Регулирование занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:41, дипломная работа

Описание

Цель данного дипломного проекта состоит в выявлении специфики процессов государственного регулирования занятости и безработицы в муниципалитете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты, определяющие сущность безработицы на современном этапе;
2. Рассмотреть состояние занятости и безработицы населения России на современном этапе;
3. Проанализировать состояние занятости и безработицы в муниципалитете Нижнеломовского района Пензенской области;
4. Провести анализ государственных методов противодействия безработице;
3. Выявить возможности совершенствования государственной защиты от безработицы в в муниципалитете Нижнеломовского района Пензенской области.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты управления безработицей в муниципалитете……………………………………………………………………5
1.1 Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета ………………………………………......5
1.2 Роль центра занятости населения на рынке труда и регулирование занятости…………………………………………………………………………….15
1.3 Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода………18
2 Анализ проблем безработицы, путей ее решения на примере муниципального образования Нижнеломовского района Пензенской области………………………………………………………………………………27
2.1 Внешние и внутренние факторы, влияющие на рынок труда……….............27
2.2 Перспективы и прогнозы по безработице в Нижнеломовском районе……...35 2.3 Анализ проблем безработицы …………............................................................55
3 Рекомендации по регулированию и предотвращению отрицательных последствий безработицы по Нижнеломовскому району на перспективу 2013-2014 года………………………………………………………………………63
3.1 Мероприятия направленные на улучшение последствий безработицы…………………………………………………………………………63 3.2 Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест……………………68
3.3 Меры по предотвращению отрицательных последствий безработицы…......71
Заключение
Список используемых источников информации

Работа состоит из  1 файл

9999.rtf

— 2.34 Мб (Скачать документ)

Инструментом проведения политики содействия занятости населения на местном рынке труда служат муниципальные программы содействия занятости населения. В рамках реализации этих программ разрабатываются мероприятия по оказанию помощи безработным, определению профиля подготовки кадров в учреждениях профессионального образования. Такие программы и мероприятия содействия занятости разрабатываются и в Нижнеломовском районе Центром занятости населения.

Основной задачей Государственного учреждения Центра занятости является:

- Информирование о положении на рынке труда;

- Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

- Содействие гражданам в поиске подходящей работы;

- Содействие работодателям в подборе работников;

- Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения;

- Психологическая поддержка безработных граждан;

- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

- Осуществление социальных выплат безработным гражданам;

- Организация оплачиваемых общественных работ;

- Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поисках работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

- Социальная адаптация безработных на рынке труда;

- Содействие самозанятости безработных граждан;

- Содействие гражданам в переселении для работы в сельскую местность;

- Выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников.

В структуру Центра занятости входят различные отделы, такие как:

- Отдел программ занятости и рынка труда;

- Отдел трудоустройства, профориентации и профессионального обучения;

- Отдел финансово-бухгалтерского учета и социальных выплат;

- Отдел по организации работы с работодателями;

- Отдел трудоустройства и специальных программ.

На 01.01.2012 года в городе насчитывалось 42 тыс. человек.

Программа содействия занятости Нижнеломовского района на 2013 год разработана в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации «О занятости населения в российской Федерации». Ведущее место в обеспечении высоких темпов экономических показателей принадлежит химической и лесоперерабатывающей промышленности, на долю которой приходится 84 процента всей выпускаемой в городе продукции.

Основными задачами, на решение которых ориентирована Программа по снижению роста безработицы, являются:

- развитие активных программ содействия занятости;

- повышение мобильности трудовых ресурсов;

- оказание адресной поддержки гражданам, особо нуждающимся в социальной защите;

- совершенствование системы регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг;

- повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы за счет развития системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных и незанятых граждан;

-  осуществление превентивных мер по предупреждению увольнения работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности, смягчению последствий массовых увольнений работников;

-  повышение роли коллективных договоров в вопросах регулирования оплаты и условий труда;

- улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу, расширение доступа населения к информации о вакансиях.

-  социальная поддержка безработных граждан в период активного поиска работы.

Программа содержит мероприятия, которые направлены на содействие занятости незанятой части населения и его социальную защиту от безработицы.

