Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является глубокое изучение теоретических и практических основ расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить сущность расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
- рассмотреть нормативное регулирование и бухгалтерский учет по социальному страхованию и обеспечению;
- привести практические примеры расчетов и учета по социальному страхованию и обеспечению.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению……………………………………………………..5
1.1.Нормативные документы, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учете расчетов по социальному страхованию и обеспечению ……………………………………………………………………5
1.2. Сущность расчетов по социальному страхованию и обеспечению….....9
1.3. Бухгалтерский синтетический и аналитический учет по социальному страхованию и обеспечению ….........................................................................13
2. Практика учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению……………………………………………………………………...16
Заключение ……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы …………………………………………...36
Приложение 1 …………………………………………………………………….38
Приложение 2 …………………………………………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.rtf

— 548.26 Кб (Скачать документ)

 


 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению……………………………………………………..5

1.1.Нормативные документы, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учете расчетов по социальному страхованию и обеспечению ……………………………………………………………………5

1.2. Сущность расчетов по социальному страхованию и обеспечению….....9

1.3. Бухгалтерский синтетический и аналитический учет по социальному страхованию и обеспечению ….........................................................................13

2. Практика учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению……………………………………………………………………...16

Заключение ……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы …………………………………………...36

Приложение 1 …………………………………………………………………….38

Приложение 2 …………………………………………………………………….40

 

Введение

 

Особое место в социальной защите и поддержке населения занимают государственные внебюджетные фонды: социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования, занятости населения и др. Фонды социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования, занятости населения образуются за счет специальных целевых отчислений и других источников, функционируют автономно от государственного бюджета, имеют определенную самостоятельность и используются на финансирование важнейших социальных мероприятий и программ.

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению по праву занимает одно из важных мест во всей системе учета организации, так как связан с расчетом себестоимости продукции (работ, услуг), которая прямо влияет на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Знание этого раздела учета необходимо не только бухгалтерам, но и рядовому работнику организации, так как он на прямую связан с интересами каждого.

Поэтому тема исследования деятельности предприятия по учету расчетов по социальному страхованию является очень актуальной.

Целью данной курсовой работы является глубокое изучение теоретических и практических основ расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

- изучить сущность расчетов по социальному страхованию и обеспечению;

- рассмотреть нормативное регулирование и бухгалтерский учет по социальному страхованию и обеспечению;

- привести практические примеры расчетов и учета по социальному страхованию и обеспечению.

Предметом курсовой работы выступает бухгалтерский учет по социальному страхованию и обеспечению.

Теоретической базой курсовой работы послужили: Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, Трудовой Кодекс РФ и другие действующие нормативные акты, а так же учебники по Бухгалтерскому учету различных авторов.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ

1.1. Нормативные документы, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению

1-ый уровень:

Федеральный закон от 24. 07. 2009 г.  № 212-ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (ред. от 25.06.2012 г., с изменениями, вступающими в силу с 01.01.2013 г.). Закон № 212-ФЗ регулирует уплату страховых взносов, а идущий в связке с ним Федеральный  закон от 24. 07. 2009 г. № 213-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона « О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (ред. от 06.10.2011 г.) вносит изменения в большое количество законодательных актов, которые необходимы в связи с принятием Закона N 212-ФЗ. Основное изменение, внесенное Законом N 213-ФЗ, - это отмена гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ.

В Законе N 212-ФЗ установлены общие правила исчисления и уплаты страховых взносов:

- в Пенсионный фонд - на обязательное пенсионное страхование;

- ФСС РФ - на обязательное социальное страхование в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - на обязательное медицинское страхование.

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 28.07.2012 г., с изменениями, вступившими в силу с 30.07.2012 г.). Настоящий Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. 

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. от 03.12.2012 г. с изменениями, вступившими в силу с 01.07.2012 г.). Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях. 

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 29.02.2012 г., с изменениями, вступившими в силу с 01.07.2012 г.). Настоящий Федеральный закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях. 

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» ( ред. от 11.07.2011 г.). Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. 

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ( ред. от 03.12.2011 г., с изменениями, вступившими в силу с 01.07.2012 г.). Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ( ред. от 03.12.2011 г.). 1. Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.  
    2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений статей 12, 13, 14 и 15 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". 

2-ой уровень:

Представлен положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые разрабатываются и утверждаются Министерством финансов РФ. В данном случае, это ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное Министерством финансов от 6 мая 1999 г. № 33н. Страховые взносы признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 8 ПБУ 10/99). Отражать соответствующие суммы на счетах необходимо в последний день месяца, за который они начисляются.

3-ий уровень:

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.12 № 94н. А так же методические указания, такие как, например, Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением ФСС от 7 апреля 2008 г. № 81.

        4-ый уровень:

Составляют рабочие документы, в которых установлены правила ведения бухгалтерского учета в конкретных организациях.

1.2. Сущность расчетов по социальному страхованию и обеспечению

 

С 2010 г. ЕСН заменили страховые взносы при этом увеличились ставки страховых взносов за счет платежей в ПФР - 26% (для ЕСН - 20%), ФФОМС - 2,1% (для ЕСН - 1,1%) и ТФОМС - 3% (для ЕСН - 2%) (ст. 12 Закона о страховых взносах). Не изменилась только величина взносов в ФСС - 2,9%. Причем указанные ставки одинаковы для всех плательщиков страховых взносов без исключения.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. К ним относятся1:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) лица, не производящие выплаты физическим лицам, - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Закон о страховых взносах не вводит особого порядка регистрации страхователей. Контроль осуществляется каждым фондом на основании данных об их учете (регистрации) в территориальных органах соответствующего фонда (ст. 6 Закона о страховых взносах):

- в ПФР (ст. 11 Закона о пенсионном страховании), в том числе за исчислением и уплатой взносов по обязательному медицинскому страхованию, для чего территориальные органы этих двух фондов обязаны проводить сверку плательщиков;

- в ФСС (ст. 6 Федерального закона N 125-ФЗ).

В качестве объекта обложения страховыми взносами для организаций установлены выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведение, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения (п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах).

База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица, которому производятся выплаты и иные вознаграждения, устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода.

Таблица 1.1

 

Страховые взносы

ЕСН

Страховые взносы

Норма

Порядок формирования налоговой базы

Норма

Порядок формирования облагаемой базы

Пункт 3 ст. 237

НК РФ

Сумма доходов, полученных за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением

Статьи 13, 14 Закона о страховых взносах

Стоимость страхового года, определяемая как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов

(те же 34% в совокупности), увеличенное в 12 раз. При этом если плательщик начинает деятельность в течение года, то Законом предусмотрено пропорциональное уменьшение стоимости страхового года.

Нет обязанности исчислять и уплачивать страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ


 

С сумм превышения указанной величины страховые взносы не взимаются. Данная величина ежегодно индексируется Правительством РФ (п. п. 4, 5 ст. 8 Закона о страховых взносах).

Изменения в Законе о страховых взносах является введение для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, нового порядка формирования базы по страховым взносам (табл. 1.1).

Не облагаются взносами в ФСС РФ также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам. Пунктом 3 ст. 9 Закона «О страховых взносах» уточнено, что не облагаются договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Информация о работе Расчеты по социальному страхованию и обеспечению