Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:21, контрольная работа
Социальная мысль античности. Впервые о закономерности развития общества, государства, семьи и права говорил Платон (427 – 347 гг.). В его трактате «Государство» он представил структуру и функционирование общества. В идеальном государстве Платона каждый гражданин занимается тем родом работ, который ближе его природе. Согласно трем начала души человека – разумное, яростное и вожделеющее – Платон делит население на три сословия: философы-правители, воины-стражи, земледельцы-ремесленники. Каждый гражданин идеального государства должен обладать 4 добродетелями: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость.
1.Этапы развития социологии
2.Становление социологии как научной дисциплины
3. Эмпирическая и фундаментальная социология: школы и направления
Социальные институты
также формируют индивидуальный
опыт. Как правило, человек бессознательно
выстраивает собственное
И наконец, человек следует нормам своего общества, так как знает, что в противном случае его ожидает наказание. К людям, нарушающим правила, окружающие относятся недоброжелательно, враждебно, о них злословят, их подвергают остракизму. Последствиями отступления от норм могут стать тюремное заключение и даже смерть. Конформист же получает одобрение, популярность, престиж и прочие социально определяемые вознаграждения. Люди весьма быстро осознают невыгодность нонконформизма и преимущества конформизма.
3. Способы осуществления социального контроля
Социальный контроль через социализацию. Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как можно заставить женщин принять на себя тяжелую и неблагодарную домашнюю работу? Только социализировав их таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей и домашнее хозяйство и чувствовали себя несчастными без них. Большинство социальных ролей люди играют неудачно не потому, что они не способны выполнить определенные ролевые требования, а потому, что они либо не принимают содержание ролей, либо не хотят их исполнять. Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением. Социальный контроль через групповое давление. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом. Таким образом, возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы - от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы. Социальный контроль через принуждение. При наличии высокой численности населения сложной культуры начинает применяться так называемый вторичны групповой контроль - законы, различные насильственные регуляторы формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.
1. Предмет социологии
Много дискуссий разворачивается также вокруг института образования. Причину найти нетрудно: обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Наши успехи и неудачи в борьбе с жизненными обстоятельствами помогают собрать информацию, которая служит нам руководством к решениям и действиям. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. Поскольку обучение столь важно в социальной жизни, общество, как правило, не отдает его на волю случая. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения – того, что социологи называют образованием. Образование – один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие – ученика, исполняя соответствующие этим статусам роли.
Как особая дисциплина социология образования сформировалась на рубеже 19-20 веков. В своих работах Э.Дюркгейм, Д.Дьюи и другие социологи обратили внимание на необходимость специального анализа тех проблем, которые затрагивали роль, назначение и функции образования. Образование является объектом и предметом изучения ряда наук: педагогики, психологии, философии, истории, экономики, социологии. Каждая из них исследует ту грань, которая специфична для каждой из них. Причем любая из названных наук не может не учитывать того, что сделано в смежной области знаний. Социология так же, как и другие науки, опирается на обобщенную информацию, которую не может игнорировать ни одна из наук: что собой представляет система образования, численность обучающихся и преподавателей в целом и по отдельным формам, инфраструктура образования, сравнение с др. странами т т.д. Вместе с тем социология имеет свои специфические задачи: изучение потребностей в образовании, понимание и оценка его роли в жизни общества и личной жизни; оценка уровня и качества знаний в контексте их социальной значимости; отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной ценности; выявление роли образования как фактора социального статуса; определение степени его влияния на динамику духовных потребностей и интересов.
2. Различные концепции образования. Существование в социологии образования ряда научных течений объясняется многообразием парадигм в самой социологии, а также ее методологической зависимостью от других дисциплин на ранней стадии. Важным основанием различий между отдельными направлениями служит нацеленность на проблемы макро-уровня, или, напротив, микро-уровня процессов и проблем образования. Так, по этому основанию в зарубежной литературе обычно всю массу течений объединяют в две группы – структурные теории (занимающиеся преимущественно анализом социальных проблем образования на макро-уровне) и теории взаимодействия (сосредоточенные на микро-уровне изучаемых процессов и проблем).Морализм. Морализм был широко распространен в отрасли вплоть до середины 20 века. Ему были присущи вера в социальный прогресс и в образование как в панацею от социальных бедствий, поиск признания и перспектив отрасли при отсутствии развитой теоретической модели образования. Среди его лидеров были американские ученые – Лестер Франк Уорд, Джон Дьюи, Джордж Эдгар Пейн, Роберт Энгелл. В центре внимания моралистов был процесс социализации и его взаимоотношения с образованием.
