Реформирование социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:09, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ новых форм организации предоставления социальных услуг населению.
Для достижения поставленной цели решаются задачи:
изучение проблем реализации законодательства в сфере системы социального обслуживания;
рассмотрение политики, характеристики и управления рынком труда, занятостью населения и социального обслуживания населения города Челябинска.
В работе использована теория и методология по проблеме реформирования социальной защиты населения, в том числе нормативно-правовые акты, справочная и учебная литература, а также материалы администрации города Челябинска.

Работа состоит из  1 файл

К-реформирование социальной сферы.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

     В последние годы довольно значительно  увеличилась численность трудовых ресурсов, в основном, за счет демографической  составляющей, т.е. роста численности  населения в трудоспособном возрасте (к трудовым ресурсам относят население трудоспособного возраста, т.е. мужчин 16-59 лет и женщин 16-54 лет (за исключением неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп и пенсионеров, получающих пенсии по возрасту на льготных условиях) и население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в экономике).

Таблица 4 - Динамика трудовых ресурсов (тыс.  человек)

Показатели 1990 1995 2000 2003
Трудовые  ресурсы - всего 2098,3 2096,8 2260,9 2269,1
в том  числе:        
занятое население 1798,8 1546,2 1582,4 1634,0
учащиеся  в трудоспособном возрасте 147,1 142,3 180,5 204,0
лица  в трудоспособном возрасте, не занятые  в экономике 152,4 408,3 498,0 431,0
 

 

     По  сравнению с 1990 годом занятость  населения области резко снизилась: в 1990 году уровень занятости трудовых ресурсов в  экономике составлял  85,7%, с учетом учащихся в трудоспособном возрасте - 92,7%, а в 2004 году, соответственно, 72,0% и 81,0%.

     Сокращение  числа работающих, в первую очередь, затронуло основные отрасли экономики  области: промышленность (снижение по сравнению с 1990 годом составило почти 30%),строительство (45%).

     Основная  часть населения, по-прежнему, занята в промышленности, хотя ее доля постепенно сокращается: с40% до 31%. В то же врем в  целом с 1990 года  численность занятых  в непроизводственных отраслях выросла  на только на 45 тыс. человек (10,4%),а в отраслях материального производства численность работающих уменьшилась на 210 тыс. человек (18,2%), т.е. значительной перегруппировки занятых в пользу отраслей непроизводственной сферы не произошло.  Стабильно росло число занятых в таких отраслях, как торговля и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, аппарат органов управления.  Объясняется это значительным отставанием оплаты труда в непроизводственных отраслях: в 2004 году она составляла 72,4% от средней заработной платы в отраслях производственной сферы. Удельный вес занятых в производственных отраслях в общей численности занятых в экономике за этот период снизился с 76% до 71%.

Таблица 5 - Численность занятого населения по отраслям экономики (без учащихся, в процентах к итогу)

Наименование 1990 1995 2000 2003
Всего в экономике 100,0 100,0 100,0 100,0
Промышленность 39,7 36,5 30,9 31,0
Сельское  и лесное хозяйство 9,1 9,8 10,2 9,2
Строительство 10,7 8,1 6,6 6,5
Транспорт и связь 7,1 7,6 7,5 7,7
Оптовая и розничная торговля, общепит 7,9 8,3 13,2 14,4

 

Продолжение таблицы 5

Наименование 1990 1995 2000 2003
ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания 4,7 5,0 6,2 5,7
Здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение 5,7 7,2 6,7 6,6
Образование, культура и искусство, наука 11,6 13,1 11,7 11,3
Финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение 0,5 0,8 0,7 1,0
Управление, обще6ственные организации 1,7 2,3 4,2 4,5
 

 

     Значительные  изменения претерпела структура  занятых по формам собственности. Еще в 1990 году не было предприятий с  участием иностранного капитала и практически не существовало частных предприятий, индивидуальной трудовой деятельностью было занято только 4,6 тыс. человек (менее 0,3% от общей численности занятых в экономике), а  в 2003 году индивидуальной трудовой деятельностью были заняты 301,5  тыс. человек (18,5%). Прирост численности занятого населения происходит, в основном, за счет увеличения занятых индивидуальной трудовой деятельностью и работающих у них по найму.

     Как и прежде большая часть работающих занята на крупных и средних предприятиях - более 80% от всех занятых в экономике.

     Численность работников малых предприятий за период с 1990 года по 2005 год выросла  с 78,1 тыс. человек до 145,8 тыс. человек, т.е. на 87% процентов.

     Состояние рынка труда определяется общими тенденциями развития экономики. Рост численности занятых, как правило, отстает от роста объемов производства. Это связано с улучшением использования  фонда рабочего времени. В свое время  объемы работ сокращались более высокими темпами, чем численность занятых, соответственно, при росте объемов производства наблюдается обратная картина за счет накопившейся <неполной занятости>.

     Численность экономически активного населения  к концу декабря 2005 года составила, по оценке, 1735,1 тыс. человек, в их числе 1597,4 тыс. человек (92,1% экономически активного населения) заняты в экономике и 137,7 тыс. человек (7,9%) не имели занятия, но активно его искали, и в соответствии со стандартами Международной Организации Труда они классифицируются как безработные. Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных на этот период 44,3 тыс. человек, что составляет 32,2% общей численности безработных и 2,6% экономически активного населения.

