Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:41, дипломная работа
Цель данного дипломного проекта состоит в выявлении специфики процессов государственного регулирования занятости и безработицы в муниципалитете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты, определяющие сущность безработицы на современном этапе;
2. Рассмотреть состояние занятости и безработицы населения России на современном этапе;
3. Проанализировать состояние занятости и безработицы в муниципалитете Нижнеломовского района Пензенской области;
4. Провести анализ государственных методов противодействия безработице;
3. Выявить возможности совершенствования государственной защиты от безработицы в в муниципалитете Нижнеломовского района Пензенской области.
Введение
1 Теоретические аспекты управления безработицей в муниципалитете……………………………………………………………………5
1.1 Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета ………………………………………......5
1.2 Роль центра занятости населения на рынке труда и регулирование занятости…………………………………………………………………………….15
1.3 Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода………18
2 Анализ проблем безработицы, путей ее решения на примере муниципального образования Нижнеломовского района Пензенской области………………………………………………………………………………27
2.1 Внешние и внутренние факторы, влияющие на рынок труда……….............27
2.2 Перспективы и прогнозы по безработице в Нижнеломовском районе……...35 2.3 Анализ проблем безработицы …………............................................................55
3 Рекомендации по регулированию и предотвращению отрицательных последствий безработицы по Нижнеломовскому району на перспективу 2013-2014 года………………………………………………………………………63
3.1 Мероприятия направленные на улучшение последствий безработицы…………………………………………………………………………63 3.2 Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест……………………68
3.3 Меры по предотвращению отрицательных последствий безработицы…......71
Заключение
Список используемых источников информации
Инструментом проведения политики содействия занятости населения на местном рынке труда служат муниципальные программы содействия занятости населения. В рамках реализации этих программ разрабатываются мероприятия по оказанию помощи безработным, определению профиля подготовки кадров в учреждениях профессионального образования. Такие программы и мероприятия содействия занятости разрабатываются и в Нижнеломовском районе Центром занятости населения.
Основной задачей Государственного учреждения Центра занятости является:
- Информирование о положении на рынке труда;
- Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- Содействие гражданам в поиске подходящей работы;
- Содействие работодателям в подборе работников;
- Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения;
- Психологическая поддержка безработных граждан;
- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
- Осуществление социальных выплат безработным гражданам;
- Организация оплачиваемых общественных работ;
- Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поисках работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- Социальная адаптация безработных на рынке труда;
- Содействие самозанятости безработных граждан;
- Содействие гражданам в переселении для работы в сельскую местность;
- Выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников.
В структуру Центра занятости входят различные отделы, такие как:
- Отдел программ занятости и рынка труда;
- Отдел трудоустройства, профориентации и профессионального обучения;
- Отдел финансово-бухгалтерского учета и социальных выплат;
- Отдел по организации работы с работодателями;
- Отдел трудоустройства и специальных программ.
На 01.01.2012 года в городе насчитывалось 42 тыс. человек.
Программа содействия занятости Нижнеломовского района на 2013 год разработана в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации «О занятости населения в российской Федерации». Ведущее место в обеспечении высоких темпов экономических показателей принадлежит химической и лесоперерабатывающей промышленности, на долю которой приходится 84 процента всей выпускаемой в городе продукции.
Основными задачами, на решение которых ориентирована Программа по снижению роста безработицы, являются:
- развитие активных программ содействия занятости;
- повышение мобильности трудовых ресурсов;
- оказание адресной поддержки гражданам, особо нуждающимся в социальной защите;
- совершенствование системы регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг;
- повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы за счет развития системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных и незанятых граждан;
- осуществление превентивных мер по предупреждению увольнения работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности, смягчению последствий массовых увольнений работников;
- повышение роли коллективных договоров в вопросах регулирования оплаты и условий труда;
- улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу, расширение доступа населения к информации о вакансиях.
- социальная поддержка безработных граждан в период активного поиска работы.
Программа содержит мероприятия, которые направлены на содействие занятости незанятой части населения и его социальную защиту от безработицы.
