Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:41, дипломная работа
Цель данного дипломного проекта состоит в выявлении специфики процессов государственного регулирования занятости и безработицы в муниципалитете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты, определяющие сущность безработицы на современном этапе;
2. Рассмотреть состояние занятости и безработицы населения России на современном этапе;
3. Проанализировать состояние занятости и безработицы в муниципалитете Нижнеломовского района Пензенской области;
4. Провести анализ государственных методов противодействия безработице;
3. Выявить возможности совершенствования государственной защиты от безработицы в в муниципалитете Нижнеломовского района Пензенской области.
Введение
1 Теоретические аспекты управления безработицей в муниципалитете……………………………………………………………………5
1.1 Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета ………………………………………......5
1.2 Роль центра занятости населения на рынке труда и регулирование занятости…………………………………………………………………………….15
1.3 Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода………18
2 Анализ проблем безработицы, путей ее решения на примере муниципального образования Нижнеломовского района Пензенской области………………………………………………………………………………27
2.1 Внешние и внутренние факторы, влияющие на рынок труда……….............27
2.2 Перспективы и прогнозы по безработице в Нижнеломовском районе……...35 2.3 Анализ проблем безработицы …………............................................................55
3 Рекомендации по регулированию и предотвращению отрицательных последствий безработицы по Нижнеломовскому району на перспективу 2013-2014 года………………………………………………………………………63
3.1 Мероприятия направленные на улучшение последствий безработицы…………………………………………………………………………63 3.2 Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест……………………68
3.3 Меры по предотвращению отрицательных последствий безработицы…......71
Заключение
Список используемых источников информации
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач.
Первая задача - повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости, в том числе:
совершенствование нормативной структурой производства товаров и услуг), мерами социальной защиты работников и сохранением конкурентоспособности производимой продукции;
снижение уровня нелегальной занятости;
повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной увязки заработной платы с эффективностью работы и качеством предоставляемых услуг, со сложностью и объемом выполняемой работы, особенностями территориальных рынков труда, а также за счет улучшения качества рабочих мест;
создание условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий и т.д.);
расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;
стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением;
Развитие социального партнерства.
Вторая задача - улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики, что предполагает:
развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;
развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, непрерывного обучения и переобучения, что позволит работникам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, реализовать свой трудовой потенциал в наиболее динамично развивающихся секторах экономики в соответствии со спросом;
совершенствование национальной системы квалификаций, в том числе адекватных запросам рынка труда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, разработка системы профессиональных стандартов, создание системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации, осуществление мер по модернизации квалификационных характеристик, формирование системы признания и оценки результатов образования и обучения;
развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.
Третья задача - развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов, включая:
повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия;
создание конкурентного рынка оказания услуг безработным гражданам и гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров;
реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы;
использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;
создание механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации, прежде всего в рамках крупных инвестиционных проектов, приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ;
разработка новых направлений активной политики занятости населения;
предоставление на добровольной основе дополнительных мер защиты от безработицы на страховых принципах (возмещение утраченного из-за потери работы заработка, определяемого в соответствии с периодом оплачиваемой занятости и размером страховых отчислений);
формирование механизмов, стимулирующих органы государственной власти субъектов Российской Федерации к осуществлению мер по развитию трудовых ресурсов;
осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;
развитие частно-государственного партнерства в сфере занятости населения и защиты от безработицы, формирование партнерств бизнеса, местных и региональных органов власти, которые будут заниматься решением проблем социальной адаптации, переобучения работников, высвобождаемых с рабочих мест в связи с модернизацией и перевооружением предприятий, внедрением трудосберегающих технологий;
использование территориального планирования размещения объектов инфраструктуры в целях создания условий для привлечения бизнеса в трудоизбыточные регионы.
Четвертая задача - создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:
разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;
разработка и реализация мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;
переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест.
Пятая задача - создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров, в том числе:
обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности), совершенствование механизма выдачи разрешений и расширение перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;
формирование в обществе толерантного отношения к трудовой миграции и мигрантам, создание системы социализации мигрантов, условий для их адаптации, обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов;
упрощение процедур выдачи рабочих виз для высококвалифицированных категорий иностранных граждан;
организация за рубежом центров содействия иммиграции в Россию, способствующих профессиональной подготовке и переподготовке иностранных работников, а также изучению ими русского языка, российской культуры и российского законодательства; реализация комплекса мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.
Ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач в течение 2011 - 2020 годов следующие:
снижение уровня нелегальной занятости с 35 до 5 - 10 процентов;
повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26 до 70 - 80 процентов;
снижение уровня общей безработицы с 6 до 2 - 3 процентов.
Кроме того, будут охвачены внутрипроизводственным обучением (с периодичностью обучения не более 5 лет) 80 процентов работников крупных и средних предприятий, а опережающим профессиональным обучением - 40 - 50 процентов работников, подлежащих высвобождению.
Долгосрочная политика занятости будет зависеть от роста производительности труда и применения новых технологий. Эти процессы, крайне необходимые для повышения конкурентоспособности национального хозяйства, должны будут поддерживаться экономическими мерами поддержки занятости - созданием дополнительных рабочих мест и минимизацией безработицы. Начиная с прогноза на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов будет разрабатываться достаточно полезный документ, который будет определять политику занятости на рынке труда, - это баланс трудовых ресурсов на трёхлетний период. Баланс трудовых ресурсов будет формироваться в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры профессионального образования. Прогноз баланса будет являться базой для детального прогноза спроса и предложения на рынке труда.
Основными направлениями поддержки россиян 2011 году стали:
- опережающее профессиональное обучение и стажировки (в основном, на предприятиях, применяющих передовые технологии, а также предприятиях производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами)
- опережающее профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет
- профессиональное обучение женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства
- содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей (возмещение работодателю затрат на создание или оснащение рабочего места (50 тыс руб.))
- стажировка выпускников образовательных учреждений (школ, ссузов, вузов)
- содействие самозанятости безработных граждан (выделение субсидии размером 58,8 тыс руб. на открытие дела)
- адресная поддержка гражданам в целях трудоустройства в другой местности (компенсация расходов, связанных с переездом)
- общественные работы (для работников градообразующих и системообразующих предприятий, а также граждан, ищущих работу, и безработных граждан, проживающих в моногородах)
Баланс трудовых ресурсов сформировавшийся в2012 году в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры профессионального образования. Прогноз баланса является базой для детального прогноза спроса и предложения на рынке труда.
Разработка прогноза баланса трудовых ресурсов позволяет:
- оценить уровень сбалансированности потенциального предложения на рынке труда (исходя из прогноза демографической ситуации);
- оценить уровень потенциального спроса на рабочую силу в части занятых рабочих мест (исходя из программы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу);
- определить структурные пропорции предложения и спроса на рынке труда по видам экономической деятельности;
- повысить эффективность регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов.
Прогноз баланса трудовых ресурсов осуществляется на основе:
- прогноза социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу, очередной финансовый год и плановый период, разрабатываемого Минэкономразвития России;
- данных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности, оказывающих непосредственное влияние на численность занятых в соответствующих секторах экономики и видах деятельности: Минобрнауки России, Минрегиона России, Минпромторга России, Минкомсвязи России, Минсельхоза России, Минэнерго России, Минтранса России, Минкультуры России, Минобороны России, Минфина России, ФМС России, Рослесхоза, ФСИН России, Росрыболовство;
- данных государственных внебюджетных фондов о численности застрахованных лиц по категориям и возрастным группам и ее предположительном изменении в прогнозируемом периоде.
Анализ законодательной базы по управлению безработицей
Сфера занятости является одной из главных сфер жизнедеятельности человека, важнейшим сегментом социально-экономического развития общества. В ней формируется большая часть доходов населения, закладываются основы материального благосостояния семей, реализуются важнейшие потребности и интересы индивидов, социальных групп, общностей [19,63].
В последние годы акценты в проведении политики содействия занятости все больше переносится на территориальный, муниципальный уровень, набор инструментов государства в регулировании занятости сужает. Регулирующим инструментом проведения политики занятости является региональные и муниципальные программы содействия занятости населения. В рамках реализации этих программ разрабатываются подпрограммы активных и пассивных мер помощи безработным, определению профиля подготовки кадров в учреждениях профессионального образования и прочие.