Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:28, курсовая работа
Многообразие процессов, происходящих в системе ВПО, выдвигает на первый план проблему комплексного прогнозирования ее состояния в среднесрочной перспективе и оценку этого состояния с точки зрения целей и задач государственной образовательной политики. Поэтому строить прогноз необходимо с учетом тех факторов, которые уже в ближайшем будущем начнут оказывать на систему ВПО ощутимое воздействие – введение в полном масштабе ЕГЭ, уровневой системы ВПО, перехода на нормативный подушевой принцип бюджетного финансирования вузов, перехода вузов в форму автономного учреждения.1
Введение 2
1 Основные тенденции развития системы высшего профессионального образования 5
1.1 Политика модернизации высшего профессионального образования 5
1.1.1 Единый государственный экзамен 8
1.1.2 Двухуровневая система высшего профессионального образования 12
1.2 Образование по итогам 2009 года 14
2 Различия систем высшего образования США и России 17
Заключение 25
Список литературы 27
Содержание
Введение
Подготовка конкурентоспособных специалистов требует повышенного внимания к качеству образования. Оно (качество образования) характеризуется степенью соответствия профессиональных знаний, умений и навыков выпускников требованиям потребителей образовательных услуг.
Актуальность этой темы в течение последнего десятилетия поддерживается тем обстоятельством, что, несмотря на ужесточающуюся конкуренцию на рынке образовательных услуг, ожидаемого «по теории» общего повышения их качества не происходит.
Вузы должны научиться осуществлять свою деятельность в условиях нарастающей конкуренции на внутреннем и международном рынках образовательных услуг и труда, ориентироваться на инновационные технологии и на опережение требований потребителей и заинтересованных сторон.
В последние годы система высшего профессионального образования (ВПО) претерпела существенные изменения, произошла ее сегментация при интенсивном развитии массового высшего образования: в 2007 г. в вузах РФ обучалось 7,3 млн. студентов, что в 2,7 раза превышает общее число студентов, которые учились в высших учебных заведениях России в 1992 г. Кроме того, состояние системы ВПО сильно дифференцировалось по субъектам РФ.
Впервые за последние 15 лет в РФ вернулись к практике планирования бюджетных расходов на несколько лет. В конце 2007 г., был принят трехлетний бюджет страны на 2008 – 2010 гг., что совпало со временем разворачивания проекта по «Прогнозу развития ВПО на 2009 – 2011 гг. в условиях модернизации образования».
Выбор времени начала работ не случаен. В 2008 – 2010 гг. истекает срок действия очень многих документов, которые определяли развитие отрасли образования с 2000 г. Например, «Концепция модернизации российского образования» задает ориентиры развития на период до 2010 г., «Стратегия развития системы образования», выработанная в 2004 г. – до 2008 г. Закончилось и действие среднесрочной программы социально-экономического развития РФ на 2004 – 2008 гг., а также Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг. В этой связи необходимо попытаться определить основные тенденции развития системы ВПО как сферы, которая в последние годы наиболее интенсивно и вместе с тем наиболее противоречиво развивалась.
Еще
двумя важными факторами
Развитие инновационного ядра в системе ВПО требует значительных ресурсов (как единовременных, так и текущих). Соответственно, становление федеральных (национальных) университетов и развитие системообразующих вузов, которые смогут достойно конкурировать с ведущими мировыми вузами, должно привести к существенному перераспределению ресурсов внутри данной сферы. Между тем темпы роста расходов федерального бюджета на высшее образование в 2008 – 2010 гг. существенно сокращаются.
Каждый из перечисленных факторов может серьезно изменить положение дел в сфере высшего образования. Однако они будут действовать не изолированно, а накладываясь друг на друга.
Одновременно как во внешней к системе ВПО среде, так и внутри сферы образования происходили процессы, которые уже в ближайшие годы начнут оказывать на нее существенное воздействие.
