Реформирование социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:09, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ новых форм организации предоставления социальных услуг населению.
Для достижения поставленной цели решаются задачи:
изучение проблем реализации законодательства в сфере системы социального обслуживания;
рассмотрение политики, характеристики и управления рынком труда, занятостью населения и социального обслуживания населения города Челябинска.
В работе использована теория и методология по проблеме реформирования социальной защиты населения, в том числе нормативно-правовые акты, справочная и учебная литература, а также материалы администрации города Челябинска.

Работа состоит из  1 файл

К-реформирование социальной сферы.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

     В связи с празднованием в 2005 году 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в городе была разработана и реализована соответствующая целевая программа. На ее реализацию из средств городского бюджета выделено 20 млн. рублей. Около 10 млн. рублей были выделены Правительством Челябинской области на ремонт и газификацию жилья для ветеранов, приобретение жилья. Все выделенные финансовые средства освоены в полном объеме [12].

     При долевом участии областного и  городского бюджетов, инвесторов в  городе в 2005 году построен первый специализированный жилой дом для ветеранов войны и труда, состоящий из 111 квартир улучшенной планировки. В октябре 2005 года в него заселились участники и инвалиды Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны труда. 
Для организации социального обслуживания проживающих в Социальном доме ветеранов создано муниципальное учреждение «Социальный дом ветеранов». Его сотрудники обслуживают пожилых граждан на дому, организуют их досуг, предоставляют медицинские и бытовые услуги.

     Согласно  решению Челябинской городской  Думы в 2005 году право льготного проезда на городском транспорте было предоставлено пенсионерам по возрасту (более 59 тысяч человек), не имеющим льгот по действующему законодательству, участникам ВОВ, школьникам из малообеспеченных семей, малообеспеченным студентам. Органами и учреждениями социальной защиты совместно с предприятиями транспорта проведена работа по оформлению для пенсионеров Социальных карт для льготного проезда. Затраты бюджета города на указанные цели составили 129,3 миллионов рублей [12].

     В текущем году планируется направить усилия Администрации города на оптимизацию работы по предоставлению населению социальных льгот и гарантий. Создать необходимые условия для работы органов социальной защиты населения на период перехода от предоставления льгот в натуральной форме к выплатам денежных компенсаций. Обеспечить предоставление жилья детям-сиротам и лицам из их числа за счет средств областного бюджета, выделенных городу Челябинску (более 32 миллионов рублей) на исполнение государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот [12].

     Необходимо  отметить, что в 2005 году количество социальных программ увеличилось, выросли  объемы их финансирования. Более 140 миллионов  рублей из средств городского бюджета  будет направлено на мероприятия  целевой программы «О социальной поддержке населения города Челябинска на 2006г.». Увеличение объемов финансирования программы позволит увеличить охват граждан различными видами социальной помощи и услуг [12].

     Решением  Челябинской городской Думы в 2006 году сохранены льготы на проезд в  городском транспорте для пенсионеров, участников ВОВ, школьников из малообеспеченных семей. В бюджете города на указанные цели предусмотрено 136,4 миллионов рублей.

     В ближайших планах Администрации  города строительство второго Социального  дома для ветеранов, создание дополнительного учреждения для граждан БОМЖ, открытие отделения реабилитации детей-инвалидов раннего возраста, отделения дневного пребывания в Комплексном центре социального обслуживания населения Центрального района.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочия по осуществлению социальной защиты (социальной поддержки и социального обслуживания) населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [9, с. 33].

     Действовавшим ранее Федеральным законом от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные полномочия по социальной защите населения были включены в вопросы местного значения, например, такие как «обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения». В развитие установленных данным Законом положений Правительством Российской Федерации принимались решения, определяющие функции органов местного самоуправления в сфере работы с ветеранами, инвалидами, жертвами политических репрессий, другими категориями граждан.

     В целях исполнения этих функций на территории города Челябинска в течение 2000-2004г.г. была создана система органов  и учреждений социальной защиты населения, состоящая из [12]:

     1. Органов управления в составе Управления социального развития Администрации города Челябинска и семи управлений социальной защиты населения администраций районов в городе;

     2. 19 муниципальных учреждений социального  обслуживания населения:

     - пять социально-реабилитационных  учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей;

     - семь Комплексных центров социального  обслуживания населения (1 в каждом  районе города);

     - Социально-реабилитационный центр  для детей с ограниченными  возможностями «Здоровье»;

     - Центр социальной помощи семье  и детям (детский загородный лагерь «Утес»);

     - Центр социально-трудовой реабилитации (для граждан БОМЖ);

     - Центр постинтернатной адаптации  выпускников детских домов, школ-интернатов, ПУ;

     - Комплексный социальный центр  по оказанию помощи лицам без  определенного места жительства;

     - «Социальная гарантия»;

     - Информационно-аналитический центр.

