Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:55, дипломная работа
Рубеж веков, рубеж тысячелетий для мирового сообщества – момент осмысления достижений народов и государств, оценки нерешенных проблем, прогнозирования перспектив социального развития. Россия в начале 90-х годов 20 века вступила на путь демократических преобразований и трансформации всех сторон государственной и общественной жизни.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы современной молодежи и состояние молодежной политики в России на современном этапе………………………………………8
1.1. Проблемы общества и проблемы молодежи: общее и особенное……...8
1.2. История возникновения и формирования государственной молодежной политики в РФ. Зарубежный опыт……………………………………………………………………………….15
1.3. Сущность, содержание, принципы и проблемы молодежной политики………………………………………………………………………….20
Глава 2. Проституция – одна из наиболее острых социальных проблем в молодежной среде……………………………………………………………….27
2.1. История возникновения проституции в современной России…………………………………………………………………………….27
2.2. Возрастной, социальный и национальный состав проституток………………………………………………………………………33
2.3. Причины, побудившие девушек к занятию проституцией. Их «профессиональные» проблемы………………………………………………..39
Глава 3. Основные направления решения молодежных проблем и предупреждение проституции в России. Роль государства и институтов гражданского общества в этом процессе………………………………………44
3.1. Зарубежный опыт и российская действительность…………………….44
3.2. Новые концепции государственной молодежной политики…………..50
3.3. Альтернативные программы институтов гражданского общества…………………………………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………………62
Литература……………………………………………………………………….66
2) деньги,
Проблема преступности является первой в ряду выделяемых молодежью проблем современной России. Она имеет два аспекта: первый – угроза личной безопасности (до 70% молодых людей не чувствуют себя в безопасности на улицах, каждый третий утверждает, что он лично или его родные или знакомые оказались в роли жертвы преступления)2; второй – искажение правосознания, втягивания молодежи в преступные сообщества, рост молодежной преступности.
В 1998 году из выявленных 1,4 млн. лиц, совершивших преступления, 788,3 тыс. человек молодые россияне, или более 55%, что является наивысшим показателем после 1993 года, когда доля молодежи в числе совершивших преступления составляла 55%. До 40-47% молодых россиян вполне спокойно относится к тому, что нужно не платить налоги, брать взятки, торговать наркотиками и т.д.1
С катастрофической скоростью в молодежной среде распространяются наркомания, токсикомания, алкоголизм. Средний возраст приобщения к наркотикам составляет 15-17 лет. Потребление наркотических средств все чаще является частью молодежного общения и одним из средств проведения досуга.
Деньги – это вторая по значимости из выделяемых молодежью проблем. Причем «деньги» - это символ жизненного успеха для большинства людей, цель, к которой нужно стремиться. Расслоение общества достигло колоссальных размеров. Исследования показывают, что среди молодых людей к числу богатых себя относят 2%, к беднейшим слоям – около 1/3.2
На вопрос: «Как Вы думаете, почему в нашей стране сейчас так много бедных людей?» - молодежь отвечает следующим образом: «им не везет» - 7,5%; «они ленивы и слабовольны» - 16,1%; «они не избавились от старой идеологии, старых ценностей» - 18,7%; «они плохо приспособились к жизни» - 44%; «они не умеют воровать» - 17,5%.3
Каждый третий из опрошенных
относит происхождение
«Как Вы относитесь к следующим способам достижения богатства и успеха?» (%) |
Осуждаю |
Отношусь спокойно |
Хотел бы иметь такую возможность |
Занять должность, где можно брать крупные взятки |
52
|
40
|
8
|
Украсть крупную сумму денег |
79
|
16 |
4 |
Заняться торговлей оружием, женщинами или наркотиками |
86 |
12 |
2 |
Открыть дело и не платить налоги |
29 |
46 |
25 |
Взять силой то, что я хочу |
63 |
26 |
11 |
Зарабатывать своим трудом и квалификацией |
2 |
32 |
66 |
Работать за большие деньги в «сомнительной фирме» |
42 |
47 |
11 |
Получить наследство и жить на проценты |
5 |
37 |
57 |
Стать политическим деятелем и извлекать из этого личную выгоду |
50 |
37 |
13 |
В «шкале страхов» угроза безработицы, проблемы с трудоустройством оказываются неизменно на высоком уровне. По официальной статистике, на конец 1998 г. в стране было 8,4 млн. безработных, что составляет 11,5% от экономически активного трудоспособного населения. Доля молодежи в числе безработных составляет от 30% и выше в отдельных территориях.1
Демографическая ситуация в России не только остается, но и имеет тенденцию к ухудшению: отрицательный естественный прирост населения при сохранении нынешних темпов депопуляции, в ближайшее десятилетие достигнет показателей среди всех стран мира. Уже с 2000 г. доля пожилых россиян в возрасте от 60 лет и старше фактически сравняется с количеством детей младше 15 лет.1 В этой связи немаловажно учесть, что репродуктивное поведение молодых женщин в 90-е годы значительно изменилось: коэффициенты рождаемости снизились в группе 15-29-летних женщин с 1990 по 1998 гг. в 1,5 раза. Крайне высокой остается смертность среди молодых россиян. В 1998 г. число умерших россиян в возрасте 15-29 лет составили 71,6 тыс. человек.2 В структуре причин смерти высокий удельный вес составляют несчастные случаи, отравления и травмы, в том числе в последние годы увеличилось число погибших в результате транспортных происшествий.
