Развитие социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:21, контрольная работа

Описание

Социальная мысль античности. Впервые о закономерности развития общества, государства, семьи и права говорил Платон (427 – 347 гг.). В его трактате «Государство» он представил структуру и функционирование общества. В идеальном государстве Платона каждый гражданин занимается тем родом работ, который ближе его природе. Согласно трем начала души человека – разумное, яростное и вожделеющее – Платон делит население на три сословия: философы-правители, воины-стражи, земледельцы-ремесленники. Каждый гражданин идеального государства должен обладать 4 добродетелями: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость.

Содержание

1.Этапы развития социологии
2.Становление социологии как научной дисциплины
3. Эмпирическая и фундаментальная социология: школы и направления

Работа состоит из  1 файл

Социология - 1.docx

— 92.06 Кб (Скачать документ)

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как  социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс  как вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована и  по иным принципам, она включает ряд  звеньев:

    • систему дошкольного воспитания и образования,
    • общеобразовательную школу,
    • профессионально-техническое образование,
    • среднее профессиональное образование,
    • высшее образование,
    • послевузовское образование,
    • систему переподготовки специалистов.

По  ряду направлений за прошедшее десятилетие  в системе образования Казахстана произошли прогрессивные структурные  и функциональные изменения. Сделаны  конкретные шаги на пути гуманизации  образования, обращению к личности обучаемого и воспитанника, особенно в системе дошкольного образования. Одной из примечательных характеристик  общего образования стала его  вариативность: стабильно растет число  новых видов образовательных  учреждений – лицеев, гимназий и  образовательных центров, которые  позволяют лучше учитывать разнообразие познавательных интересов учащихся и шире внедрять личностно-ориентированные  технологии обучения и воспитания.

Система высшего образования. Высшая школа – это не только национальная система высшего образования, но одновременно и наиболее мощная часть мировой образовательной системы. Сегодня в мире общепризнано, что без развития высшего образования невозможно обеспечить экономическую, политическую и культурную независимость нации и развитие общества в целом. Развитие высшего образования должно быть связано с требованиями государства, перспективами развития страны, интересами общества. Можно выделить пять основных характеристик, определяющих уровень и критерии развития высшей школы любой страны:

    • доступность системы высшего образования и степень удовлетворения потребностей населения и экономики по объему и качеству предоставляемых услуг;
    • степень разнообразия (диверсификации) уровней и программ высшего образования, его организационных форм и структур;
    • качество подготовки и конкурентоспособность специалистов на внутреннем и мировом рынках образовательных услуг;
    • объем, структура и источники получаемых и используемых ; высшей школой ресурсов в целом и уровень ее государственного финансирования в частности;
    • состояние и динамика развития преподавательских кадров, социальной и производственной инфраструктур, систем организации и управления, т.е. основных факторов, определяющих потенциал высшей школы.

Цивилизованный  мир стремится к тому, чтобы  получить в свое распоряжение мощный потенциал специалистов с высшим образованием, эффективно использовать большой потенциал науки. В российском государстве этот процесс тормозится. Для того чтобы страна оставалась на уровне обеспечения благосостояния людей, нужно стимулировать (материально  и морально) интеллектуальное развитие человека, создавать условия в  социуме для востребованности образованных, талантливых людей. В России же востребованность в услугах высшей школы в настоящее  время минимальна. Сегодня в сфере  высшего образования наблюдается  ряд новых тенденций: происходит переструктурирование высшего образования; меняется соотношение технического и гуманитарного сегментов высшей и средней школы; резко повышается престиж одних вузов, специальностей, профессиональных знаний и одновременно падает престиж других; намечается рост зависимости карьеры от образования; образование на сегодняшний день является необходимым, но не единственным условием успешной карьеры; возникла и  утверждается система платного образования.

Во всех государствах современного мира, включая развивающиеся страны, образование стало одной из основных сфер вложения капиталов. Однако имеются  существенные различия в организации  систем образования и в пропорции  населения, получающего тот или  иной уровень и тип образования.

Некоторые типы образовательной системы являются высокоцентрализованными. Во Франции, например, все студенты учатся по единым национальным программам и сдают единые национальные экзамены. Американская система гораздо более децентрализована по сравнению с большинством промышленно развитых стран. Местные власти выделяют значительные средства для школ, обеспечивая около 40% от необходимого объема финансирования, в то время как федеральное правительство берет на себя лишь примерно 10%. Остальные средства поступают из доходов от местных налогов. Школы управляются местными советами, избираемыми общим голосованием; советы имеют широкие полномочия, включая принятие на работу учителей и представителей администрации, а также контроль над программой.

Участие местной общественности в управлении делами школы приводит к различным последствиям. Очевидное  преимущество этого состоит в  том, что школы отвечают интересам  и потребностям тех людей, для  которых они существуют. С другой стороны, такая система ведет  к весьма значительным различиям  в финансировании школ, которое зависит  от того, насколько велико благосостояние данной общины. Наполняемость классов, материально-техническое обеспечение  и возможности привлечения высококвалифицированных  учителей чрезвычайно разнятся от одного района к другому.