     Муниципальные органы управления социальной защиты в настоящее время исполняют, кроме муниципальных полномочий по социальной поддержке, социальному  обслуживанию населения, опеке и попечительству и отдельные государственные полномочия (реализация льготного законодательства, выплата детских пособий, назначение и финансирование адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, оказание государственной социальной помощи и другие). Все вышеуказанные управления наделены правами юридических лиц, сотрудники управлений являются муниципальными служащими. В целом в системе органов управления предусмотрено 455,25 штатных единиц муниципальных служащих. Расходы на их содержание и обеспечение деятельности управлений предусматриваются в бюджете города [12].

     С принятием Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления» полномочия по социальной защите отнесены к совместному  ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а из предметов ведения местного самоуправления исключены.

     Исполнение  органами местного самоуправления функций  в сфере социальной поддержки, социального обслуживания возможно только в случае их наделения отдельными государственными полномочиями. Наделение указанными полномочиями осуществляется федеральными законами (по государственными полномочиям Российской Федерации), законами субъектов Российской Федерации (по государственным полномочиям субъектов Российской Федерации).

     В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления» в случае делегирования  государственных полномочий, передача их должна предусматривать материальное и финансовое обеспечение на их исполнение. В настоящее время в Челябинской области приняты следующие законодательные акты по исполнению государственных полномочий:

     -Закон Челябинской области от 09.11.04 № 281-ЗО «О предоставлении субвенций местным бюджетам на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг». В соответствии с законом РФ от 06.05.03 № 52-ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики» функции по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг возложены на органы местного самоуправления. Функции по назначению и финансированию жилищных субсидий исполняют управления социальной защиты населения.

     - Закон Челябинской области от 12.11.04 № 299-ЗО «О ежемесячном  пособии на ребенка». В соответствии со статьей 4 данного закона функции по назначению детских пособий осуществляются органами местного самоуправления. В Челябинске данные функции исполняют управления социальной защиты населения

     - Закон Челябинской области от 09.11.04 № 282-ЗО «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области». В связи с тем, что эта категория граждан относится к льготникам субъектного уровня и льготы для них предоставляются в натуральном виде в 2005 году, исполняют эти функции органы социальной защиты населения.

     - Закон Челябинской области «О  мерах социальной поддержки ветеранов  в Челябинской области» от 30.11.2004г.  № 327-ЗО, в соответствии с которым  льготы в натуральном виде  предоставляются ветеранам труда  и труженикам тыла. Данную функцию исполняют также органы местного самоуправления в лице органов социальной защиты населения.

     Закон Челябинской области «О наделении  органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере социального  обслуживания населения» от 30.11.2004г. № 321-ЗО. В соответствии со статьей 1 данного закона полномочия по социальному обслуживанию населения передаются органам местного самоуправления в части обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания населения.

     Закон Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 30.11.2004г. № 332-ЗО. На органы социальной защиты населения возложены функции по назначению и выплате пособий на опекаемых детей, государственного обеспечения приемных семей.

     В областном законе «Об областном  бюджете на 2005 год» в виде субвенции  предусмотрены финансовые средства на социальное обслуживание населения, предоставление льгот ветеранам труда и труженикам тыла, реабилитированным, предоставление жилищных субсидий, выплату детских пособий, пособий на опекаемых и приемных детей. Однако в объеме субвенции не предусмотрены расходы на содержание штатов, которые обеспечивают реализацию передаваемых государственных полномочий на территории города Челябинска.

     С 1 января 2005 года в соответствии с  ФЗ № 122 полномочия по финансированию мер социальной поддержки граждан  разграничены между бюджетом Российской Федерации и бюджетами субъектов Российской Федерации.

     Количество  граждан, относящихся к льготным категориям федерального уровня, составляет 86 173 человека. Указанным категориям граждан вместо части льгот предоставляется  ежемесячная денежная выплата. Льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и твердого топлива, предоставляются в натуральном виде. Финансирование данных расходов обеспечивается муниципальными органами социальной защиты населения. Кроме того, постановлением Губернатора Челябинской от 30.03.2005г. № 110 на органы социальной защиты возложены функции по продаже единых льготных социальных проездных билетов.

     Количество  граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, финансируемых за счет средств  бюджета Челябинской области, составляет 119 113 человек. Ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным гражданам и гражданам, пострадавшим от политических репрессий,

     предоставляются льготы в натуральном виде. Перечень льгот для данных категорий остается прежним.

     Кроме переданных государственных полномочий органы социальной защиты населения исполняют и муниципальные полномочия в сфере социальной защиты населения. К ним относятся [12]:

     1. реализация городских целевых  программ в сфере социальной  защиты, включающих:

     - оказание адресной материальной  и натуральной помощи малообеспеченным гражданам;

     - организацию ежедневного горячего  питания в муниципальных столовых;

     - предоставление льготных бытовых  услуг (ремонт и уборка квартир,  услуги доставки транспортными  единицами службы «Социальное  такси»);

     - выплату муниципальных социальных  пособий;

     - организацию отдыха и оздоровления  детей из социально незащищенных  категорий семей;

     - проведение массовых культурных  мероприятий для различных категорий  граждан города;

     - реализацию мер, обеспечивающих  интеграцию граждан с ограниченными  возможностями здоровья в обществе;

Информация о работе Реформирование социальной сферы