Из числа зарегистрированных безработных 1099 человек назначено пособие по безработице. Постановлением Правительства Российской Федерации №812 от 12 октября 2010 года определен минимальный и максимальный размер пособия по безработице на 2011 год: 850 и 4900 рублей соответственно.
Согласно Федеральному закону «О занятости населения в РФ», минимальный размер пособия по безработице выплачивается гражданам:
- впервые ищущим работу (ранее не работавшим);
- стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;
- уволенным за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством;
- уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель.
В остальных случаях размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, но не ниже минимального и не выше максимального размера пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
С целью сокращения до минимума сроков трудоустройства граждан, предотвращения перерастания безработицы в застойную форму, предполагается осуществлять контроль за предоставлением работодателями информации об ожидаемом высвобождении работников и о наличии потребности в работниках в установленные Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» сроки.
Формировать банк данных вакансий, перечень профессий, имеющих постоянный спрос на рынке труда для обеспечения граждан, ищущих работу достоверной, полной и оперативной информацией о возможностях трудоустройства.
Подбирать безработным подходящее место работы и разъяснять возможности выбора иных форм и видов временной занятости.
Привлекать работодателей для проведения «Ярмарок вакансий» с целью подбора кадров для работы на их предприятиях. По запросам работодателей подбирать работников.
В целях расширения возможностей трудоустройства безработных граждан, их профессиональной адаптации организовать дополнительные рабочие места на предприятиях, организациях за счет собственных средств работодателей и средств бюджета.
Организовать общественные работы. Всего планируется задействовать в общественных работах 592 человек. Преимущественное право на участие в общественных работах будут иметь безработные, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в Центре занятости свыше шести месяцев.
В целях снижения напряженности на рынке труда за счет вовлечения части наемных работников в сферу самостоятельной предпринимательской деятельности в 2012 году будут организованы групповые консультации для 56 безработных граждан, из них 10 человек - в сельской местности.
В организации временного трудоустройства выпускников начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18-20 лет будет охвачено 54 безработных.
В целях оказания помощи в трудоустройстве людям, которые являются безработными длительное время, как правило, более 6 месяцев и испытывают трудности при планировании своего трудоустройства, направляются на курсы «Навыки эффективного поиска работы» и «Активный поиск работы» - 60 безработных.
Проводится работа по организации ярмарок вакансий. Предполагается проводить ярмарки ежемесячно.
В случаях массовых высвобождений предусмотреть работу по заключению соглашений о сотрудничестве в условиях реализации мероприятий по оптимизации численности персонала.
Проводится работа по оказанию содействия в трудоустройстве специалистов музыкального искусства.
В части реализации мероприятий Нижнеломовского района комплексно-целевой программы развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи в городе на 2013 год обеспечить взаимодействие с администрацией, управлениями образования, по делам молодежи, социальной защиты по профориентации учащихся и выпускников образовательных учреждений в количестве 3500.
Проводится профессиональная работа с выпускниками межшкольного учебного комбината. Традиционными стали ярмарки вакансий учебных мест для выпускников школ и ПТУ. В 2013 году будут проведены 2 ярмарки «Образование. Карьера - 2013 г.» в Нижнеломовском районе.
По мере обращения граждан уволенных с военной службы и членов их семей, освобожденных из мест лишения свободы, инвалидов будут оказываться услуги по профессиональной ориентации.
В текущем году планируется оказать профориентационные услуги 9000 человек.
Исходя из выше изложенного, следует, что количество безработных, обратившихся в Центр занятости, увеличилось к началу 2011 года по сравнению с 2010 годом. Количество безработных граждан уменьшилось по сравнению с 2011 годом на 44 человека.
2.3 Анализ проблем безработицы
Состояние региональных рынков труда зависит, прежде всего, от макроэкономических тенденций, и кризис вновь это подтвердил. Но общие для страны тенденции «преломляются» в регионах по-разному. Спрос на рабочую силу зависит от структуры экономики и уровня развития территории, предложение - от динамики численности и половозрастного состава населения, уровня образования.
