Решение проблемы трудовой занятости молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие проблем занятости молодежи. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть само понятие занятости, рассмотреть концепции занятости, оценить уровни занятости и безработицы среди молодых специалистов, их положение на современном рынке труда, а так же следует обозначить меры, направленные на снижение безработицы среди молодежи.

Содержание

Введение 2-3
Глава 1 Проблемы трудовой занятости молодежи 4-28
1.1 Понятия и виды трудовой занятости молодежи 4-13
1.2 Концепция трудовой занятости молодежи 14-21
1.3 Молодежь на рынке труда и образовательных услуг 22-27
1.4 Экономические и социальные последствия безработицы 28
Глава 2 Решение проблемы трудовой занятости молодежи 29-39
2.1 Содействие профессиональному самоопределению молодежи 29-32
2.2 Меры ,направленные на снижение уровня безработицы среди граждан молодежи 33-34
2.3 Программа поддержки граждан молодежи 35-39
Заключение 40-41
Список использованной литературы 42-43

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 72.05 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение           2-3 

Глава 1 Проблемы трудовой занятости молодежи    4-28 

1.1 Понятия и виды трудовой занятости молодежи    4-13

1.2 Концепция трудовой занятости  молодежи     14-21 

1.3 Молодежь на рынке труда и образовательных услуг   22-27 

1.4 Экономические и социальные последствия безработицы  28 

Глава 2 Решение проблемы трудовой занятости молодежи   29-39 

2.1 Содействие профессиональному самоопределению молодежи 29-32 

2.2 Меры ,направленные на снижение уровня безработицы среди граждан молодежи           33-34 

2.3 Программа поддержки граждан молодежи     35-39 

Заключение          40-41 

Список использованной литературы      42-43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Будущее любой страны находится  в руках современных юношей и  девушек. Молодежь – исключительно  важный ресурс производительных сил  общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и  быстро обучаемой рабочей силой. В соответствии с методологией Росстата к молодежной категории населения относятся лица в возрасте от 16 до 29 лет. Это солидная часть потенциальной рабочей силы, составляющая на конец 2006 года 25,5% экономически активного населения.

Молодые люди будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит её последующее развитие. Молодежь является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. В условиях России, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, обеспечения занятости, усиление наркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь. Поэтому очень важна государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи.

Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает  предпосылки роста безработицы  среди выпускников учреждений профессионального  образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное  заведения, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим и средним  профессиональным образованием.

Безработица представляет собой  макроэкономическую проблему, оказывающую  наиболее прямое и сильное воздействие  на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.

Целью курсовой работы является раскрытие проблем занятости  молодежи. Для этого необходимо выполнить  следующие задачи: раскрыть само понятие  занятости, рассмотреть концепции  занятости, оценить уровни занятости  и безработицы среди молодых  специалистов, их положение на современном  рынке труда, а так же следует  обозначить меры, направленные на снижение безработицы среди молодежи.

Актуальность данной работы обусловлена состоянием того самого «будущего России» на сегодняшний  день, а так же решением данной проблемы. В исследовании данной проблемы заметно  преуспели зарубежные социологи  и экономисты. Но и в нашей стране эта тема не осталась без внимания специалистов. Уже в двадцатых  годах XX века, данная тема рассматривалась  такими авторами как: Н.М. Блинов, Зайцев, В.П. Шубин и другими.

К числу наиболее известных  и фундаментальных исследователей проблемы занятости молодежи в современной  России относится П.А. Чукреев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблемы трудовой занятости молодежи

 

1.1 Понятие и виды трудовой занятости молодежи

 

Для осуществления эффективной  государственной политики обеспечения  занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми.

Закон РФ "О занятости  населения в Российской Федерации" (далее - Закон) определяет занятость  как деятельность граждан, связанную  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому  законодательству и приносящую, как  правило, им заработок, трудовой доход. Занятыми считаются граждане:

- работающие по трудовому  договору, в том числе выполняющие  работу за вознаграждение на  условиях полного либо неполного  рабочего времени, а также имеющие  иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных  работ;

- зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;

- занятые в подсобных  промыслах и реализующие продукцию  по договорам;

- выполняющие работы по  договорам гражданско-правового  характера, предметами которых  являются выполнение работ и  оказание услуг, в том числе  по договорам, заключенным с  индивидуальными предпринимателями,  авторским договорам, а также  являющиеся членами производственных  кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные  или утвержденные на оплачиваемую  должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах  внутренних дел, Государственной  противопожарной службе, учреждениях  и органах уголовно-исполнительной  системы;

- проходящие очный курс  обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального  профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение  по направлению федеральной государственной  службы занятости населения;

- временно отсутствующие  на рабочем месте в связи  с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной  забастовкой, призывом на военные  сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к  военной службе (альтернативной  гражданской службе), исполнением  других государственных обязанностей  или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за  исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций  (объединений), благотворительных и  иных фондов, объединений юридических  лиц (ассоциаций и союзов), которые  не имеют имущественных прав  в отношении этих организаций.

Занятость - это длящееся отношение, которое характеризует  состояние определенности субъекта этого отношения (например, в качестве работника, лица, обучающегося в учебном  заведении, и т.д.) и не может прерываться (прекращаться) моментом устройства на работу, поступления в институт и  др.