Институционализм. Институционализм в социологии образования имеет те же истоки, что и структурный функционализм. Он развивался в конце 19 и начале 20 века и тяготел к органицизму, эволюционизму и социальной антропологии, нося в большей степени теоретический, социально-обобщающий характер. В центре внимания его представителей были взаимовлияния образования и других институтов – экономики, семьи, управления, религии, где образование чаще выступало зависимой переменной, реагирующей на давление извне. В ранний период представители институционализма отождествляли социальные изменения с социальным процессом и рассматривали общество по аналогии с организмом. Весьма развитая школа институционализма сложилась в Великобритании, где еще в 19 веке кардинал Ньюман, лидер Оксфордского движения, выступал против либерализма в образовании. Главной функцией образования полагалось сохранение традиционной культуры и вовлечение в нее учащихся. Отголоски этой традиционности и теперь заметны в британской высшей школе.
Функционализм. Функционализм определяет образование как социальный институт общества и его ведущую функцию – как поддержание связи между личностью и обществом ради целостности последнего. Многие видные социологи ставили перед отраслью типично функционалистские задачи: изучать передачу знания, морали и поведенческих норм, служащую поддержанию порядка и равновесия в обществе; объяснить социальные формы, природу групп и процессов в образовании. В рамках структурно-функционального анализа разрабатывалась универсальная схема, раскрывающая структуру социальных систем. В ней институт образования, будучи одним из основных элементов социальной структуры, обеспечивает воспроизводство модели системы (Т. Парсонс). Были выделены функции образования, в том числе явные и скрытые, феномены дисфункции, сетевого баланса и функциональных альтернатив (Р. Мертон), рассмотрены передача и увековечивание доминантной культуры (Р. Дрибин). Это помогло понять на макро- и микроуровне механизмы выполнения образованием особых интересов социальных классов или организаций, а также его роль в динамике приписываемых и достижимых статусов.
Теории конфликта. Теории конфликта в социологии образования коренятся в идее Карла Маркса об отчуждении и обусловленности образовательных теорий экономическими интересами, носящими взаимно конфликтный характер в антагонистическом обществе. Марксизм доказывает, что в буржуазном обществе правящие классы используют систему образования для достижения своих социальных интересов. Они стремятся увековечить свой статус с помощью элитарной школы и контролировать массы, ограничивая доступ к образованию. В противостоянии имущих и неимущих по поводу власти, богатства и влияния в обществе имущие прибегают к манипулированию содержанием и формами образования ради поддержания своего господства, поэтому теоретики конфликта считают изменения в структуре власти необходимыми для решения проблем образования.
Некоторые новейшие теории.
Теории взаимодействия обрели в социологии образования особую популярность в период после Второй Мировой войны. Они нацелены на социально-психологические аспекты образования и взаимодействия между группами учащихся, преподавателей, администраторов, на взаимосвязь между установками, ценностями, социоэкономическим статусом учащегося, с одной стороны, и его учебными достижениями, с другой. В рамках этого широкого подхода оказываются несколько следующих теорий.
Теория навешивания ярлыков отражает практику приписывания учащимся тех или иных ярлыков со стороны приятелей и учителей.
Теория обмена изучает учебные взаимодействия в плане затрат и вознаграждений, которые участники взвешивают перед тем, как принять то или иное решение.
С 1980-х гг. социологи образования
предпринимают попытки
Теория кодов, предложенная британским ученым Б. Бернштейном, пыталась увязать микроуровень и макроуровень анализа образования. Эта теория сосредоточена на том, как люди приходят к пониманию системы значений в культуре. Рассматривая системы значений сквозь призму языка, Б. Бернштейн обнаружил свойственные социальным классам речевые коды, присутствующие в содержании общения, учебных программах и методах обучения и участвующие в воспроизводстве социальной структуры общества.
Теория сопротивления (П. Уиллис, Дж. Маклиэд) рассматривают то, как культура опосредует влияние социоэкономических структур на образ жизни и карьеру учащихся.
Общий обзор подходов в
социологии образования показывает,
насколько обширным является круг проблем,
от решения которых зависит оценка
современных процессов в