     Начиная с 1996 года численность официально зарегистрированных безработных в области начала снижаться. Переход от нарастания регистрируемой безработицы к ярко выраженной тенденции ее снижения связан, в основном, с ужесточением требований к безработным со стороны службы занятости при серьезном ухудшении ее финансовых возможностей. В 2004 году численность зарегистрированных безработных возросла с начала года на 17,2 тыс. человек (64%). Это объясняется, в основном, наличием дополнительных средств  для выплаты пособий по безработице.

     Уровень безработицы в сельской местности  значительно превышает показатели по городским поселениям: 5,7 % против 2,5%. В Катав-Ивановском муниципальном  районе уровень безработицы составил в конце 2004 года  17,5%, Нязепетровском - 16,2%, Кусинском - 15,0%, Карабашском городском округе - 13,0%.

     По-прежнему остается отрицательным сальдо принятия-выбытия  работников на крупных и средних  предприятиях - прием новых кадров только на 95% компенсировал выбытие  работников.

     Численность работников, уволенных в связи с сокращением персонала  практически осталась на уровне  90-х годов  - около 7% от общей численности выбывших.

     Абсолютное  сокращение занятости на крупных  и средних предприятиях сопровождалось высокой  «скрытой безработицей». В 1994 году  26,1% работников работало неполное рабочее время и 30,5% работников были предоставлены отпуска по инициативе администрации. Подавляющая часть (более 70%) «недозанятости» приходится на предприятия промышленности. В 2004 году в связи с оживлением в экономике масштабы «скрытой безработицы»   составили, соответственно, 2,5% и 6,0% от среднесписочной численности работающих.

     В последние годы постоянно растет численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом  от производства: с 1990 года она увеличилась на 57 тыс. человек (39%). В расчете на 10000 населения численность студентов высших учебных заведений выросла со 155 в 1990 году до 428,4 человек в 2004 году, а средних специальных учреждений - с 165,4 до 209,4 человек. В то же время  численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования последние десять лет остается  на одном уровне - 52-53 тыс. человек, а среди вакансий, заявленных предприятиями и организациями в органы службы занятости населения более 70% составляют рабочие профессии.

     Одной из приоритетных задач в деятельности Администрации города была и остается реализация на территории Челябинска государственной и муниципальной политики в сфере социальной защиты населения и развитие сферы социальных услуг [12].

     Всего в городе проживает 203,5 тыс. граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на льготы. Из них 92355 граждан имеют социальную поддержку за счет средств федерального бюджета. 
Это инвалиды, дети-инвалиды, участники и инвалиды ВОВ, семьи погибших военнослужащих, граждане, пострадавшие от воздействия радиации, Герои Советского Союза, Герои РФ. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг данным категориям граждан предоставляются жилищно-коммунальными предприятиями города в натуральном виде. Кроме того, органами социальной защиты населения города Челябинска для этой категории льготников в отчетном году было обеспечено предоставление ежемесячных единых социальных проездных билетов для проезда на городском и пригородном (автомобильном) транспорте. В течение года единые проездные билеты приобрели 11134 человека [12].

     В соответствии с законами Челябинской  области в течение 2005 года предоставлялись  льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, лекарственному обеспечению, зубопротезированию, услуг связи, проезду на городском общественном транспорте за счет средств областного бюджета. Были произведены выплаты компенсаций 118415 ветеранам, 6397 реабилитированным гражданам и гражданам, пострадавшим от политических репрессий.

     В течение года в полном объеме и  в установленные сроки выплачивались детские пособия для 60 тысяч получателей [12].

     В целях адресной социальной поддержки 8500 семей выплачены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. В  течение 2005г. проведена большая организационная  работа и завершился переход на выплату жилищных субсидий на персонифицированные счета граждан.

     В связи с передачей с начала 2005 года органам социальной защиты населения функций по опеке и  попечительству проведена работа по формированию отделов опеки и  попечительства во всех районах города. Разработано и утверждено решением городской Думы Положение  об организации работы по опеке и попечительству в городе Челябинске.

     В полном объеме и в установленные  законодательством Челябинской  области сроки произведены выплаты  пособий на опекаемых детей (для 1640 детей) и для 10 детей в 5 приемных семьях. За счет дополнительно выделенных из областного бюджета Челябинскому городскому округу денежных средств в 2005г. была погашена задолженность по выплатам на опекаемых детей, возникшая в 2004г. Особенно остро нуждавшихся в жилье 15 сирот, получили его за счет средств городского бюджета [12].

     Кроме переданных государственных полномочий в городе реализуются муниципальные  программы в сфере социальной поддержки населения.

     В полном объеме реализована в 2005 году «Программа социальной поддержки населения». На эти цели из бюджета города выделено 56 млн. руб., на 13 миллионов больше, чем в 2004 году. В рамках программы оказаны различные виды социальной поддержки и социальных услуг малообеспеченным гражданам, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, тяжело больным людям. Для самых нуждающихся, в том числе граждан категории БОМЖ, организовано ежедневное горячее питание в столовых в каждом районе города. Для инвалидов, ограниченных в передвижении, обеспечено оказание услуг по ремонту и уборке квартир [12].

     Особое  внимание уделяется организации  отдыха и оздоровления детей. В 2005г. на эти цели из бюджета города выделено 18 млн. рублей (в 2004г. – 14 800 тыс. рублей). Средства бюджета города, области  и федерального бюджета позволили организовать отдых в детских оздоровительных учреждениях 6 023 детям из малообеспеченных семей, детям-инвалидам и детям-сиротам, что на 550 человек превышает показатели 2004 года.

Информация о работе Реформирование социальной сферы