалификации рабочей силы уровне оплаты труда, условиях работы и т.д.

       Спрос отрасли на рабочую силу определяется на практике через число объявленных  вакантных рабочих мест. Предложение  рабочей силы для экономики в  целом характеризуется объективными (по отношению к функционированию рынка труда) процессами демографии, на отраслевом уровне играет роль также относительная привлекательность занятости в отрасли, интегральным показателем которой может служить отношение уровня оплаты данной отрасли по сравнению с другими. Процессы движения рабочей силы находятся под влиянием количества вакансий в отраслях экономики. Совместное исследование процесса взаимодействия спроса и предложения на рынке труда позволяет определить наиболее значимые факторы, формирующие текущее положение на рынке труда, их вклад и относительную значимость, и оценить перспективную динамику целевых параметров.

       Предлагаемые  подходы к решению вопроса  о сбалансированности факторов производства основаны на самых общих предпосылках балансового метода. Предлагается на региональном уровне ввести в прогнозную практику помимо баланса трудовых ресурсов баланс движения населения и трудовых ресурсов. Для эффективного прогнозирования необходимо знание реальных процессов, формирующих занятость населения. На сегодняшний день занятость населения определяется достаточно независимыми друг от друга процессами движения рабочей силы, которое формирует ее предложение, и движения рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу. Существует настоятельная необходимость прогнозирования динамики и согласования этих процессов, главной целью которых является формирование эффективной полной занятости.

     При разработке среднесрочного социально-экономического прогноза необходимо решение таких  задач, как построение прогнозных балансов трудовых ресурсов, прогнозных балансов территориального, отраслевого и профессионального движения населения и трудовых ресурсов, моделирование процесса взаимосвязи спроса и предложения на рабочую силу с учетом как демографических, так и макроэкономических (например, инвестиционных) факторов.

       Построение  системы отчетных балансов движения населения и трудовых ресурсов может  в значительной мере восполнить существующий недостаток информации о процессе движения,  расширить возможности моделирования  и сферу применения аналитических и прогнозных моделей рассматриваемого процесса во всем многообразии его форм и взаимосвязей.11  

 

    3. Стратегические  направления развития  системы занятости в РФ (на примере Брянской области)

3.1. Основные проблемы  и направления  повышения уровня занятости и совершенствования ее структуры в РФ (на примере Брянской области)

 

     Об итогах работы службы занятости Брянской области в 2007 году: обратились в органы службы занятости и получили консультации по различным вопросам более 154 тысяч человек; уровень регистрируемой безработицы снизился за год на 0,5 процентных пункта и на конец периода составил 1,3%; оказано содействие в трудоустройстве 44 тысячам граждан, в том числе более 11 тысячам граждан, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке; привлечено к участию в общественных работах более 4 тысяч человек; направленно на временное трудоустройство в свободное от учебы время почти 6,5 тысяч несовершеннолетних, на профессиональное обучение 2,2 тысяч безработных граждан; содействие в организации предпринимательской деятельности получили 230 человек; предоставлены услуги по профессиональной ориентации почти 41 тысячи человек; проведено 93 ярмарки вакансий. Надо обратить внимание на необходимость конкретного приложения сил службы занятости для поиска новых форм занятости населения. Управление является ответственным исполнительным органом государственной власти области за реализацию областной программы по переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Кроме того, важной задачей для службы занятости области является восстановление системы: общеобразовательные учреждения — начальное профессиональное образование (ПТУ) — работодатель. Также большую роль играет занятость подростков и трудоустройство инвалидов. И еще одна, не менее важная проблема, это культура обслуживания, безусловное и полное предоставление государственных услуг получателям данных услуг.

     В пресс-центре администрации Брянской области впервые проведена пресс-конференция  управления государственной службы занятости населения Брянской области. Областная служба занятости, во взаимодействии с социальными партнёрами, структурными подразделениями администрации области, обеспечивает сохранение социального равновесия в трудовых отношениях и занятость населения. Занятость населения — важнейший индикатор состояния экономики области, уровня жизни и благосостояния людей, поэтому государственную службу занятости часто называют социально-экономической. Начало формированию службы занятости на Брянщине положило решение исполнительного комитета областного Совета народных депутатов № 315 от 23 июля 1991 года «О создании в области государственной службы занятости населения». Решение исполкома было выполнено — сформирована структура областной службы занятости населения, подобраны кадры, начали работать 32 центра и бюро занятости населения в городах и районах области. За 17 лет практически решены вопросы по размещению центров занятости населения и создания условий для их деятельности. Изменение статуса службы занятости в 2007 году и внедрение административных регламентов, оказание госуслуг, потребовало от службы активизировать использование новых информационных технологий, в частности, программно-технического комплекса «Катарсис», который действует в полном объёме во всех центрах занятости области. Предстоит продолжить работу по формированию и внедрению регистров получателей госуслуг в сфере занятости населения в части создания единых хранилищ баз данных на региональном уровне, совершенствованию технических информационных и телекоммуникационных ресурсов. За эти годы управление претерпело 10 реорганизаций. Последняя из них — в 2007 году. С 1 января 2007 года — управление государственной службы занятости населения вошло в систему исполнительных органов государственной власти области, что определило место и роль службы занятости на рынке труда:

     — принята областная целевая программа  на 2009—2011 годы;

     — внедрены в работу службы занятости 8 административных регламентов, решающих задачу повышения качества и доступности  предоставления услуг населению;

     — приняты органами власти ряд социально-экономических программ, оказывающих положительное влияние на процессы, происходящие на рынке труда. С момента создания службы более 1 млн. 750 тысяч человек обратилось за её услугами, а 600 тысяч граждан получили работу. Статус безработного имели 432 тысячи человек, которые в период безработицы получали пособие. Для безработных организовывались оплачиваемые общественные работы, в которых приняло участие более 59 тысяч безработных граждан. Наиболее нуждающимся оказывалась материальная помощь. За 17 лет работы службы занятости была оказана помощь в организации собственного дела или индивидуальной трудовой деятельности 10 тысячам граждан. Органы службы занятости области направили на профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации более 42 тысяч человек. Услугами службы профориентации и психологической поддержки населения воспользовались более 250 тысяч человек. Управление государственной службы занятости населения с 2007 года является уполномоченным органом по организации координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объёмам квот. На текущий год определена квота работодателям для привлечения иностранных работников в объеме 5470 человек, или 0,8 % от экономически активного населения области (на 2009 год — 5939 иностранных граждан). Служба занятости оказывает содействие переселению семей в сельскую местность (6 семей).

     В целях смягчения проблем в  сфере занятости населения разработана  программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области (2010 год). На 1 октября 2010 года участниками программы стали 20217 человек. Кассовые расходы на реализацию мероприятий составили 219429,3 тыс. рублей.

     В рамках Программы организовано:

     - опережающее профессиональное обучение 962 работников (кассовые расходы на реализацию мероприятия составили 4459,2 тыс. рублей);

     - общественные работы и временное трудоустройство 16458 работников (кассовые расходы на реализацию мероприятия составили 105964,7 тыс. рублей);

     - стажировка 1003 выпускников в целях  приобретения опыта работы (кассовые расходы на реализацию мероприятия составили 8179,1 тыс. рублей);

Информация о работе Прогнозирование системы занятости населения