Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:28, курсовая работа
Многообразие процессов, происходящих в системе ВПО, выдвигает на первый план проблему комплексного прогнозирования ее состояния в среднесрочной перспективе и оценку этого состояния с точки зрения целей и задач государственной образовательной политики. Поэтому строить прогноз необходимо с учетом тех факторов, которые уже в ближайшем будущем начнут оказывать на систему ВПО ощутимое воздействие – введение в полном масштабе ЕГЭ, уровневой системы ВПО, перехода на нормативный подушевой принцип бюджетного финансирования вузов, перехода вузов в форму автономного учреждения.1
Введение 2
1 Основные тенденции развития системы высшего профессионального образования 5
1.1 Политика модернизации высшего профессионального образования 5
1.1.1 Единый государственный экзамен 8
1.1.2 Двухуровневая система высшего профессионального образования 12
1.2 Образование по итогам 2009 года 14
2 Различия систем высшего образования США и России 17
Заключение 25
Список литературы 27
Результаты ЕГЭ действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска, то есть свидетельство о ЕГЭ образца 2009 г. действительно до 31 декабря 2010 г.. Лица, получившие свидетельство о результатах ЕГЭ и призванные в том же году в Вооруженные Силы РФ, имеют право использовать результаты ЕГЭ в течение года с момента увольнения с военной службы. При приёме на специальности, предполагающие наличие у абитуриентов определённых творческих способностей, физических или психологических качеств вузы проводят дополнительный экзамен или творческий конкурс, кроме экзаменов, проводимых в форме ЕГЭ. Перечень таких специальностей утверждается Министерством образования и науки.
Без
вступительных испытаний могут
приниматься в вуз победители
и призёры заключительного
Предполагается,
что введение ЕГЭ упростит поступление
в вузы для абитуриентов из сельской
местности и удаленных
Одновременно предлагается ввести и балл отсечения другого типа: те, кто получили ниже этого балла, не смогут рассчитывать на бюджетное финансирование их обучения в вузе. Опять же, все выглядит вполне разумно: ВПО у нас по Конституции бесплатное на конкурсной основе. Следовательно, на бюджетные места должны отбираться лучшие абитуриенты, показавшие хорошие знания при сдаче ЕГЭ. Но в этом разумном подходе есть одно крайне уязвимое место: согласно закону «Об образовании» в государственных вузах на бюджетной основе должно обучаться не менее 170 студентов на 10 тыс. чел. населения РФ. Это означает, что при 5-летнем обучении бюджетный прием должен составлять с учетом небольшого отсева не менее 510 тыс. чел. В настоящее время он значительно превышает указанную цифру, поэтому идет его постепенное сокращение, так как численность выпускников школ падает из-за демографической ситуации. Однако переход на уровневую систему ВПО может привести к тому, что бюджетный прием придется увеличивать.
Если процесс пойдет в соответствии с принятым законом, то прием в специалитет будет серьезно ограничен, а в бакалавриат резко расширен. Если будет выбрана «эволюционная» модель постепенного увеличения бакалавриата, то все может растянуться на долгие годы. Многое определится и тем, как указанный переход поддерживается экономически: если он будет стимулироваться тем, что норматив финансирования подготовки специалиста окажется не выше или даже ниже норматива финансирования обучения бакалавра, то можно ожидать достаточно быстрого свертывания специалитета. При отсутствии указанных стимулов реакция системы, несомненно, будет противоположной.
При быстром переходе к двухуровневой системе ВПО и необходимости расширения бюджетного приема, введение жестко фиксированного порога, ниже которого нельзя учить на бюджетной основе, может привести к тому, что требование закона об обучении на бюджетной основе не менее 170 студентов на 10 тыс. чел. населения станет невыполнимым. Введение же балла, ниже которого перекрывается доступ в вузы, может повлечь за собой негативные последствия для систем образования определенных регионов.
Т.о., можно сделать вывод, что задавать баллы отсечения вне оценки всего спектра условий функционирования системы ВПО нельзя. Придется учитывать ситуацию, которая будет складываться в каждом конкретном году и, возможно, в каждом конкретном регионе. А это очень сильно осложнит процесс принятия решений. Как нетрудно заметить, потребность в прогнозе даже на перспективу 3 – 5 лет сейчас резко возрастает.3
В период государственной (итоговой) аттестации в апреле – июне 2009 г. проведение ЕГЭ организовано: по 14 общеобразовательным предметам; в 83 субъектах федерации; в 52 странах. Общее количество участников ЕГЭ – 994 669 человек, Общее количество проведенных экзаменов – 3 234 469. Количество участников ЕГЭ, имеющих возможность поступать в вузы/ссузы по результатам ЕГЭ, составляет около 900 000.
1.1.2 Двухуровневая система высшего профессионального образования
1 сентября 2007 г. был принят закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ (в части установления уровней ВПО)». Законопроект, внесенный правительством РФ, предусматривает переход к двухуровневой системе ВПО: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста (второй уровень).
