Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:41, дипломная работа
Цель данного дипломного проекта состоит в выявлении специфики процессов государственного регулирования занятости и безработицы в муниципалитете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты, определяющие сущность безработицы на современном этапе;
2. Рассмотреть состояние занятости и безработицы населения России на современном этапе;
3. Проанализировать состояние занятости и безработицы в муниципалитете Нижнеломовского района Пензенской области;
4. Провести анализ государственных методов противодействия безработице;
3. Выявить возможности совершенствования государственной защиты от безработицы в в муниципалитете Нижнеломовского района Пензенской области.
Введение
1 Теоретические аспекты управления безработицей в муниципалитете……………………………………………………………………5
1.1 Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета ………………………………………......5
1.2 Роль центра занятости населения на рынке труда и регулирование занятости…………………………………………………………………………….15
1.3 Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода………18
2 Анализ проблем безработицы, путей ее решения на примере муниципального образования Нижнеломовского района Пензенской области………………………………………………………………………………27
2.1 Внешние и внутренние факторы, влияющие на рынок труда……….............27
2.2 Перспективы и прогнозы по безработице в Нижнеломовском районе……...35 2.3 Анализ проблем безработицы …………............................................................55
3 Рекомендации по регулированию и предотвращению отрицательных последствий безработицы по Нижнеломовскому району на перспективу 2013-2014 года………………………………………………………………………63
3.1 Мероприятия направленные на улучшение последствий безработицы…………………………………………………………………………63 3.2 Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест……………………68
3.3 Меры по предотвращению отрицательных последствий безработицы…......71
Заключение
Список используемых источников информации
В городе и районе действуют: Дом спорта «Электрон», плавательный бассейн «Волна», физкультурно-оздоровительный комплекс «Импульс», спортивно - оздоровительный комплекс при ОАО «Фанерный завод «Власть труда», спортивно-оздоровительный комплекс в с. В-Ломов, 26 спортивных залов, 34 футбольных поля, 54 спортивных площадки, стадион, 2 ВМХ - трассы в городе Нижний Ломов и в с.Атмис, туристический горнолыжный комплекс в селе Ива.
На территории Нижнеломовского района функционируют учреждения культуры и искусств: Центр культуры и искусств с филиалами - Дом культуры юго-западного микрорайона, краеведческий музей; 3 детских школы искусств с сетью филиалов и структурных подразделений, Центральная межпоселенческая библиотека Нижнеломовского района с филиалами, 10 библиотечно - досуговых центров. Открыты и успешно работают 16 социально-культурных центров в селах Атмис, Вирга, Н-Пятина, Голицыно, Ива, Кривошеевка, В-Ломов, Кувак-Никольское, Усть - Каремша, Норовка, Большие Хутора, Овчарное, Б - Мичкас, Сорокино, 2 - в г. Нижний Ломов.
Здравоохранение района представлено ГБУЗ «Нижнеломовская центральная районная больница», Верхнеломовской участковой больницей, Голицынской, Кривошеевской, Норовской амбулаториями и 23 фельдшерско - акушерскими пунктами. ГБУЗ "Нижнеломовская ЦРБ" является межрайонным центром и обслуживает жителей г. Нижнего Ломова, Нижнеломовского, Спасского, Вадинского и Наровчатского районов Пензенской области. В районе работает 89 врачей, 313 средних медицинских работников и 345 человек вспомогательного персонала.
В структуру муниципальных органов и учреждений по социальной поддержке населения Нижнеломовского района входят Управление социальной защиты населения администрации Нижнеломовского района, муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения», муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», государственное учреждение «Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками», межведомственные центры по социальным вопросам (мини-центры).
К заповедным территориям района относятся Голицынский парк, площадь 18 га, ответственный за сохранность Мокшанский лесхоз; сорок родников «Салолейка» - 1,5 га, 6 водохранилищ.
Особое внимание администрация Нижнеломовского района Пензенской области уделяет развитию всех видов деревопереработки:
- внедрению новых технологий оборудования и лесопиления;
- кардинальному развитию углубленной деревопереработки (выпуск столярных изделий, погонажа, мебельных заготовок, мебели и т.д., а также изделий народного промысла);
- лесохимии.
Одним из этапов работы в данном направлении станет нынешняя ярмарка.
В Нижнеломовском районе Пензенской области состоялось совещание по вопросу обеспеченности предприятия лесного комплекса трудовыми ресурсами. На совещании присутствовали представители служб занятости населения из городов Пензаи Заречный.
В Нижнеломовском районе Пензенской области стоит не столько проблема безработицы, сколько нехватка квалифицированных кадров и молодых специалистов на предприятиях лесного комплекса. Угрозу всплеска безработицы в период кризиса удалось преодолеть совместными усилиями. В администрации реализуется программа "Поддержка малого и среднего предпринимательства". Как отметил заместитель главы администрации, активная работа в этом направлении позволила сформировать антикризисную программу, в городе осуществляется переход от "пожарных" мер к выбору дальнейшего пути развития.
Эти факты и послужили поводом для обсуждения на совещании таких вопросов, как привлечение трудовых ресурсов из соседних районов, а также иностранных граждан.
Важное направление в деятельности агентства труда и занятости населения - информирование населения о положении на рынке труда.
Информация о положении на рынке
труда включает в себя сведения об уровне
регистрируемой безработицы и напряженности
на рынке труда, законодательстве в области
занятости и защиты от безработицы, спросе
и предложении на рабочую силу в профессионально-
Вся информация по этим темам является общедоступной, ориентирована на неопределенный круг лиц, предоставляется и распространяется свободно, обновляется ежемесячно.
