Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ новых форм организации предоставления социальных услуг населению.
Для достижения поставленной цели решаются задачи:
изучение проблем реализации законодательства в сфере системы социального обслуживания;
рассмотрение политики, характеристики и управления рынком труда, занятостью населения и социального обслуживания населения города Челябинска.
В работе использована теория и методология по проблеме реформирования социальной защиты населения, в том числе нормативно-правовые акты, справочная и учебная литература, а также материалы администрации города Челябинска.
В
последние годы довольно значительно
увеличилась численность
Таблица 4 - Динамика трудовых ресурсов (тыс. человек)
Показатели | 1990 | 1995 | 2000 | 2003 |
Трудовые ресурсы - всего | 2098,3 | 2096,8 | 2260,9 | 2269,1 |
в том числе: | ||||
занятое население | 1798,8 | 1546,2 | 1582,4 | 1634,0 |
учащиеся в трудоспособном возрасте | 147,1 | 142,3 | 180,5 | 204,0 |
лица в трудоспособном возрасте, не занятые в экономике | 152,4 | 408,3 | 498,0 | 431,0 |
По
сравнению с 1990 годом занятость
населения области резко
Сокращение числа работающих, в первую очередь, затронуло основные отрасли экономики области: промышленность (снижение по сравнению с 1990 годом составило почти 30%),строительство (45%).
Основная часть населения, по-прежнему, занята в промышленности, хотя ее доля постепенно сокращается: с40% до 31%. В то же врем в целом с 1990 года численность занятых в непроизводственных отраслях выросла на только на 45 тыс. человек (10,4%),а в отраслях материального производства численность работающих уменьшилась на 210 тыс. человек (18,2%), т.е. значительной перегруппировки занятых в пользу отраслей непроизводственной сферы не произошло. Стабильно росло число занятых в таких отраслях, как торговля и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, аппарат органов управления. Объясняется это значительным отставанием оплаты труда в непроизводственных отраслях: в 2004 году она составляла 72,4% от средней заработной платы в отраслях производственной сферы. Удельный вес занятых в производственных отраслях в общей численности занятых в экономике за этот период снизился с 76% до 71%.
Таблица 5 - Численность занятого населения по отраслям экономики (без учащихся, в процентах к итогу)
Наименование | 1990 | 1995 | 2000 | 2003 |
Всего в экономике | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Промышленность | 39,7 | 36,5 | 30,9 | 31,0 |
Сельское и лесное хозяйство | 9,1 | 9,8 | 10,2 | 9,2 |
Строительство | 10,7 | 8,1 | 6,6 | 6,5 |
Транспорт и связь | 7,1 | 7,6 | 7,5 | 7,7 |
Оптовая и розничная торговля, общепит | 7,9 | 8,3 | 13,2 | 14,4 |
Продолжение таблицы 5
Наименование | 1990 | 1995 | 2000 | 2003 |
ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания | 4,7 | 5,0 | 6,2 | 5,7 |
Здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение | 5,7 | 7,2 | 6,7 | 6,6 |
Образование, культура и искусство, наука | 11,6 | 13,1 | 11,7 | 11,3 |
Финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение | 0,5 | 0,8 | 0,7 | 1,0 |
Управление, обще6ственные организации | 1,7 | 2,3 | 4,2 | 4,5 |
Значительные изменения претерпела структура занятых по формам собственности. Еще в 1990 году не было предприятий с участием иностранного капитала и практически не существовало частных предприятий, индивидуальной трудовой деятельностью было занято только 4,6 тыс. человек (менее 0,3% от общей численности занятых в экономике), а в 2003 году индивидуальной трудовой деятельностью были заняты 301,5 тыс. человек (18,5%). Прирост численности занятого населения происходит, в основном, за счет увеличения занятых индивидуальной трудовой деятельностью и работающих у них по найму.
Как и прежде большая часть работающих занята на крупных и средних предприятиях - более 80% от всех занятых в экономике.
Численность работников малых предприятий за период с 1990 года по 2005 год выросла с 78,1 тыс. человек до 145,8 тыс. человек, т.е. на 87% процентов.
Состояние рынка труда определяется общими тенденциями развития экономики. Рост численности занятых, как правило, отстает от роста объемов производства. Это связано с улучшением использования фонда рабочего времени. В свое время объемы работ сокращались более высокими темпами, чем численность занятых, соответственно, при росте объемов производства наблюдается обратная картина за счет накопившейся <неполной занятости>.
Численность экономически активного населения к концу декабря 2005 года составила, по оценке, 1735,1 тыс. человек, в их числе 1597,4 тыс. человек (92,1% экономически активного населения) заняты в экономике и 137,7 тыс. человек (7,9%) не имели занятия, но активно его искали, и в соответствии со стандартами Международной Организации Труда они классифицируются как безработные. Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных на этот период 44,3 тыс. человек, что составляет 32,2% общей численности безработных и 2,6% экономически активного населения.
