Реформирование социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:09, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ новых форм организации предоставления социальных услуг населению.
Для достижения поставленной цели решаются задачи:
изучение проблем реализации законодательства в сфере системы социального обслуживания;
рассмотрение политики, характеристики и управления рынком труда, занятостью населения и социального обслуживания населения города Челябинска.
В работе использована теория и методология по проблеме реформирования социальной защиты населения, в том числе нормативно-правовые акты, справочная и учебная литература, а также материалы администрации города Челябинска.

Работа состоит из  1 файл

К-реформирование социальной сферы.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

     В 2001-2004 гг. при содействии Фонда «Институт экономики города» технология конкурсного заказа на социальное обслуживание населения стала применяться во многих городах РФ.

     Сферами, в которых размещался заказ, были реабилитация детей-инвалидов и трудных подростков, помощь жертвам домашнего насилия, профессиональное обучение взрослых инвалидов, телефон доверия для граждан пожилого возраста и т.д.

     Участниками конкурсов и исполнителями заказов  выступали как муниципальные  и государственные учреждения социального обслуживания, так и общественные некоммерческие организации.

     Оценка  внедрения технологии конкурсного  заказапоказала, что в действительности применение технологии заказа может повышать качество предоставления социальных услуг.

     Эта выводы были получены путем сбора  и сравнения информации по различным  показателям результативности реабилитационных услуг для детей-инвалидов, которые  они получали от поставщиков, работающих по заказу и поставщиков, работавших по традиционной схеме финансирования по смете.

     Итогом  оценки является и то, что общественные некоммерческие организации вполне могут конкурировать с муниципальными учреждениями социального обслуживания по качеству и результативности оказания услуг.

     По  мнению сотрудников администраций, занимающихся размещением заказов и их мониторингом, технология заказа в ряде случаев гораздо удобнее существующего управленческого подхода, при котором сотрудникам администрации приходится самостоятельно организовывать предоставление тех или иных видов услуг (например, организация работы детского летнего лагеря - подбор персонала, заключение договоров, переговоры о предоставлении базы для оказания услуг, непосредственное управление оказанием услуг и т.д.).

     При применении технологии заказа все оперативные вопросы организации предоставления услуг ложатся на плечи привлекаемого на конкурсной и договорной основе внешнего поставщика услуг, а функции сотрудников администрации ограничиваются формированием технического задания, проведения конкурса и мониторинга работы поставщика. Технология заказа проявила себя как важнейший инструмент успешной реализации местной или региональной социальной политики.

     Через формирование заказа на основе конкретных приоритетов территориальной социальной политики у местной или региональной администрации появляется возможность четко определять и через договор ориентировать поставщиков услуг на требуемые группы получателей услуг, требуемую номенклатуру услуг с их качественно-количественными характеристиками и ожидаемые результаты.

       Также существует и третья  форма прямого финансирования  поставщика социальных услуг  – грант на выполнение социального  проекта. 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика видов финансирования социальных услуг

Показатели Грант Заказ
За  что платят деньги? Инновация

Развитие  поставщика

Конкретные  услуги
Техническое задание Нет Есть
Максимальная  стоимость Указывается, но не рассчитывается Рассчитывается
Круг  претендентов Может ограничиваться Не должен ограничиваться
Собственный вклад Может требоваться Не должен требоваться
 

     В последнее время муниципальные  и региональные грантовые конкурсы социальных и культурных проектов стали  достаточно популярным явлением. Эта  форма, являясь совершенно отдельным  управленческим инструментом, направлена на поддержку и апробацию новых социальных технологий решения тех или иных социальных проблем, которые определяются организатором грантового конкурса в рамках конкурсных номинаций.

     Здесь заказчик изначально не формирует техническое  задание, поскольку либо ищет новые способы решения проблемы, либо даже дает свободу действий участникам конкурса в определении абсолютно новой, пока неизвестной ему самому проблемы.

     В гранте техническое задание в  отличие от заказа формируется не заказчиком, а участником грантового конкурса в виде своего конкурсного проекта под тему той или иной номинации. Затем организатор конкурса, проводя отбор проектов, решает, желает ли он видеть данный проект в роли технического задания, к грантовому договору, то есть уже некого своего заказа. Практика проведения грантовых конкурсов показывает, что грант не может обеспечить устойчивость предоставления услуг, но является хорошим средством для поиска новых способов решения той или иной социальной проблемы.

     Таким образом, каждый раз, когда распорядитель  бюджетных средств решает вопрос о том, как лучше всего организовать предоставление той или иной социальной услуги, где он достаточно уверен в правильности и необходимости предоставления именно такой услуги именно такой клиентской группе, ему необходимо выбрать оптимальный подход. Безусловно, на этот выбор может оказывать влияние множество разнообразных факторов, не упоминаемых в данной статье, однако, максимально обеспечивая учет интересов потребителей и наилучшее качество и результативность услуги за счет создания конкуренции среди поставщиков, целесообразно последовательно «примерять» на услугу различные подходы в следующем порядке:

    • потребительская субсидия в форме денежной выплаты;
    • потребительская субсидия в форме социального ваучера;
    • конкурсный заказ;
    • бесконкурсное задание.

     Также при осуществлении этого выбора можно использовать специальную  логическую матрицу, структура которой  приведена в таблице 2.

     Если  при выборе ответа на тот или иной вопрос или утверждения по конкретной услуге, в соответствующей строке под тем или иным подходом оказывается крестик, то это означает, что применение данного подхода может быть целесообразно по данной услуге и присваивает этому подходу 1 балл. Тот подход, который в итоге набирает наибольшее количество баллов, и может быть оптимальным для применения.

