Различия систем высшего образования США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание

Многообразие процессов, происходящих в системе ВПО, выдвигает на первый план проблему комплексного прогнозирования ее состояния в среднесрочной перспективе и оценку этого состояния с точки зрения целей и задач государственной образовательной политики. Поэтому строить прогноз необходимо с учетом тех факторов, которые уже в ближайшем будущем начнут оказывать на систему ВПО ощутимое воздействие – введение в полном масштабе ЕГЭ, уровневой системы ВПО, перехода на нормативный подушевой принцип бюджетного финансирования вузов, перехода вузов в форму автономного учреждения.1

Содержание

Введение 2
1 Основные тенденции развития системы высшего профессионального образования 5
1.1 Политика модернизации высшего профессионального образования 5
1.1.1 Единый государственный экзамен 8
1.1.2 Двухуровневая система высшего профессионального образования 12
1.2 Образование по итогам 2009 года 14
2 Различия систем высшего образования США и России 17
Заключение 25
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Качество высшего образования.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

Заключение

     В настоящее время институт высшей школы превратился в арену  жесточайших дискуссий. Кто-то считает, что нынешние вузы улучшились по сравнению  с их социалистическими «предками», кто-то – что они вообще выродились и превратились в некое научно-педагогическое убожество.

     Можно выделить несколько ключевых проблем сферы ВПО:

  1. ненужность образования (знаний) – рынок труда переполнился и «воткнуться» в него стало возможно только за счет личных связей и рекомендаций;
  2. формирование нового стереотипа обучения – преподаватели на лекциях должны студентов развлекать, чтобы они наслаждались процессом учебы, получали максимум удовольствия;
  3. новые инструменты борьбы против знаний – обязательная посещаемость студентов; преобладает бесперебойный учебный процесс, а не качество знаний; бесконечные переэкзаменовки; правило «тем, кто идет на красный диплом, ставить отличные оценки, невзирая на их слабые ответы»;
  4. неэффективная конкурсная система и плохие учебные программы – неправильный выбор предметов, по которым сдаются вступительные экзамены; сложная система конкурсного отбора; изначально слабая подготовка студентов закрепляется непродуманной учебной программой;
  5. дисбаланс в отношениях и статусе преподавателей и студентов – если раньше студентами были обычные малообеспеченные молодые люди, а профессора относились к разряду очень состоятельных членов общества, то сейчас все наоборот: автостоянки столичных вузов забиты дорогими иномарками, принадлежащими студентам, в то время как преподаватель – на общественном транспорте; абсолютное безразличие преподавателя к студентам, либо его лицемерно строгое отношение, направленное на получение взяток в разных формах;
  6. массовый характер высшего образования – наметилась тенденция к превращению высшего образования не просто в массовое явление, но в некий обязательный атрибут современного человека и др.

     Никакая перестройка системы высшей школы сама по себе ничего не даст, если радикально не изменится ситуация на рынке труда. Нельзя заставить сегодняшнего студента хорошо учиться и эффективно усваивать знания, которые ему не нужны. Чтобы мотивировать студента, необходимо создать соответствующую экономику, предъявляющую спрос на квалифицированные кадры. А это задача, выходящая за рамки собственно сферы высшего образования, и судя по всему, это задача далекого будущего.

     Сегодня российские вузы на довольно низком качественном уровне решают важную стратегическую задачу – обеспечивают массовое высшее образование. По-видимому, ломать этот процесс, не давая стране ничего серьезного взамен, не следует. Пожалуй, лучше дополнить этот процесс небольшим элементом, ориентированным на подготовку элитных специалистов. Данная идея уже озвучивалась в литературе. Думается, что здесь можно пойти по очень простой схеме: создать в рамках крупных вузов элитные кафедры, которые отвечали бы за подготовку специалистов высшей квалификации на протяжении всего периода обучения студента. При этом сотрудники данных кафедр и сами студенты должны получить привилегированное положение во всем – в заработках, графике работы, социальном пакете, статусе и т.п. Чрезвычайно важным является закрепление статуса элитного подразделения на институциональном уровне. Это можно сделать, в частности, введя дифференцированные дипломы о высшем образовании. По этим образовательным сертификатам элитные специалисты будут легко идентифицироваться работодателем и смогут впоследствии рассчитывать на лучшие места на рынке труда. Сами вузы должны заниматься брэндированием и продвижением этих специалистов в целях накопления «кадровой истории» своих элитных выпускников и формирования своей репутации. Конечно, эта мера не решит волшебным образом накопившиеся проблемы высшей школы, но, может быть, позволит столкнуть ситуацию с мертвой точки и потянет за собой всю остальную систему. 

Список  литературы

  1. Проект федерального закона № 412299-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (внесен Правительством РФ; принят в первом чтении – Постановление ГД ФС РФ от 16.05.2007 № 4568-4 ГД)
  2. Прогноз развития высшего образования в России: 2009-2011 гг. Под ред. Т.Л. Клячко [Текст] – М.: МАКС Пресс, 2009. – 404 с. – (Серия: «Управление. Финансы. Образование»).
  3. Расторгуева Н.Ф. Качество образования – залог конкурентоспособности выпускника // Высшее образование в России – № 1. 2009. – С. 87-90.
  4. Рифкин Б. (профессор Университет Темпл, Филадельфия, США) О новых тенденциях в высшем образовании США // Высшее образование в России – № 5. 2009. – С. 127-133.
  5. www.allmedia.ru
  6. www.gks.ru
  7. www.krao.ru

Информация о работе Различия систем высшего образования США и России