Среди «личных» проблем на первом месте стоит проблема отдыха и проведения свободного времени. По данным опроса больше половины российских подростков проводят свой досуг «на улице», общаясь с друзьями и сверстниками. В связи с этим нужно обратить внимание на криминализацию и вульгаризацию отношений во многих молодежных сообществах. Очевидно сокращение возможностей молодежи в сфере досуга и переориентация на более доступные (и дешевые) способы проведения свободного времени. Но при этом все более сокращается сфера интеллектуального досуга.
Проблема проституции не выделяется молодежью как «своя» в ряду личных и общественных проблем, отмечаемых молодежью, она практически не фигурирует как важная. Молодые не обеспокоены ростом проституции в России, многие даже считают, что это «нормальный способ зарабатывать деньги». В общем, молодежь как бы дистанцируется от проституции – «проституция есть, но меня это не касается».3 Но большинство опрошенных сходятся во мнении, что проблема молодежной проституции находится сегодня в ряду самых важных. Это типично «молодежная» проблема, она в первую очередь затрагивает молодых людей, их безопасность и здоровье, нравственное и физическое.
Итак, «глобальная проблема молодежи» это недовольство обществом, в котором она живет, и в котором «нет порядка», обеспокоенность своим будущим. Практически половина (46%) говорит, что не имеет уверенности в завтрашнем дне.
Ситуация такова, что общественные проблемы становятся проблемами личности на уровне повседневной жизни – рост преступности создает угрозу личной безопасности, экономическая нестабильность оборачивается проблемой безработицы и обнищания для молодежи.
Важность проблем, которые вызывают беспокойство, зависит от возраста молодого человека. Но приоритетные проблемы одни и те же – деньги и возможность их зарабатывать, а соответственно – образование, квалификация, карьера. Вторым по значимости идет здоровье – оно оказывается серьезной проблемой и для самых молодых, и для самой старшей возрастной группы.
1.2 История возникновения и
Понять любое социальное явление и дать ему определение можно лишь при условии, если подойти к нему исторически, т.е. взять его в развитии, начиная с того момента, когда оно только возникло, проходя затем различные стадии становления и развития, вплоть до перехода в иное качество – распад, деградацию, гибель. Этот общий тезис справедлив и применителен к молодежной политике. Будучи фактором общественного развития, молодежная политика, несомненно, развивалась и сама по себе, перетерпевая исторические трансформации во времени, достигая все новых качественных перемен и состояний.
История молодежной политики имеет 2 этапа:
В 1990 г. было создано Управление по молодежной политике в рамках Государственного комитета по труду и социальным вопросам СССР. Это управление существовало около года – до момента образования Комитета по делам молодежи при Совете Министров СССР, который возглавил В.И. Цыбух .1
После того, как был развален СССР, вопрос о молодежной политике повис в воздухе. Но вскоре была установлена должность Полномочного представителя Правительства Российской Федерации по делам молодежи, на которую назначили Шаронова А.В. Затем он стал Председателем Комитета Российской Федерации по делам молодежи. Весной 1997 года на этом посту его сменила Новикова Т.В. В мае 1998 года этот Комитет был упразднен. Взамен его создали Департамент по делам молодежи, который ввели в структуру Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Однако вскоре Комитет был воссоздан. Председателем его стал Деникин В.И. В мае 2000 года Указом президента Российской Федерации Государственный комитет был вновь упразднен, вновь создан Департамент по молодежной политике, но теперь уже в структуре Министерства образования Российской Федерации.
Таким образом, следует отметить, что в России в целом создана вертикальная структура управления, с помощью которой государство осуществляет молодежную политику.
Во всех 89 субъектах Российской Федерации имеются органы по делам молодежи. В 2000 году это были 4 министерства, 7 государственных комитетов, 1 управление в составе министерства, 35 департаментов, управлений и комитетов по делам молодежи, 23 департамента, управления и комитеты в составе других административных органов, 1 общественно-государственный комитет по делам молодежи, 8 советников – глав администраций.1
Действует система молодежных
социальных служб. Насчитывается более
100 служб трудоустройства и
Создана нормативно-правовая база государственной молодежной политики. В июне 1993 года было принято постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях Государственной молодежной политики в РФ». А в 1995 году одобрен Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
Следует заметить, что до середины 1999 года молодежная политика в Российской Федерации не стала на практике приоритетной политикой государства. Большинство решений, постановлений, целевых программ имеют декларативный характер. Они напрямую зависят от позиций центральных и местных властей и наличия соответствующих сумм в бюджете.
Таким образом, государственная молодежная политика – это, своего рода, интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.
В ряде стран Запада молодежная политика рассматривается как составная часть стратегии социально-экономического развития, причем речь идет не только о расходах на конкретные молодежные программы, а об инвестициях, направленных на подготовку новой рабочей силы, на развитие производительных сил в целом.
Цель такой молодежной политики всестороннее развитие личности молодых людей, их привлечение к сознательному и активному участию в жизни общества и государства.
В развитых странах Запада реализуется 2 основные стратегии молодежной политики:
Анализ зарубежного
опыта позволяет сделать
Ясно одно, что осознание всех названных выше проблем, а тем более их решение – дело чрезвычайно сложное, что это глобальная и потому долговременная задача, обращенная, прежде всего к нынешней молодежи, что эта задача требует титанических усилий всех, кто занят просвещением, обучением, воспитанием, научными исследованиями. Иначе говоря, что все глобальные проблемы человечества имеют молодежное измерение, молодежное лицо.