Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:21, контрольная работа
Социальная мысль античности. Впервые о закономерности развития общества, государства, семьи и права говорил Платон (427 – 347 гг.). В его трактате «Государство» он представил структуру и функционирование общества. В идеальном государстве Платона каждый гражданин занимается тем родом работ, который ближе его природе. Согласно трем начала души человека – разумное, яростное и вожделеющее – Платон делит население на три сословия: философы-правители, воины-стражи, земледельцы-ремесленники. Каждый гражданин идеального государства должен обладать 4 добродетелями: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость.
1.Этапы развития социологии
2.Становление социологии как научной дисциплины
3. Эмпирическая и фундаментальная социология: школы и направления
2. Социологический аспект личности
В современной науке существует два противоположных подхода в определении факторов развития человека: биологизаторский и социологический. Сторонники биологизаторского подхода сводят природу человека к животному началу, так как человек обладает теми же органами. Поведение человека обусловлено его инстинктами (Спенсер в качестве такого инстинкта считал инстинкт выживания Фрейд – продолжение рода и смерти). Некоторые биологические концепции личности увязывали типы поведения со строением тела: итальянский врач Чезаре Ломброзо полагал, что существует связь между физическими чертами личности и характером поведения. Он ввел понятие «криминальный тип» как результат деградации человека к более ранним стадиям эволюции; американский психолог Уильям Шелдо вывел зависимость личностных черт от строения тела. Он выделяет три типа личности: человек умеренной полноты (общителен, умеет ладить с людьми, следует своим желаниям); индивид с сильным стройным телом (склонен к беспокойству, активности); личность с тонким и хрупким телом (склонна к самоанализу, обладает повышенной чувствительностью и нервозностью). Существенным недостатком биологических теорий в объяснении природы человека является односторонность, игнорирование культурного начала в поведении личности. Социологические концепции признают несущественными биологические механизмы жизнедеятельности человека: марксизм рассматривал личность как продукт общественных отношений, где главными являются материальные (экономические) отношения; сторонники ролевой теории личности (Д.Мид, М.Кун, Т.Парсонс, Р.Дарендорф) считают, что личность играет различные роли применительно к конкретной ситуации. Общество предписывает личности определенный стандарт поведения в соответствии с занимаемым статусом в группе. Чарльз Хортон Кули полагал, что люди преобразуют себя и свой мир путем участия в процессах социальных интеракций, и утверждал, что наше сознание активизируется в социальном контексте. Это утверждение лучше всего иллюстрирует теория “зеркального Я” – процесса, в ходе которого мы мысленно становимся на точку зрения других людей и видим себя их глазами или так, как по нашему мнению другие люди видят нас. Природа человека двойственна: она сочетает биологические основы жизнедеятельности и социальные начала. Особая роль биологических механизмов в жизнедеятельности человека наиболее ярко проявляется в наследственности, которая обеспечивает возможность воспроизводства и развития биологических свойств людей. Это навело ученых на мысль, что человеческую природу можно улучшить путем селекции. Британский ученый Френсис Гальтон ввел термин «евгеника», которым обозначил улучшение человечества путем искусственного вмешательства в процесс естественного отбора. Целью евгеники было оказание влияния на передачу генетического материала, чтобы помочь положительным свойствам перейти к следующему поколению и избежать передачи отрицательных свойств. Решающее значение в развитии человека имеют социальные условия его существования, культура общества. Развитие личности невозможно вне социальных связей, поскольку через социальные взаимодействия передается социальный опыт человечества, усваивается его культура, происходит самооценка и самопознание личности.
Структура личности.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом: с точки зрения ее структуры; с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми. Далее мы рассмотрим особенности личности, сгруппированые в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.
Краткое название подструктуры |
К данной структуре относятся |
Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности |
Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы |
Социальный уровень (биологического почти нет) |
Подструктура опыта |
Умения, знания, навыки, привычки |
Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) |
Подструктура форм отражения |
Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) |
Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) |
Тема №7 Девиация и социальный контроль
1. Девиация и девиантное поведение
2. Понятие и
назначение социального
3. Способы осуществления социального контроля
1. Девиация и девиантное поведение
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин "социальное отклонение" обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое называется девиацией. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.
Первичное и вторичное отклонения. Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером (129). Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.
Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член общества совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей девиантами. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.
Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом на жизненном пути индивида. Действительно, совершивший первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать то же место в системе статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее. Такое лицо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и заслужить название "криминальной" личности; оно может стать зависимым от отклоняющихся (например, алкоголики) или от преступных (например, преступная группа) ассоциаций, которые начинают использовать факт индивидуального отклонения, отделяя данного индивида от общества и прививая ему нравственные нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.
Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. То же можно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям. 1.Сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях куда более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер. Сверхинтеллектуальность может быть даже помехой при исполнении некоторых ролей, так как изолирует личность от остальных членов группы. 2.Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Возвеличивание спортсмена, актера, балерины, художника больше зависит от особых склонностей человека, чем от его общей интеллектуальности. Все здесь решает способность сделать работу лучше других на очень узком участке деятельности, где проявляется крайне специфический талант. 3. Сверхмотивация. Безусловно, ее наличие у индивида является фактором, способствующим его возвышению над остальными людьми; Очевидно, что одна из причин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влиянии. Влияние внешних условий в соединении с групповым влиянием способствует появлению большого числа индивидов, обладающих сверхмотивацией в различных областях деятельности. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или в юности. Так, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве; непривлекательная внешность и отсутствие внимания со стороны окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда Ш; Николло Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате испытанной в детстве нужды и насмешек сверстников. Известно, например, что воинственность часто появляется из-за сверхстрогости родителей. 4. Личностные качества. Личностным черты и свойствам характера, которые помогают достичь возвышения личности. Эти черты теснейшим образом связаны с определенными видами деятельности.
Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Эти общества не строго относятся к индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими отклонений. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.
При рассмотрении этого вопроса
необходимо, прежде всего, выделить ту
часть культурно осуждаемых отклонений,
которая не рассматривается в
курсе социологии. Тот, кто имеет
физические или психические дефекты,
может быть совершенно не способен
к обычным для нормальных членов
общества ролевым достижениям или
нормальному поведению. "Психический
дефект" означает, что у данного
индивида наблюдаются ограниченные
способности к обучению в результате
тяжелой наследственности или повреждения
рассудка. Диагнозирование этих дефектов
лежит вне области социологии,
но социологов интересует как общественное
мнение по поводу этих дефектов, так
и социальная распространенность и
виды социальных отклонений, встречающиеся
у этих неполноценных людей. Психические
дефекты могут быть врожденными
и приобретенными вследствие тяжелого
заболевания или
Таким образом, отклоняющееся
поведение часто служит основным
началом существования
2. Понятие и
назначение социального
Для того чтобы в мире
все шло своим чередом, люди должны
следовать правилам. Социальный порядок
требует соблюдения общих норм, по
крайней мере, от большинства людей.
Без существования социального
порядка взаимодействие людей превратилось
бы в настоящую проблему, а их
ожидания утратили бы смысл. Общество
стремится гарантировать
Члены общества непрерывно
проходят процесс социализации (см.
гл. 3), посредством которого они усваивают
те системы мышления, чувств и поведения,
которые характерны для культуры
их общества. В детском возрасте
соответствие ожиданиям других людей
прежде всего является продуктом
внешних процессов контроля. По мере
взросления поведение человека начинает
все более и более управляться