В настоящее время закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает, что основные образовательные программы ВПО могут быть реализованы непрерывно и по ступеням:
Законопроектом бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования с отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой соответственно присваивается квалификация (степень) «бакалавр» или «магистр», либо квалификация «специалист».
Право участвовать в конкурсе для обучения по образовательным программам магистратуры предоставляется лицам, успешно завершившим обучение по программам бакалавриата. Особенности приема в магистратуру государственных и муниципальных образовательных учреждений ВПО, в том числе связанные с направлением подготовки (специальностью), полученной в бакалавриате, устанавливаются Министерством образования и науки.
Прием в высшие учебные заведения для обучения по программам подготовки специалиста, перечень которых устанавливается правительством РФ, и программам бакалавриата проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (СПО), на конкурсной основе по результатам ЕГЭ.
Законопроектом
устанавливается нормативный
Доступ
в аспирантуру получают только лица,
имеющие квалификацию «магистр» или
квалификацию «специалист». 4
1.2 Образование по итогам 2009 года
РФ является страной с высоким уровнем образования населения. По данным переписи 2002 г. лица, имеющие высшее (полное и неполное), а также СПО, составили 462 чел. на 1 тыс. чел. в возрасте 15 лет и более.
По последней советской переписи 1989 г. этот показатель равнялся 322 чел. на 1 тыс. чел. Число тех, кто имеет высшее и среднее профессиональное образование среди населения старше 15 лет, выросло с 1989 по 2002 г. в 1,4 раза.
Среди занятого населения удельный вес лиц с высшим образованием (полным и неполным) составил 26,6% в 2005 г. (в 2007 – 2008 гг. этот показатель составил 525 студентов на 10 000 человек) По этому показателю Россия входит в первую тройку стран, уступая только Норвегии и США. Вместе с тем следует отметить, что пик данного показателя был пройден в 2001 г. – 26,7%. Удельный вес занятых в экономике с высшим и средним профессиональным образованием, начиная с 2002 г. стал снижаться: в 2002 г. он достиг 58,3% , в 2003 г. упал до 52,2%, а в 2005 г. еще снизился – до 52%. Среди работающих увеличивается, причем стремительно, доля имеющих начальное профессиональное образование: оно востребовано рынком труда.
С 2004 г. выпуски из школ стали сокращаться, но прием в вузы еще рос, в 2005 г. начал сокращаться и прием (на 3,3% по сравнению с 2004 г.), но превышение числа поступивших в вузы над числом окончивших среднюю школу продолжало сохраняться, а в последние годы указанный разрыв даже вырос после небольшого уменьшения в 2004 г. Следует отметить, что в 2006 г. прием в государственные и муниципальные вузы, несмотря на уменьшение выпусков из школ, вырос на 4 тыс. чел. (0,3%) за счет увеличения платного приема. В целом прием на платной основе достиг 57,5% от общего числа принятых в государственные и муниципальные вузы. В 2006 г. платный прием в государственные вузы составил более 791 тыс. чел., в негосударственные вузы – почти 281 тыс. чел. Т.о., в 2006 г. на платной основе в высшие учебные заведения России было принято 1072,3 тыс. чел., или 64,6%. 5
В
2009г. сократилось число
Увеличилось
число самостоятельных
Если
число образовательных
Прием
в государственные и
Прием
в государственные и
Прием на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения ВПО за счет бюджетов всех уровней составил 559,8 тыс. человек и сократился по сравнению с 2008г. на 1,0 тыс. человек, или на 0,2%. Удельный вес принятых с полным возмещением затрат на обучение уменьшился на 0,9% и составил 57,9% от общего числа принятых.
В 2009г. доля принятых в негосударственные образовательные учреждения ВПО студентов уменьшилась на 3,1 процентного пункта и составила 13,9%.
По
результатам ЕГЭ в
Платных
образовательных услуг
Существенное воздействие на развитие системы ВПО с 2006 г. стал оказывать Приоритетный национальный проект «Образование». В России началось формирование федеральных (национальных) университетов и системообразующих вузов. К настоящему моменту созданы два федеральных университета – Южный (г. Ростов-на-Дону) и Сибирский (г. Красноярск). Эти университеты были сформированы путем слияния нескольких вузов. Общее число студентов в каждом из указанных федеральных университетов превысило 30 тыс. чел. Тем самым они вплотную приблизились к крупнейшим российским университетам – Московскому государственному университету им. М.В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургскому государственному университету (СПбГУ): 32 670 студентов и 29 860 студентов. Эти процессы, как представляется, нацелены на выделение в сфере ВПО инновационного ядра, на базе которого необходимо интенсифицировать развитие как самой системы образования, так и экономики в целом. Федеральные университеты и инновационные вузы должны выполнить и еще одну задачу – обеспечить прорыв России на мировой рынок высшего образования, где ее позиции пока более чем скромны: российская доля на указанном рынке составляет менее 0,5% по объему финансовых средств, получаемых от экспорта высшего образования.
Информация о работе Различия систем высшего образования США и России