Среди этих процессов следует выделить демографический спад, который, наконец, будет непосредственно воздействовать на студенческий контингент высшей школы. В 2005 г. начал сокращаться прием в вузы, но общая численность студентов продолжала расти. Это было связано с тем, что даже сокращающийся прием пока по-прежнему превышал выпуски из вузов. Так, по данным Росстата, в прошлом году в государственные и муниципальные вузы поступило 1,362 млн. чел. Всего, по данным Минобразования, в стране насчитывается около 7,5 млн. студентов. В 2006 и 2007 г. приемы в вузы снова вы росли, при этом быстрее всего росли приемы на заочную форму обучения и в негосударственные высшие учебные заведения.
В последние годы произошел резкий рост бюджетных расходов на образование, особенно высшее. Это автоматически повлекло за собой рост платы за обучение для платных студентов, поскольку налоговые органы не допускают субсидирования обучения платных студентов за счет бюджетных. При этом в 2006 – 2007 гг. темпы роста платы за обучение существенно превысили темпы роста среднедушевых доходов населения. Такое положение может во многих регионах стать серьезным препятствием в доступе к ВПО для определенных слоев и групп населения. С учетом роста расходов населения на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) и здравоохранение высшее образование может столкнуться с ростом конкуренции за средства домохозяйств. Это уже в ближайшей перспективе с большой вероятностью приведет к переформатированию всей системы ВПО.
Кроме указанных факторов можно также отметить вступление России в 2003 г. в Болонский процесс. Соответственно, с 2009 г. она должна была перейти на уровневую систему высшего образования, что, безусловно, окажет значительное и значимое воздействие на все профессиональное образование в РФ.
Многообразие процессов, происходящих в системе ВПО, выдвигает на первый план проблему комплексного прогнозирования ее состояния в среднесрочной перспективе и оценку этого состояния с точки зрения целей и задач государственной образовательной политики. Поэтому строить прогноз необходимо с учетом тех факторов, которые уже в ближайшем будущем начнут оказывать на систему ВПО ощутимое воздействие – введение в полном масштабе ЕГЭ, уровневой системы ВПО, перехода на нормативный подушевой принцип бюджетного финансирования вузов, перехода вузов в форму автономного учреждения.1
1 Основные тенденции развития системы высшего профессионального образования
1.1 Политика модернизации высшего профессионального образования
Прогноз развития системы высшего образования на 2008 – 2011 г. позволяет выявить основные последствия и риски проводимой политики модернизации ВПО в период, который может быть назван переходным от сложившейся модели к новой.
1.
Основным фактором развития
2. Переход в 2009 г. на уровневую систему ВПО таит в себе проблему, которая лежит за пределами рассматриваемого в рамках настоящего прогноза временного периода, однако она крайне серьезна – это проблема 2013 – 2014 гг., когда из вузов одновременно выйдут два выпуска – выпуск специалистов, которые готовились по действующей ныне пятилетней системе (прием 2008 г.), и выпуск «новых» бакалавров, который будет весьма значительным, независимо от того, какой вариант политики будет реализован – инерционный, умеренно-инновационный или инновационный. Между тем эта проблема в силу ее кажущейся отдаленности находится вне сферы внимания и общества и органов управления высшим образованием. Однако, последствия указанного «наложения» выпусков будут весьма серьезны как для самой системы ВПО, которая столкнется с повышенным спросом на магистратуру, к которому она будет не готова, так и для рынка труда, который вряд ли сможет эффективно поглотить двойной выпуск специалистов без существенных потрясений и может отторгнуть бакалавров на фоне имеющегося предложения специалистов, поскольку работодатели пока еще слабо представляют себе, что такое бакалавр, и предпочтут при наличии выбора между этими выпускниками привычного специалиста.
3.
Прогнозируемый акцент в
4.
Введение нормативного подушевого финансирования
вузов может оказать позитивное воздействие
на систему высшего образования, но прежде
всего на ее статусный сегмент, где повышенные
нормативы финансирования (это расходы
на образовательный процесс на одного
студента) могут привести к ускоренному
внедрению современных образовательных
технологий и повышению заработной платы
профессорско-
Однако при переходе на НПФ в федеральных университетах и системообразующих вузах разрыв с заработной платой в обычных вузах, где переход на новые образовательные технологии весьма затруднен, становится столь значительным, что система ВПО вряд ли выдержит такое напряжение. Даже между федеральными университетами и системообразующими вузами дифференциация заработной платы оказывается весьма значительной, особенно в низовом звене ППС.
