Развитие социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:21, контрольная работа

Описание

Социальная мысль античности. Впервые о закономерности развития общества, государства, семьи и права говорил Платон (427 – 347 гг.). В его трактате «Государство» он представил структуру и функционирование общества. В идеальном государстве Платона каждый гражданин занимается тем родом работ, который ближе его природе. Согласно трем начала души человека – разумное, яростное и вожделеющее – Платон делит население на три сословия: философы-правители, воины-стражи, земледельцы-ремесленники. Каждый гражданин идеального государства должен обладать 4 добродетелями: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость.

Содержание

1.Этапы развития социологии
2.Становление социологии как научной дисциплины
3. Эмпирическая и фундаментальная социология: школы и направления

Работа состоит из  1 файл

Социология - 1.docx

— 92.06 Кб (Скачать документ)

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "ко" - "вместе" и "операри" - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

В основе любой кооперации лежат согласованные действия и  достижение общих целей. Для этого  необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность  действий, установление правил сотрудничества. Главный смысл кооперации состоит  прежде всего в обоюдной пользе.

Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия. Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов). Суть конкуренции - достижении и опережении соперников, а не на их устранении.

Плюсом конкуренции можно  считать то, что она широко практикуется как средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям. Конкуренция имеет тенденцию  превращаться в конфликт Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению  завладеть ценностями путем насилия, интриг или нарушения существующих законов конкуренции. Его действ могут породить ответную реакцию, и  конкуренция превращается конфликт с непредсказуемыми результатами.

Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление - это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором  можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Подчинение - обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм.

Компромисс - это форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс - это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

Необходимым условием для  успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к  новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с  возрастом наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняется. Мы уже не можем полностью принять  молодежную культуру, однако можем  и должны относиться к ней терпимо  и путем такого приспосабливания мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками. То же можно сказать  об эмигранте, выезжающем в другую страну, который просто обязан терпимо относиться к образцам чуждой ему культуры, ставить себя на место окружающих его людей и пытаться понять их. В противном случае процесс приспособления не будет успешным.

Ассимиляция. Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 по 1913 г. в основном образовали иммигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний - малой Италии, малой Польши и т.д. - они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается, и новоиспеченные американцы чувствуют наиболее удобными и привычными американские образцы культуры. Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы.

Амальгамизация - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться "чистотой крови". Например, в Центральной Америке или в некоторых частях Южной Америки для обладания высокими статусами необходимо испанское происхождение. Но только процесс амальгамизации полностью заканчивается, гран между группами стираются и социальная структура больше не зависит от "чистоты крови".

 

4. Социальные процессы  в жизнедеятельности общества

Группа представляет собой совокупность взаимодействующих людей, которые ощущают свою принадлежность к одному целому и воспринимаются другими как некое сообщество. В зависимости от величины выделяют малые, средние и большие группы.

К малым группам относят  семью, первичный трудовой коллектив (бригада, отдел и служба предприятия, исследовательская группа и т.п.), дружеская компания и пр. Особенность  этих групп – непосредственный личный контакт членов группы между собой.

К средним группам принадлежат  прежде всего трудовые коллективы предприятий (фирм), организаций, учреждений.

Большие группы – это  социальные классы и слои, профессиональные группы, этнические общности и т.д. специфика  таких групп – безличный характер взаимосвязи между их членами.

При рассмотрении малых и  средних групп социологов интересуют следующие вопросы:

- условия возникновения  группы и этапы ее развития;

- динамика отношений между  членами группы;

- ролевая структура группы;

- причины конфликтных  ситуаций;

- структура и функции  группы.

Главным условием возникновения  группы выступает общность интересов, профессии, деятельности. Этапы развития группы характеризуют в первую очередь  степень ее сплоченности. Различают  четыре этапа развития: суммативные  группы, диффузные группы, ассоциации и организации.

Первый этап. Суммативные  группы характеризуются отгороженностью  от других людей на основе объединяющего  признака и отсутствием организованных взаимоотношений внутри группы (самый  низкий уровень сплоченности группы).

Второй этап. Диффузным  группам присуще появление своей  неформальной системы ролей и  связей, распределение статусов.

Третий этап. Ассоциации отличаются появлением системы представительства  и защиты общих интересов членов группы, которая невозможна без формирования формальной социальной структуры (формальное членство, порядок приема, выборы руководства  и т.п.).

