Решение проблемы трудовой занятости молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие проблем занятости молодежи. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть само понятие занятости, рассмотреть концепции занятости, оценить уровни занятости и безработицы среди молодых специалистов, их положение на современном рынке труда, а так же следует обозначить меры, направленные на снижение безработицы среди молодежи.

Содержание

Введение 2-3
Глава 1 Проблемы трудовой занятости молодежи 4-28
1.1 Понятия и виды трудовой занятости молодежи 4-13
1.2 Концепция трудовой занятости молодежи 14-21
1.3 Молодежь на рынке труда и образовательных услуг 22-27
1.4 Экономические и социальные последствия безработицы 28
Глава 2 Решение проблемы трудовой занятости молодежи 29-39
2.1 Содействие профессиональному самоопределению молодежи 29-32
2.2 Меры ,направленные на снижение уровня безработицы среди граждан молодежи 33-34
2.3 Программа поддержки граждан молодежи 35-39
Заключение 40-41
Список использованной литературы 42-43

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 72.05 Кб (Скачать документ)

Неполная занятость трактуется как занятость в неполное рабочее  время либо по желанию работника, либо по экономическим причинам, когда  сокращается длительность рабочего времени с согласия или без  согласия работников. Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.

Такое разделение полной и  неполной занятости вызывает определенные возражения. Выделение полной и неполной занятости как элементов единой классификации должно происходить  по полноте занятости в определенном смысле. Если в первом случае (определение  полной занятости) определяется занятость  населения в целом, то при определении  неполной занятости акцент ставится на занятости конкретного гражданина.

Полная занятость - это  занятость населения при наличии  естественного уровня безработицы, подверженного колебанию в зависимости  от социально-экономического положения  страны. При этом под естественным уровнем безработицы понимается объективный, экономически и социально  приемлемый уровень безработицы, обусловленный  структурными изменениями в спросе на рабочую силу - структурная безработица, а также поисками или ожиданием  работы - фрикционная безработица. Например, в США занятость определяется как полная лишь в том случае, если уровень безработных граждан  составляет 3% общего количества трудоспособного  населения. В российском же законодательстве это определение не имеет цифровых ориентиров, что негативно отражается на государственной политике в области  занятости в целом.

Частичная безработица - характерное  и в какой-то мере необходимое  явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости объясняется  тем, что работник в связи с  переменой работы, места жительства и т.п. выходит на определенное время  из непосредственного производства. Это значит, что в каждый момент имеется часть не использованной в производстве рабочей силы, что обусловливается действием объективных законов воспроизводства независимо от уровня его организации и протекания.

Кроме того, наличие социально  приемлемого уровня безработицы  оказывает положительное влияние  на конкуренцию на рынке труда, стимулируя развитие трудовых ресурсов.

Поэтому для эффективного осуществления государственной  политики в области занятости  в законодательстве необходимо определить понятие полной занятости с учетом приемлемого, естественно необходимого, уровня безработицы. Неполную занятость, с учетом приведенного определения  полной занятости, можно охарактеризовать как занятость, при которой превышен естественный уровень безработицы.

Применительно к конкретному  гражданину можно выделить полную занятость, когда он занят полное рабочее  время с получением соответствующего вознаграждения, неполную занятость, которая, в свою очередь, классифицируется на добровольную и вынужденную или  частичную безработицу, и незанятость, также добровольную или вынужденную - полную безработицу.

К сожалению, на сегодняшний  день российское законодательство, регламентируя  правовой статус безработных граждан, практически полностью обходит  стороной регулирование вопросов частично занятого населения и предоставления им соответствующей социальной помощи и государственного содействия в  обеспечении полной занятости.

Вместе с тем количество лиц, которые по не зависящим от них  причинам не могут трудиться полный рабочий день, огромно. Игнорирование  со стороны государства регулирования  данных вопросов представляется, как  минимум, необоснованным.

Проблемы частичной занятости  неоднократно освещались в рамках Международной  организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами.

