Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:21, контрольная работа
Социальная мысль античности. Впервые о закономерности развития общества, государства, семьи и права говорил Платон (427 – 347 гг.). В его трактате «Государство» он представил структуру и функционирование общества. В идеальном государстве Платона каждый гражданин занимается тем родом работ, который ближе его природе. Согласно трем начала души человека – разумное, яростное и вожделеющее – Платон делит население на три сословия: философы-правители, воины-стражи, земледельцы-ремесленники. Каждый гражданин идеального государства должен обладать 4 добродетелями: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость.
1.Этапы развития социологии
2.Становление социологии как научной дисциплины
3. Эмпирическая и фундаментальная социология: школы и направления
Символический интеракционизм (symbolic interactionism). Теоретический подход, используемый в социологии, предложенный Дж. Г. Мидом. В нем подчеркивается роль языка и символов как основных элементов межличностного взаимодействия. Мид утверждает, что именно язык дает возможность человеку стать сознательным существом, увидеть свою индивидуальность, причем ключевым элементом этого процесса является символ. Символ есть нечто, означающее что-то еще. Следуя примеру, использованному Соссюром, слово “дерево” является символом, при помощи которого мы представляем определенный предмет, дерево. Овладев этим понятием, говорит Мид, мы можем думать о дереве, даже если никакого дерева не видно. Мы научились мыслить о данном предмете символически. Символическое мышление освобождает нас от того, что наш опыт ограничивается только непосредственно видимым, слышимым и ощущаемым. Как утверждают последователи символического интеракционизма, практически все взаимодействия между людьми предполагают обмен символами. Взаимодействуя с другими, мы постоянно ищем ключи к пониманию того, какой тип поведения соответствует данному контексту и как следует интерпретировать намерения других. Символический интеракционизм обращает наше внимание на детали межличностного взаимодействия и на то, каким образом эти детали сообщают смысл сказанному или сделанному другими. Представим, например, первое свидание мужчины и женщины. Вероятно, оба они потратят значительную часть вечера на попытки оценить друг друга и возможные варианты развития своих отношений, в случае если они станут продолжаться. Никто из них не будет делать это слишком откровенно, хотя каждый при этом осознает, что происходит. Оба озабочены своим собственным поведением, поскольку стремятся представить себя в выгодном свете; однако, зная это, каждый будет пытаться увидеть те аспекты поведения другого, которые раскрыли бы его истинные взгляды. Так сложный и едва уловимый процесс символической интерпретации формирует взаимодействие двух людей.
Социологи, разделяющие идеи символического интеракционизма, обычно сосредоточивают свое внимание на межличностном взаимодействии в ситуациях повседневной жизни.
Лекция №3
Тема: Общество
1. Понятие термина «общество». Системный подход к обществу
2. Признаки общества
3. Типология обществ.
1. Понятие термина «общество»
Общество крайне многозначное понятие. Обществом может быть названа небольшая группа людей, объединенных некоторыми специфическими интересами (общество фотолюбителей), государственное образование или группа в некотором отношении однородных стран (российское о., западно-европейское о., «Восток»), наконец, это понятие применяется и для обозначения человечества в целом.
В соц-ой теории о. понимается не как любая механическая совокупность людей, а как такое их объединение, в котором происходит более-менее постоянное и устойчивое их взаимовлияние и взаимодействие.
Общество – это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся цельностью, саморегулируемостью и саморазвитием, а также наличием системы норм и ценностей, разделяемых большинством индивидов.
Общество неоднородно
и включает ряд разнопорядковых
явлений и процессов. Составными
элементами общества являются люди, социальные
связи и действия, социальные взаимодействия
и отношения, социальные институты
и организации, социальные группы, общности,
нормы и ценности. Каждый из этих
элементов находится в более
или менее тесной связи с другими
и играет специфическую роль в
функционировании общество как целого.
Именно благодаря своей структуре
общество качественно отличается от
произвольного хаотического скопления
людей. Социальная структурированность
общественной жизни придает ей устойчивый,
закономерный характер, порождает новое
интегральное системное качество, не
сводимое к качественной характеристике
отдельных людей или их сумме.
Общество как социальная система
– это такой социальный организм,
кот функционирует и
Структура общества может быть рассмотрена в различных ракурсах. Так, весьма распространенным подходом является выделение сфер общественной жизни, таких как экономическая, политическая, социальная и духовная (культурная).
Другой подход к структурированию общества связан с выделением в общественной жизни процессов функционирования и развития. Функционирование общества находит свое выражение в таких значимых социальных явлениях, как социализация и институционализация, социальная стратификация и мобильность, социальная организация и социальный контроль. Обращаясь к проблеме развития общества, социология изучает такие вопросы, как соотношение «изменения» и развития, причины и факторы социальных изменений, социальная эволюция и социальная революция.
В процессе становления социальной теории общества сложились три разные модели представлений о нем.
Первая – номиналистическая – представляет общество как сумму индивидов, преследующих свои интересы и сознательно выбирающих себе правила поведения за их полезность в достижении желаемых результатов (Т.Гоббс, Дж.Локк, Дж.Ст.Милль)
Сторонники второй модели (органическая) конструируют о. по образцу организма, элементы которого – люди, и способы их взаимодействия – органически взаимосвязаны и поддерживают внутри известное постоянство отношений. Здесь динамика развития общества и законы его функционирования выводятся не из целей и потребностей отдельных индивидов, а из логики их взаимодействия в рамках более широкого целого (Э.Дюркгейм).
