Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие проблем занятости молодежи. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть само понятие занятости, рассмотреть концепции занятости, оценить уровни занятости и безработицы среди молодых специалистов, их положение на современном рынке труда, а так же следует обозначить меры, направленные на снижение безработицы среди молодежи.
Введение 2-3
Глава 1 Проблемы трудовой занятости молодежи 4-28
1.1 Понятия и виды трудовой занятости молодежи 4-13
1.2 Концепция трудовой занятости молодежи 14-21
1.3 Молодежь на рынке труда и образовательных услуг 22-27
1.4 Экономические и социальные последствия безработицы 28
Глава 2 Решение проблемы трудовой занятости молодежи 29-39
2.1 Содействие профессиональному самоопределению молодежи 29-32
2.2 Меры ,направленные на снижение уровня безработицы среди граждан молодежи 33-34
2.3 Программа поддержки граждан молодежи 35-39
Заключение 40-41
Список использованной литературы 42-43
Развитие экономики, науки
и информационных технологий предъявляет
высокие требования к качеству рабочей
силы. Это относится и к молодым
рабочим, и к начинающим специалистам.
На рынке труда они считаются
наиболее уязвимой категорией. Работодатели
отдают предпочтение уже «готовым»
высококвалифицированным
Для поддержки молодежи в
жестких условиях рынка труда
разрабатываются различные
Потребность в проведении профориентационной работы зависит от современной ситуации на рынке труда. Современная ситуация на рынке труда характеризуется ростом скрытой безработицы, сокращением численности занятого населения, увеличением периода безработицы. Основные причины такой ситуации связаны со снижением количества экономически активного населения, с несоответствием требованиям работодателей по квалификационным характеристикам, перенасыщением рынка труда незанятыми молодыми специалистами.
Современное состояние российского
рынка труда предъявляет
Отечественная реальность показывает,
что увеличение предлагаемых вакансий
не приводит к сокращению безработной
молодежи. Часто работодатели буквально
сбиваются с ног в поисках
работников, но дело в том, что им
не хватает
Такие причины побуждают
работодателя отказаться от услуг молодых
специалистов, при этом интеллектуальный
потенциал остается невостребованным.
Отказ работодателя и рост безработицы
среди молодежи имеет негативные
последствия, такие как рост преступности,
эмоциональная неустойчивость, стресс,
вызванные потребностью в признании
и самореализации. Здесь может
возникнуть вопрос: Как достигнуть
того, чтобы молодой специалист был
конкурентоспособным на рынке труда?
Во-первых, он должен обладать рядом
качеств, удовлетворяющих запрос работодателя:
целеустремленность, наблюдательность
и исполнительность, ориентация на
эффективность и качество работы,
независимость и уверенность, стремление
быть информированным, энергичность, способность
убеждать и устанавливать связи,
коммуникабельность, способность быстро
и легко усваивать новый
Это далеко не все требования,
которые предъявляет
Во-вторых, необходимо вести активный поиск работы, используя все источники информации.
Но, несмотря на проблемы, молодежь является самой трудоспособной частью экономически активного населения. Для молодежи характерна готовность на рискованные эксперименты, наивысший уровень физического здоровья и значительные запасы энергии, эмоциональная насыщенность их жизни в совокупности с борьбой за экономическую самостоятельность, преуспевание, социальное признание и самореализацию. Поэтому при должном внимании со стороны руководства и благожелательном наставничестве старших коллег неопытность молодых специалистов может уступить место профессиональной зрелости и сделать их конкурентоспособными.
1.4 Экономические и социальные последствия безработицы
Главная экономическая "цена" безработицы - непроизведенная продукция. Если экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Эту потерянную продукцию можно рассматривать как отставание реального объема ВВП от потенциального, равное разнице между потенциальным и фактически полученным его объемом. Потенциальный объем ВВП определяется исходя из предположения, что существует естественный уровень безработицы.
Известный американский экономист
Артур Оукен математически
Безработица приводит не только к потерям ВВП, но и к значительным негативным социальным последствиям. В социальном плане безработица отчуждает человека от общества, лишая его надежной и устойчивой возможности зарабатывать на жизнь. Снижаются доходы и благосостояние семей. Кроме материальных потерь безработные несут тяжкий груз моральных потрясений. Не случайно среди безработных значительно выше число психических заболеваний, самоубийств, уровень преступности.
Глава 2. Решение проблемы трудовой занятости молодежи
2.1 Содействие профессиональному самоопределению молодежи
Профессиональное становление личности начинается еще во время учебы в школе – именно тогда формируются предпосылки, определяющие выбор будущей профессии. К сожалению, учебные программы оторваны от реальных проблем, которые молодым людям придется решать в жизни. Многие необходимые знания они вынуждены осваивать самостоятельно.
