Решение проблемы трудовой занятости молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие проблем занятости молодежи. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть само понятие занятости, рассмотреть концепции занятости, оценить уровни занятости и безработицы среди молодых специалистов, их положение на современном рынке труда, а так же следует обозначить меры, направленные на снижение безработицы среди молодежи.

Содержание

Введение 2-3
Глава 1 Проблемы трудовой занятости молодежи 4-28
1.1 Понятия и виды трудовой занятости молодежи 4-13
1.2 Концепция трудовой занятости молодежи 14-21
1.3 Молодежь на рынке труда и образовательных услуг 22-27
1.4 Экономические и социальные последствия безработицы 28
Глава 2 Решение проблемы трудовой занятости молодежи 29-39
2.1 Содействие профессиональному самоопределению молодежи 29-32
2.2 Меры ,направленные на снижение уровня безработицы среди граждан молодежи 33-34
2.3 Программа поддержки граждан молодежи 35-39
Заключение 40-41
Список использованной литературы 42-43

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 72.05 Кб (Скачать документ)

Значительную роль призвано сыграть заключение различного рода договоров или соглашений (двух-, трехсторонних) между органами ГСЗН, работодателями и образовательными учреждениями относительно подготовки и трудоустройства выпускников  образовательных учреждений либо по поводу и условиям повышения квалификации и переподготовки кадров на действующих  предприятиях и в организациях. Следует  иметь в виду, что в последнее время традиционные модели взаимодействия предприятий и учебных заведений существенно трансформировались. В частности, наблюдается переход от единовременных договоров к постоянному взаимодействию предприятий и учебных заведений.

С учетом процессов, происходящих в сфере занятости, следовало  бы ускорить подготовку на федеральном  уровне нормативной правовой базы по целому ряду назревших вопросов. Речь идет о введении государственного заказа на подготовку специалистов вузах, об узаконивании контрактной формы  закрепления специалистов, подготовленных в рамках целевых программ (с соответствующими обязательствами сторон по срокам закрепления  и объемам возмещения затрат). Представляется целесообразным поощрять (посредством  льготного налогообложения, кредитования) предприятия, создающие рабочие  места для молодежи, разрабатывать  и ввести образовательные стандарты, учитывающие требования международных  норм.

На региональном уровне было бы оправданным применять квотирование рабочих мест для молодежи, планировать  создание новых рабочих мест для  выпускников учебных заведений, стимулировать молодежную самозанятость и развитие малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Программа поддержки граждан молодежи

 

Активная молодежная политика - забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Нынешняя молодежь - это и есть наше будущее, образ  завтрашнего дня страны.

Правительство РФ распоряжением  от 18.12.06 N 1760-р утвердило Стратегию  государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Цель стратегии - развитие потенциала молодежи в интересах  России. Среди ее приоритетов - информирование молодых людей о возможностях, которые предоставляет им общество, вовлечение их в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; помощь отдельным группам  граждан (инвалиды, сироты, дети, находящиеся  в трудной жизненной ситуации и др.). Основные принципы реализации - определение приоритетов, проектный  подход, взаимодействие структур гражданского общества, власти и бизнеса, информационная открытость и отчетность. Российский Союз Молодежи является одним из разработчиков  Стратегии.

Стратегия государственной  молодежной политики (далее - Стратегия) разработана на период до 2016 года и  определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной  самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое  и культурное развитие страны, обеспечение  ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Данная политика формируется  и реализуется органами государственной  власти и местного самоуправления при  участии молодежных и детских  общественных объединений, неправительственных  организаций и иных юридических и физических лиц. Ориентирована политика преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.

В связи со стремительным  старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10 - 25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах  России.

Проекты, разработанные для  реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют возможности для равного  участия в них всех молодых  людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального  статуса, предоставят молодежи возможности  деятельности, которые более всего  соответствуют ее интересам.

Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную  ограниченность ресурсов развития, приоритетными  должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой  подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в  целом.

Государственная молодежная политика призвана объединить государственные  и негосударственные ресурсы, что  предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:

- системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

- выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

- вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, - инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.

Такая система приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения  молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность  страны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

Для реализации приоритетного  направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и  ее информирование о потенциальных  возможностях развития в России, были предложены различные проекты, такие как "Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд", "Доброволец России", "Молодая семья России" и "Карьера".

Основными целями проекта "Карьера" являются: самоопределение молодежи на рынке труда; развитие моделей  и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения  молодежи.