Таблица 2 - Логическая матрица

Наименование  факторов Потребительские субсидии Прямое  финансирование поставщика
Денеж-ная выплата Вау-чер Конкурс-ный заказ Бесконкурс-ное задание
  1. Услуга жизнеобеспечивающая?
Да   + + +
Нет + + + +
  1. Услуга уже оказывается на территории?
Да + + + +
Нет     + +
  1. Есть минимум два фактических или потенциальных поставщика услуги?
Да + + +  
Нет       +
  1. Потребитель готов и может осуществлять свой потребительский выбор грамотно и самостоятельно?
Да + +    
Нет     + +
  1. Есть большая вероятность того, что неоказание/неполучение услуги может вызвать в дальнейшем дополнительные бюджетные расходы?
Да   + + +
Нет +      
  1. Услуга  предоставляется потребителю напрямую или через посредника?
Напрямую + + + +
Через посредника   + + +
  1. У потенциальных потребителей потребности в услуге может не быть в настоящий момент, но она может экстренно появиться.
    + +
Баллы: 2 4 7 6
 

     В представленной таблице приведен пример наложения матрицы на услугу по предоставлению психологических и консультационных услуг жертвам домашнего насилия по телефону доверия. Наибольшее количество баллов (7) набирает конкурсный следовательно, на нем и может быть остановлен выбор.

     Данная  матрица учитывает основные критерии выбора, но, безусловно, не может претендовать на учет всех возможных нюансов. Кроме того, ее использование может осложняться субъективным характером суждений ее пользователя о таких понятиях как «жизнеобеспечивающая услуга» и т.д. Однако в целом, на наш взгляд, она представляет правильную логику выбора. Также необходимо отметить, что в случае если самое большое количество баллов набирается одновременно двумя подходами (хотя в практике тестирования матрицы такие случаи пока не встречались), то следует выбирать те из них, которые в большей степени обеспечивают свободу потребительского выбора самих потребителей услуг и конкуренцию среди поставщиков. Следует помнить, что, как уже указывалось выше, в конечном счете, следование принципу свободы потребительского выбора максимально ограничивает и такое негативное явление как коррупцию.

     Практика  применения различных современных  подходов к организации предоставления социальных услуг показывает, что  чрезвычайно важным моментом является последовательность в применении выбранного подхода и недопущение смешивания подходов.

     Так, например, если предоставление услуг  решено организовывать через социальный ваучер, то при проведении квалификационного  отбора поставщиков необходимо стремиться к допуску к оказанию услуг  как можно большего числа поставщиков, желающих обслуживать потребителей поставщиков и отвечающим квалификационным требованиям. Важно понимать, что в данном случае большее число поставщиков будет обеспечивать большее удобство для потребителей и более высокое качество услуги, достигаемое за счет большей конкуренции среди поставщиков перед потребителями. Поэтому отбор организаций, имеющих право оказывать услуги по ваучеру недопустимо проводить по принципу конкурсного заказа, при котором наличие победителя (или победителей) конкурса всегда подразумевает наличие и проигравших. Если все участники отбора отвечают квалификационным требованиям, то всем им должно быть предоставлено право оказывать услуги для потребителей.

     При применении того или иного подхода  также могут отличаться и требования к поставщикам услуг – они не должны создавать неоправданных барьеров для поставщиков. Например, требование к поставщику не иметь задолженности по налоговым платежам и доказать это предоставлением соответствующей справки из налоговых органов совершенно оправданно при заказе, который может предусматривать предоплату услуг, но совершенно неоправданно при использовании механизма ваучеров, поскольку он предусматривает оплату услуг только по факту их оказания. Более того, создание таких совершенно излишних административных барьеров требований на этапе внедрения ваучерной технологии даже вредно, так как неоправданная сложность процедур может снизить заинтересованность поставщиков к участию в отборе.

 

Политика, характеристика и управление рынком труда, занятостью населения  и социального обслуживания населения Челябинской области и города Челябинска

 

     Численность трудовых ресурсов и перспектива  их количественного изменения в  решающей степени зависят от возрастного  состава населения области и  его динамики. За предыдущее десятилетие возрастная структура населения Челябинской области претерпела значительные изменения. Высокими темпами растет численность населения в трудоспособном возрасте и этот процесс будет нарастать, как результат вступления в трудоспособный возраст поколения высокой рождаемости в 80-х годах и выхода из него малочисленного военного поколения [13].

Таблица 3 - Распределение населения по постоянным возрастным группам (в % ко всему населению)

Годы Население в  возрасте моложе трудоспособного Население в  трудоспособном возрасте Население в  возрасте старше трудоспособного
1990 24,9 56,7 18,4
1995 23,1 56,8 20,1
2000 20,0 59,4 20,6
2004 17,5 62,2 20,3

                                                                                                             

     Указанные структурные изменения в возрастной структуре населения в значительной мере снизили коэффициент демографической нагрузки ( число нетрудоспособных, приходящихся на 1000 лиц трудоспособного возраста) с 764,6 чел. в 1990 году до 606,9 чел., в 2004 году, в том числе лицами моложе трудоспособного возраста - с 439,5 чел. до 280,1 чел., старше трудоспособного возраста - с 325,0 чел. до 326,7 чел. 

     Гораздо выше демографическая нагрузка в  сельской местности: в 2004 в городских  поселениях коэффициент демографической нагрузки составил 586,2 чел., а в сельской местности - 707,3 чел.

     С экономической и социальной точек  зрения в ближайшем будущем это  возможность облегчения финансового  бремени на содержание социальной сферы, с другой стороны - это весьма предостерегающий фактор относительно следующего поколения.

Информация о работе Реформирование социальной сферы