Заслуживает внимания мнение о соотношении понятий "занятость" и "деятельность", высказанное  в литературе. В сфере общественного  и индивидуального производства возможен один вид деятельности - труд. Поэтому, определяя занятость как  деятельность, законодатель фактически отождествляет занятость с трудом. Однако занятость и труд не являются идентичными понятиями. Занятость, в отличие от труда, - не деятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте. До тех пор пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прерываются. Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или отдыхает. Поэтому толковать понятие "занятость" как "деятельность" нет никаких оснований.

Высказанное мнение по поводу невозможности использования в  качестве критерия занятости понятия "деятельность" представляется не вполне обоснованным.

Действительно, вступая в  трудовые правоотношения, занимаясь  предпринимательством, обучаясь в учебном  заведении и т.д., гражданин не осуществляет постоянно в течение  суток, недели, месяца какую-либо деятельность. Следует иметь в виду, что перерывы в ее осуществлении для человека необходимы физиологически. Поэтому  за ним, безусловно, сохраняется статус лица, находящегося в соответствующем  правоотношении работника, предпринимателя, учащегося, и в тех случаях, когда  гражданин на законных основаниях деятельность не осуществляет. Следовательно, в некоторых  случаях и, не осуществляя деятельность, тот или иной гражданин все  равно признается занятым, например, работник, находящийся в ежегодном  оплачиваемом отпуске.

Временное отсутствие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой  или иными причинами, не прерывает  состояния занятости. Вместе с тем  любая из перечисленных законодательством  сфер занятости в первоочередном порядке предполагает осуществление  определенной деятельности и только благодаря ей имеет социальное значение. Например, вступая в трудовое правоотношение, работник обязуется выполнять трудовые функции, подчиняясь правилам внутреннего  трудового распорядка; поступая в высшее учебное заведение, студент обязуется изучать определенные научные дисциплины, а, регистрируясь в качестве индивидуального предпринимателя, гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность. Так или иначе, все указанные отношения основываются исключительно на определенной социально полезной деятельности, поэтому в отрыве от нее они теряют всякое правовое и экономическое значение. Существование того или иного правоотношения, в рамках которого реализуется в той или иной форме занятость, предопределяется исключительно деятельностью, по поводу которой правоотношение возникает.

Занятость - это не просто деятельность, а деятельность, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей.

В осуществлении определенной деятельности гражданин в первую очередь заинтересован сам. Для  нормального развития и существования  гражданину требуются материальные средства, за счет которых он покрывает  возникающие в процессе жизнедеятельности  расходы и удовлетворяет личные потребности.

Во всех случаях, выбирая  сферу деятельности, в которой  гражданин предполагает себя реализовать, все эти параметры, формирующие  личную потребность, в той или  иной степени учитываются им. В  любом случае конечный выбор вида занятости всегда определяется гражданином.

 Вместе с тем законодательством  устанавливаются определенные формы,  в рамках которых гражданин  может реализовать свои способности.  Поэтому, осуществляя деятельность  в той или иной сфере, гражданин  объективно удовлетворяет и общественные  потребности. Так, осуществляя  трудовую деятельность в рамках  заключенного трудового договора, работник удовлетворяет общественную  потребность в производстве продукции,  оказании услуг. Это важно для  государства, поскольку благосостояние  общества непосредственно зависит  от количества произведенного  валового национального продукта. Высокая эффективность работника  при выполнении им своих трудовых обязанностей ведет к повышению количества выпускаемой предприятием продукции. При этом, реализуя произведенную продукцию, предприятие получает прибыль, с которой уплачиваются налоги в государственный бюджет. Таким образом, общество косвенно заинтересовано в эффективном выполнении работником своих трудовых обязанностей.

Студент, обучаясь в учебном  заведении, удовлетворяет личную потребность  в получении знаний, но в то же время, получая специальное образование, он удовлетворяет и общественную потребность в квалифицированной  рабочей силе.

Важно отметить то, что нормы  гражданского законодательства предусматривают  необходимость государственной  регистрации предпринимательской  деятельности. Следовательно, граждане, осуществляющие такую деятельность без регистрации, нарушают положения  гражданского законодательства, и нет  оснований считать их занятыми, т.е. осуществление деятельности, запрещенной  российским законодательством, не может  рассматриваться в качестве занятости.

В законодательстве и практике деятельности федеральных органов  исполнительной власти, реализующих  государственную политику в области  занятости, сложились различные  классификации занятости в зависимости  от того или иного аспекта данного  общественного явления.

Одна из распространенных классификаций занятости на основании  полноты охвата трудоспособного  населения - это ее подразделение  на полную и неполную. При этом имеется в виду полная или неполная занятость населения в целом, а не отдельных граждан.

Словарь терминов, применяемых  в деятельности служб занятости, указывает, что полная занятость  представляет собой состояние на рынке труда, при котором полностью  удовлетворяется потребность граждан  в работе. Полная занятость предполагает равновесие между предложением рабочей  силы и спросом на нее как по стране в целом, так и по отдельным  регионам, что возможно в рыночной экономике как исключение. В политике занятости полная занятость является важнейшей целью, когда реализуется право каждого гражданина на труд.

Информация о работе Решение проблемы трудовой занятости молодежи