Из числа зарегистрированных безработных 1099 человек назначено пособие по безработице. Постановлением Правительства Российской Федерации №812 от 12 октября 2010 года определен минимальный и максимальный размер пособия по безработице на 2011 год: 850 и 4900 рублей соответственно.

Согласно Федеральному закону «О занятости населения в РФ», минимальный размер пособия по безработице выплачивается гражданам:

- впервые ищущим работу (ранее не работавшим);

- стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;

- уволенным за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством;

- уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель.

В остальных случаях размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, но не ниже минимального и не выше максимального размера пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

С целью сокращения до минимума сроков трудоустройства граждан, предотвращения перерастания безработицы в застойную форму, предполагается осуществлять контроль за предоставлением работодателями информации об ожидаемом высвобождении работников и о наличии потребности в работниках в установленные Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» сроки.

Формировать банк данных вакансий, перечень профессий, имеющих постоянный спрос на рынке труда для обеспечения граждан, ищущих работу достоверной, полной и оперативной информацией о возможностях трудоустройства.

Подбирать безработным подходящее место работы и разъяснять возможности выбора иных форм и видов временной занятости.

Привлекать работодателей для проведения «Ярмарок вакансий» с целью подбора кадров для работы на их предприятиях. По запросам работодателей подбирать работников.

В целях расширения возможностей трудоустройства безработных граждан, их профессиональной адаптации организовать дополнительные рабочие места на предприятиях, организациях за счет собственных средств работодателей и средств бюджета.

Организовать общественные работы. Всего планируется задействовать в общественных работах 592 человек. Преимущественное право на участие в общественных работах будут иметь безработные, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в Центре занятости свыше шести месяцев.

В целях снижения напряженности на рынке труда за счет вовлечения части наемных работников в сферу самостоятельной предпринимательской деятельности в 2012 году будут организованы групповые консультации для 56 безработных граждан, из них 10 человек - в сельской местности.

В организации временного трудоустройства выпускников начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18-20 лет будет охвачено 54 безработных.

В целях оказания помощи в трудоустройстве людям, которые являются безработными длительное время, как правило, более 6 месяцев и испытывают трудности при планировании своего трудоустройства, направляются на курсы «Навыки эффективного поиска работы» и «Активный поиск работы» - 60 безработных.

Проводится работа по организации ярмарок вакансий. Предполагается проводить ярмарки ежемесячно.

В случаях массовых высвобождений предусмотреть работу по заключению соглашений о сотрудничестве в условиях реализации мероприятий по оптимизации численности персонала.

Проводится работа по оказанию содействия в трудоустройстве специалистов музыкального искусства.

В части реализации мероприятий Нижнеломовского района комплексно-целевой программы развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи в городе на 2013 год обеспечить взаимодействие с администрацией, управлениями образования, по делам молодежи, социальной защиты по профориентации учащихся и выпускников образовательных учреждений в количестве 3500.

Проводится профессиональная работа с выпускниками межшкольного учебного комбината. Традиционными стали ярмарки вакансий учебных мест для выпускников школ и ПТУ. В 2013 году будут проведены 2 ярмарки «Образование. Карьера - 2013 г.» в Нижнеломовском районе.

По мере обращения граждан уволенных с военной службы и членов их семей, освобожденных из мест лишения свободы, инвалидов будут оказываться услуги по профессиональной ориентации.

В текущем году планируется оказать профориентационные услуги 9000 человек.

Исходя из выше изложенного, следует, что количество безработных, обратившихся в Центр занятости, увеличилось к началу 2011 года по сравнению с 2010 годом. Количество безработных граждан уменьшилось по сравнению с 2011 годом на 44 человека.

 

 

         2.3 Анализ проблем безработицы

 

Состояние региональных рынков труда зависит, прежде всего, от макроэкономических тенденций, и кризис вновь это подтвердил. Но общие для страны тенденции «преломляются» в регионах по-разному. Спрос на рабочую силу зависит от структуры экономики и уровня развития территории, предложение - от динамики численности и половозрастного состава населения, уровня образования.