Четвертый этап. Организации  – высшая стадия развития группы, когда  основная деятельность членов группы обретает коллективный характер и регулируется установленными принципами и правилами.

Так выглядит в общем последовательность развития групп. В реальной жизни  одни группы проходят все указанные  этапы, другие останавливаются длительное время на одном из них, третьи начинают с любого этапа.

Система социальных ролей  в группе включает следующие виды ролей: содержательные, методологические, социально-психологические и организационные.

Содержательные роли (инициатор, имитатор, эрудит, эксперт, новатор, консерватор) выражают позиционирование членов группы в процессе определения стратегии  деятельности группы.

Методологические роли (тактик, критик, генератор идей, диагност и  т.д.) определяют позицию членов группы в процессе выработки тактики  групповой деятельности по достижению намеченных целей.

Социально-психологические  роли (оптимист, пессимист, патриот, индифферентный, юморист, подстрекатель и др.) отражают позицию участников группы при формировании группового мнения по конкретным вопросам.

Организационные роли (организатор, контролер, «рабочая лошадка», «палочка-выручалочка» и др.) – это роли, выполняемые  участниками группы в процессе реализации принятых решений.

Внутригрупповые конфликты  подразделяются на организационные (функциональные) и межличностные.

Организационные (функциональные) конфликты выступают следствием серьезного расхождения членов группы по вопросам совместной деятельности, а также – некомпетентных действий руководителя.

Межличностные конфликты  – результат личной конфликтности  участников группы.

Уровень конфликтности зависит  от степени социальной компетентности руководителя (подбор новых членов группы, адекватный стиль руководства  и т.п.) и членов группы (умение работать в коллективе, эффективно взаимодействовать  друг с другом при реализации групповых  и личных целей), т.е. прежде всего  от психологической и социокоммуникативной совместимости.

 

 

Тема5 Социальная структура и теория стратификации

  1. Социальная структура и основные понятия теории стратификации
  2. Типы стратификационных систем
  3. Социальная мобильность: понятие и разновидности

 

  1. Социальная структура и основные понятия теории стратификации.

Общество – это система  реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют  друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются  социальной упорядоченностью. Социологи  эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах называют социальной структурой. Она находит свое выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.

Социальная структура  придает нашему групповому опыту  целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре  мы связываем в своем сознании определенные факты нашего опыта, называя  их, например, “семья”, “церковь”, “квартал” (в смысле района проживания). Почти  так же, как структуры, мы воспринимаем физические аспекты нашего опыта  – части, сведенные в целое, а  не как изолированные элементы. Например, когда мы смотрим на какое-то здание, мы не просто видим кровлю, кирпичи, стекло и прочие строительные материалы  – мы видим дом; когда мы смотрим  на бесхвостое земноводное, мы не просто видим выпученные глаза, гладкую  пятнистую кожу и длинные задние лапы, а лягушку. При этом мы соотносим  полученный опыт с другим опытом в  рамках более обширного контекста.

Социальная структура  дает ощущение того, что жизнь организована и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру университета. Каждую осень проводится набор новых  студентов, и каждое лето еще одна группа заканчивает университет. Деканаты определяют стипендии и управляют  учебным процессом. Все время  новые студенты, преподаватели и  деканы проходят через эту систему  и в положенное время выходят  из нее. И все же, хотя конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет  продолжает существовать. Точно так  же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация  – это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

Социальные структуры  ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определенное русло. Поступив в университет, вы чувствуете себя сначала как-то неловко, потому что еще не вписались в новое  окружение. Традиции и обычаи университета – это социальная структура, которую  приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между  студентами, преподавателями и руководством.

Использование статичной  структурной терминологии для описания и анализа социальной жизни не должно скрывать от нас динамичные и меняющиеся характеристики социальной структуры. Университет – это  не некий устойчивый организм, который  после своего создания продолжает непрерывно и однообразно функционировать. Вся социальная упорядоченность  должна постоянно создаваться и  воспроизводиться путем переплетения и стабилизации социальных отношений. Поэтому организованная социальная жизнь всегда претерпевает модификации  и изменения.

Институты. Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации Экономическое положение. Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство – то, чем люди владеют. Доход понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег. Например, человек может владеть огромной собственностью и получать от нее маленькую прибыль; к таким людям относятся те, кто коллекционирует редкие монеты, драгоценные камни, произведения искусства и т.п. Другой человек может получать высокую заработную плату, роскошествовать, но быть небогатым.

Информация о работе Развитие социологии