Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:41, дипломная работа
Цель данного дипломного проекта состоит в выявлении специфики процессов государственного регулирования занятости и безработицы в муниципалитете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты, определяющие сущность безработицы на современном этапе;
2. Рассмотреть состояние занятости и безработицы населения России на современном этапе;
3. Проанализировать состояние занятости и безработицы в муниципалитете Нижнеломовского района Пензенской области;
4. Провести анализ государственных методов противодействия безработице;
3. Выявить возможности совершенствования государственной защиты от безработицы в в муниципалитете Нижнеломовского района Пензенской области.
Введение
1 Теоретические аспекты управления безработицей в муниципалитете……………………………………………………………………5
1.1 Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета ………………………………………......5
1.2 Роль центра занятости населения на рынке труда и регулирование занятости…………………………………………………………………………….15
1.3 Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода………18
2 Анализ проблем безработицы, путей ее решения на примере муниципального образования Нижнеломовского района Пензенской области………………………………………………………………………………27
2.1 Внешние и внутренние факторы, влияющие на рынок труда……….............27
2.2 Перспективы и прогнозы по безработице в Нижнеломовском районе……...35 2.3 Анализ проблем безработицы …………............................................................55
3 Рекомендации по регулированию и предотвращению отрицательных последствий безработицы по Нижнеломовскому району на перспективу 2013-2014 года………………………………………………………………………63
3.1 Мероприятия направленные на улучшение последствий безработицы…………………………………………………………………………63 3.2 Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест……………………68
3.3 Меры по предотвращению отрицательных последствий безработицы…......71
Заключение
Список используемых источников информации
Индикатором результативности (начиная с 2013 года) служит численность населения, получившая информацию о положении на рынке труда, а также численность граждан, принимавших участие в ярмарках учебных и рабочих мест общей численности экономически активного населения области.
Социальная поддержка безработных граждан
Одной из важнейших форм защиты безработных, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является социальная поддержка на время поиска работы, что обеспечивает гражданам возможность выбора оптимального варианта трудоустройства, способствует снижению социальной напряженности в обществе.
В программируемом периоде органы государственной службы занятости будут осуществлять работу, направленную на обеспечение своевременного и полного выполнения государственных гарантий социальной поддержки безработных, развитие эффективной системы регулирования социальных выплат, ориентированной на стимулирование трудоустройства граждан.
Реализация гарантий государства в части обеспечения социальной поддержки безработных граждан в 2013 - 2014 годах будет осуществляться в следующих формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о занятости населения:
- выплата пособий по безработице в период поиска подходящей работы (в.т.ч. в период временной нетрудоспособности безработного гражданина) и участие безработных граждан в общественных работах;
- выплата стипендий в период прохождения безработными гражданами профессионального обучения по направлению органов службы занятости;
- оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.
В рамках обеспечения социальной защиты населения, а также в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими изменениями) в программируемом периоде предполагается предоставление безработным гражданам назначения по предложению органов службы занятости трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости.
Предоставление безработным гражданам предпенсионного возраста возможности выхода на пенсию досрочно позволит снизить напряженность на региональном рынке труда, перераспределить имеющиеся или создаваемые рабочие места в пользу экономически активного населения более молодых возрастов.
3.3 Меры по предотвращению отрицательных последствий безработицы
Общие меры по предотвращению отрицательных последствий
безработицы:
1. Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на другие специальности и т.д.).
2. Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции).
3. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (кооперативы, фермерские хозяйства).
4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям.
5. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя).
6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д. [6, c.16].
Правительство РФ разработало комплекс мер по борьбе с безработицей в период кризиса. Они представлены в Антикризисном плане правительства. В режиме немедленного реагирования правительство приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.
Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. руб. на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами РФ приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан [24].
Программой запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек. Дополнительные бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами РФ. Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах РФ организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий". Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения, организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно. При этом для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам РФ по сравнению с их предложениями. Количество безработных со второй половине 2012 года растет более быстрыми темпами и к концу года власть столкнется с неприятными цифрами. Поэтому правительство объявило борьбу с безработицей одним из приоритетных направлений антикризисной программы
Заключение
В ходе написания данного дипломного проекта, можно прийти к следующим выводам.
В связи с те, что переход России к рыночной экономике потребовал глубоких экономических реформ в сфере занятости, необходима разработка новых, современных методов и рекомендаций по регулированию и предотвращению последствий безработицы.
Проведенный анализ показывает, что в городе Н.Ломове с каждым годом увеличивается количество граждан, обращающихся за содействием в службу занятости. Также возрастает количество обращений в центры занятости населения пенсионеров по инвалидности. При этом уровень общей безработицы снизился от численности экономически активного населения.
Социологическое исследование свидетельствует, в службы занятости прежде всего обращаются те безработные, которые как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышали свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики рынка труд, новых профессиональных требований, некоммуникативны, не имеют навыков самообразования и нередко находятся в состоянии психологического стресса. Что касается молодежи, то здесь прибавляются отсутствие опыта, низкий профессионализм, снижение уровня образования.
Основным направлением профилактики безработицы является проведение работы среди молодежи, помощь в выборе будущей профессии, способствование выбору места прохождения производственной практики и трудоустройства по окончании высшего учебного заведения. Реализация данных мер позволит снизить безработицу среди молодежи, а в дальнейшем и среди других слоев населения.