5. Переход вузов в автономные учреждения (АУ) в новых условиях таит в себе значительные противоречия. Этот тип учреждения должен обеспечивать большую самостоятельность и прозрачность деятельности государственных и муниципальных образовательных организаций.
Основным аргументом перехода вузов в АУ является следующий: бюджетные учреждения будут исключительно выполнять государственные функции, и финансироваться строго по смете для выполнения указанных функций. Все внебюджетные доходы бюджетных учреждений, которые по Бюджетному кодексу РФ являются неналоговыми доходами бюджета, будут изыматься в бюджет и распоряжаться ими будет законодатель, т.е. указанные доходы совершенно не обязательно будут возвращаться тем, кто эти деньги заработал. При этом у тех, кто считает целесообразным передачу внебюджетных средств в бюджет, особенно от платной образовательной деятельности, есть «веский» аргумент, что заработаны они были на основе использования государственной собственности. Но тогда возникает вопрос, а что изменится при переходе вуза в АУ – ведь имущество и здесь остается государственным. Т.о., через некоторое время после преобразования вуза в АУ государство может потребовать арендную плату за то, что оно начнет считать избыточным имуществом, а таковым, будет все то, что позволяет вузу получать дополнительные доходы за счет обучения платных студентов.
В связи с общим изменением ситуации в высшем образовании в 2008 – 2011 гг., связанном с формированием федеральных университетов, вводимый тип учреждения – автономное учреждение – должен быть осмыслен в новом контексте. Прежде всего, это обусловлено тем, что развитие федеральных университетов будет финансироваться (и уже финансируется) повышенным образом по сравнению даже с ведущими вузами страны.
Отбор в эти учебные заведения должен быть весьма строгим, например, в них будут принимать абитуриентов с результатами по ЕГЭ не ниже, скажем, 85 баллов по каждому профильному предмету. Эти абитуриенты пройдут и дополнительный отбор.
Очевидно, что стоимость обучения в этих университетах должна быть значительно выше средней по другим вузам. Принимать в них с низкими баллами ЕГЭ – это противоречит статусу федерального университета. Принимать с высокими баллами по профильным предметам и одновременно взимать высокую плату – можно не набрать контингент, поскольку эти абитуриенты могут поступить в другие вузы либо бесплатно, либо за меньшие деньги. Если же федеральный университет, перейдя в форму АУ, не будет иметь платного контингента, то в чем тогда будет его отличие от бюджетного учреждения? Аналогичные проблемы возникнут с системообразующими вузами, если они будут выделены или созданы, поскольку и они по идее должны финансироваться по повышенным нормативам из бюджета.
1.1.1 Единый государственный экзамен
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является основной формой итоговой государственной аттестации в школе для всех выпускников школ РФ.
Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 г. в 5 регионах России по восьми учебным дисциплинам. В 2006 его уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России. В 2008 ЕГЭ сдавало свыше миллиона учащихся во всех регионах. Конкретный перечень предметов, по которым ЕГЭ проводился в 2001 – 2008 гг., устанавливался каждым регионом самостоятельно.
С 2009 года все выпускники школ сдают ЕГЭ по русскому языку и математике, а также любое количество дополнительных экзаменов по своему выбору.
С прошлого года (2009) поступление в вузы осуществляется преимущественно по результатам ЕГЭ (за исключением военных специальностей и специальностей, связанных с государственной тайной).
Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Список вступительных экзаменов утверждается Министерством образования и науки и содержит, как правило, 4 экзамена для каждой специальности (в некоторых случаях – 3). Для каждой специальности один из экзаменов является профильным. Вуз может сократить количество экзаменов до трех, в число экзаменов обязательно должен входить экзамен по русскому языку и профильному предмету.2
Информация о работе Различия систем высшего образования США и России