Решение проблемы трудовой занятости молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие проблем занятости молодежи. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть само понятие занятости, рассмотреть концепции занятости, оценить уровни занятости и безработицы среди молодых специалистов, их положение на современном рынке труда, а так же следует обозначить меры, направленные на снижение безработицы среди молодежи.

Содержание

Введение 2-3
Глава 1 Проблемы трудовой занятости молодежи 4-28
1.1 Понятия и виды трудовой занятости молодежи 4-13
1.2 Концепция трудовой занятости молодежи 14-21
1.3 Молодежь на рынке труда и образовательных услуг 22-27
1.4 Экономические и социальные последствия безработицы 28
Глава 2 Решение проблемы трудовой занятости молодежи 29-39
2.1 Содействие профессиональному самоопределению молодежи 29-32
2.2 Меры ,направленные на снижение уровня безработицы среди граждан молодежи 33-34
2.3 Программа поддержки граждан молодежи 35-39
Заключение 40-41
Список использованной литературы 42-43

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 72.05 Кб (Скачать документ)

Развитие экономики, науки  и информационных технологий предъявляет  высокие требования к качеству рабочей  силы. Это относится и к молодым  рабочим, и к начинающим специалистам. На рынке труда они считаются  наиболее уязвимой категорией. Работодатели отдают предпочтение уже «готовым»  высококвалифицированным работникам, способным принимать необходимые  решения, опираясь не только на знания, но и на свой опыт. Проблема безработицы  касается всей части экономически активного  населения, но особенно серьезна для  молодых людей. Последствия длительной безработицы для молодежи пагубно  влияют на ее деятельность.

Для поддержки молодежи в  жестких условиях рынка труда  разрабатываются различные программы  социальной адаптации. Такие программы  составляют и утверждают структуры, осуществляющие государственную политику в сфере содействия занятости  молодежи (службы занятости, комитеты по делам молодежи, биржи труда, фонды  занятости молодежи и прочие структурные  организации). В идеальном варианте мероприятия по проведению профориентационной работы с молодежью следует начинать уже тогда, когда человек стоит  перед выбором профессии.

Потребность в проведении профориентационной работы зависит  от современной ситуации на рынке  труда. Современная ситуация на рынке  труда характеризуется ростом скрытой  безработицы, сокращением численности  занятого населения, увеличением периода  безработицы. Основные причины такой  ситуации связаны со снижением количества экономически активного населения, с несоответствием требованиям  работодателей по квалификационным характеристикам, перенасыщением рынка  труда незанятыми молодыми специалистами.

Современное состояние российского  рынка труда предъявляет высокие  требования к претендентам на вакантные  рабочие места. Для успешного  поиска работы необходимо обладать такими качествами как: личная мобильность, высокая  квалификация, упорство и настойчивость, способность выдерживать конкуренцию, обладание необходимыми навыками. Такие  условия, заданные социально-экономической  ситуацией современной жизни, труднее  всего выдержать людям, впервые  столкнувшимся с жестокими реалиями рынка рабочей силы. Молодежь является одной из слабо защищенных групп  населения, и проблемы трудоустройства  молодежи не требуют отлагательства.

Отечественная реальность показывает, что увеличение предлагаемых вакансий не приводит к сокращению безработной  молодежи. Часто работодатели буквально  сбиваются с ног в поисках  работников, но дело в том, что им не хватает высококвалифицированных  специалистов, имеющих опыт работы. Нехватка профессионального опыта, знаний реалий рыночных отношений нередко становятся определяющими критериями при отборе кадров, и наличие красных дипломов и похвальной настойчивости еще не гарантия того, что молодой специалист получит работу. Можно выделить ряд объективных причин, определяющих низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда: низкая мотивация к поиску работы, отсутствие опыта работы, недостаточная профессиональная подготовка, неуверенность в своих силах, завышенные требования, предъявляемые к условиям труда и размеру заработной платы.

Такие причины побуждают  работодателя отказаться от услуг молодых  специалистов, при этом интеллектуальный потенциал остается невостребованным. Отказ работодателя и рост безработицы  среди молодежи имеет негативные последствия, такие как рост преступности, эмоциональная неустойчивость, стресс, вызванные потребностью в признании  и самореализации. Здесь может  возникнуть вопрос: Как достигнуть того, чтобы молодой специалист был  конкурентоспособным на рынке труда? Во-первых, он должен обладать рядом  качеств, удовлетворяющих запрос работодателя: целеустремленность, наблюдательность и исполнительность, ориентация на эффективность и качество работы, независимость и уверенность, стремление быть информированным, энергичность, способность  убеждать и устанавливать связи, коммуникабельность, способность быстро и легко усваивать новый материал.

Это далеко не все требования, которые предъявляет работодатель, поэтому главная задача молодого специалиста стремление к развитию этих качеств в себе.

