Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ новых форм организации предоставления социальных услуг населению.
Для достижения поставленной цели решаются задачи:
изучение проблем реализации законодательства в сфере системы социального обслуживания;
рассмотрение политики, характеристики и управления рынком труда, занятостью населения и социального обслуживания населения города Челябинска.
В работе использована теория и методология по проблеме реформирования социальной защиты населения, в том числе нормативно-правовые акты, справочная и учебная литература, а также материалы администрации города Челябинска.
Содержание
Осуществляемое в России коренное реформирование социальной системы объективно повлекло за собой и столь же радикальное изменение политики в отношении социально уязвимых слоев населения [9, с. 33].
В практическом плане это означало постепенный отказ от их социального обеспечения и переход к новой парадигме, адекватной формируемым общественным отношениям.
Формой социальной политики переходного периода, реализуемой в деятельности социальных служб, стала социальная защита населения.
При необходимо отметить, что одним из основных направлений административной реформы бюджетной сферы является внедрение и распространение новых форм организации предоставления социальных услуг населению.
Ключевыми
идеями этого реформирования являются
переход от натуральных социальных
льгот к потребительским
Применение
новых подходов необходимо рассматривать
в общем контексте
Это позволит не только лучше понять суть новых подходов, но и осуществлять их корректный выбор при проведении реформы на местах.
Кроме
того, номенклатура, условия предоставления,
специфика клиентских групп этих
услуг чрезвычайно
Объектом работы является процесс реформирования социальной защиты населения.
Целью курсовой работы является анализ новых форм организации предоставления социальных услуг населению.
Для достижения поставленной цели решаются задачи:
В работе использована теория и методология по проблеме реформирования социальной защиты населения, в том числе нормативно-правовые акты, справочная и учебная литература, а также материалы администрации города Челябинска.
Все
подходы к организации
Применять потребительские субсидии оптимально в тех случаях, когда речь идет о предоставлении тех услуг (например, проезд в общественном транспорте), которые характеризуются следующими взаимосвязанными признаками:
Потребительские
субсидии несут в себе оптимальное
соотношение удобства для потребителей,
обеспечивая свободу их потребительского
выбора, административной нагрузки на
распорядителя бюджетных
Практическим примером потребительских субсидий в денежной форме являются единовременные денежные выплаты, которые в настоящий момент стали заменять существовавшие ранее натуральные льготы для отдельных категорий граждан, например, по проезду в городском общественном транспорте. Что касается ваучера, то практика его применения пока почти не распространена. В 2005 г. при содействии Фонда «Институт экономики города» технология социальных ваучеров начала применяться в г. Владимир, где городская администрация решила таким образом организовывать горячее питание граждан пожилого возраста. Также применение ваучеров перспективно по обеспечению предоставления услуг по дневному присмотру и воспитанию детей дошкольного возраста. Подготовительную работу по внедрению технологии социальных ваучеров в данной сфере осуществляет Администрация г. Арзамаса, эта работа также проводится при содействии Фонда «Институт экономики города».
Вместе с тем, не всегда применение потребительских субсидий может быть эффективным и даже возможным. В этих случаях необходимо использование прямого финансирования поставщика. К услугам, предоставление которых должно организовываться таким образом, относятся услуги со следующими опять же взаимосвязанными признаками:
Примерами таких услуг могут быть различные реабилитационные услуги, в том числе и «принудительные» (например, для несовершеннолетних правонарушителей), экстренная психологическая помощь по телефону доверия, надомный уход за одинокими пожилыми людьми и т.д.
Основной на сегодняшний день формой прямого финансирования поставщиков социальных услуг является традиционное содержание поставщика по смете.
Традиционная
схема финансирования подведомственных
бюджетных учреждений представлена на
рисунке 1.
Рисунок
1 - Традиционная схема финансирования
подведомственных бюджетных учреждений
Эта
форма имеет серьезные
Во-первых, распорядитель бюджетных средств не имеет полного представления о конкретных услугах, которые оказывает поставщик и их удельной стоимости. Как правило, это представление ограничено общими понятиями о тематике услуг, например, «работа с семьей», «работа с детьми-инвалидами» и т.д. А на основе существующего постатейного сметного финансирования чрезвычайно сложно понять, сколько же конкретно стоит та или иная услуга, и поэтому невозможно четко соотнести предоставляемые услуги с выделяемыми на их оказание бюджетными ресурсами.
Во-вторых, содержание по смете ориентирует поставщика не на достижение результата социальных услуг, то есть положительных изменений у потребителей (например, приобретение детьми-инвалидами способности самостоятельно надевать одежду и обувь), а на обеспечение процесса оказания социальных услуг (например, исключительно на количество обслуженных детей-инвалидов), а в худшем случае – и на демонстрацию этого процесса. Стремление достичь результата является в существующей системе правом поставщика, а не его обязанностью, что ставит результативность социальной услуги в абсолютную зависимость от субъективных факторов.
В-третьих,
распорядитель бюджетных
Эти и другие недостатки традиционной системы призван решить переход на другую форму прямого финансирования поставщиков – заказ социальных услуг.
Законодательная база применения технологий финансирования услуг:
Рисунок
2 – Реформа системы социального
обслуживания населения
В отличие от описанного выше содержания поставщика по смете заказ осуществляется по принципу покупки услуг, где распорядитель бюджетных средств становится полноценным покупателем или заказчиком услуг в пользу третьих лиц – потребителей услуг.
В качестве предмета заказа выступает формируемое заказчиком техническое задание на оказание социальных услуг, которое включает в себя конкретные параметры, ожидаемые результаты (положительные изменения у потребителей услуг) и рассчитанная максимальная стоимость оказания услуг.
Ответственность поставщика за соблюдение требуемых параметров технического задания и достижение результатов обеспечивается договорной основой отношений заказчика и поставщика.
Появление
четкого предмета заказа создает возможность
демонополизации рынка
социальных услуг – заказ на выполнение
технического задания может быть размещен
на конкурсной основе и выдан наилучшему
поставщику услуг, включая общественные
некоммерческие организации или частных
подрядчиков, что повышает качество услуг
и оптимизирует бюджетные затраты. В случае,
когда возможностей для конкурсного размещения
заказа нет (например, данную услугу оказывает
только один поставщик, и других просто-напросто
нет), заказ может размещаться на бесконкурсной
основе в виде государственного
или муниципального
задания.
Рисунок
3 – Итог преобразований (заказ)
Данная форма следует установке «лучше покупать услуги у монополиста, чем просто его содержать» и одновременно с этим она направлена на стимулирование возникновения конкурентной среды поставщиков социальных услуг. Наличие четкого технического задания позволяет заказчику проводить полноценный мониторинг поставки услуг, а также последующую оценку их результативности и эффективности. Особенностью мониторинга выполнения заказа является то, что внимание должно обращаться на содержательные аспекты оказания услуг (соблюдение качественно-количественных параметров технического задания) и достижение результатов предоставления услуг, а не на процессные характеристики деятельности исполнителя, в частности, постатейное расходование исполнителем финансовых средств, общий объем которых определен договором. Другими словами, вопрос мониторинга заказа заключается не в том, как исполнитель тратит деньги, а в том, делает ли он то, что на эти деньги было ему заказано.