Для достижения этих целей  будут реализованы разработанные  мероприятия, направленные: на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости  молодежи; на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового  просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда; на внедрение эффективных  программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения  на рынке труда; на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении  вопросов трудоустройства молодых  людей; на создание условий для максимально  гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов; на поддержку и  популяризацию инициатив и начинаний  молодежи в социально-экономической  сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок. В условиях модернизации общества и растущих требований к  человеческому капиталу государственная  молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение  собственных проблем и общенациональных задач.

Задачи государственной  молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством  применения проектного подхода, формирования системы российских молодежных проектов, основанных на приоритетных направлениях Стратегии, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.

Все это в конечном итоге  сформирует устойчивые условия для  самоорганизации молодежи и всего  населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед  Россией, роста благосостояния граждан  и совершенствования общественных отношений.

Реализации молодежной политики в последние годы уделяется все  больше внимания, причем не только на федеральном, но и на местном и региональном уровнях. В сентябре 2006 года депутатами Братской городской Думы было принято  решение о создании молодежного  инициативного и совещательного органа на территории города. И уже  в начале 2007 года, при непосредственной поддержке отдела по делам молодежи, начал осуществлять свою деятельность Молодежный Парламент первого созыва. В состав, которого вошли 25 представителей учащейся и рабочей молодежи города.

Одной из основных целей, стоящих  перед молодыми парламентариями  является - привлечение молодежи к  активному участию в общественной и политической жизни города, формирование правовой и политической культуры, поддержка созидательной активности молодежи. В составе Молодежного  Парламента насчитывается пять постоянных комиссий: по регламенту, по социально-правовой защите молодежи, по воспитанию гражданственности  и патриотизма, комиссия по трудоустройству  и занятости молодежи и комиссия по экологии.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В своей работе я рассмотрела  проблему положения современной  российской молодежи в сфере труда  и занятости, и привела некоторые  меры, которые должны быть предприняты  для улучшения существующего  положения.

Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой  достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной  политики. Разумеется, все пути выхода из сложившейся кризисной ситуации на молодежном рынке труда наталкиваются  на препятствия в социальной, экономической, правовой, политической сферах нашей  жизни, поэтому все меры должны приниматься  комплексно.

На молодежный сектор рынка  труда оказывает влияние ряд  негативных тенденций: усиление несоответствия спроса и предложения рабочей  силы как по профессионально-квалификационным, так и по другим качественным характеристикам; увеличение в структуре предложения  рабочей силы доли лиц, не имеющих  профессий; падение престижа рабочих  профессий; слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации и переподготовке работающих. При  этом страдает и экономика, не получающая необходимой для её успешного  функционирования рабочей силы определенных профессий и уровня квалификации. Учитывая высокий уровень структурной  безработицы, представляется необходимым  расширять взаимодействие службы занятости  с органами исполнительной власти и  предпринимательским корпусом.

Развитие экономики, науки  и информационных технологий предъявляет  высокие требования к качеству рабочей  силы. Это относится и к молодым  рабочим, и к начинающим специалистам. На рынке труда они считаются  наиболее уязвимой категорией, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики.

Россию необходимо выводить из сложившегося «равновесия» между  низким уровнем заработной платы, скрытой  безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного  рынка труда. С точки зрения развития рынка труда особое значение имеют  три сегмента этой политики:

- формирование динамичного  рынка труда за счет реструктуризации  предприятий и создания рабочих  мест на новых предприятиях;

- регулирование рынка  труда (правила найма и увольнения  работников и характер трудовых  договоров; учет фактического  исполнения законов; баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования);

- система социальной защиты  работников (страхование от безработицы  и другие меры поддержки доходов;  разработка активных программ  развития рынка труда)

Сегодня необходимо развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса  с учетом потребности экономики.

Государство должно занять самую активную позицию в деле обеспечения занятости молодежи - разработать комплекс мер по закреплению  молодых рабочих кадров, особенно в трудонедостаточных сегментах  экономики. Главный инструмент такой  политики - региональные программы  по созданию рабочих мест для молодежи. При этом важно, чтобы государственное  вмешательство осуществлялось в  основном с помощью экономических  и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских  структур, а не административных мер. Повышение образовательного уровня населения и расширение занятости - условия сокращения бедности / А. Разумов, Е. Новик / Человек и труд. 2007. № 9.

 

Список использованной литературы

 

1.  Аверьянов Ю., Калашникова  И., Регулирование занятости с  точки зрения теории / Человек  и труд. – 2005. № 5

2.  Бабушкина Т., Гарсия-Исер  М., Молодежь на рынках труда  и образовательных услуг / Человек  и труд. 2005. № 6.

3. Гаврилина А. Трудоустройство работников в связи с прекращением трудового договора// Трудовое право. 2003. - №3.

Информация о работе Решение проблемы трудовой занятости молодежи