Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:21, контрольная работа
Социальная мысль античности. Впервые о закономерности развития общества, государства, семьи и права говорил Платон (427 – 347 гг.). В его трактате «Государство» он представил структуру и функционирование общества. В идеальном государстве Платона каждый гражданин занимается тем родом работ, который ближе его природе. Согласно трем начала души человека – разумное, яростное и вожделеющее – Платон делит население на три сословия: философы-правители, воины-стражи, земледельцы-ремесленники. Каждый гражданин идеального государства должен обладать 4 добродетелями: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость.
1.Этапы развития социологии
2.Становление социологии как научной дисциплины
3. Эмпирическая и фундаментальная социология: школы и направления
Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "ко" - "вместе" и "операри" - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).
В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.
Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия. Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов). Суть конкуренции - достижении и опережении соперников, а не на их устранении.
Плюсом конкуренции можно считать то, что она широко практикуется как средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям. Конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриг или нарушения существующих законов конкуренции. Его действ могут породить ответную реакцию, и конкуренция превращается конфликт с непредсказуемыми результатами.
Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление - это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.
Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.
Подчинение - обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм.
Компромисс - это форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс - это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.
Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с возрастом наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняется. Мы уже не можем полностью принять молодежную культуру, однако можем и должны относиться к ней терпимо и путем такого приспосабливания мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками. То же можно сказать об эмигранте, выезжающем в другую страну, который просто обязан терпимо относиться к образцам чуждой ему культуры, ставить себя на место окружающих его людей и пытаться понять их. В противном случае процесс приспособления не будет успешным.
Ассимиляция. Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 по 1913 г. в основном образовали иммигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний - малой Италии, малой Польши и т.д. - они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается, и новоиспеченные американцы чувствуют наиболее удобными и привычными американские образцы культуры. Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы.
Амальгамизация - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться "чистотой крови". Например, в Центральной Америке или в некоторых частях Южной Америки для обладания высокими статусами необходимо испанское происхождение. Но только процесс амальгамизации полностью заканчивается, гран между группами стираются и социальная структура больше не зависит от "чистоты крови".
4. Социальные процессы в жизнедеятельности общества
Группа представляет собой совокупность взаимодействующих людей, которые ощущают свою принадлежность к одному целому и воспринимаются другими как некое сообщество. В зависимости от величины выделяют малые, средние и большие группы.
К малым группам относят семью, первичный трудовой коллектив (бригада, отдел и служба предприятия, исследовательская группа и т.п.), дружеская компания и пр. Особенность этих групп – непосредственный личный контакт членов группы между собой.
К средним группам принадлежат прежде всего трудовые коллективы предприятий (фирм), организаций, учреждений.
Большие группы – это
социальные классы и слои, профессиональные
группы, этнические общности и т.д. специфика
таких групп – безличный
При рассмотрении малых и средних групп социологов интересуют следующие вопросы:
- условия возникновения группы и этапы ее развития;
- динамика отношений между членами группы;
- ролевая структура группы;
- причины конфликтных ситуаций;
- структура и функции группы.
Главным условием возникновения группы выступает общность интересов, профессии, деятельности. Этапы развития группы характеризуют в первую очередь степень ее сплоченности. Различают четыре этапа развития: суммативные группы, диффузные группы, ассоциации и организации.
Первый этап. Суммативные
группы характеризуются
Второй этап. Диффузным
группам присуще появление
Третий этап. Ассоциации отличаются появлением системы представительства и защиты общих интересов членов группы, которая невозможна без формирования формальной социальной структуры (формальное членство, порядок приема, выборы руководства и т.п.).
Четвертый этап. Организации – высшая стадия развития группы, когда основная деятельность членов группы обретает коллективный характер и регулируется установленными принципами и правилами.
Так выглядит в общем последовательность развития групп. В реальной жизни одни группы проходят все указанные этапы, другие останавливаются длительное время на одном из них, третьи начинают с любого этапа.
Система социальных ролей
в группе включает следующие виды
ролей: содержательные, методологические,
социально-психологические и
Содержательные роли (инициатор, имитатор, эрудит, эксперт, новатор, консерватор) выражают позиционирование членов группы в процессе определения стратегии деятельности группы.
Методологические роли (тактик, критик, генератор идей, диагност и т.д.) определяют позицию членов группы в процессе выработки тактики групповой деятельности по достижению намеченных целей.
Социально-психологические роли (оптимист, пессимист, патриот, индифферентный, юморист, подстрекатель и др.) отражают позицию участников группы при формировании группового мнения по конкретным вопросам.
Организационные роли (организатор, контролер, «рабочая лошадка», «палочка-выручалочка» и др.) – это роли, выполняемые участниками группы в процессе реализации принятых решений.
Внутригрупповые конфликты подразделяются на организационные (функциональные) и межличностные.
Организационные (функциональные) конфликты выступают следствием серьезного расхождения членов группы по вопросам совместной деятельности, а также – некомпетентных действий руководителя.
Межличностные конфликты – результат личной конфликтности участников группы.
Уровень конфликтности зависит
от степени социальной компетентности
руководителя (подбор новых членов
группы, адекватный стиль руководства
и т.п.) и членов группы (умение работать
в коллективе, эффективно взаимодействовать
друг с другом при реализации групповых
и личных целей), т.е. прежде всего
от психологической и
Тема5 Социальная структура и теория стратификации
Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах называют социальной структурой. Она находит свое выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.
Социальная структура придает нашему групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре мы связываем в своем сознании определенные факты нашего опыта, называя их, например, “семья”, “церковь”, “квартал” (в смысле района проживания). Почти так же, как структуры, мы воспринимаем физические аспекты нашего опыта – части, сведенные в целое, а не как изолированные элементы. Например, когда мы смотрим на какое-то здание, мы не просто видим кровлю, кирпичи, стекло и прочие строительные материалы – мы видим дом; когда мы смотрим на бесхвостое земноводное, мы не просто видим выпученные глаза, гладкую пятнистую кожу и длинные задние лапы, а лягушку. При этом мы соотносим полученный опыт с другим опытом в рамках более обширного контекста.
Социальная структура дает ощущение того, что жизнь организована и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру университета. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето еще одна группа заканчивает университет. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Все время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из нее. И все же, хотя конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация – это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.
Социальные структуры
ограничивают наше поведение и направляют
наши действия в определенное русло.
Поступив в университет, вы чувствуете
себя сначала как-то неловко, потому
что еще не вписались в новое
окружение. Традиции и обычаи университета
– это социальная структура, которую
приняла данная организация за многие
годы регулярного взаимодействия между
студентами, преподавателями и
Использование статичной структурной терминологии для описания и анализа социальной жизни не должно скрывать от нас динамичные и меняющиеся характеристики социальной структуры. Университет – это не некий устойчивый организм, который после своего создания продолжает непрерывно и однообразно функционировать. Вся социальная упорядоченность должна постоянно создаваться и воспроизводиться путем переплетения и стабилизации социальных отношений. Поэтому организованная социальная жизнь всегда претерпевает модификации и изменения.