Начиная с 1996 года численность официально зарегистрированных безработных в области начала снижаться. Переход от нарастания регистрируемой безработицы к ярко выраженной тенденции ее снижения связан, в основном, с ужесточением требований к безработным со стороны службы занятости при серьезном ухудшении ее финансовых возможностей. В 2004 году численность зарегистрированных безработных возросла с начала года на 17,2 тыс. человек (64%). Это объясняется, в основном, наличием дополнительных средств для выплаты пособий по безработице.
Уровень
безработицы в сельской местности
значительно превышает
По-прежнему остается отрицательным сальдо принятия-выбытия работников на крупных и средних предприятиях - прием новых кадров только на 95% компенсировал выбытие работников.
Численность работников, уволенных в связи с сокращением персонала практически осталась на уровне 90-х годов - около 7% от общей численности выбывших.
Абсолютное сокращение занятости на крупных и средних предприятиях сопровождалось высокой «скрытой безработицей». В 1994 году 26,1% работников работало неполное рабочее время и 30,5% работников были предоставлены отпуска по инициативе администрации. Подавляющая часть (более 70%) «недозанятости» приходится на предприятия промышленности. В 2004 году в связи с оживлением в экономике масштабы «скрытой безработицы» составили, соответственно, 2,5% и 6,0% от среднесписочной численности работающих.
В последние годы постоянно растет численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства: с 1990 года она увеличилась на 57 тыс. человек (39%). В расчете на 10000 населения численность студентов высших учебных заведений выросла со 155 в 1990 году до 428,4 человек в 2004 году, а средних специальных учреждений - с 165,4 до 209,4 человек. В то же время численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования последние десять лет остается на одном уровне - 52-53 тыс. человек, а среди вакансий, заявленных предприятиями и организациями в органы службы занятости населения более 70% составляют рабочие профессии.
Одной из приоритетных задач в деятельности Администрации города была и остается реализация на территории Челябинска государственной и муниципальной политики в сфере социальной защиты населения и развитие сферы социальных услуг [12].
Всего
в городе проживает 203,5 тыс. граждан,
имеющих в соответствии с законодательством
право на льготы. Из них 92355 граждан имеют
социальную поддержку за счет средств
федерального бюджета.
Это инвалиды, дети-инвалиды, участники
и инвалиды ВОВ, семьи погибших военнослужащих,
граждане, пострадавшие от воздействия
радиации, Герои Советского Союза, Герои
РФ. Льготы по оплате жилья и коммунальных
услуг данным категориям граждан предоставляются
жилищно-коммунальными предприятиями
города в натуральном виде. Кроме того,
органами социальной защиты населения
города Челябинска для этой категории
льготников в отчетном году было обеспечено
предоставление ежемесячных единых социальных
проездных билетов для проезда на городском
и пригородном (автомобильном) транспорте.
В течение года единые проездные билеты
приобрели 11134 человека [12].
В соответствии с законами Челябинской области в течение 2005 года предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, лекарственному обеспечению, зубопротезированию, услуг связи, проезду на городском общественном транспорте за счет средств областного бюджета. Были произведены выплаты компенсаций 118415 ветеранам, 6397 реабилитированным гражданам и гражданам, пострадавшим от политических репрессий.
В течение года в полном объеме и в установленные сроки выплачивались детские пособия для 60 тысяч получателей [12].
В
целях адресной социальной поддержки
8500 семей выплачены субсидии на оплату
жилья и коммунальных услуг. В
течение 2005г. проведена большая
В связи с передачей с начала 2005 года органам социальной защиты населения функций по опеке и попечительству проведена работа по формированию отделов опеки и попечительства во всех районах города. Разработано и утверждено решением городской Думы Положение об организации работы по опеке и попечительству в городе Челябинске.
В
полном объеме и в установленные
законодательством Челябинской
области сроки произведены
Кроме переданных государственных полномочий в городе реализуются муниципальные программы в сфере социальной поддержки населения.
В полном объеме реализована в 2005 году «Программа социальной поддержки населения». На эти цели из бюджета города выделено 56 млн. руб., на 13 миллионов больше, чем в 2004 году. В рамках программы оказаны различные виды социальной поддержки и социальных услуг малообеспеченным гражданам, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, тяжело больным людям. Для самых нуждающихся, в том числе граждан категории БОМЖ, организовано ежедневное горячее питание в столовых в каждом районе города. Для инвалидов, ограниченных в передвижении, обеспечено оказание услуг по ремонту и уборке квартир [12].
Особое внимание уделяется организации отдыха и оздоровления детей. В 2005г. на эти цели из бюджета города выделено 18 млн. рублей (в 2004г. – 14 800 тыс. рублей). Средства бюджета города, области и федерального бюджета позволили организовать отдых в детских оздоровительных учреждениях 6 023 детям из малообеспеченных семей, детям-инвалидам и детям-сиротам, что на 550 человек превышает показатели 2004 года.