Информация о положении на рынке труда предоставляется:
- в информационных залах центров занятости населения;
- в справочно-информационных, раздаточных материалах, наглядной информации;
- на информационных стендах и терминалах центров занятости населения;
- в специализированных консультационных пунктах, в том числе выездных;
- в средствах массовой информации;
- на Интернет-ресурсах;
- при обращении за государственной услугой в органы службы занятости населения.
Получателями государственной услуги являются:
- граждане Российской Федерации;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства;
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели.
Документом, необходимым для получения услуги при личном обращении, является заявление-анкета.
Предоставление документов для получения услуги неопределенным кругом лиц не требуется.
Результат предоставления государственной услуги:
Получение информации о положении на рынке труда.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.
Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой.
Государственная услуга по информированию предоставляется бесплатно.
2.2 Перспективы и прогнозы по безработице в Нижнеломовском районе
Ситуация на рынке труда в Нижнеломовском районе в целом стабилизировалась, однако по-прежнему требует постоянного контроля. Требуется необходимость более активной реализации программ самозанятости и помощи потерявшим работу в создании собственного дела. Кроме того, нужно повышать информированность людей о реализуемых в настоящее время программах занятости.
правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие занятости населения, в том числе гибкие формы, не требующие постоянного присутствия на рабочем месте; обеспечение сбалансированности между растущей стоимостью труда (прежде всего в секторах с быстро меняющейся в рамках работы, которую ведёт Правительство РФ, органы государственной власти намерены перейти от антикризисных мер на рынке труда, которые предпринимались в период конца 2011 года, и 2012года, уже к системной работе, означающей более глубокое погружение в проблемы безработицы. Набор вариантов мер по содействию занятости должен развиваться от простых мер, которые использовались на рынке труда в пик безработицы (имеются в виду общественные работы), к более продвинутым вариантам помощи гражданам, прежде всего это индивидуальный пакет для создания собственного дела.
В 2011 году была продолжена активная политика на рынке труда. На программу занятости из областного бюджета выделяется почти 10 млрд рублей. В том числе предстоит заниматься выстраиванием эффективной политики в сфере внешней трудовой миграции, стимулировать внутреннюю мобильность трудовых ресурсов.
Зарегистрированная безработица сократилась на миллион человек за год. Это очень хороший темп сокращения безработицы. И, по сути, экономика восстанавливается достаточно быстрыми темпами - это главная предпосылка того, что восстановится и рынок труда. Но есть еще одна составляющая этой проблемы. Нет никакой необходимости воспроизводить малоэффективные рабочие места и предприятия вчерашнего дня. Нужно восстанавливать современный рынок труда, с тем чтобы появлялись новые, высокотехнологичные и высокооплачиваемые рабочие места. Именно в этом направлении намерено в ближайшей перспективе действовать Правительство РФ.
Правительство Пензенской области намерено усиливать работу по решению стратегических задач развития рынка труда. Прежде всего это повышение квалификации работников. Граждане предъявляют большой спрос на услуги по переобучению, овладению новыми профессиями. А органы службы занятости должны активно предлагать соответствующие возможности, включая организацию стажировок на предприятиях для молодых специалистов и содействие в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями. Также будут востребованы такие шаги федерального правительства, как помощь в организации собственного дела и повышение территориальной мобильности рабочей силы.
В районе в первом полугодии 2011 года была разработана госпрограмма содействия занятости населения. И все меры реализации мероприятий активной политики в области обеспечения занятости, повышения трудовой мобильности населения, совершенствования социальной поддержки безработных будут включены в эту госпрограмму.
Рационализация использования имеющихся трудовых ресурсов требует изменения подходов к подготовке кадров, что предполагает усиление взаимосвязи между рынком труда и профессиональным образованием, опережающее обучение и переподготовку как занятых, так и безработных под создаваемые рабочие места. Представляется целесообразным наряду с получением основной специальности в рамках высшего профессионального образования организовать освоение рабочих профессий, близких к полученным в вузе.
Проблема нашей образовательной системы заключается в том, что, к сожалению, большое количество специалистов готовится само, без учёта потребностей рынка труда. Гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.
Переход к инновационной экономике (реструктуризация и диверсификация отраслей экономики) приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, повысить их оборачиваемость.
Процессы глобализации экономики обострят конкуренцию на рынке квалифицированной рабочей силы. Наблюдаемые в западноевропейских странах негативные демографические тенденции приведут к росту спроса в этих странах на рабочую силу из государств - участников СНГ, в том числе из Российской Федерации.
В этой связи важное значение в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция на международном рынке труда стран - экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований (в области заработной платы, социальных льгот и гарантий, безопасных условий труда и т.д.) работников к рабочим местам в Российской Федерации, так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда.
В долгосрочной перспективе эта проблема будет усугубляться сокращением совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за 2011 - 2020 годы более чем на 10 процентов), что тем не менее в условиях адекватного роста производительности труда при переходе к инновационной экономике не должно стать ограничивающим фактором ее развития. Дополнительным источником компенсации сокращения предложения на рынке труда (на 6,7 процента в год в 2011 - 2015 годах и на 7,5 процента в 2016 - 2020 годах) будет повышение трудовой мобильности населения, а также привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.
Обоснованности выбора наиболее
эффективных мер политики на рынке труда
будет способствовать внедрение системы
мониторинга и прогнозирования ситуации
на рынке труда, в том числе профессионально-
В то же время инновационная экономика невозможна без понятных и прозрачных правил функционирования рынка труда и трудовых отношений, для соблюдения которых должна быть налажена действенная система контроля и надзора, что, в свою очередь, будет способствовать легализации трудовых отношений и иных видов деятельности, приносящей доход.
Исходя из тенденций развития экономики и рынка труда целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Правительство РФ намерено создать условия для эффективного использования квалифицированного туда, развития эффективной, ориентированной на конечный результат, инфраструктуры рынка труда.