Поведение на рынке труда обусловлено и социокультурными особенностями населения. Региональное разнообразие проявляется не только в уровне экономической активности, занятости и безработицы, но также в структуре занятости, условиях труда, гендерных и возрастных различиях работающего населения.
Социальный портрет безработного на рынке труда Нижнеломовского района по состоянию на 1 января 2013 года выглядит следующим образом:
СОСТАВ БЕЗРАБОТНЫХ
По состоянию на 01.01.2013 численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости Нижнеломовского района, составила 814 человек (снижение в течение года отмечено на 431 человека, на 01.01.2012 - 1245 человек).
ПОЛОВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ
В числе безработных граждан преобладают женщины 63,5% или 517 человек. По сравнению с началом прошлого года удельный вес в числе безработных увеличился на 5,7 процентного пункта, (на 01.01.2013 - 63,5%, на 01.01.2012 -57,8%).
Доля женщин в числе безработных граждан увеличивается.
В числе безработных 35,5% (1289 человек) составляет молодежь в возрасте 16-29 лет. По сравнению с началом прошлого года удельный вес в числе безработных сократился на 7,9 процентного пункта (на 01.01.2013 - 35,5%, на 01.01.2012-43,4%).
Большая часть безработной молодежи (173 человека - от общего числа безработных) относится к в возрастной группе 16-24 лет (большинство из них не имеет профессионального образования либо опыта работы). Доля молодежи в возрасте 16-24 лет в общем числе безработных уменьшается (на 01.01.2013-21,2%, на 01.01.2012 - 27,5%).
Доля молодежи в числе безработных снижается.
В числе безработных 8,4% (68 человек) составляют лица предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии) (По сравнению с началом прошлого года удельный вес в числе безработных уменьшился (на 01.01.2013 - 8,35%, на 01.01.2012-8,43%).
Доля лиц предпенсионного возраста в числе безработных снижается.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ
В числе безработных немалую часть занимают ограниченно трудоспособные граждане. По состоянию на 01.01.2013 численность безработных инвалидов составила 91 человек или 11,2% всех безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости. По сравнению с началом прошлого года удельный вес в числе безработных увеличился на 1,2 процентного пункта, к (на 01.01.2013 -11,2%, на 01.01.2012-10,0).
Доля инвалидов в числе безработных граждан увеличивается.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ
Имеющие высшее профессиональное образование составили 15,6% или 127 человек. По сравнению с началом прошлого года их доля увеличилась на 1,2 процентного пункта (на 01.01.2012-14,4%).
Имеющие среднее профессиональное образование составили 15,5% или 126 человек. По сравнению с началом прошлого года их доля увеличилась 0,8 процентного пункта (на 01.01.2012-14,7%).
Имеющие начальное профессиональное образование составили 21,9% или 179 человек. По сравнению с началом прошлого года их доля уменьшилась на 1,7 процентного пункта (на 01.01.2012-23,6%).
Доля лиц, имеющих профессиональное образование (53,1%), с начала прошлого года увеличилась (на 01.01.2012- 52,7%).
В числе безработных граждан доля выпускников учреждений профессионального образования (в течение года после окончания учебного заведения) (4,0% или 33 человека) с начала прошлого года уменьшилась на 0,5 процентного пункта (на 01.01.2012 - 4,5%).
Доля выпускников учреждений профессионального образования в числе безработных граждан снижается.
Имеющие среднее (полное) общее образование составили 29,9 или 244 человека. По сравнению с началом прошлого года их доля уменьшилась на 1,2 процентного пункта, (на 01.01.2012-31,1%).
Не имеющие среднего общего образования составили 1,2% или 10 человек. По сравнению с началом прошлого года их доля увеличилась (на 01.01.2012 - 0,9%).
По опыту работы и квалификации.
Не имеют опыта работы (ищут работу впервые) 9,1% безработных или 74 человека.. По сравнению с началом прошлого года их доля уменьшилась на 3 процентных пункта, на 01.01.2012 - 12,1%), при этом не имеют профессии (специальности) 3,4% безработных (на 01.01.2012-4,1%).
Доля ранее не работавших граждан в числе безработных граждан уменьшается (рисунок 2).