В большинстве промышленно  развитых стран частные школы  и колледжи сосуществуют с образовательной  системой, финансируемой государством. Иногда центральное правительство  или местные власти выделяют субсидии для школ, принадлежащих к религиозным  сектам. В Ирландии, например, все  школы принадлежат церкви, хотя они  и получают значительную финансовую помощь от общества. С другой стороны, в Британии школы, относящиеся к  религиозным организациям, слабо  поддерживаются государством и действуют  в основном независимо от государственной  системы образования. Во многих странах  в прошлом государство боролось за установление контроля над образованием и отделение образования от церкви.

Даже в тех обществах, где большинство образовательных  институтов сейчас организуется и финансируется  государством, религиозные организации  часто ведут борьбу за сохранение хотя бы некоторых своих традиционных прав в области образования.

Различия в организации высшего образования (образования после окончания школы, которое получают обычно в университете или колледже) в разных обществах также велики. В некоторых странах все университеты и колледжи являются государственными учреждениями, финансируемыми непосредственно из государственных источников. Высшее образование во Франции, например, организуется в общегосударственном масштабе с централизованным управлением, столь же заметным, как и на уровне начального и среднего образования. Структура всех учебных курсов должна вырабатываться специальным регулирующим органом, действующим в общенациональном масштабе и отвечающим перед министерством высшего образования. Выпускникам по окончании вуза могут присваиваться степени двух видов: одна — от самого университета, другая — от государства. Национальные степени рассматриваются в целом как более престижные и ценные, чем те, которые присваиваются университетами, поскольку степени, присваиваемые государством, должны соответствовать единым стандартам. Ряд должностных позиций в государственном аппарате замещается только обладателями национальных степеней; их также предпочитают при найме на работу в промышленности. Фактически все учителя школ и преподаватели колледжей и университетов во Франции являются государственными служащими. Оклады и должностные обязанности устанавливаются централизованно.

США отличаются от других развитых стран значительной долей колледжей  и университетов, относящихся к  частному сектору. 54% американских высших учебных заведений, в том числе  такие наиболее престижные университеты, как Гарвардский, Принстонский и  Йейльский, являются частными. Однако разница между государственным и частным в американском высшем образовании не столь очевидна, как в других странах. Студенты частных университетов пользуются государственными гарантиями и льготами, а сами эти университеты получают государственные средства на проведение научных исследований. Государственные университеты часто пользуются значительными пожертвованиями частных фирм. Они также часто получают исследовательские гранты из частных источников в промышленности.

Британская система высшего  образования значительно более  децентрализована по сравнению с  французской, но более единообразна, чем американская. Университеты и  колледжи финансируются государством, а преподаватели всех уровней получают зарплату, определяемую в соответствии с общенациональной системой ставок. Вместе с тем имеется большое разнообразие организационных форм и учебных программ.

Непосредственно перед войной в Англии был 21 университет. По сегодняшним  меркам большинство из них были очень  маленькими. Общее число студентов  английских университетов в 1937 г. едва превышало число штатных преподавателей 397 университетов по состоянию на 1981 год. Подготовка научно-педагогических кадров была поставлена очень слабо даже в Кембридже или Оксфорде, в старейших университетах. В 1937 г. 75% всех аспирантов в стране было зарегистрировано в Лондонском университете.

В период 1945-1970 годов сеть высших учебных заведений в Англии увеличилась в четыре раза. Старые университеты были расширены, также  были построены новые (такие, как  Сассекский, Кентский, Стерлингский, Йорский). С появлением политехнических вузов  сложилась так называемая “бинарная” система. Этот второй элемент системы высшего образования представлен сегодня сравнительно широко и включает около 400 колледжей, предлагающих разнообразный перечень курсов. Политехнические вузы ориентированы в большей степени, чем университеты, на профессиональную подготовку. Был учрежден Национальный научно-аттестационный совет, который должен был обеспечить соответствие присваиваемых степеней единому стандарту.

Сегодня английские вузы имеют  то, что иногда называют “стандартным дипломом”. Это означает, что степень, присвоенная в Лестерском или  Лидсском университете, по крайней  мере теоретически соответствует степени, присвоенной по той же специальности  в Кембриджском или Оксфордском  университете, или, скажем, степени, присвоенной  в любом другом политехническом  вузе или колледже. Однако отмечается, что Оксфорд и Кембридж гораздо  более избирательны при наборе студентов, около половины из которых являются выпускниками закрытых частных средних учебных заведений (платных школ). Степень, присвоенная в Оксфорде или Кембридже, обеспечивает лучшие возможности для достижения высокого положения в обществе, чем дипломы большинства других университетов.

Несмотря на послевоенное развитие, доля студенчества в английском обществе все еще меньше, чем в  других западных странах. В 1986 г. только 6,6% молодежи, достигшей 18-летнего возраста, училось в университете, в то время как в большинстве других европейских стран доля студентов среди молодежи превысила 10%, а в Италии приближается к 30%.

В 80-е годы вразрез с  широко распространившимся прежде взглядом на университет как храм научного творчества, имеющего самодостаточное  значение, консервативное правительство  потребовало введения более дешевой  и утилитарной системы высшего  образования. В период 1981-1985 годов  в университетах исчезло 5600 ставок преподавателей и 18 тысяч студенческих мест. Вопреки стремлению правительства  сократить “издержки научного производства”, существует растущая оппозиция подобной политике, которая, похоже, ставит под  вопрос особый вклад университетов  в жизнь общества: их участие в  поиске рациональных, взвешенных путей  решения самых различных проблем.

 

 

 

 


Информация о работе Развитие социологии