Современная социология чаще
всего оперирует третьей
2. Признаки общества
Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей.
Выделим следующие признаки
общества, сформулированные Э. Шилзом:
1. Оно не является частью какой-либо
более крупной системы. 2. Браки
заключаются между
Подобным критериям
Признаки общества Э.Шилза
достаточно полно характеризуют
общество с социологической точки
зрения, ибо указывают на семейно-брачные
и кровно-родственные
3. Типология обществ
Типы человеческих обществ | |
Основные характеристики |
Время существования |
Сообщества охотников и собирателей | |
Состоят из небольшого количества людей поддерживающих свое существование охотой, рыбной ловлей и сбором съедобных растений. Неравенство в этих обществах слабо выражено; различия в социальном положении определяются возрастом и полом. |
С 50 000 до н, э. до настоящего времени хотя сейчас находятся на грани полного исчезновения. |
Земледельческие общества | |
В основе этих обществ — мелкие сельские общины; городов нет. Основной способ получения средств к существованию — земледелие, иногда дополняемое охотой и собирательством. Эти общества характеризуются более сильным неравенством, чем сообщества охотников и собирателей; во главе этих обществ стоят вожди. |
С 12 000 до н. э. до настоящего времени. Сегодня большая их часть входит в состав более крупных политических образований и постепенно утрачивает свой специфический характер. |
Общества скотоводов | |
Эти общества основываются на разведении домашних животных для удовлетворения материальных нужд. Размеры таких обществ варьируются от нескольких сот до тысяч человек. Для этих обществ обычно характерно ярко выраженное неравенство. Управляют ими вожди или военачальники. |
Тот же отрезок времени, что и у земледельческих обществ. Сегодня общества скотоводов также входят в состав более крупных государств; и их традиционный образ жизни разрушается. |
Традиционные государства, или Цивилизации | |
В этих обществах основой
экономической системы по- |
Примерно с 6000 до н. э. до девятнадцатого века. К настоящему времени все традиционные государства исчезли. |
Общества первого мира | |
Эти общества основываются на промышленном производстве, причем значительная роль отводится свободному предпринимательству. В сельском хозяйстве занята лишь незначительная часть населения, подавляющее большинство людей живет в городах. Существует значительное классовое неравенство, хотя и менее выраженное, чем в традиционных государствах. Эти общества составляют особые политические образования, или национальные государства. |
С восемнадцатого века до настоящего времени. |
Общества второго мира | |
Общества, которые имеют индустриальную базу, но в их экономической системе господствует централизованное планирование. Лишь относительно небольшая часть населения занята в сельском хозяйстве, большинство проживает в городах. Существует значительное классовое неравенство, хотя целью марксистских правительств этих стран является создание бесклассовой системы. Подобно странам первого мира, образуют особые политические общности, или национальные государств? |
С начала двадцатого века (после Октябрьской революции 1917 года в России) до настоящего времени. |
Общества третьего мира | |
Общества, в которых большая
часть населения занята в сельском
хозяйстве, живет в сельской местности
и применяет в основном традиционные
методы производства. Однако часть
сельскохозяйственной продукции реализуется
на мировом рынке. В некоторых
странах третьего мира существует система
свободного предпринимательства, в
других — централизованного |
С восемнадцатого века (как колонизированные страны) до настоящего времени. |
Тема4 . Социальные институты и социальные процессы
1.Социальный институт
как устойчивая форма
2.Типология социальных институтов
3.Понятие «социальный процесс»
4.Социальные процессы в жизнедеятельности общества
1.Социальный институт
как устойчивая форма
Институты это
устойчивый комплекс норм, правил, символов,
регулирующих различные сферы человеческой
жизнедеятельности и
Любой социальный институт
возникает и функционирует, выполняя
ту или иную социальную потребность.
Если такая потребность становится
незначительной или совсем исчезает,
то существование института
Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными и высоко стандартизированными, к важнейшим можно было бы причислить и институт науки. Вместе с тем многие виды деятельности, включая социальную деятельность и медицину, тоже начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой социальных статусов и ролей и по этой причине могут быть отнесены к институтам.
Институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
2.Типология социальных институтов
Исходя из этого институционализация
представляет собой процесс определения
и закрепления социальных норм, правил,
статусов и ролей, приведение их в
систему, которая способна действовать
в направлении удовлетворения некоторой
общественной потребности. Институционализация
- это замена спонтанного и
Иституциональные признаки. Культурные символы. Кодексы поведения (устные и письменные). Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии.
3.Понятие «социальный процесс»
Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою практику. Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, a, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряженность часто может быть бессознательным благодаря наличию у людей мотивов и ориентаций.
Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом. Люди перемещаются с места на место, совместно обучаются, производят продукты, распределяют и потребляют их, участвуют в политической борьбе, культурных преобразованиях и многих других социальных процессах.
Классификацию основных социальных процессов. Это процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах, - поддержание границ и систематические связи.