Во-вторых, необходимо вести  активный поиск работы, используя  все источники информации.

Но, несмотря на проблемы, молодежь является самой трудоспособной частью экономически активного населения. Для молодежи характерна готовность на рискованные эксперименты, наивысший  уровень физического здоровья и значительные запасы энергии, эмоциональная насыщенность их жизни в совокупности с борьбой за экономическую самостоятельность, преуспевание, социальное признание и самореализацию. Поэтому при должном внимании со стороны руководства и благожелательном наставничестве старших коллег неопытность молодых специалистов может уступить место профессиональной зрелости и сделать их конкурентоспособными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Экономические и социальные последствия безработицы

 

Главная экономическая "цена" безработицы - непроизведенная продукция. Если экономика не в состоянии  создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет  и может работать, потенциальное  производство товаров и услуг  теряется безвозвратно. Эту потерянную продукцию можно рассматривать  как отставание реального объема ВВП от потенциального, равное разнице между потенциальным и фактически полученным его объемом. Потенциальный объем ВВП определяется исходя из предположения, что существует естественный уровень безработицы.

Известный американский экономист  Артур Оукен математически выразил  отношение между уровнем безработицы  и недополученным объемом ВВП. Это  отношение, получившее название закона Оукена. Это отстаивание представляет собой объем, на который фактический  ВВП меньше потенциального его значения. В свою очередь, потенциальный ВВП  определяется исходя из предложения, что  существует естественный уровень безработицы  при данных темпах экономического роста. Согласно закону Оукена превышение текущего уровня безработицы на 1% над предполагаемым естественным ее уровнем (при полной занятости) увеличивает отставание объема ВВП на 2,5%. Это отношение 1:2,5, т.е. уровня безработицы к отставанию объема ВВП, позволяет вычислить  абсолютные потери продукции, связанные  с любым уровнем безработицы в стране.

Безработица приводит не только к потерям ВВП, но и к значительным негативным социальным последствиям. В социальном плане безработица  отчуждает человека от общества, лишая  его надежной и устойчивой возможности  зарабатывать на жизнь. Снижаются доходы и благосостояние семей. Кроме материальных потерь безработные несут тяжкий груз моральных потрясений. Не случайно среди безработных значительно  выше число психических заболеваний, самоубийств, уровень преступности.

Глава 2. Решение проблемы трудовой занятости молодежи

 

2.1 Содействие  профессиональному самоопределению молодежи

 

Профессиональное становление  личности начинается еще во время  учебы в школе – именно тогда  формируются предпосылки, определяющие выбор будущей профессии. К сожалению, учебные программы оторваны от реальных проблем, которые молодым людям  придется решать в жизни. Многие необходимые  знания они вынуждены осваивать  самостоятельно.

Стремясь всемерно содействовать  успешному профессиональному самоопределению  молодежи, служба занятости активно  использует в своей практике результаты теоретических разработок, посвященных  профессиональному становлению  личности. Исходной позицией при этом является применение формулировки понятия  профессионального самоопределения, данной авторитетным российским ученым Е.Климовым, который рассматривал самоопределение  как важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «деятелей» чего-то полезного, сообщества профессионалов. Климов предложил следующую периодизацию профессионального становления:

- стадия оптации (12-17 лет)  – подготовка к сознательному  выбору профессионального пути;

- стадия профессиональной  подготовки (15-23 года) – овладение  знаниями, умениями и навыками, необходимыми  для будущей профессиональной  деятельности;

- стадия развития профессионала  (от 23 лет) – вхождение в систему  межличностных отношений и профессиональных  общностей и дальнейшее развитие  субъекта деятельности.

Согласно данной периодизации процесс профессионального самоопределения  наиболее успешен на стадии оптации. В период же профессиональной подготовки профориентационные мероприятия значительно менее эффективны.

Однако, несмотря на активные меры по профобучению и профориентации, доля молодежи в общей численности  безработных остается высокой. Школа, к сожалению, не предоставляет молодым  людям возможностей сознательного  выбора профессионального пути. В  целях облегчении ситуации и экономии государственных средств служба занятости во многих регионах вынуждена «вторгаться» в сферу школьного образования и проводить серьезную профориентационную работу среди выпускников, поскольку профессиональное самоопределение влияет не только на трудовую биографию конкретной личности, но в первую очередь на формирование трудового потенциала страны.

Сегодня многие высшие учебные  заведения не готовы учитывать реальные перспективы трудоустройства своих  выпускников, необходимо заранее готовить студентов к возможным проблемам, с которыми они могут столкнуться  на рынке труда (информировать их о реальном положении на территориальном  рынке труда, спросе на рабочую силу по конкретным профессиям, об основных гарантиях, которые государство  может предоставить им в области  трудоустройства).