Стремясь всемерно содействовать
успешному профессиональному
- стадия оптации (12-17 лет) – подготовка к сознательному выбору профессионального пути;
- стадия профессиональной подготовки (15-23 года) – овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для будущей профессиональной деятельности;
- стадия развития профессионала
(от 23 лет) – вхождение в систему
межличностных отношений и
Согласно данной периодизации
процесс профессионального
Однако, несмотря на активные меры по профобучению и профориентации, доля молодежи в общей численности безработных остается высокой. Школа, к сожалению, не предоставляет молодым людям возможностей сознательного выбора профессионального пути. В целях облегчении ситуации и экономии государственных средств служба занятости во многих регионах вынуждена «вторгаться» в сферу школьного образования и проводить серьезную профориентационную работу среди выпускников, поскольку профессиональное самоопределение влияет не только на трудовую биографию конкретной личности, но в первую очередь на формирование трудового потенциала страны.
Сегодня многие высшие учебные
заведения не готовы учитывать реальные
перспективы трудоустройства
На последних курсах учебных
заведений силами своих структур
содействия трудоустройству (в тесном
контакте с территориальными органами
службы занятости) должны определяться
направления трудоустройства
Весьма полезен в этом
отношении опыт многих регионов, где
действуют системы
Очень важное направление
снижения негативных последствий структурных
несоответствий спроса на рабочую силу
и профессиональных предпочтений будущих
студентов – развитие систем профессионального
отбора и профессионально-ценностных
ориентаций для выпускников средних
образовательных школ. Именно в этот
период можно сориентировать молодого
человека на получение такой профессии,
которая бы отвечала его человеческим
качествам и возможностям и возможностям,
не входя при этом в противоречие
с потребностями рынка труда.
Одновременно необходимо повысить ответственность
самих молодых людей при выборе
той или иной профессии. Государство,
затратившее средства на профессиональную
подготовку, вправе рассчитывать на то,
что молодой специалист будет
трудиться в нужной для страны
отрасли. Сегодня же так поступает
лишь незначительная часть выпускников
вузов, обучающихся за счет бюджета.
Низкая заработная плата работников
бюджетной сферы делает работу в
ее организациях непривлекательной
для выпускников
В Красноярском крае, чтобы способствовать быстрой адаптации выпускников учебных заведений на рынке труда, 20 декабря 2006г. состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве по вопросам содействия трудоустройству выпускников между агентством труда и занятости населения администрации Красноярского края и Сибирским федеральным университетом.
Статистика показывает, что каждый год в службу занятости обращается не менее 60 тыс. молодых людей, которые приходят за помощью в трудоустройстве. Часть из них составляют выпускники школ, училищ, техникумов и вузов, которые в год окончания учебного заведения не смогли продолжить учебу или найти работу. В 2007 году их число составило более 3500 человек. Хотя молодежь быстрее находит работу, чем люди старшего поколения, однако, в процессе трудоустройства им часто приходится переучиваться и менять профессию. Избежать этого помогает тесное сотрудничество учебных заведений и службы занятости, которое позволяет еще до окончания учебного заведения сориентировать выпускников.
В рамках соглашения агентство
будет регулярно информировать
Сибирский федеральный
В свою очередь Сибирский
университет ввел профориентационное
сопровождение
2.2 Меры направленные на снижение уровня безработицы среди граждан молодежи
В соответствии с Рекомендацией МОТ № 195 «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение» перед государствами – членами МОТ стоит задача «разрабатывать национальные квалификационные основы, способствующие непрерывному обучению работников, оказывать предприятиям и службам занятости помощь в приведении в соответствие спроса и предложения специалистов нужной квалификации, ориентировать граждан в их выборе форм профессиональной подготовки и направлений профессионального роста, а так же содействовать признанию полученного ранее образования и приобретенных ранее навыков, компетентности и опыта».
Службе занятости в решении этих вопросов принадлежит центральная роль. К сожалению, в настоящее время функции ГСЗН оказались достаточно ограниченными даже по сравнению с периодом 90-х годов. Тем не менее, она имеет право выступать в качестве инициатора социально значимых проектов, связанных с использованием элементов стратегического планирования и прогнозирования мероприятий, направленных на согласование спроса и предложения на рабочую силу в пределах регионов (муниципалитетов). Речь идет об определении контрольных цифр приема учащихся по профессиям и срокам обучения на основе прогнозирования спроса на услуги образовательных учреждений. Последние формируются управлениями по труду на местах с учетом запросов работодателей.
Информация о работе Решение проблемы трудовой занятости молодежи