При этом оценка частичной  занятости различными государствами  происходит по-разному из-за двоякой  оценки данного социального явления.

С одной стороны, расширение масштабов частичной занятости  вызывает недовольство многих людей, поскольку, по их мнению, оно приводит к росту  конкуренции на рынке труда. Другие же, наоборот, поддерживают частичную  занятость, которая позволяет сочетать трудовую деятельность с выполнением  семейных обязанностей и с учебой, а также обеспечить постепенный  выход трудящихся на пенсию, избегая  резкого изменения режима работы и стиля жизни.

Многие определения частичной  занятости, принятые в различных  странах, исходят из трактовки, сформулированной Международной организацией труда, которая под частичной занятостью понимает регулярную занятость по найму  при значительно сокращенной  продолжительности рабочего времени. Продолжительность рабочего времени  при частичной занятости существенно  ниже установленного стандарта. В законодательстве некоторых стран она меньше нормативного рабочего времени, как минимум, на 20% (хотя в большинстве случаев этот размер не определяется).

Как показал зарубежный опыт, отсутствие точного определения  размера стандартной продолжительности  рабочего времени при частичной  занятости затрудняет выделение  данной категории граждан в общей  структуре трудоспособного населения. При определении частично занятых  лиц существуют трудности и иного  порядка. Например, человек, работающий по совместительству, может трудиться  на нескольких предприятиях как частично занятый, хотя и имеет в целом  полный объем трудовой нагрузки. Этот момент необходимо учитывать при  определении частичной занятости  гражданина в рамках законодательства.

Во многих странах стимулирование частичной занятости рассматривается  правительственными органами как эффективное  средство борьбы с безработицей. При  этом частично занятые граждане в  ряде случаев имеют право на государственное  содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия  по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий  меньше, чем у полностью занятых. Пособия для частично занятых устанавливаются в меньшем размере, чем пособия для полностью занятых, если учитывается размер трудовой нагрузки. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых.

Ориентируясь на мировой  опыт регулирования проблем занятости  населения и международные акты, Россия, как государство с социально  ориентированной рыночной экономикой, должна адекватно реагировать на отношения, возникающие на рынке  труда. Отсутствие в части правового  регулирования вопросов частичной  занятости практически полностью  нивелирует социальную защиту и государственную  поддержку в обеспечении занятости  данной категории граждан.

Например, в случае если гражданин  был занят на двух работах по совместительству, с основной работы был уволен, но во второй организации продолжает трудиться, он, как и ранее, относится к  числу занятых граждан. Ранее  совмещаемая работа становилась  основной, а он приобретал статус занятого гражданина на условиях неполного рабочего времени. При этом государством совершенно не учитывается такое изменение  правового и фактического положения  гражданина. Естественно, что в данной ситуации у гражданина значительно  сокращается заработок, который  в данной ситуации может быть во много раз меньше прожиточного минимума. Возникает вполне обоснованный вопрос о реализации конституционного права каждого на социальную защиту со стороны государства при возникновении подобной ситуации.

Вместе с тем, формально  признаваясь занятым, данный гражданин  лишается права на получение пособия  по безработицы, а, фактически остается без средств к существованию, и значительно ограничен в  государственном содействии в подборе  подходящей работы через систему  органов службы занятости, поскольку  не может быть зарегистрирован в  качестве безработного.

Этот пример наглядно демонстрирует  важность и огромную социальную значимость необходимости регулирования отношений  по обеспечению занятости частично занятых граждан. Необходимо на законодательном  уровне определить категорию лиц, признаваемых частично занятыми и нуждающимися в  социальной помощи и поддержке со стороны государства, и наделить возможно, с определенными ограничениями их рядом правомочий, принадлежащих безработным, в целях обеспечения прав данной категории граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также на социальную защиту от безработицы.