На последних курсах учебных  заведений силами своих структур содействия трудоустройству (в тесном контакте с территориальными органами службы занятости) должны определяться направления трудоустройства студентов.

Весьма полезен в этом отношении опыт многих регионов, где  действуют системы профессионального  информирования, консультирования и  психологической поддержки. Их назначение – повысить конкурентоспособность  и содействовать переориентации граждан на профессии, востребованные на рынке. В рамках такой системы  могут быть реализованы как индивидуальные, так и групповые формы работы (информационно – обучающие курсы, групповые занятия в бизнес-клубах с ориентацией на предпринимательскую деятельность и самозанятость, социально-психологические программы, развитие навыков коммуникативной культуры, обучение технологии поиска работы). Могут использоваться хорошо зарекомендовавшие себя социально-психологические адаптационные программы, предназначенные для различных категорий граждан и учитывающие их особенности.

Очень важное направление  снижения негативных последствий структурных  несоответствий спроса на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих  студентов – развитие систем профессионального  отбора и профессионально-ценностных ориентаций для выпускников средних  образовательных школ. Именно в этот период можно сориентировать молодого человека на получение такой профессии, которая бы отвечала его человеческим качествам и возможностям и возможностям, не входя при этом в противоречие с потребностями рынка труда. Одновременно необходимо повысить ответственность  самих молодых людей при выборе той или иной профессии. Государство, затратившее средства на профессиональную подготовку, вправе рассчитывать на то, что молодой специалист будет  трудиться в нужной для страны отрасли. Сегодня же так поступает  лишь незначительная часть выпускников  вузов, обучающихся за счет бюджета. Низкая заработная плата работников бюджетной сферы делает работу в  ее организациях непривлекательной  для выпускников профессиональных учебных заведений, поэтому они  часто трудоустраиваются в коммерческие структуры. Иными словами, государство  оплачивает профессиональную подготовку кадров для негосударственной сферы; работодатели же практически в ней не участвуют.

В Красноярском крае, чтобы  способствовать быстрой адаптации  выпускников учебных заведений  на рынке труда, 20 декабря 2006г. состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве по вопросам содействия трудоустройству  выпускников между агентством труда  и занятости населения администрации Красноярского края и Сибирским федеральным университетом.

Статистика показывает, что  каждый год в службу занятости  обращается не менее 60 тыс. молодых  людей, которые приходят за помощью  в трудоустройстве. Часть из них  составляют выпускники школ, училищ, техникумов и вузов, которые в год окончания  учебного заведения не смогли продолжить учебу или найти работу. В 2007 году их число составило более 3500 человек. Хотя молодежь быстрее находит работу, чем люди старшего поколения, однако, в процессе трудоустройства им часто  приходится переучиваться и менять профессию. Избежать этого помогает тесное сотрудничество учебных заведений  и службы занятости, которое позволяет  еще до окончания учебного заведения  сориентировать выпускников.

В рамках соглашения агентство  будет регулярно информировать  Сибирский федеральный университет  о вакансиях работодателей, в  том числе и вакансиях на инвестиционных проектах, проводить мониторинг обращений  выпускников в службу, организовывать ярмарки вакансий для выпускников.

В свою очередь Сибирский  университет ввел профориентационное сопровождение профессионального  обучения (внедрение учебных программ, ориентирующих выпускников на активный и самостоятельный поиск работы), а также информирует службу занятости  о профессионально-квалификационной структуре выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.

 

 

 

 

 

 

2.2 Меры направленные на снижение уровня безработицы среди граждан молодежи

 

В соответствии с Рекомендацией  МОТ № 195 «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное  обучение» перед государствами  – членами МОТ стоит задача «разрабатывать национальные квалификационные основы, способствующие непрерывному обучению работников, оказывать предприятиям и службам занятости помощь в  приведении в соответствие спроса и  предложения специалистов нужной квалификации, ориентировать граждан в их выборе форм профессиональной подготовки и  направлений профессионального  роста, а так же содействовать признанию полученного ранее образования и приобретенных ранее навыков, компетентности и опыта».

Службе занятости в  решении этих вопросов принадлежит  центральная роль. К сожалению, в  настоящее время функции ГСЗН оказались достаточно ограниченными  даже по сравнению с периодом 90-х  годов. Тем не менее, она имеет право выступать в качестве инициатора социально значимых проектов, связанных с использованием элементов стратегического планирования и прогнозирования мероприятий, направленных на согласование спроса и предложения на рабочую силу в пределах регионов (муниципалитетов). Речь идет об определении контрольных цифр приема учащихся по профессиям и срокам обучения на основе прогнозирования спроса на услуги образовательных учреждений. Последние формируются управлениями по труду на местах с учетом запросов работодателей.

Информация о работе Решение проблемы трудовой занятости молодежи