Поведение на рынке труда обусловлено и социокультурными особенностями населения. Региональное разнообразие проявляется не только в уровне экономической активности, занятости и безработицы, но также в структуре занятости, условиях труда, гендерных и возрастных различиях работающего населения.

Социальный портрет безработного на рынке труда Нижнеломовского района по состоянию на 1 января 2013 года выглядит следующим образом:

СОСТАВ БЕЗРАБОТНЫХ

По состоянию на 01.01.2013 численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости Нижнеломовского района, составила 814 человек (снижение в течение года отмечено на 431 человека, на 01.01.2012 - 1245 человек).

ПОЛОВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ

В числе безработных граждан преобладают женщины 63,5% или 517 человек. По сравнению с началом прошлого года удельный вес в числе безработных увеличился на 5,7 процентного пункта, (на 01.01.2013 - 63,5%, на 01.01.2012 -57,8%).

Доля женщин в числе безработных граждан увеличивается.

В числе безработных 35,5% (1289 человек) составляет молодежь в возрасте 16-29 лет. По сравнению с началом прошлого года удельный вес в числе безработных сократился на 7,9 процентного пункта (на 01.01.2013 - 35,5%, на 01.01.2012-43,4%).

Большая часть безработной молодежи (173 человека - от общего числа безработных) относится к в возрастной группе 16-24 лет (большинство из них не имеет профессионального образования либо опыта работы). Доля молодежи в возрасте 16-24 лет в общем числе безработных уменьшается (на 01.01.2013-21,2%, на 01.01.2012 - 27,5%).

Доля молодежи в числе безработных снижается.

В числе безработных 8,4% (68 человек) составляют лица предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии) (По сравнению с началом прошлого года удельный вес в числе безработных уменьшился (на 01.01.2013 - 8,35%, на 01.01.2012-8,43%).

Доля лиц предпенсионного возраста в числе безработных снижается.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

В числе безработных немалую часть занимают ограниченно трудоспособные граждане. По состоянию на 01.01.2013 численность безработных инвалидов составила 91 человек или 11,2% всех безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости. По сравнению с началом прошлого года удельный вес в числе безработных увеличился на 1,2 процентного пункта, к (на 01.01.2013 -11,2%, на 01.01.2012-10,0).

Доля инвалидов в числе безработных граждан увеличивается.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ

Имеющие высшее профессиональное образование составили 15,6% или 127 человек. По сравнению с началом прошлого года их доля увеличилась на 1,2 процентного пункта (на 01.01.2012-14,4%).

Имеющие среднее профессиональное образование составили 15,5% или 126 человек. По сравнению с началом прошлого года их доля увеличилась 0,8 процентного пункта (на 01.01.2012-14,7%).

Имеющие начальное профессиональное образование составили 21,9% или 179 человек. По сравнению с началом прошлого года их доля уменьшилась на 1,7 процентного пункта (на 01.01.2012-23,6%).

Доля лиц, имеющих профессиональное образование (53,1%), с начала прошлого года увеличилась (на 01.01.2012- 52,7%).

В числе безработных граждан доля выпускников учреждений профессионального образования (в течение года после окончания учебного заведения) (4,0% или 33 человека) с начала прошлого года уменьшилась на 0,5 процентного пункта (на 01.01.2012 - 4,5%).

Доля выпускников учреждений профессионального образования в числе безработных граждан снижается.

Имеющие среднее (полное) общее образование составили 29,9 или 244 человека. По сравнению с началом прошлого года их доля уменьшилась на 1,2 процентного пункта, (на 01.01.2012-31,1%).

Не имеющие среднего общего образования составили 1,2% или 10 человек. По сравнению с началом прошлого года их доля увеличилась (на 01.01.2012 - 0,9%).

По опыту работы и квалификации.

Не имеют опыта работы (ищут работу впервые) 9,1% безработных или 74 человека.. По сравнению с началом прошлого года их доля уменьшилась на 3 процентных пункта, на 01.01.2012 - 12,1%), при этом не имеют профессии (специальности) 3,4% безработных (на 01.01.2012-4,1%).

Доля ранее не работавших граждан в числе безработных граждан уменьшается (рисунок 2).

Информация о работе Регулирование занятости населения