Важнейшим условием эффективной работы центра занятости является рациональная организация работы его служб на основе практикующихся технологий и их взаимодействия между собой. В дальнейшем технологию работы городского центра занятости населения следует понимать как набор стандартных операций, выполняемых на каждом рабочем месте. Эти операции, как правило, связаны с приемом, переработкой и передачей информации, получаемой из различных источников; технология реализуется посредством внедрения автоматизированных рабочих мест специалистов с использованием локальной компьютерной сети. По мнению ведущих специалистов и руководства ЦЗН, для разработки эффективной технологии его деятельности необходимо провести определенное время на рабочем месте каждого специалиста, начиная от первичного приема и заканчивая разработкой стратегии работы службы занятости.
Список используемых источников
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ.
Закон о занятости населения в Российской Федерации от 25.07.2002 №116-ФЗ.
Трудовой кодекс Российской Федерации. - М. : Омега-Л, 2012. - с. 183
Агабекян, Р.Л. Современные теории занятости : учебное пособие для вузов / Р. Л. Агабекян, Г.А. Авагян. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 190 с.
Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокин. - М. : ЮНИТИ, 2011. - 407 с.
Боровик, В.С. Занятость населения : учебное пособие / В.С. Боровик, Е.Е. Ермакова, В.А. Похвощев. - Ростов-на-Дону: «Феликс», 2011. - 320 с.
Буланов, В.С. Рынок труда: учебник / Под ред. проф В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. - М. : «Экзамен», 2012. - 448 с.
Вертешев, С.М. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности (учебно-методическое пособие) / под рук. д.т.н. проф. С.М. Вертешева, проф. Рохчина В.Е. - СПб : Издательство СПб ГПУ, 2009. - 320 с.
Винокуров, М.А. Экономика труда / Под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. - СПб. : Питер, 2011. - 656 с.
Волгин, Н.А. Социальная политика : учебник / под общ. ред. Н.А. Волгина. - М. : Издательство «Экзамен», 2012. - 736 с.
Ворожейкин, И.Е. Управление социальным развитием организации: учебник / И.Е. Ворожейкин. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 176 с.
Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б.М. Генкин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 2009. - 412 с.
Зотов, В.Б. Муниципальное управление: учебник для вузов / В.Б. Зотова, З.М. Макашева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 279 с.
Иванова, В.Н. Управление занятостью населения на местном уровне: учебное пособие / В.Н. Ивановой, Т.И. Безденежных. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 192 с.
Кнорринг, В.И. Основы государственного и муниципального управления: учебник / В.И. Кнорринг. - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 416 с.
Морозова, Т.Г. Региональная экономика: учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.П. Поляк и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 519 с.
Плакся, В.И. Безработица: теория и современная российская практика / В.И. Плакся. - М: Наука, 2011. - 262 с.
Старовойтова, Л.Н. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Н. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. - М.: Изд. центр Академия, 2010. - 192 с.
Авраамова, Е.М. Правовое регулирование на российском рынке труда / Е.М. Авраамова, Ю.Б. Вернаховская // Вопросы экономики. - 2011. - №4. - с. 37-41.
Барсукова, С.Ю. Формальное и неформальное трудоустройство, парадоксальное сходство на фоне очевидного различия // Социологические исследования. - 2009. - №7. - с. 129-131.
Бочарова, И. Программы содействия занятости // Экономист. - 2010. - №5. - с. 77-84.
Бреев, Б. О качестве занятости населения России // Общество и экономика. - 2012. - №7-8. - с. 305-325.
Вишневская, Н. Реформа законодательства о защите занятости и рынок труда // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - №10. - с. 34-42.
Выборнова, В.В. Муниципалитеты управляют занятостью / В.В. Выборнова, Е.А. Дунаева // Трудовое право. - 2009. - №4. - с. 54.
Ильин, С.П. Рынок рабочих мест для социально не защищенных категорий населения // ЭКО. - 2010. - №12. - с. 128-135.
Рофе, А. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда / А. Рофе, Б. Зобченко, В. Ильин. - М. : Наука, 2007. - 85 с.
Семенов, А. Принципы и механизмы создания рабочих мест // Экономист. - 2009. -№2. - с. 40-47.
Скутнева, С.В. Социально-правовые аспекты проблем занятости // Социологические исследования. - 2008. - №10. - с. 88-90.
Министерство региональной политики www.minregion.ru
Зиброва, Е. Официальная безработица в России: последние данные / Е. Зиброва - 2010 г. - URL: http://www.gazeta.ru/.
Макаров, Н. Безработица в России 2010-2011 статистика, мониторинг численности безработных в стране / Н. Макаров. - 2010 г. - URL: www.abird.ru.
32. Маслова, И. Прогнозы безработицы и корректировка политики занятости // Человек и труд. - 2010. - № 6. - С. 29-31
33. Матыцина Н.Обеспечение занятости населения, Экономист, №4 - 2010. 34. Мовин С. А. Проблемы реализации политики содействия занятости населению в регионах // РЭЖ. - 2010. - №2. -с. 12.
35. Мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда. - М.: Федеральная служба статистики, 2010. - 19 с.
36. Пономарёва А. Россия вышла на работу // Известия. - 2011. - 12 апреля. - С. 1,2
37. Решетникова Е. Помогут делом // Российская газета. Приложение. Российская бизнес-газета. - 2011. - 5 апреля. - С. 7-16
38. Россия в цифрах: Стат. сб. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2009.
39. Руденко Г.Г.Служба занятости и ее функции М.: РЭА, 2009.
40. Смольякова Т. Пособие от безработицы // Российская газета. - 2009. - 16 сентября. - С. 6
41. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - 3-е изд., стереотип. М.: Экзамен, 2009. - 734 с.
42. Социально-трудовые отношения: состояние и перспективы развития. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 100 с.