Дальнейшее игнорирование  регулирования законодателем вопросов, связанных с частичной занятостью граждан и их социальной поддержкой, приведет к негативным последствиям на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Концепция трудовой занятости молодежи

 

Теория занятости прошла долгий путь эволюционного развития и характеризуется многообразием  концептуальных подходов, методов и  инструментария исследований. Теоретические  взгляды на данную проблему характеризуются  множеством направлений и школ в  структуре мировой экономической  мысли.

Классическая модель рынка  труда - это экономическая теория, утверждающая, что полная занятость  является нормой рыночной экономики, а  наилучшей экономической политикой - политика невмешательства государства. Классическая модель основывается на принципе саморегулирования рынка  труда. Представителями этой модели являются Д. Риккардо, Милль, Маршалл, Пигу.

Классическая теория занятости  приходит к выводу, что экономика  проявляет тенденцию к полному  использованию своих ресурсов и  осуществляет выпуск продукции, соответствующий  полной занятости; это заключение основывается на законе Сэя и на предположении, что цена и зарплата эластичны:

- закон Сэя гласит: производство  товаров порождает равный спрос  на эти товары, так как изменения  процентной ставки будут свидетельствовать  о том, что не израсходованный  потребителями доход (т.е. доход,  «ушедший» на сбережения) будет  направлен инвесторам, которые истратят  эти заемные фонды на средства  производства;

- в случае избыточного  предложения товаров или избыточного  предложения труда (безработицы)  цены и зарплата будут падать  до тех пор, пока этот избыток  не будет устранен и пока  полная занятость и максимальное  производство продукции снова  не станут преобладать в экономике;

- веря в то, что капитализм  автоматически поддерживает уровень  производства продукции, соответствующий  полной занятости, классические  экономисты не видели необходимости правительственного вмешательства в функционирование экономики.

Полная занятость подразумевает  существование безработицы. Понятие  полной занятости не учитывает добровольную безработицу, то есть людей, не желающих работать. Общий объем трудовых ресурсов учитывает занятых и безработных, ищущих работу.

Полная занятость –  соответствие общего объема трудовых ресурсов количеству рабочих мест минус  уровень естественной безработицы.

Неоклассическая школа представлена трудами Д. Гилдера, А. Лаффера, М.Фелдстайна, Р. Холла и другими. За основу ее взяты  положения классической теории. Рынок  труда рассматривается как внутренне  неоднородная и динамичная система  связей, подчиняющаяся рыночным законам. Регулятором ее служит рыночный механизм. Цена труда (уровень заработной платы) воздействует на спрос и предложение  рабочей силы, регулирует их соотношение  и поддерживает необходимое равновесие между ними. Цена на рабочую силу быстро и гибко реагирует на конъюнктуру  рынка, увеличивается или уменьшается  в зависимости от реальной его  потребности. Посредством повышения  или понижения заработной платы  регулируется спрос на труд и его  предложение. Если в результате превышения предложения труда над спросом  возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их понижения, а, следовательно, и снижения заработной платы до тех пор, пока не установится  равновесие на рынке труда.

Представители монетаристской школы (М.Фридмен, Кейген, Бруннер, Мольцер, Э. Фелпс и другие) обосновывают положение  о том, что рыночная экономика  представляет собой самонастраивающуюся  систему, ценовой механизм, которой  сам определяет рациональный уровень  занятости. При такой системе  вмешательство государства приводит к сбою механизма саморегуляции  рынка, а денежное воздействие на совокупный спрос со стороны государства, в конечном счете, приведет к раскручиванию инфляционной спирали.

Монетаристы полагают, что  в любой момент времени имеется  некий уровень безработицы, обладающий свойством совместимости с равновесием  в структуре ставок реальной заработной платы. Этот уровень получил название «естественная норма безработицы», которая отражает действительные структурные  характеристики рынков труда и товаров, включая рыночные несовершенства, стохастические колебания спроса и предложения, стоимость информации о вакантных  рабочих местах и имеющейся рабочей  силе, издержки мобильности и другое.

Информация о работе Решение проблемы трудовой занятости молодежи